Тема 1: Введение в профессию, вожатый как профессионал.
1) Вожатый как член педагогического коллектива лагеря.
История и традиции вожатского движения.
Вожатый – лицо, достигшее 18 лет, имеющее высшее или среднее специальное образование, либо студент педагогического ВУЗа, успешно прошедший аттестацию и имеющий свидетельство о профессии вожатого.
Вожатый - это педагог, работающий с детским объединением. Это основное звено в системе педагогических должностей, обеспечивающих полноценный и качественный отдых детей, приезжающих в детский оздоровительный лагерь (ДОЛ). Вожатый является непосредственным организатором временного детского коллектива (ВДК). Основное лицо, обеспечивающее охрану жизни и здоровья детей.
Успешная организация отдыха детей во многом зависит от личности вожатого лагерной смены и уровня его мастерства.
Предшественниками вожатых были энтузиасты, создавшие в первые годы после революции, детские объединения. В 1922 году была создана пионерская организация. Тогда появилось слово – вожатый (происходит от понятия «Вести», «Идти во главе»). В 50-е годы началась подготовка вожатых в педучилищах. С распадом пионерской организации меняется статус вожатого.
Вожатый ДОЛ – это сложная, но в то же время, очень нужная и интересная профессия.
Вожатый следит за «качеством», количеством и физическим состоянием.
Вожатый:
- Обладатель магнетизма личности;
- Лидер с силой убеждения;
- Педагог;
- Организованный человек;
- В душе ребенок.
Каждый ребенок особенный и вожатый должен уметь найти к нему подход. Профессия включает умение организовать и развлекать людей, творить с ними новое. С детьми всегда есть обратная связь.
|
Сталкиваясь с разными возрастными категориями детей, вожатый имеет возможность получить широкий спектр различных моделей поведения. Отлично отражается на личностном профессиональном росте.
Вожатый должен быть яркой индивидуальностью, но при этом обязан уметь работать в команде, находить общий язык с напарниками, вести с ними организаторскую, творческую деятельность.
Неумение работать в команде приводит к эмоциональному выгоранию. Чтобы такой проблемы не возникало, важно научиться «делиться» обязанностями, не взваливать на себя все, а доверять напарникам. Хороший напарник только тот, которому ты доверяешь, как себе.
Команда в вожатском деле – это всегда возможность работать быстрее, веселее, интереснее.
Профессия вожатого – это также старшие коллеги. Старший наставник помогает скорректировать работу вожатого, направляя его и подсказывая верные пути решения.
Вожатское дело – прекрасная возможность научиться реагировать на экстремальные ситуации, почувствовать груз ответственности.
Работа вожатого помогает снять коммуникационные барьеры, раскрепощает, помогает бороться с комплексами, развивает всесторонне.
Детская любовь, признание и уважение помогает вожатому полюбить себя таким, какой он есть.
2) Роль вожатого в воспитательном процессе.
А.С. Макаренко утверждал, что воспитательный процесс основан не на средствах, не на методах, не на способах, а именно на воспитательной системе (система воспитательных мероприятий, приводящих к определенной цели).
|
В.А. Сластенин
Воспитательная система – это целостная упорядоченная совокупность компонентов, способность целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности (учащихся).
Вожатый находится с детьми круглосуточно, поэтому важно подавать пример активной личности с лучшими качествами.
Детям трудно адаптироваться в новом коллективе – вожатому необходимо найти подход к каждому.
Дети тоскуют по дому – нужно заменить родителей на время смены.
Дети вступают в конфликты – важно решить их еще на стадии развития.
Вожатый должен любить детей, быть стрессоустойчив, уверен в своих силах и способен напрвлять свой отряд в верном направлении. Он реализует общелагерные цели и задачи в пределах своего отряда. Вожатый контролирует досуг, отслеживает дисциплину.
3) Требования к личности вожатого.
Высокий моральный облик, нравственная чистота – необходимые качества личности вожатого. Любовь к детям – основа работы вожатого. Вожатый находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок станет хорошим в будущем, вожатому важно понимать ребенка.
Однако не только это важно в работе вожатого. Нужны специальные педагогические способности. Выделяют общие и специальные способности.
Общие – те, которые обеспечивают успешное овладение многими видами деятельности.
Специальные – те, которые обеспечивают успех в каком-либо одном виде деятельности.
Отечественный ученый Л.И. Уманский, выделял общие и специфические способности умелого организатора:
|
- практичность ума (творческое проявление активности);
- общительность;
- инициативность (творческое проявление активности);
- настойчивость (умение доводить до конца);
- самообладание;
- работоспособность;
- наблюдательность;
- организованность.
Вожатый – руководитель, обладающий развитой психологической избирательностью, хорошо представляет, каких результатов можно ожидать от деятельности того или иного ребенка и не дает им тех поручений, с которыми они не смогут справиться.
Практически-психологический ум – способность руководителя учитывать индивидуально-психологические особенности каждого человека с целью повышения деятельности.
Можно выделить 5 ступеней процесса влияния на людей:
1) Расположить к себе (контакт, внимание, симпатия, готовность к разговору);
2) Заинтересованность;
3) Убедить (логика, аргументация, обоснование, деловитость);
4) Воздействовать (активность, искусство убеждения, мотивирование);
5) Завоевать (достоверность, непоколебимость, доверительные отношения).
Требовательность – одно из важных качеств вожатого. Она включает подкрепление действиями (контроль, анализ причин нарушения, применение воздействий).
Критичность – тоже важное качество. Способность анализировать и максимально объективно оценивать деятельность и поведение как собственное, так и других людей.
Уверенность в себе – самое главное.
Креативность – способность к творческому решению задач.
4) Профессионально важные качества.
ПВК – это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и коррелируют хотя бы с одним ее основным результативным параметром.
К ним относится:
- организаторские способности;
- интеллектуальность (высокий уровень интеллекта, грамотная речь);
- отзывчивость;
- обязательность;
- ответственность;
- организованность;
- активность личности;
- работоспособность;
- находчивость;
- профессионализм;
- инициативность;
- отсутствие вредных привычек.
5) Мотивация выбора профессии вожатого.
Мотивация – это побуждение к действию.
Попробуй продолжить предложение:
Я выбрал профессию вожатого, потому что…
Под мотивацией понимается совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека. Мотивация стимулирует вожатого и поддерживает его активность.
У человека есть 2 мотива:
Мотив достижения успеха – стремление человека добиваться успехов. Стремление к улучшению результатов, настойчивость в достижении.
Мотив избегания неудачи – направленность личности не на победу, а на отсутствие поражения.
Мотивы трудовой деятельности:
- интерес;
- материальные ценности (Мотив труда, ради получения материальной выгоды);
- социально-значимые мотивы;
- мотив власти (иметь власти над другими – детьми);
- альтруистический мотив (полная самоотдача детям, не в ущерб себе, а ради блага другого человека);
- мотив самоутверждения в труде (я важен, я силен, я значим);
- мотив профессионального мастерства, самореализации (побуждает вожатого совершенствоваться, получать опыт, новые знания);
- взаимоотношения в процессе деятельности (поддержка, понимание, комфорт).
6) Имидж и этика вожатого.
Имидж – сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, сознательно окрашенный образ кого-нибудь или чего-нибудь.
Вожатый должен уметь выглядеть красиво, элегантно, эстетически выразительно, обаятельно.
Считается, что имидж вожатого состоит из трех частей:
- визуальный образ (внешность, одежда, прическа, мимика, пластика);
- внутренний образ (голос, темперамент, настроение);
- содержательный образ (интеллект, духовная практика).
И еще одно важное требование – умение импровизировать.
Импровизация связана с мышлением, речью, воображением. Она помогает молниеносно реагировать на неординарные ситуации, быть новым и интересным. Позволяет справиться с необходимостью мгновенно принимать решения и меры.
5 советов для начала работы над имиджем:
- позитивно относись к жизни и умей радоваться;
- развивай чувства собственного достоинства;
- осознай себя источником всего положительного и отрицательного (ПР: один видит в луже только лужу, а другой, глядя в лужу, видит звезды);
- не страшись изменений ни в самом себе, ни в окружающих;
- верь в доброжелательность мира и доброго человека.
Работа в группах. Составляем портрет вожатого.
3 основных слагаемых педагогики:
1) Знание своего предмета деятельности;
2) Методическое мастерство вожатого-педагога на основе профессионально-педагогических знаний, умений и навыков;
3) Личностные качества вожатого.
Этика вожатого – это профессиональная этика, выступающая как средство формирования личности вожатого и как педагогический фактор, обеспечивающий влияние на детей, формирование их морали, личный пример.
Этика вожатых в лагере складывается из таких элементов, как одежда, личная гигиена, бытовой труд, питание, формы отдыха, умение общаться с людьми, соблюдение общих норм культуры поведения. Скромность во всем. Максимум такта с родителями, коллегами, детьми.
Уважительное отношение к старшему по должности, вежливое.
Общение с детьми в лагере должно носить воспитывающий и развивающий характер. Общаться с детьми нужно уметь!
Развивай в себе:
- способность правильно понимать ребенка;
- способность видеть в ребенке личность;
- готовность открыто признать критику в свой адрес со стороны воспитанников;
- умение говорить правду;
- чувство юмора.
При общении важно следить за культурой речи. С самой первой встречи с детьми настрой себя так, чтобы было бесконфликтное общение.
Нельзя:
- Кричать на детей;
- Бить детей;
- Подрывать авторитет детей;
- Ругать детей;
- Обсуждать личность ребенка и его личные данные с кем-либо;
- Обсуждать поступки детей;
- Иронизировать поведение детей;
- Смеяться над детьми;
- Публично делать замечание детям;
- Требовать (Дети нам ничего не должны и ничем не обязаны);
Нужно:
- Помогать детям;
- Тактично объяснить;
- Направить в верное направление;
- Хвалить детей;
- Обращать внимание на успехи.
После общения с детьми и не только, важно видеть обраную связь.
Запомни:
1. На грубость не отвечать грубостью.
2. Не игнорируй детей.
3. Не выбирай любимчиков в отряде.
4. Старайся выявлять причину срыва у ребенка (воспитание, школа, семья).
5. В любом деле обеспечь сохранность жизни и здоровья детей.
6. Не перекладывай ответственность за детей своего отряда.
7. Старайся все решать мирным путем.
8. Ты для детей сейчас значишь очень много (ты вместо папы, мамы и др).
9. Залог успеха в общении.
10. Включай опыт, общайся с коллегами.
11. Не повторяй чужих ошибок.
12. Храни секреты детей.
13. Доверяй детям.
14. Будь примером.
15. Юмор.
16. Не позволяй никого унижать в отряде, вне отряда.
17. Все матерные, жаргонные, сленговые забудь на время работы в лагере.
18. Не выясняй отношений с кем-либо при детях.
19. Мы все разные. Нет хороших и плохих людей. Умей принять это.
20. Мальчики и девочки не одно и то же!
21. Дети в большинстве своем НЕ ленивы (отказ от участия в чем-либо – это скорее боязнь ошибиться, быть неуспешным).
22. Не переделывай детей.
23. Будь интересным, покоряй детей.
24. Не показывай личное и не плачь при детях.
Надо уметь отличать грубое нарушение дисциплины от простого озорства или дурной привычки. Обращайся за помощью к руководству.
7) Особенности работы в паре, типы взаимодействия вожатых в паре. Работа с родителями.
В профессиональной работе вожатого нет ничего лучше хорошего напарника.
Напарник – это ваш единомышленник. При этом неважно, знаете ли вы друг друга уже давно или познакомились только в лагере, лишь бы человек оказался хорошим товарищем, верным другом и классным вожатым.
Следует оговорить перспективы жизнедеятельности отряда, в котором предстоит работать, прийти к общему мнению. Это важно сделать заранее, до заезда детей, так как в ходе смены времени практически не будет, а возникшие разногласия сразу увидят воспитанники. Такое может расколоть отряд на части. Старайтесь делить обязанности. Здесь идет речь не о роли «Ведущего и ответственного» за какое-то дело, в организации, проведении которого вам помогает ваш коллега, а вы ему.
Соблюдение этическим норм и отношений с родителями воспитанников – важная часть работы вожатого. Никогда не следует жаловаться родителям на ребенка, обвинять их в его проступках. Надо вежливо и сдержанно выслушать замечание родителей, если они излагаются не в оскорбительной форме. Разъяснить, объяснить, в чем они ошибаются, учесть верные замечания, согласиться с ними, поблагодарить за совет. Следует тактично высказать свои наблюдения, пожелания.
Если замечания родителей грубые – не продолжать разговор, предложить обратиться к начальству лагеря.
Все разговоры никогда не вести в присутствии детей. Никогда не отвечать репликами, оценками, бестактными замечаниями.
При любых обстоятельствах вожатый обязан сохранить доброжелательное, заботливое отношение к воспитаннику, независимо от характера возникающих у него иногда конфликтов с родителями, - это обязательная этико-педагогическая норма.