ЦИК России возглавляет систему избирательных комиссий в Российской Федерации при проведении федеральных выборов (а при проведении референдума Российской Федерации - систему комиссий референдума). Однако широкие нормотворческие, контрольные и кадровые полномочия ЦИК России и других комиссий, работающих на постоянной основе, дают основание утверждать о становлении единой системы избирательных комиссий в Российской Федерации во главе с ЦИК России.
Система избирательных комиссий является сложной и многоуровневой, её можно условно подразделить на две части. ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе и представляют собой устойчивую, структурированную подсистему. Окружные избирательные и участковые избирательные комиссии формируются к конкретным выборам, при этом формирование окружных комиссий зависит от избирательной системы и схемы округов.
ЦИК России как вышестоящая комиссия руководит деятельностью всех нижестоящих избирательных комиссий, контролирует соблюдение избирательных прав граждан и права на участие в референдуме.
ЦИК России участвует в формировании избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. Она представляет по две кандидатуры для назначения в каждую комиссию, предлагает кандидатуры Председателей. При этом ЦИК России включена в систему федеральных государственных органов, региональные и территориальные избирательные комиссии - в систему региональных государственных органов, комиссии муниципальных образований - в систему органов местного самоуправления, статус окружных и участковых комиссий вообще не определён.
|
3.2 ЦИК России в системе разделения властей
центральная избирательная комиссия российская
Поскольку ЦИК России обладает государственным статусом и значительными властными полномочиями, организационной и функциональной самостоятельностью, неизбежно встает вопрос о месте ЦИК России в системе разделения властей. Ни законодательство, ни теория однозначного ответа на этот вопрос не дают.
Вопрос о месте Комиссии в системе разделения властей не имеет общепризнанного ответа, поскольку не укладывается в традиционную триаду «ветвей власти». В России действуют и другие органы, не отнесенные ни к одной из трех основных ветвей власти - Центральный банк, Генеральная прокуратура, Счётная палата, Уполномоченный по правам человека. ЦИК не включена в систему исполнительной власти, возглавляемую Правительством, не является комиссией при Президенте или при представительных органах и не связана с судебной системой. Она обладают организационной и функциональной самостоятельностью. На мой взгляд, следует согласиться с М.В. Баглаем, который относит Центральную избирательную комиссию, а также Генеральную прокуратуру, Счетную палату, Уполномоченного по правам человека, Центральный банк к числу «органов государственной власти с особым статусом», то есть государственным органам, не относящимся ни к одной из основных ветвей власти, и признать, что классификация государственных органов на законодательные, исполнительные и судебные является неполной. А учитывая распространение органов, не относящихся к трём основным «ветвям власти» и несоответствие общепризнанных теоретических конструкций развивающейся реальности, необходимо разработать и представить такую теоретическую модель разделения властей, которая охватила бы всю систему публичной власти и определила бы место всех государственных органов, включая избирательные комиссии, в системе разделения властей.
|
Заключение
Исследование в представленной работе государственно-правового статуса Центральной избирательной комиссии Российской Федерации свидетельствует о наличии в системе федеральных государственных органов такой структуры, которая организационными и правовыми средствами обеспечивает реализацию конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Вместе с тем, необходимо сделать ряд конкретных шагов в сторону дальнейшего укрепления статуса ЦИК России, создания условий, способствующих более качественному уровню ее правоприменительной и нормотворческой деятельности и прежде всего обеспечения ее реальной независимости от политической конъюнктуры, повышения компетентности, профессионализма и ответственности, как руководителей, так и членов Комиссии.
ЦИК России, являясь государственным органом, обладая властными полномочиями и занимая существенное место в системе публичной власти, не относится тем не менее к законодательной, исполнительной либо судебной «ветвям власти». Такое несоответствие не является чем-то уникальным, множество органов с особым статусом действуют в России и других государствах. Конституционная практика зачастую расходится с классической концепцией разделения властей, существующей более двухсот лет. ЦИК России неразрывно связана с Конституцией Российской Федерации 1993 года. Однако Конституция Российской Федерации не содержит главы об избирательной системе и не упоминает избирательные комиссии, что следует оценивать как конституционно-правовой пробел. Полагал бы целесообразным включение в Конституцию главы о Центральной избирательной комиссии. Представляется, что одновременно следует наделить правом законодательной инициативы ЦИК России.
|
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации 1993 года. М., 2003.
. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ
«О референдуме Российской Федерации» (ред. от 24.04.2008)
. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 25.07.2011)
. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ред. от 25.07.2011)
. Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 25.07.2011)
. Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" (ред. 14 января 2011 г.)
. Указ Президента Российской Федерации от 20 декабря 1993 года № 2227 "О мерах по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации"
. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 31 Января 2006 Г. N 169/1100-4 об Утверждении Положения об Аппарате Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 июня 1995 г. № 7/46-II об утверждении Регламента Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
. Федеральный закон от 6 декабря 1994 года № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» (утратил силу)
. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов/9-е изд., с изм. и доп. М.: Норма, 2011.
. В.Г. Стрекозов Конституционное право России: учебник /3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт 2011.
. Козлова Е.И. О.Е. Кутафин Конституционное право России:учебник./4-е изд., перераб. и доп., М.: Проспект, 2010.