Вопросы к экзамену в 3-м семестре:
1. Этимология понятия музыка и его сущностные характеристики.
2. Сущность принципа varietas. Чем отличается данная стратегия творчества от стратегии классико-романтической композиторской музыки?
3. Значимость григорианской практики для судеб европейской музыкальной культуры.
4. Типовые жанры Ординария Мессы.
5. Феномен музыки res facta.
6. Феномен opus музыки.
7. Типологические признаки барокко в музыке.
8. Основные жанры и формы инструментальной музыки барокко.
9. Типологические признаки классицизма в музыке.
10. Венская классическая школа итоговая или кризисная точка эпохи Просвещения?
11. Типологические черты романтизма в музыке?
12. Веймарская школа. История ее появления и роль Ф. Листа.
13. Место симфоний Шумана в развитии немецкого романтического симфонизма.
14. Музыкальная драматургия и музыкальный язык опер Р. Вагнера.
15. Австро-немецкий симфонизм. И. Брамс и А. Брукнер.
16. Особенности оперной реформы Дж. Верди.
17. Г.Берлиоз в культуре Франции эпохи романтизма.
18. Национальные школы эпохи романтизма (на примере одной их школ: Польша, Венгрия, Чехия, Норвегия).
19. Э. Сати против вагнерианства и импрессионизма.
20. Группа «Шести»: антиимпрессионистская и антиромантическая направленность творчества. Эстетика деятельности.
21. Неофольклоризм Б.Бартока и З.Кодая.
22. Дж. Пуччини и итальянский веризм.
23. «Нововенская» школа и А.Шенберг.
24. Первый авангард: вершины и достижения.
25. Модерн в искусстве первой половины ХХ века.
Основная литература по истории зарубежной музыки:
Асташев Д., Ефимова Н.. Смысловые грани феномена «музыка» в учениях Античности и европейского Средневековья. Две лекции по истории музыки. М.: МГУКИ, 2006. – 38 с.
Гаврилова Л. История западноевропейской музыки. Ч. 1: Античность. Средневековье. Возрождение / Л.В. Гаврилова. - Красноярск, 2011. - 267 с.: ил. - Гриф УМО вузов РФ.
Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.1.-М., 1969.
Герцман Е. Гимн у истоков Нового Завета. - М., 1996.
Герцман Е. Музыка Древней Греции и Рима. - Спб., 1995.
Герцман Е. Музыкальная Боэциана. - Спб., 1995.
Гивенталь И., Щукина Л. Музыкальная литература. Вып.1.- М.. 1986.
Гивенталь И., Щукина-Гингольд Л. Музыкальная литература Вып 2.-М., 1984.
Грубер Р. Всеобщая история музыки. - М., 1960.
Друскин М. История зарубежной музыки второй половины XIX века. Вып. 4. М,, 1983
Из истории западно-европейской оперы. Сб. статей.- М., 1988.
История зарубежной музыки. Вып. 5. Конец XIX – начало ХХ века. - М., 1988
История зарубежной музыки. Вып.6. Начало и середина ХХ века.- Спб., 1999
Конен В. История зарубежной музыки Х1Х в. – М., 1972.
Конен В. Театр и симфония.- М., 1968.
Лебедев С. А.М.С. Боэций. Основы музыки. – М., 2012.
Левик Б. История зарубежной музыки. Вып. 2.- М., 1974.
Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 г. - М, 1987.
Музыка Австрии и Германии ХIХ в. Кн.1.- М., 1975.
Музыка ХХ века. Очерки. Кн.1-5. М., 1976-87.
Музыка стран Латинской Америки. - М., 1995.
Музыкальная культура США. Учебное пособие.- М., 2007.
Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.5.Ред.Левик Б.- М., 1975
Музыкальная эстетика Франции ХIХ века.- М., 1974.
Музыкальный театр ХIХ-ХХ в.в. Вопросы эволюции.- Сб. статей. - Ростов-на Дону, 1999
Музыкальный словарь Гроува [МСГ]. - М., 2001.
Мартынов В. Зона opus posth, или Рождение новой реальности. – М.: Классика-XXI, 2005. – С.67-89, 140-163.
Оперные либретто. - М., 1995
Розеншильд К. История зарубежной музыки. Вып.1.-М., 1963.
Саймон Г. Сто великих опер и их сюжеты.- М., 1999.
Холопов Ю. О сущности музыки/Sator tenet opera rotas. Cборник статей Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. М.,2003. С. 6-18.
Чередниченко Т. Музыка в истории культуры. - Долгопрудный, 1994.
Штейнпресс Б. Популярный очерк истории музыки до 19 в. - М., 1963
Темы 3-го семестра:
Основные направления в зарубежной музыке конца XIX – 1-й половины XX в. |
Французская музыка конца XIX - 1-й половины XX в. |
Музыкальная культура Австрии и Германии конца XIX – 1-й половины XX в. |
Итальянская музыкальная культура конца XIX – 1-й половины XX в. Оперный веризм |
Испанская музыкальная культура конца XIX – 1-й половины XX в. |
Английская музыкальная культура конца XIX - 1-й половины XX в. |
Музыкальная культура США и Латинской Америки XIX - 1-й половины XX в. |
Музыкальная культура стран Восточной Европы конца XIX – 1-й половины XX в. |
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем основные черты романтизма в музыке?
2. Суть эстетики итальянского романтизма. Отражение идей рисорджименто.
3. Назовите представителей итальянской романтической оперы.
4. Что есть Веймарская школа? История ее появления и роль Ф. Листа.
5. Что есть «большая» французская опера? Основные произведения в этом жанре.
6. Жанровые приоритеты французской музыки второй половины ХIХ века в контексте решений «Национального музыкального общества».
7. В чем состоит феномен Вагнера реформатора?
8. Назовите черты «большой французской оперы» в «Бал-маскараде» и «Дон Карлосе» Верди.
9. Суть дискуссии об абсолютной и программной музыке.
10. Что есть романтическая симфония? Назовите ее создателей.
11. Что есть романтическая миниатюра? Ее создатели и «пионеры» (Н. Паганини).
12. Почему Брамса называю «адепт чистой музыки»?
13. В чем состоит религиозность творчества Брукнера?
14. В чем состоят новации Р. Штрауса?
15. Назовите два основных жанра в наследии Густава Малера.
16. Идеи веризма в операх Масканьи и Леонковалло.
17. Назовите особенности образной палитры и музыкального языка Пуччини.
18. Назовите общее и особенное в трактовках импрессионизма в музыке, живописи, литературе.
19. В чем состоит основная идея объединения «новая венская школа»?
20. Назовите композиторов «группы Шести». Насколько условно это объединение?