Сестринская педагогика. Этапы и сферы обучения в сестринском деле




Для того чтобы правильно обучать родственников пациента необходимо привнести в медицину принципы педагогики. С этой задачей справляется сестринская педагогика, которая является одной из составляющих сестринского процесса. Сущность сестринской педагогики состо­ит в передаче знаний, умений и навыков от медицинской сестры пациенту или его родственникам в процессе обучения. И здесь медицинская сестра, беря на себя роль педагога-воспитателя, обязана помнить и соблюдать принципы медицинской этики, деонтологии и сестринской философии, применять знания в области психологии, использовать педагогические приемы обучения (одобрение, поддержка, мотивация, похвала). При обучении родственников пациента, перенесшего инсульт, медицинская сестра должна стремиться к созданию открытой и доверительной атмосферы, в которой близкие будут максимально нацелены на получение необходимых знаний и практических навыков. Сестринская педагогика базируется на классических общепедагогических принципах: доступное изложение материала, наглядность, активное участие обучающихся в познавательном процессе, повторение узнанного, контроль и проверка усвоения изучаемого теоретического и практического материала.

Немаловажный фактор сестринского обучения для достижения положительного эффекта – личностные качества медицинской сестры, такие как терпение, оптимизм, такт, настроенность на положительный результат, доброжелательность. Сопереживание и милосердие должны быть внутренним содержанием, стержнем в деятельности медицинской сестры.

Для достижения максимально эффективного итога обучения медсестра прежде всего должна четко определить цели и задачи данного вида деятельности, учитывая физическое и психическое состояние пациента и степень готовности родственников участвовать в жизни пострадавшего. Здесь медицинской сестре пригодятся знания сфер обучения человека (родственника), на которые она сможет профессионально воздействовать.

· Познавательная учитывает степень способности человека (родственника) воспринимать новую информацию, выделять из потока информации главную, приоритетную, синтезировать новые знания, использовать практически полученные знания и навыки. Необходимо учитывать, что у каждого индивидуума познавательные способности имеют свои особенности. Один воспринимает знания через чувственное отражение, выраженное в формах ощущения, восприятия и представления. Ощущение – это получение информации об отдельных свойствах явления или предмета при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие - это получение информации об явлениях действительности или предметах в совокупности их свойств, при этом интерпретация ощущений базируется на основе прошлого опыта. Представление – это образ предметов и явлений действительности, воспроизводимый в сознании без влияния самих предметов на органы чувств. Другой лучше воспринимает информацию с помощью абстрактного мышления. Абстрактно-мыслительная способность – это способность получать информацию о предметах и явлениях действительности без непосредственного контакта с ними. Абстрактно-мыслительную способность характеризует способность к отражению общего и существенного в предметах и явлениях. В данном случае познание нового происходит опосредованно с помощью рассуждений, умозаключений. Третий постигает новые знания и навыки благодаря интуиции, т.е. способности при выборе своих действии опираться на предчувствия, что нужно поступить именно так и никак иначе.

· Эмоциональная сфера учитывает эмоциональные свойства человека, его настроение: впечатлительность, сентиментальность, отзывчивость, черствость, тревожность, испуганность и т. д. Начиная сеанс обучения, медсестра для получения положительного результата должна учесть изменения и особенности психического состояния обучающихся. Так, например, растерянность, тревожность указывает на страх перед громадностью и кажущейся неразрешимостью проблемы по уходу за больным. Черствость говорит о равнодушии к проблемам перенесшего инсульт. Впечатлительность укажет на повышенную эмоциональность обучающегося.

· Психомоторная сфера указывает на психомоторное развитие человека, зависит от нервно-психических и соматических заболеваний, общего самочувствия. Данная сфера также является характеристикой изменчивости настроения, чувств, двигательной активности личности. Медицинская сестра должна уметь оценивать и учитывать при проведении обучения как обучаемый сидит, ходит, стоит во время занятия, часто ли меняет положение тела. Если при обучении родственник периодически дотрагивается до медсестры, то это может являться индивидуальной особенностью личности, национальной особенностью, психическим заболеванием, способом выражения отношения к специалисту. Если обучаемый довольно активно жестикулирует, но его жестикуляция не соответствует теме занятия, то возможно сделать вывод о чрезмерном внутреннем напряжении родственника. Такое поведение может также указывать на нервно-психическое заболевание, патологию двигательно-волевой или эмоциональной сферы (эйфория, истерия). Двигательная же заторможенность может явиться результатом патологии опорно-двигательного аппарата, патологии сознания (сопор, ступор), патологии эмоциональной сферы (депрессия, тоска, уныние), соматических и психических заболеваний. Плавные, подчеркивающие смысл сказанного жесты являются нормой поведения. К психомоторной сфере человека относится и манера говорить. Медсестра должна уметь распознать манеру говорить и дать трактовку речи обучающегося. Так неграмотная речь, бедность словарного запаса свидетельствует об уровне образования и интеллекте человека. Речь замедленная или быстрая заставит обратить внимание на темперамент человека, его эмоциональное состояние.

Социально-психологическая сфера отражает социальную природу личности: гражданскую позицию, личностные, интеллектуальные и деловые способности, уровень самооценки, работоспособность, отношение к обучению и другое. Личностные особенности человека начинают развиваться с самого рождения. Это также подразумевает тот факт, что ни один человек не рождается уникальной и полноценной личностью, а лишь становится ею путем процесса углубленной социализации, адаптации к окружающим его людям, контактов с ними и оценки своей личной позиции. На формирование психического состояния человека огромное влияние оказывает семья. Потеря семьи дорого обходится людям, деформирует их жизнь, судьбу и может привести к тяжелым болезненным состояниям. Медсестра, оценивая социально-психологическую сферу пациента, определяет его самооценку. Различают адекватную и неадекватную самооценку. При адекватной самооценке мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. Неадекватная самооценка характеризует человека, мнение которого о себе далеко от реального. Неадекватная самооценка может быть как завышенной, так и заниженной. При завышенной самооценке человек склонен переоценивать свои способности. Такой человек самоуверенно берется за работу, которая превышает его реальные возможности, что при неудаче может приводить его к разочарованию. Заниженная самооценка - результат развития комплекса неполноценности, неуверенности в себе; человек недооценивает свои способности. Человек с заниженной самооценкой считает свои успехи и достижения случайными и временными. Любая неадекватная оценка себя — завышенная или заниженная — затрудняет жизнь человека. Для достижения положительного результата обучения родственников пациента, перенесшего инсульт, медицинская сестра обязательно должна учитывать самооценку обучающихся.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: