Раздел 1. Основы профессиональной деятельности вожатого.




Тема 1: Введение в профессию, вожатый как профессионал.

1) Вожатый как член педагогического коллектива лагеря.

История и традиции вожатского движения.

 

Вожатый – лицо, достигшее 18 лет, имеющее высшее или среднее специальное образование, либо студент педагогического ВУЗа, успешно прошедший аттестацию и имеющий свидетельство о профессии вожатого.

 

Вожатый - это педагог, работающий с детским объединением. Это основное звено в системе педагогических должностей, обеспечивающих полноценный и качественный отдых детей, приезжающих в детский оздоровительный лагерь (ДОЛ). Вожатый является непосредственным организатором временного детского коллектива (ВДК). Основное лицо, обеспечивающее охрану жизни и здоровья детей.

 

Успешная организация отдыха детей во многом зависит от личности вожатого лагерной смены и уровня его мастерства.

 

Предшественниками вожатых были энтузиасты, создавшие в первые годы после революции, детские объединения. В 1922 году была создана пионерская организация. Тогда появилось слово – вожатый (происходит от понятия «Вести», «Идти во главе»). В 50-е годы началась подготовка вожатых в педучилищах. С распадом пионерской организации меняется статус вожатого.

 

Вожатый ДОЛ – это сложная, но в то же время, очень нужная и интересная профессия.

Вожатый следит за «качеством», количеством и физическим состоянием.

 

Вожатый:

- Обладатель магнетизма личности;

- Лидер с силой убеждения;

- Педагог;

- Организованный человек;

- В душе ребенок.

 

Каждый ребенок особенный и вожатый должен уметь найти к нему подход. Профессия включает умение организовать и развлекать людей, творить с ними новое. С детьми всегда есть обратная связь.

 

Сталкиваясь с разными возрастными категориями детей, вожатый имеет возможность получить широкий спектр различных моделей поведения. Отлично отражается на личностном профессиональном росте.

 

Вожатый должен быть яркой индивидуальностью, но при этом обязан уметь работать в команде, находить общий язык с напарниками, вести с ними организаторскую, творческую деятельность.

 

Неумение работать в команде приводит к эмоциональному выгоранию. Чтобы такой проблемы не возникало, важно научиться «делиться» обязанностями, не взваливать на себя все, а доверять напарникам. Хороший напарник только тот, которому ты доверяешь, как себе.

 

Команда в вожатском деле – это всегда возможность работать быстрее, веселее, интереснее.

 

Профессия вожатого – это также старшие коллеги. Старший наставник помогает скорректировать работу вожатого, направляя его и подсказывая верные пути решения.

 

Вожатское дело – прекрасная возможность научиться реагировать на экстремальные ситуации, почувствовать груз ответственности.

 

Работа вожатого помогает снять коммуникационные барьеры, раскрепощает, помогает бороться с комплексами, развивает всесторонне.

 

Детская любовь, признание и уважение помогает вожатому полюбить себя таким, какой он есть.

 

2) Роль вожатого в воспитательном процессе.

А.С. Макаренко утверждал, что воспитательный процесс основан не на средствах, не на методах, не на способах, а именно на воспитательной системе (система воспитательных мероприятий, приводящих к определенной цели).

 

В.А. Сластенин

Воспитательная система – это целостная упорядоченная совокупность компонентов, способность целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности (учащихся).

 

Вожатый находится с детьми круглосуточно, поэтому важно подавать пример активной личности с лучшими качествами.

 

Детям трудно адаптироваться в новом коллективе – вожатому необходимо найти подход к каждому.

 

Дети тоскуют по дому – нужно заменить родителей на время смены.

 

Дети вступают в конфликты – важно решить их еще на стадии развития.

 

Вожатый должен любить детей, быть стрессоустойчив, уверен в своих силах и способен напрвлять свой отряд в верном направлении. Он реализует общелагерные цели и задачи в пределах своего отряда. Вожатый контролирует досуг, отслеживает дисциплину.

 

3) Требования к личности вожатого.

Высокий моральный облик, нравственная чистота – необходимые качества личности вожатого. Любовь к детям – основа работы вожатого. Вожатый находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок станет хорошим в будущем, вожатому важно понимать ребенка.

Однако не только это важно в работе вожатого. Нужны специальные педагогические способности. Выделяют общие и специальные способности.

Общие – те, которые обеспечивают успешное овладение многими видами деятельности.

Специальные – те, которые обеспечивают успех в каком-либо одном виде деятельности.

 

Отечественный ученый Л.И. Уманский, выделял общие и специфические способности умелого организатора:

 

- практичность ума (творческое проявление активности);

- общительность;

- инициативность (творческое проявление активности);

- настойчивость (умение доводить до конца);

- самообладание;

- работоспособность;

- наблюдательность;

- организованность.

 

Вожатый – руководитель, обладающий развитой психологической избирательностью, хорошо представляет, каких результатов можно ожидать от деятельности того или иного ребенка и не дает им тех поручений, с которыми они не смогут справиться.

 

Практически-психологический ум – способность руководителя учитывать индивидуально-психологические особенности каждого человека с целью повышения деятельности.

 

Можно выделить 5 ступеней процесса влияния на людей:

1) Расположить к себе (контакт, внимание, симпатия, готовность к разговору);

2) Заинтересованность;

3) Убедить (логика, аргументация, обоснование, деловитость);

4) Воздействовать (активность, искусство убеждения, мотивирование);

5) Завоевать (достоверность, непоколебимость, доверительные отношения).

 

Требовательность – одно из важных качеств вожатого. Она включает подкрепление действиями (контроль, анализ причин нарушения, применение воздействий).

Критичность – тоже важное качество. Способность анализировать и максимально объективно оценивать деятельность и поведение как собственное, так и других людей.

Уверенность в себе – самое главное.

Креативность – способность к творческому решению задач.

 

4) Профессионально важные качества.

ПВК – это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и коррелируют хотя бы с одним ее основным результативным параметром.

К ним относится:

- организаторские способности;

- интеллектуальность (высокий уровень интеллекта, грамотная речь);

- отзывчивость;

- обязательность;

- ответственность;

- организованность;

- активность личности;

- работоспособность;

- находчивость;

- профессионализм;

- инициативность;

- отсутствие вредных привычек.

5) Мотивация выбора профессии вожатого.

Мотивация – это побуждение к действию.

Попробуй продолжить предложение:

Я выбрал профессию вожатого, потому что…

Под мотивацией понимается совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека. Мотивация стимулирует вожатого и поддерживает его активность.

У человека есть 2 мотива:

Мотив достижения успеха – стремление человека добиваться успехов. Стремление к улучшению результатов, настойчивость в достижении.

Мотив избегания неудачи – направленность личности не на победу, а на отсутствие поражения.

Мотивы трудовой деятельности:

- интерес;

- материальные ценности (Мотив труда, ради получения материальной выгоды);

- социально-значимые мотивы;

- мотив власти (иметь власти над другими – детьми);

- альтруистический мотив (полная самоотдача детям, не в ущерб себе, а ради блага другого человека);

- мотив самоутверждения в труде (я важен, я силен, я значим);

- мотив профессионального мастерства, самореализации (побуждает вожатого совершенствоваться, получать опыт, новые знания);

- взаимоотношения в процессе деятельности (поддержка, понимание, комфорт).

6) Имидж и этика вожатого.

Имидж – сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, сознательно окрашенный образ кого-нибудь или чего-нибудь.

Вожатый должен уметь выглядеть красиво, элегантно, эстетически выразительно, обаятельно.

Считается, что имидж вожатого состоит из трех частей:

- визуальный образ (внешность, одежда, прическа, мимика, пластика);

- внутренний образ (голос, темперамент, настроение);

- содержательный образ (интеллект, духовная практика).

И еще одно важное требование – умение импровизировать.

Импровизация связана с мышлением, речью, воображением. Она помогает молниеносно реагировать на неординарные ситуации, быть новым и интересным. Позволяет справиться с необходимостью мгновенно принимать решения и меры.

5 советов для начала работы над имиджем:

- позитивно относись к жизни и умей радоваться;

- развивай чувства собственного достоинства;

- осознай себя источником всего положительного и отрицательного (ПР: один видит в луже только лужу, а другой, глядя в лужу, видит звезды);

- не страшись изменений ни в самом себе, ни в окружающих;

- верь в доброжелательность мира и доброго человека.

Работа в группах. Составляем портрет вожатого.

3 основных слагаемых педагогики:

1) Знание своего предмета деятельности;

2) Методическое мастерство вожатого-педагога на основе профессионально-педагогических знаний, умений и навыков;

3) Личностные качества вожатого.

Этика вожатого – это профессиональная этика, выступающая как средство формирования личности вожатого и как педагогический фактор, обеспечивающий влияние на детей, формирование их морали, личный пример.

Этика вожатых в лагере складывается из таких элементов, как одежда, личная гигиена, бытовой труд, питание, формы отдыха, умение общаться с людьми, соблюдение общих норм культуры поведения. Скромность во всем. Максимум такта с родителями, коллегами, детьми.

Уважительное отношение к старшему по должности, вежливое.

Общение с детьми в лагере должно носить воспитывающий и развивающий характер. Общаться с детьми нужно уметь!

Развивай в себе:

- способность правильно понимать ребенка;

- способность видеть в ребенке личность;

- готовность открыто признать критику в свой адрес со стороны воспитанников;

- умение говорить правду;

- чувство юмора.

При общении важно следить за культурой речи. С самой первой встречи с детьми настрой себя так, чтобы было бесконфликтное общение.

Нельзя:

- Кричать на детей;

- Бить детей;

- Подрывать авторитет детей;

- Ругать детей;

- Обсуждать личность ребенка и его личные данные с кем-либо;

- Обсуждать поступки детей;

- Иронизировать поведение детей;

- Смеяться над детьми;

- Публично делать замечание детям;

- Требовать (Дети нам ничего не должны и ничем не обязаны);

Нужно:

- Помогать детям;

- Тактично объяснить;

- Направить в верное направление;

- Хвалить детей;

- Обращать внимание на успехи.

После общения с детьми и не только, важно видеть обраную связь.

Запомни:

1. На грубость не отвечать грубостью.

2. Не игнорируй детей.

3. Не выбирай любимчиков в отряде.

4. Старайся выявлять причину срыва у ребенка (воспитание, школа, семья).

5. В любом деле обеспечь сохранность жизни и здоровья детей.

6. Не перекладывай ответственность за детей своего отряда.

7. Старайся все решать мирным путем.

8. Ты для детей сейчас значишь очень много (ты вместо папы, мамы и др).

9. Залог успеха в общении.

10. Включай опыт, общайся с коллегами.

11. Не повторяй чужих ошибок.

12. Храни секреты детей.

13. Доверяй детям.

14. Будь примером.

15. Юмор.

16. Не позволяй никого унижать в отряде, вне отряда.

17. Все матерные, жаргонные, сленговые забудь на время работы в лагере.

18. Не выясняй отношений с кем-либо при детях.

19. Мы все разные. Нет хороших и плохих людей. Умей принять это.

20. Мальчики и девочки не одно и то же!

21. Дети в большинстве своем НЕ ленивы (отказ от участия в чем-либо – это скорее боязнь ошибиться, быть неуспешным).

22. Не переделывай детей.

23. Будь интересным, покоряй детей.

24. Не показывай личное и не плачь при детях.

 

Надо уметь отличать грубое нарушение дисциплины от простого озорства или дурной привычки. Обращайся за помощью к руководству.

 

7) Особенности работы в паре, типы взаимодействия вожатых в паре. Работа с родителями.

 

В профессиональной работе вожатого нет ничего лучше хорошего напарника.

Напарник – это ваш единомышленник. При этом неважно, знаете ли вы друг друга уже давно или познакомились только в лагере, лишь бы человек оказался хорошим товарищем, верным другом и классным вожатым.

 

Следует оговорить перспективы жизнедеятельности отряда, в котором предстоит работать, прийти к общему мнению. Это важно сделать заранее, до заезда детей, так как в ходе смены времени практически не будет, а возникшие разногласия сразу увидят воспитанники. Такое может расколоть отряд на части. Старайтесь делить обязанности. Здесь идет речь не о роли «Ведущего и ответственного» за какое-то дело, в организации, проведении которого вам помогает ваш коллега, а вы ему.

 

Соблюдение этическим норм и отношений с родителями воспитанников – важная часть работы вожатого. Никогда не следует жаловаться родителям на ребенка, обвинять их в его проступках. Надо вежливо и сдержанно выслушать замечание родителей, если они излагаются не в оскорбительной форме. Разъяснить, объяснить, в чем они ошибаются, учесть верные замечания, согласиться с ними, поблагодарить за совет. Следует тактично высказать свои наблюдения, пожелания.

 

Если замечания родителей грубые – не продолжать разговор, предложить обратиться к начальству лагеря.

 

Все разговоры никогда не вести в присутствии детей. Никогда не отвечать репликами, оценками, бестактными замечаниями.

 

При любых обстоятельствах вожатый обязан сохранить доброжелательное, заботливое отношение к воспитаннику, независимо от характера возникающих у него иногда конфликтов с родителями, - это обязательная этико-педагогическая норма.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: