Примерный план:
Введение
1. Основные понятия познавательного развития: познавательное развитие, познавательная активность и др.
2. Задачи познавательного развития в примерной основной образовательной программе дошкольного образования (на выбор), их динамика.
3. Средства и методы познавательного развития, особенности их использования в одной из возрастных групп.
4. Практическая часть.
Заключение
Список литературы
Приложение
Практическое задание: 1. Составьте конспекторганизации познавательной деятельности детей и руководства ею. 2. Реализуйте конспект в работе с детьми. Проанализируйте деятельность воспитателя и детей, оцените процесс и результаты взаимодействия.
В приложении следует представить конспект проведённой работы.
Рекомендуемая литература:
1. Баранова, Э. А. Познавательная активность «почемучек»: умеют ли дошкольники задавать вопросы? / Э. А. Баранова // Современное дошкольное образование. – 2011. – № 3. – С. 78–84.
2. Воспитатели и дети: источники роста / под ред. В. Л. Петровского. – М., 1994.
3. Давидчук, А. Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей: метод. пособие: для педагогов дошк. учреждений, преп. и студентов пед. ун-тов и колледжей / А. Н. Давидчук. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 151 с.
4. Поисково-познавательная деятельность детей: особенности и технологии развития: учеб. пособие / [Э. А. Баранова и др.; под общ. ред. Э. А. Барановой]. – Москва: Моск. гос. пед. ун-т, 2013. – 131 с.
5. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / под ред. Н.Н. Поддьякова. – Москва: Просвещение, 1988.
Тема 10. Педагогические условия воспитания познавательного отношения к окружающему детей дошкольного возраста
Примерный план:
|
Введение
1. Формирование потребности в познании как условие познавательного развития дошкольника и его результат.
2. Место задачвоспитания познавательного отношения к окружающему в примерной программе дошкольного образования (на выбор), их динамика.
3. Средства и методы воспитания познавательного отношения к окружающему, особенности их использования в одной из возрастных групп.
4. Практическая часть.
Заключение
Список литературы
Приложение
Практическое задание: 1.Составьте конспекторганизации деятельности детей, в которой бы решалась задача воспитания познавательного отношения к окружающему. 2. Реализуйте конспект в работе с детьми. Проанализируйте деятельность воспитателя и детей, оцените процесс и результаты взаимодействия. В качестве отчета следует представить конспект проведённой работы и её анализ.
Рекомендуемая литература:
1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / под ред. Л. Н. Прохоровой. – М., 2005.
2. Поддьяков, Н. Н. Некоторые новые проблемы умственного воспитания / Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова // Дошкольное воспитание. – 1985. – № 2.
3. Исследовательская деятельность в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 2. – С. 37–42.
4. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / под ред. Н. Н. Поддьякова. – М., 1988.
5. Кмито, О. Проблемный вопрос как этап формирования интеллектуальной инициативы дошкольника: мастер-класс / О. Кмито // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 8. – С. 106–108.
Тема 11. Воспитание у детей культуры поведения
Примерный план:
Введение
1. Понятие культуры поведения дошкольников.
|
2. Содержание воспитания культуры поведения в современных программах.
3. Методы и приемы воспитания культуры поведения с учетом возрастных особенностей и возможностей детей.
4. Практическая часть.
Заключение
Список литературы
Приложение
Практическое задание: 1. Разработайте и реализуйте конспект воспитания культуры поведения у детей одной из возрастных групп (по выбору). 2. Проанализируйте проделанную работу.
Конспект проведенного образовательного мероприятия приложите к контрольной работе.
Рекомендуемая литература:
1. Анисимова, И. М. Хорошие манеры для детей / И. М. Анисимова. – М.: Аквариум: Дельта, 1996. – 350 с.
2. Курочкина, И. Н. Этикет для детей и взрослых: учеб. пособие для студентов пед. Вузов / И. Н. Курочкина. – М.: Academia, 2001. – 253 с.
3. Непомнящая, Н. И. Становление личности ребёнка 6–7 лет / Н. И. Непомнящая. – М., 1992.
4. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С. В. Петерина. – М., 1986.
5. Пикулева, Н. В. Слово на ладошке: [воспитание культуры поведения в игровой форме] / Н. В. Пикулева. – М.: Новая школа, 1994. – 110 с.
Тема 12. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника
В условиях ДОУ
Примерный план:
Введение
1. Актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольников.
2. Основные понятия нравственного воспитания.
3. Задачи и содержание нравственного воспитания, их освещение в современных образовательных программах.
4. Основные методы и формы нравственного воспитания в ДОУ.
5. Особенности руководства развитием нравственности детей определенного возраста в образовательном процессе.
|
6. Практическая часть.
Заключение
Список литературы
Приложение
Практическое задание: 1. Проведите работу с детьми по развитию нравственности в одном из блоков образовательного процесса. 2. Проанализируйте деятельность воспитателя и детей, оцените процесс и результаты взаимодействия. При выборе формы работы ориентируйтесь на возраст детей и содержание, предполагаемое к освоению.
В качестве отчета представьте конспект проведённой работы.
Рекомендуемая литература:
1. Буре, Р. С. Формирование нравственно-ценного поведения у дошкольников / Р. С. Буре // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. – № 7. – С. 61–69.
2. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет / Р. С. Буре. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
3. Воспитываем дошкольников самостоятельными: сб. ст. / Рос. гос. пед. ун-т; [редкол.: Бабаева Т. И. (отв. ред.) и др.]. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.
4. Комратова, Н. Г. Социально-нравственное воспитание детей 3–4 лет: игровая и продуктивная деятельность / Н. Г. Комратова. – М.: Сфера, 2005. – 111 с.
5. Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5–7 лет: метод. пособие / И. Ф. Мулько. – М.: Сфера, 2006. – 96 с.
6. Нравственное воспитание в детском саду / под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. – М., 1984.
7. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учеб. пособие: для студентов фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений / [Козлова С. А. и др.]; под ред. С. А. Козловой. – М.: Academia, 2002. – 188 с.
8. Фесюкова, Л. Б. Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4–7 лет: уроки доброты, чувства, эмоции, уроки экологии / Л. Б. Фесюкова. – М.: Творч. центр «Сфера», 2010. – 191 с.
9. Якобсон, С. Г. Психологические проблемы этического развития детей / С. Г. Якобсон. – М., 1984.
10. Якобсон, С. Г. Моральное воспитание в детском саду / С. Г. Якобсон. – М., 2003.
Тема 13. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Примерный план:
Введение
1. Значение и возможности патриотического воспитания в период дошкольного детства.
2. Этапы патриотического воспитания детей.
3. Система работы по воспитанию у дошкольников любви к Родине.
4. Практическая часть
Заключение
Список литературы
Приложение
Практическое задание: 1. Проведите одно мероприятие по патриотическому воспитанию с детьми своей группы. 2. Проанализируйте его актуальность.
Приложите к контрольной работе конспект мероприятия.
Рекомендуемая литература:
1. Алексеева, Т. Игры по краеведению / Т. Алексеева, Ю. Проскурякова // Обруч. – 2003. – №6.
2. Виноградова, Н. Ф. Родная природа / Н. Ф. Виноградова // Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. – М., 1990.
3. Казакова, И. Особенности патриотического воспитания дошкольников / И. Казакова // Обруч. – 2003. – № 6.
4. Кириллина, М. Патриотическое воспитание / М. Кириллина, Л. Мельчина // Дошкольное воспитание. – 2005. – №1, № 5, №8.
5. Лебедева, О. В. Этапы патриотического воспитания детей / О. В. Лебедева // Управление ДОУ. – 2005. – № 1.
6. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / М. Д. Маханева. – М., 2005.
7. Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. – М.: Linka-press, 2003. – 197 с.
8. Рыбалова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания / И. Рыбалова // Дошкольное воспитание. – 2003. – №6.
9. Соловьева, Е. В. Наследие. И быль, и сказка...: пособие по нравств.-патриот. воспитанию детей дошк. и мл. шк. возраста на основе традиц. отечеств. культуры / Е. В. Соловьева. – М.: Обруч, 2011. – 143 с.
Тема 14. Воспитание коллективистической направленности
У дошкольников
Примерный план:
Введение
1. Значение коллектива в развитии личности.
2. Понятие коллектива, его признаки и функции
3. Стадии развития коллектива
4. Особенности коллектива дошкольников
5. Пути формирования коллектива
6. Практическая часть.
Заключение
Список литературы
Приложение
Практическое задание. 1.Проанализируйте свой опыт формирования коллективистической направленности у детей дошкольного возраста. 2. Выделите наиболее эффективные методы.
Приложите конспект организации любого мероприятия с детьми, направленное на воспитание коллективизма.
Рекомендуемая литература:
1. Буре, Р. С. Формирование нравственно-ценного поведения у дошкольников Р. С. Буре // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. – № 7. – С. 61–69.
2. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет / Р. С. Буре. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
3. Нравственно -трудовое воспитание в детском саду / А. М. Виноградова и др.; под ред. Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1988. – 275 с.
4. Нравственное воспитание в детском саду / В. Г. Нечаева и др. под ред. В. Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1978. – 256 с.
Тема 15. Гендерно-половое воспитание детей в ДОУ
Примерный план:
Введение
1. Значение половой идентификации в развитии личности.
2. Особенности гендерного поведения дошкольников.
3. Специфика задач гендерно-полового воспитания мальчиков и девочек.
4. Педагогические условия гендерно-полового воспитания детей дошкольного возраста.
5. Практическая часть
Заключение
Список литературы
Приложение
Практическое задание: 1. Составьте конспект мероприятия, направленного на формирование качеств мужественности у мальчиков (или женственности у девочек). 2. Проведите мероприятие. 3. Проанализируйте собственную деятельность и поведение детей.
Конспект мероприятия приложите к контрольной работе.
Рекомендуемая литература:
1. Белявская, Н. С. Взаимодействие с мамами и папами по вопросам воспитания девочек и мальчиков / Н. С. Белявская // Современный детский сад. – 2012. – № 4. – С. 30–37.
2. Каган, В. Е. Воспитателю о сексологии / В. Е. Каган. – М., 1990.
3. Лосева, О. К. Половое воспитание детей и подростков в семье / О. К. Лосева. – М., 1990.
4. Мухина, В. С. Общение мальчиков и девочек / В. С. Мухина // Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., 1988.
5. Островская, Л. Ф. Мальчики и девочки / Л. Ф. Островская // Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М., 1987.
6. Репина, Т. А. Роль половых психических особенностей в становлении личности ребёнка / Т. А. Репина // Как помочь ребёнку войти в современный мир?; под ред. Т.В. Антоновой. – М., 1995.
7. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей / Т. А. Репина. – М.; Воронеж, 2004.
8. Сексуальное развитие и половое воспитание детей: спец. курс / сост. и ред. Э.К. Суслова. – М., 1994.
9. Шелухина, И. П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста / И. П. Шелухина. – М., 2006.
Тема 16. Воспитание у детей гуманного отношения к окружающим
Примерный план:
Введение
1. Гуманное отношение как нравственное качество.
2. Особенности проявления гуманности детьми дошкольного возраста.
3. Методы и средства воспитания гуманного отношения, их использование в одной из возрастных групп ДОУ.
4. Анализ содержания задач по воспитанию гуманного отношения у детей дошкольного возраста в образовательной программе.
5. Практическая часть.
Заключение
Список литературы
Приложение
Практическое задание:
1. Опишите использование одного из видов деятельности детей для воспитания у них гуманного отношения к окружающим. 2. Проанализируйте деятельность воспитателя и детей, оцените процесс и результаты взаимодействия. При выборе формы работы ориентируйтесь на возраст детей и содержание, предполагаемое к освоению.
К контрольной работе необходимо приложить конспект проведённой работы по воспитанию гуманности дошкольников.
Рекомендуемая литература:
1. Вакуленко, О. В. Формирование гуманных отношений у детей дошкольного возраста / О. В. Вакуленко. – Шадринск: ШГПУ, 2002.
2. Дружные ребята // Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников / под ред. Р.С. Буре. – М., 2004.
3. Маркуша, А. Ругать можно, а хвалить нужно! А. Маркуша // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 11.
4. Отношения между сверстниками в группе детского сада / под ред. Т. А. Репиной. – М., 1977.
5. Совершенствование педагогического процесса посредством игры в детском саду. – М., 1993. – С. 3-11, 52-65, 102-128.
6. Социальное развитие ребенка / под ред. О. Л. Зверевой. – М., 1994.
7. Смирнова, Е. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам: средний и старший дошкольный возраст / Е. Смирнова, В. Холмогорова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 8.
8. Якобсон, С. Г. Психологические проблемы этического развития детей / С. Г. Якобсон. – М., 1984.
Тема 17. Воспитание у детей уважения к людям разных национальностей, их обычаям
Примерныйплан:
Введение
1. Особенности отношения детей дошкольного возраста к представителям разных народов.
2. Задачи и содержание работы по воспитанию уважения к людям разных национальностей, их обычаям в образовательной программе.
3. Средства и методы воспитания уважения к людям разных национальностей, их обычаям.
4. Практическая часть
Заключение
Список литературы
Приложение
Практическое задание: 1. Запланируйте и проведите образовательное мероприятие по воспитанию уважения к людям разных национальностей, их обычаям. 2. Проанализируйте это мероприятие, оцените степень сформированности уважительного отношения к людям других национальностей у детей вашей группы.
Конспект мероприятия приложите к контрольной работе.
Рекомендуемая литература:
1. Захарова, Л. Роль педагогических журналов в межнациональном общении / Л. Захарова // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 12. – С. 102–105.
2. Ильченко, Л. Педагогика поликультурности и толерантности / Л. Ильченко // Дошкольное воспитание. – 2004. – №8.
3. Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников / М. Орлова // Дошкольное воспитание. – 2003. – №11.
4. Ромашина, И. Мы разные. Мы вместе! / И. Ромашина // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2013. – № 1. – С. 45.
5. Суслова, Э. К. Спецкурс «Воспитание этики межнационального общения». – М., 1994.
6. Формирование терпимого отношения к людям у детей дошкольного возраста / под ред. В. Г. Моралова. – Вологда, 2005.
7. Яковлева, Л. Воспитываем миротворцев / Л. Яковлева // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2011. – № 4. – С. 45.
Тема 18. Система воспитания у детей дошкольного возраста