Для тех, кто отсутствовал на установочных занятиях в прошлых семестрах, а также не был на лекциях и семинарах, дублирую материал для подготовки к экзамену.




Вопросы к экзамену в 3-м семестре:

1. Этимология понятия музыка и его сущностные характеристики.

2. Сущность принципа varietas. Чем отличается данная стратегия творчества от стратегии классико-романтической композиторской музыки?

3. Значимость григорианской практики для судеб европейской музыкальной культуры.

4. Типовые жанры Ординария Мессы.

5. Феномен музыки res facta.

6. Феномен opus музыки.

7. Типологические признаки барокко в музыке.

8. Основные жанры и формы инструментальной музыки барокко.

9. Типологические признаки классицизма в музыке.

10. Венская классическая школа итоговая или кризисная точка эпохи Просвещения?

11. Типологические черты романтизма в музыке?

12. Веймарская школа. История ее появления и роль Ф. Листа.

13. Место симфоний Шумана в развитии немецкого романтического симфонизма.

14. Музыкальная драматургия и музыкальный язык опер Р. Вагнера.

15. Австро-немецкий симфонизм. И. Брамс и А. Брукнер.

16. Особенности оперной реформы Дж. Верди.

17. Г.Берлиоз в культуре Франции эпохи романтизма.

18. Национальные школы эпохи романтизма (на примере одной их школ: Польша, Венгрия, Чехия, Норвегия).

19. Э. Сати против вагнерианства и импрессионизма.

20. Группа «Шести»: антиимпрессионистская и антиромантическая направленность творчества. Эстетика деятельности.

21. Неофольклоризм Б.Бартока и З.Кодая.

22. Дж. Пуччини и итальянский веризм.

23. «Нововенская» школа и А.Шенберг.

24. Первый авангард: вершины и достижения.

25. Модерн в искусстве первой половины ХХ века.

 

Основная литература по истории зарубежной музыки:

Асташев Д., Ефимова Н.. Смысловые грани феномена «музыка» в учениях Античности и европейского Средневековья. Две лекции по истории музыки. М.: МГУКИ, 2006. – 38 с.

Гаврилова Л. История западноевропейской музыки. Ч. 1: Античность. Средневековье. Возрождение / Л.В. Гаврилова. - Красноярск, 2011. - 267 с.: ил. - Гриф УМО вузов РФ.

Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.1.-М., 1969.

Герцман Е. Гимн у истоков Нового Завета. - М., 1996.

Герцман Е. Музыка Древней Греции и Рима. - Спб., 1995.

Герцман Е. Музыкальная Боэциана. - Спб., 1995.

Гивенталь И., Щукина Л. Музыкальная литература. Вып.1.- М.. 1986.

Гивенталь И., Щукина-Гингольд Л. Музыкальная литература Вып 2.-М., 1984.

Грубер Р. Всеобщая история музыки. - М., 1960.

Друскин М. История зарубежной музыки второй половины XIX века. Вып. 4. М,, 1983

Из истории западно-европейской оперы. Сб. статей.- М., 1988.

История зарубежной музыки. Вып. 5. Конец XIX – начало ХХ века. - М., 1988

История зарубежной музыки. Вып.6. Начало и середина ХХ века.- Спб., 1999

Конен В. История зарубежной музыки Х1Х в. – М., 1972.

Конен В. Театр и симфония.- М., 1968.

Лебедев С. А.М.С. Боэций. Основы музыки. – М., 2012.

Левик Б. История зарубежной музыки. Вып. 2.- М., 1974.

Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 г. - М, 1987.

Музыка Австрии и Германии ХIХ в. Кн.1.- М., 1975.

Музыка ХХ века. Очерки. Кн.1-5. М., 1976-87.

Музыка стран Латинской Америки. - М., 1995.

Музыкальная культура США. Учебное пособие.- М., 2007.

Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.5.Ред.Левик Б.- М., 1975

Музыкальная эстетика Франции ХIХ века.- М., 1974.

Музыкальный театр ХIХ-ХХ в.в. Вопросы эволюции.- Сб. статей. - Ростов-на Дону, 1999

Музыкальный словарь Гроува [МСГ]. - М., 2001.

Мартынов В. Зона opus posth, или Рождение новой реальности. – М.: Классика-XXI, 2005. – С.67-89, 140-163.

Оперные либретто. - М., 1995

Розеншильд К. История зарубежной музыки. Вып.1.-М., 1963.

Саймон Г. Сто великих опер и их сюжеты.- М., 1999.

Холопов Ю. О сущности музыки/Sator tenet opera rotas. Cборник статей Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. М.,2003. С. 6-18.

Чередниченко Т. Музыка в истории культуры. - Долгопрудный, 1994.

Штейнпресс Б. Популярный очерк истории музыки до 19 в. - М., 1963

Темы 3-го семестра:

Основные направления в зарубежной музыке конца XIX – 1-й половины XX в.
Французская музыка конца XIX - 1-й половины XX в.
Музыкальная культура Австрии и Германии конца XIX – 1-й половины XX в.
Итальянская музыкальная культура конца XIX – 1-й половины XX в. Оперный веризм
Испанская музыкальная культура конца XIX – 1-й половины XX в.
Английская музыкальная культура конца XIX - 1-й половины XX в.
Музыкальная культура США и Латинской Америки XIX - 1-й половины XX в.
Музыкальная культура стран Восточной Европы конца XIX – 1-й половины XX в.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем основные черты романтизма в музыке?

2. Суть эстетики итальянского романтизма. Отражение идей рисорджименто.

3. Назовите представителей итальянской романтической оперы.

4. Что есть Веймарская школа? История ее появления и роль Ф. Листа.

5. Что есть «большая» французская опера? Основные произведения в этом жанре.

6. Жанровые приоритеты французской музыки второй половины ХIХ века в контексте решений «Национального музыкального общества».

7. В чем состоит феномен Вагнера реформатора?

8. Назовите черты «большой французской оперы» в «Бал-маскараде» и «Дон Карлосе» Верди.

9. Суть дискуссии об абсолютной и программной музыке.

10. Что есть романтическая симфония? Назовите ее создателей.

11. Что есть романтическая миниатюра? Ее создатели и «пионеры» (Н. Паганини).

12. Почему Брамса называю «адепт чистой музыки»?

13. В чем состоит религиозность творчества Брукнера?

14. В чем состоят новации Р. Штрауса?

15. Назовите два основных жанра в наследии Густава Малера.

16. Идеи веризма в операх Масканьи и Леонковалло.

17. Назовите особенности образной палитры и музыкального языка Пуччини.

18. Назовите общее и особенное в трактовках импрессионизма в музыке, живописи, литературе.

19. В чем состоит основная идея объединения «новая венская школа»?

20. Назовите композиторов «группы Шести». Насколько условно это объединение?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: