Сценарий
Конкурса Веселых и Находчивых
В подготовительной к школе группе
Тема: «История российского государства»
Цели:
1. Закрепить представления о жизни наших предков, их занятиях, труде, о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях - защитниках земли русской, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, об оружии богатырей, о государственной символике и гимне России.
2. Закрепить представления детей о родном государстве, о символах государства (гимн, герб, флаг) и их функциональном назначении, о символическом значении цветов и образов (орел, всадник), о столице и ее достопримечательностях, других городах страны. 3. Воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к Государственным символам страны, чувство коллективизма.
Материал и оборудование: карта мира или глобус, изображение герба и флага Российской Федерации, фотографии с видами Москвы, ее достопримечательностями, сигнальные карточки, фишки, речевки, 2 изображения российского флага, состоящие из нескольких частей, стихи о Родине, удостоверения Патриота России для всех участников, запись Гимна Российской Федерации, иллюстрации с изображением богатырей Древней Руси, карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т.д.) и оружия современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат), костюмы богатырей и гусляра, канаты, речка, камушки из бумаги, камень на распутьи, три дороги, лес, изображения Кащея Бессмертного, Соловья-разбойника, Змея-Горыныча.
Ход конкурса:
- Проходите, ребята. Сегодня мы проводим Конкурс Веселых и Находчивых, посвященный истории Российского государства. Посмотрим, у какой команды больше знаний о нашей стране, ее истории, символах (гимн, герб, флаг) и их назначении, о значении цветов и образов символов, о столице и ее достопримечательностях.
|
- Будь хранима небесами,
О родимая земля!
Под суровыми снегами
Любы мне твои поля –
Дети (хором): Ты для сердца моего
Драгоценнее всего!
Знамя братий православных,
Веры древняя купель,
Вотчина царей державных
Предков славных колыбель –
Дети (хором): Ты для сердца моего
Драгоценнее всего!
- В Конкурсе участвуют две команды: команда «Умники», в составе команды - (назвать детей и капитана команды) и команда «Знайки». Дорогие гости, давайте поприветствуем команды аплодисментами! Занимайте свои места. (Участники команд занимают свои места).
- Оценивать ваши знания будет компетентное жюри (представление членов жюри).
Напоминаю правила игры:
1. Выполнять задания быстро, по времени, отведенному ведущим на выполнение.
2. Сигнальные карточки поднимать только после того, как выслушали все задание до конца.
Итак, объявляется 1-ый тур. «Древнерусское государство»
1. Вступительное слово «О жизни наших предков»
- Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревле на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Были среди русичей и защитники нашей Родины в древности. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Вот как они выглядели.
|
(Показ иллюстраций с изображениями богатырей и картины В. М. Васнецова «Богатыри»).
2. Беседа «Богатыри»
- Кто изображен на картине? (Люди, которые защищали нашу Родину от врагов - богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).
- Как вы думаете, кто из русичей мог стать богатырем?
- Да, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.
- Ребята, мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте, вспомним, как они называются? («Соловей - разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей»)
- С кем боролись герои - богатыри? (С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем)
- Но ребята, не зевай
И оружие скорее выбирай!
(Нужно выбрать и назвать богатырское оружие из числа предложенных).
3. «Пословицы и поговорки о Родине, смелости, отваге русских героев»
- Надо быстро вспоминать
И пословицы сказать!
- За каждую пословицу команда получает фишку. Какая из команд больше назовет пословиц о Родине, смелости, отваге русских героев?
· Смелость силе воевода.
· Тот герой, кто за Родину горой.
|
· Кто смел, тот на коня сел.
· За край свой насмерть стой.
· Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
· Сам погибай, а товарища выручай.
· С родной земли умри, не сходи.
· Жить - Родине служить.
· Счастье - Родины дороже жизни.
· Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
· Если дружба велика, будет Родина крепка.
- 1-ый тур закончился. Пока жюри подводит итоги, предлагаю вам
4. Физкультминутку «Богатыри»
Богатырь - вот он каков: (Показывают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, (Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри, (Поднимают руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
- Предоставляется слово жюри. (Жюри объявляет итоги 1-го тура.)
2-ый тур. «Наша Родина – Россия»
1. Блиц-турнир «Наша Родина - Россия»
- Вам нужно выбрать правильный ответ из 3-х предложенных вариантов. Готовы?
1. Какое государство самое большое в мире?
Япония Италия Россия
2.Какое официальное название у нашего государства?
Родина Российская Федерация Русь
3.Какой город в Российской Федерации самый главный?
Санкт-Петербург Надым Москва
4.Какое дерево символизирует Россию?
Клен Береза Тополь
5.Как называется главная площадь страны?
Красная Синяя Зеленая
6. Каким словом называют людей разных национальностей, живущих в Российской Федерации?
Русичи Русские Россияне
7.На каком языке общаются между собой россияне?
Английском Русском Немецком
8. Кто является действующим Президентом Российской Федерации?
Дмитрий Медведев Владимир Путин Борис Ельцин
9.Денежная единица России
Доллар Рубль Евро
2. «Кто больше знает?»
- Каждой команде подготовлены вопросы о столице нашей Родины. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Если команда, которой задан вопрос, не может ответить на него, отвечает другая команда. Какая команда правильно ответит на все вопросы и соберет больше фишек.
Умники: Как называется река, давшая имя нашей столице?
Знайки: Как называется главная площадь Москвы?
Умники: Как называются самые главные часы страны?
Знайки: На какой башне они расположены?
Умники: Назовите другие достопримечательности столицы.
Знайки: Назовите другие крупные города Российской Федерации.
(Ведется подсчет фишек, результаты сдаются жюри)
- Жюри подводит итоги, а я предлагаю вам вспомнить наши речевки и помаршировать.
3. Речевки команд
-Участники команд приглашаются на выход
Команда «Умники»:
- Мы учили песенку,
А в песенке слова:
«Здравствуй, наша Родина,
Город наш ….. (Москва).
Команда «Знайки»:
- Что за площадь есть в Москве
Там, где башня Спасская?
Эту площадь знают все,
Эта площадь …. (Красная).
4. Дети читают стихи о Родине.
- Предоставляется слово жюри. (Жюри объявляет итоги 2-го тура.)
Объявляется 3-ой тур. «Государственные символы России»
1. Блиц-турнир «Государственные символы России»
- Вам нужно выбрать правильный ответ из 3-х предложенных вариантов. Готовы?
1. Сколько горизонтальных полос на государственном флаге России?
4 3 2
2. Изображение чего на гербе России символизирует солнце, единство и независимость страны?
Всадника Короны Орла
3. Какой цвет на флаге России символизирует мир, снег, облака, чистоту помыслов, правду?
Синий Белый Красный
4. Изображение чего на гербе символизирует победу добра над злом, справедливости над несправедливостью?
Всадника Змея Орла
5. Какой Государственный символ можно увидеть на купюрах, монетах?
Гимн Герб Флаг
6.Какой цвет на флаге символизирует правду, небо, моря, веру, верность, красоту?
Синий Белый Красный
7. Очертание какого старинного доспеха напоминает герб?
Кольчуга Булава Щит
8. Какой цвет символизирует энергию, силу, огонь, солнце, кровь, пролитую за Отечество?
Синий Белый Красный
9. Какая мелодия исполняется на спортивных соревнованиях, Олимпиадах в моменты награждения, в школах в начале учебного года и в других торжественных моментах?
Марш Гимн Вальс
10. Что означает слово «гимн»?
Торжественный обряд Торжественный стих Торжественная песнь
11.Как называется монета, на которой изображен всадник с копьем?
Евро Копейка Рубль
2. Задание для капитанов «Кто быстрее?» - «Собери флаг России»
- Капитанам нужно сложить из частей изображение российского флага.
- Итак, кто из капитанов быстрее справился с работой?
- Пока жюри подводит итоги 3-го тура и общие результаты конкурса, предлагаю
3. Игру «Вставьте нужные слова»
- Отвечать можно хором, гости тоже могут участвовать.
«Мы говорим синее... (море),
Белый... (свет),
Весна... (краснa),
Красная… (девица), т.е. красивая».
Белый цвет - …. (березка),
Синий - …. (неба цвет),
Красная полоска - …. (солнечный рассвет).
- Наши юные патриоты прочитают гостям стихи о Родине.
- А сейчас внимание!
4. Заключительное слово жюри для подведения окончательных итогов конкурса.
- Молодцы, ребята, сегодня вы показали замечательные знания о нашем государстве, его истории, символах, о различных городах России и сейчас мы начинаем
5. Посвящение в патриоты
- Для принесения клятвы всех участников прошу встать!
- Отчизну свою любить – клянусь! (Дети: клянусь!)
- Беречь и преумножать богатства Родины – клянусь! (Дети: клянусь!)
- Служить во благо Отечества - клянусь! (Дети: клянусь!)
- Сегодня вы стали настоящими патриотами и каждому из вас мы вручаем удостоверение Патриота России. (Председатель жюри вручает детям Удостоверения Патриота России).
- Мы поздравляем вас, ребята, с посвящением в Патриоты России! А сейчас прошу всех встать! (Звучит запись Гимна Российской Федерации).
- Настала пора прощаться! Спасибо всем вам за участие! До свидания, дорогие гости.