Структурированное собеседование или интервью называют также формализованным или стандартизованным. Такое собеседование проводится для получения однозначной информации от каждого соискателя вакансии. Чтобы сделать объективные заключения по итогам этого собеседования ответ каждого соискателя должен быть формально сравним с ответом других соискателей. Различия и сходство в ответах соискателей должны действительно отражать различия и сходство между соискателями. При этом субъективное восприятие, вызванное эмоционально различной манерой задавать вопросы или тем, как эти вопросы были поняты, не должно быть помехой при сравнении соискателей.
Структурированное интервью имеет широкое применение в практике подбора персонала менеджерами работодателей и консультантами по подбору персонала в кадровых агентствах.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СТРУКТУРИРОВАННОГО ИНТЕРВЬЮ
1.Собеседование проводится по стандартному структурированному образцу. Конкретные вопросы и их количество необходимо выбрать в ходе подготовки к интервью.
2. В интервью есть строгая последовательность вопросов.
3. Всем соискателям задаются одни и те же вопросы с точной формулировкой - как они записаны в стандартном образце. Главный акцент собеседования строится на однозначности понимания и воздействия задаваемых вопросов.
4. Интервьюер должен быть эмоционально нейтрален. Это дает возможность проверить достоверность полученных данных повторным собеседованием.
5. Вопросы интервью с открытым ответом. Эти вопросы требуют от соискателя большего спектра ответов, чем просто что-то подтвердить или опровергнуть.
6. Наводящие вопросы из собеседования исключаются.
7. Собеседование проводится в одинаковых временных рамках со всеми соискателями. Обычно задается предельное время, например не более 1 часа. Также предварительно необходимо запланировать время ответов на каждый вопрос.
8. Собеседование имеет четкую направленность в выявлении у соискателя требуемой информации.
9. Во время интервью ведущий делает необходимые записи и пометки.
|
9 Case-метод (от англ. case — случай, ситуация) проведения собеседования — один из наиболее действенных способов получить ту информацию о соискателе, которую невозможно извлечь из резюме. Ситуационное интервью прольет свет, например, на способность кандидата к анализу, его умение применять теоретические знания на практике и нестандартность мышления.
Как известно, кейс — это ситуация, рассказывающая о событиях в конкретной компании и содержащая в себе проблему, либо смоделированная вымышленная ситуация, которая могла бы произойти в реальности. Обучение с использованием кейсов применяется в бизнес-школах уже достаточно давно и является очень эффективным, поскольку дает практические навыки. Этот метод полезен не только в учении, но и в бою: его успешно используют в своей практике менеджеры по подбору персонала.
Проективное интервью
Предлагаемая методика основана на том факте, что люди, рассказывая о прошлом, в большинстве случаев придерживаются фактов (если исключить ситуации, когда человек сознательно намерен исказить действительность), но дают им те объяснения и интерпретации, которые актуальны для них сейчас, а не на тот момент, когда события происходили. Безусловно, это верно лишь в том случае, когда события достаточно (не менее чем несколько лет) удалены по времени от настоящего момента.
О создании подобного метода интервью заставил задуматься метод анализа ранних детских воспоминаний А. Адлера. Разумеется, эта методика работает на абсолютно другие задачи, где интерпретация значительно более глубокая и ситуации применения существенно отличаются от ситуации бизнес-интервью.
|
Именно исходя из изложенных выше подходов разработаны и апробированы более чем на 5000 респондентах проективные вопросы для бизнес-интервью и сам принцип их моделирования. Однако важно не только то, как составлены проективные вопросы, но и то, каким образом мы их используем в ходе интервью, что может весьма существенно влиять на валидность метода. Есть несколько правил, соблюдение которых дает нам возможность получить высоковалидный результат оценки:
Вопросы задаются в быстром темпе и отвечающего просят дать первый ответ, пришедший в голову, или несколько различных вариантов ответов. Первое, что приходит в голову
отвечающему, является значимым для него фактором.
Вопрос должен быть направлен на оценку других людей или их действий, что делает человека более раскованным и позволяет избежать социально-желательных или заведомо ложных ответов, которые кандидат дает, исходя из желания понравиться.
Форма вопроса должна быть открытой (т. е. вопрос начинается с вопросительного слова и предполагает развернутый ответ или объяснение).
11 Ассессмент-центр (АЦ) - представляет собой специально подобранный набор тестовых заданий для участников.
|
В настоящее время АЦ – востребованный и, как считают многие исследователи, эффективный способ оценки навыков, деловых качеств и знаний сотрудников.
Целью АЦ является выяснение, насколько профессиональные компетенции сотрудника соответствуют идеальному профилю компетенций для определенной должности, есть ли у него потенциал для дальнейшего карьерного роста и развития. Кроме того, АЦ – это реальная помощь руководству в создании целевой программы развития сотрудника с учетом его сильных и слабых компетенций и формировании кадрового резерва.
Этапы проведения
Проведение АЦ включает несколько этапов.
1-ый этап - составление «профиля успеха».
На этом этапе в беседах с руководством специалисты выясняют, какими компетенциями должен обладать сотрудник компании. Каждая компетенция представляет собой шкалу, где описано проявление того или иного навыка в его нескольких позитивных и негативных видах. Определенный уровень показателей по шкале является «профилем успеха», который позволит четко определять, на какой стадии развития находится та или иная компетенция сотрудника.
2-ой этап – центральный – это процедура оценки. Он производится несколькими методами.
В самом начале АЦ проводится самопрезентация, которая является важной его частью, т.к. формирует у наблюдателей первое впечатление об испытуемом. В рамках самопрезентации необходимо рассказать о себе, своем опыте работы, целях, планах, сильных и слабых сторонах.
Виды испытаний
Основная часть ассесмент-центра – это дискуссии, деловые и ролевые игры, содержание которых меняется в каждом конкретном случае в зависимости от того, какие компетенции сотрудника должны быть выявлены. Они проходят в присутствии заранее подготовленных наблюдателей и бизнес-психологов.
Иногда в АЦ включается интервью. В нем, как правило, используются биографические, проективные вопросы и вопросы по компетенциям. Ответы на биографические вопросы не представляют сложности для испытуемых. Ответы на проективные вопросы должны содержать информацию о том, как поступить в той или иной предполагаемой ситуации. Ответы на вопросы по компетенциям – наиболее сложные, они должны содержать информацию о том, как и в каких конкретных ситуациях уже проявились те компетенции, которые оцениваются. Чаще всего вопросы касаются таких компетенций, как коммуникативные навыки, сотрудничество или работа в команде, ориентация на результат, навыки работы с информацией, навыки планирования и организации, инициативность, ориентация на развитие, а также лидерские и управленческие навыки.
Психологические тесты и диагностические методики, которые тоже могут быть включены в АЦ, преследуют цель выявить особенности профиля личности (индивидуальные различия испытуемого).
3-ий этап – подведение итогов.
12 Психологический отбор -- это процедура изучения и оценки степени развития, психических и психофизиологических качеств человека, требуемых конкретной профессией, что способствует успешному овладению профессией и последующей эффективной деятельности. Медицинский профессиональный отбор производится на основе медицинских процедур измерения уровня развития и сформированности организма человека и его отдельных функциональных систем.
Физиологический профессиональный отбор учитывает конкретное функциональное состояние человека: степень его усталости и работоспособности, подверженности стрессогенным факторам, способности эффективно функционировать в условиях риска, ночных смен, информационной неопределенности.
Педагогический профессиональный отбор направлен на оценку сформированности специальных знаний у работника, развитости его конкретных умений и практических профессиональных навыков.
Профессиональный психологический отбор реализуется при помощи целого арсенала методических средств: вербальных тестов и опросников, аппаратурных методик, проективных тестов, собеседования. Психологический отбор направлен на выявление и оценку задатков и способностей человека, его ценностных ориентации, профессиональной направленности, мотивации, интересов и предпочтений.