Роберт Шуман
1. Год создания, содержание, основная идея.
Вокальный цикл «Любовь поэта» на тексты из «Лирического интермеццо Генриха Гейне написан Шуманом в 1840 году. У Гейне это автобиографический цикл, история юношеской любви к красивой, богатой, но «пустой» кузине. Из 60 стихотворений «Лирического интермеццо» Гейне Шуман отобрал 16. Шуман вложил в свой цикл несколько иной смысл.
Гейне оценил свою любовь как «интермеццо», а шумановский цикл представляет своеобразную музыкально-психологическую повесть, раскрывающую душевный мир поэта, круг его мыслей и переживаний. Объединяется линией внутреннего развития с определенным сюжетом.
Сюжет: Дни весны вызывают у поэта жажду любви, которой сочувствует вся природа. Из его слез расцветает венок цветов, но милая милее любых цветов. Однако уже первое свидание отравлено горечью печальных предчувствий. Он любуется красотой возлюбленной и сравнивает ее с ликом Мадонны, но прежние сомнения переходят в уверенность, тоску. Любимая выходит замуж за другого и звуки ее свадьбы вызывают рыдания. Теперь все, что напоминает о любви пробуждает острую боль, его мучают страшные сны. Приходит к решению похоронить на дне морском и песни, и любовь.
2. Особенности строения цикла, тональный план.
В цикле 16 песен. Каждая миниатюра передает одно настроение, один оттенок чувства. В цикле есть несколько опорных песен:
№3 «И розы, и лилии» - восторженный любовный призыв
№4 «Встречаю взор очей твоих» - первое признание и первые ноты скорби и предчувствия
№7 «Я не сержусь» - психологический перелом, от которого движение идет к сгущению скорбных мыслей и эмоций
№13 «Во сне я горько плакал» - трагическая кульминация
|
№14 «Вы злые, злые песни» - отрешение от жизни и любви.
Ладотональный план цикла представляет собой как бы замкнутый круг: 1 группа в диезных тональностях (равное число мажорных и минорных, №1 – fis moll), в центре C dur (№7), поворот к бемольным тональностям с преобладанием минора. После №13 происходит возврат к диезным тональностям и последняя (№16) написана в сis moll, тональности доминанты первой песни.
3. Разбор песен: образные группы, форма, характер, жанровые элементы, особенности мелодики, гармонии, фактуры, наличие (или отсутствие) интонационных связей.
Первый раздел (№1 - №7):
№1 «В сиянье теплых майских дней» - fis moll, знакомит с миром поэтических видений и грез поэта. Шуман передает хрупкость пробуждающегося чувства и его слитность с весенней природой. Вокальная мелодия рождается из фортепианного вступления, интонационный источник которого это тянущееся «задержание» и взлетающий ход на сексту с постепенным спуском. Обилие слигованных звуков, неаккордовых звуков, тонально-гармонических переливов, мелодизация всех голосов. Завершается на доминанте. Преобладает ощущение зыбкости, изменчивости и неуловимости.
№3 «И розы, и лилии» - D dur, воздушная легкость соединена с подчеркнутой периодичностью и танцевальностью. Радостная восторженность чувства.
№4 «Встречаю взор очей твоих» - G dur, состояние внутренней сосредоточенности, лирического самоуглубления. Неторопливое интонирование текста на фоне выдержанных аккордов сопровождения. Преобладают Т-S гармонии. Вокальная и фортепианная партии взаимопроникают, обмениваются имитациями, а в момент кульминации сливаются в одно целое. Затем возникают отклонение в минор, уменьшенные гармонии и задержания. Это гармоническое пятно фиксирует слова: «Но говоришь: «Люблю тебя», - и горько, горько плачу я».
|
№5 «В цветах белоснежных лилий» - h moll, образ затаенной щемящей боли. В мелодии обороты в диапазоне ум.4 с акцентированием вводного тона. Важную роль играет фортепианная постлюдия – кульминация песни.
№6 «Над Рейна светлым простором» - е moll, контрастна предыдущей торжественной возвышенностью характера. Образ навеян архитектурой Кёльнского собора. Величавая поступь «органных» басов и хоральная сдержанность вокальной мелодии.
№7 «Я не сержусь» - C dur, образ – мужество отрешения. Первая драматическая кульминация. Внутренне контрастна: с одной стороны сдерживающая ритмика ровных басов с плотной аккордовой фактурой и остинатностью ритма, с другой стороны внутреннее напряжение постепенно нарастает: VI низкая, альтерации, отклонение в минор, секвенционные наплывы. Все приводит к патетической кульминации в конце первой строфы.
Второй раздел (№8 - №16):
№8 «О, если б цветы угадали» - а moll, светлый образ природы, подернутой дымкой грусти. Изящное порхающее движение в сопровождении оттеняет мягкую и певучую мелодию. Тени грусти возникают с появлением минорных красок, гармонии II низкой ступени. В постлюдии прорывается страстная порывистость: изломанный рисунок фигураций, ритмической и интонационное обострение, что поясняет смысл слов: «Понятна та скорбь лишь ей, кто страшно так терзает, терзает сердце мне».
|
№9 «Напевом скрипка чарует» - d moll, любимая выходит замуж и на ее свадьбе играют скрипки и флейты. Сюжетная развязка цикла. Характерна двуплановость содержания: контраст торжества и скорби. Выражен в противопоставлении вокальной и фортепианной партий. Фортепиано – это «описание» свадебного веселья; полонезный ритм и непрерывно вьется узор напева; голос – «комментирует» это событие. Минорный лад, насыщена стонущими интонациями.
№10 «Слышу ли песни звуки» - g moll, образ – нестерпимая горечь, жгучая боль, безысходная тоска. Фортепианное вступление сродни падающим каплям слез. Фортепианная и вокальная партии составляют дуэт, в котором фортепиано то повторяет звуки мелодии как эхо, то вторит ведущему голосу.
Последующие песни передают колебания настроений, мучительные поиски покоя:
№11 «Ее он страстно любит» - Es dur, ироничная бытовая песня с гитарным сопровождением.
№12 «Ее он страстно любит» - B dur, тихая и глубоко запрятанная тоска.
№13 «Во сне я горько плакал» - es moll, образ – мрачное видение смерти. Характерен суровый лаконизм средств музыкальной выразительности: диалог призрачного скандирования слов и отрывистых глухих аккордов фортепиано. Разорванные сухие фразы в третьей строфе приобретают характер похоронного хорала.
№14 «Мне снится ночами» - H dur, образ – любовь обманчива как сновидение. Воплощен в капризной и изменчивой мелодии.
№15 «Забытой старой сказки» - Е dur, образ – светлый мир сказки. Опирается на элементы так называемой «охотничьей музыки»: диатоника, размер 6/8, валторновые фанфары и бодрая энергия движения.
№16 «Вы злые, злые песни» - cis moll, волевая, эпичная, масштабная. Начинается аккордовыми ударами с кварто-квинтовыми ходами, октавными унисонами и настойчивыми акцентами на сильной доле. Вторжение ум.7аккорда останавливает движение и многозначительно звучит фраза: «Могилой быть для гроба лишь морю суждено». Завершается песня лирико-созерцательной постлюдией.
4. Значение цикла в творчестве композитора (и шире).
Цикл «Любовь поэта» - выдающееся сочинения Шумана. Любовь с ее тончайшими нюансами получила в вокальной лирике Шумана глубокое художественное воплощение. Через эту тему композитор раскрыл сложные проблемы жизн, полной трагических конфликтов и противоречий.