ГИМН ДРЕВНЕГО ГОРОДА Пскова




 

Наш Псков родной- любовь земли державной,

России сын, завидной силы стать.

Страницу нашей летописи славной

Сегодня должно нам перелистать.

Истории заветные страницу-

Их слава не померкнет никогда!

Пусть в городе навеки сохранится

Живая память битв, любви, труда!!!

 

Святыни нашей Псковской земли удивляют нас своею красотою, дошедшею до нас из глубокой старины.

Как хотелось бы, чтобы каждый из нас проявлял бы к ним свою любовь и сделал бы малое для сбережения их нашим потомкам. Ведь эти святыни способны говорить о Славе русского народа, о его православной вере, о его душевной красоте.

Святыни наши- это святые маяки, указывающие путь человека к вечному, светлому, Горнему миру.

Евсей. Архиепископ Псковский и Великолукский.

 

 

Когда-то Псков был одним из самых больших городов Европы. Псков сравнивали по красоте с Парижем, а по величине- с Римом.

Это было 500 лет назад, в 16 веке. Псков по значению был третьим городом на Руси после Москвы и Новгорода. Псков был обширным, густонаселенным и очень богатым городом. Он активно торговал с городами Русского Севера, Поволжья, соседними государствами Европы. И по праву его величали «Господин Псков».

Иностранцы высоко ценили псковский лен, мед, воск, деготь, кожу, пеньку- это волокно из стеблей конопли. Из пеньки вили веревки и канаты. А мы покупали за границей бумагу, дорогие ткани, медь, оружие, пряности и соль(в Псковской земле нет соляных месторождений, потому нам приходилось покупать соль у немцев по очень высоким ценам.)

Медь покупали чтобы лить колокола, делать пушки, чеканить государственную монету. Деньги на Руси печатались в четырех городах. У «Господина Пскова» долгое время была своя монета, которую так и называли «Псковская деньга» Но в 16в., после того, как город вошел в состав единого Российского государства, стали чеканить новые деньги. НА них изображался всадник с копьем и буквы «ПС», обозначавшие «псковская» От всадника с копьем пошло современное слово «копейка». Денежный двор во Пскове просуществовал до 1663 года и был одним из самых больших.

А еще у Пскова есть одно название – Град Святой Троицы. Откуда появилось это название и как вообще возник этот красивейший древний город? О том нам гласит легенда из летописи.

В Выбутах (погост, иногда его называли и чисто на псковский манер- Лыбута) родилась и выросла красивая скромная девушка с васильковыми глазами- Ольга. Сильна и проворна была Ольга: и дома по хозяйству управлялась с легкостью, и переплыть в лодке через реку Великую (а тогда Великая была не чета нынешней: широка, полноводна, быстра) быстрее и ловчее многих деревенских мужчин могла.

Охотился как-то в псковских землях молодой киевский князь Игорь. Каким таким ветром его занесло в столь далекие края- неведомо. Только, увлеченный погоней за крупным зверем, он далеко оторвался от своей дружины и неожиданно очутился на берегу реки, а на другой стороне, как нарочно, хорошая добыча. Как перебраться на тот берег? К счастью, увидел, что кто-то плывет по реке в лодке. Вот князь и стал окликать перевозчика, велел ему перевести себя на противоположный берег. Каково же было удивление Игоря, когда в лодке оказалась молодая, красивая девушка. Это и была выбутская Ольга. Так состоялось первое знакомство князя Игоря и Ольги. Когда пришла пока Игорю жениться, вопрос о выборе суженой решился сам собой- образ девушки прочно засел в его сердце. Так и стала Ольга женой великого киевского князя Игоря, матерью доблестного воителя Святослава и бабкой Владимира Крестителя, прозванного в народе Красным Солнышком.

Из года в год, из века век и в устной и в письменной речи звучало: «Град Святой Троицы». Отчего пошло такое название, догадаться нетрудно: главный, храм Пскова- Свято-Троицкий собор. Собор Святой Троицы и сейчас величаво возвышается над городом, словно защищает его, наполняет своим дыханием. Имена мастеров, что возводили храм во славу Святой Троицы (а надо сказать, что собор четырежды перестраивался), к сожалению не сохранились, ведь наши предки за бренной мирской славой не гнались. Разве что вскользь где-то упоминается псковский мастер Кирилл. Но вот о том, как был основан самый первый Троицкий собор, да и сам Псков, в народной памяти сохранилась легенда.

…… Как-то, объезжала великая княгиня киевская Ольга свои владения. Добралась она и до псковских владений. Вроде бы все по-прежнему было вокруг, как в годы ее молодости, только неожиданно для себя после долгой разлуки Ольга будто заново увидела красоты родного северного края. День клонился к вечеру, огромные темные тучи на небе проносились так низко, что, казалось вот-вот зацепят макушки деревьев. Внезапно ветер стих, замерли деревья, а тучи замедлили свой бег, уступая место яркому золотистому свету, который тремя лучами пролился с небес на землю. С волнением наблюдала Ольга, как три сверкающих небесных луча пересеклись на противоположном берегу реки Великой. Там, у слияния двух рек- Великой и Псковы, высился каменистый мыс, поросший могучими столетними деревьями.. Пораженная этим чудным видением, Ольга воскликнула: - На этом месте будет церковь во имя Святой Троицы. И будет здесь град велик, славен и во всем изобилии.

Возблагодарила Ольга Бога за знамение, помолилась и поставила на этом месте дубовый крест, который псковичи хранили несколько столетий. Возвратившись в Киев, великая княгиня не забыла о чудесном видении. По ее приказу на то место было послано много золота и серебра для постройки храма Святой Троицы. А вместе с храмом был заложен город Псков и населен жителями.

Так, по легенде, возник город Псков. Много позже на том месте, с которого Ольга Любовалась на огненные лучи, была построена небольшая часовенка и названа Ольгинской. Эта часовня, заново отстроенная, и сейчас стоит на берегу Великой, напоминая псковичам о своей знаменитой землячке и основательнице их города.

 

 

В июле 2003 года, к 1100-летнему юбилею города, в Пскове были установлены два памятника святой Ольге.

Один из них был установлен на Октябрьской площади недалеко от Псковского кремля. Автор памятника — известный скульптор-монументалист В.М. Клыков,

 

 

 

Псковичи очень гордились своей святыней- Троицким собором и

Собор который мы видим и по сей день – Третий каменный собор (4-й по счету) был построен в 1699 году. Это многоярусный, 5 ти главый храм, вначале был построен на старом фундаменте, но вскоре стены дали трещены, поэтому первый этаж залили цементом. Рядом находится колокольня, она квадратная, многоэтажная, завершена шпилем с крестом.

величественным Кремлем

Псковичи не были хвастливыми и заносчивыми. Наоборот, они были сдержанными, суровыми и немногословными людьми. Не были псковичи жадными и до личного богатства – они отдавали часть денег на строительство укреплений и храмов. К концу 15 в. В Пскове было около 40 церквей и 36 монастырей. А в 16в. Были построены красивейшие псковские церкви- Николы со Усохи,

 

 

Церковь Анастасии Римлянки

Церковь Успения с Пароменья

- и самые могучие башни крепости- Покровская и Гремячая

Стены и башни строили из местного известняка. Его вырубали, отесывали и делали укрепления. Высота стен доходила до 15местров. Стены имели деревянный навес и широкую площадку, по которой передвигались воины. В нижней части стен были ворота для вылазок на врага.

В Пскове было пять колец каменных стен с башнями- первая стена Перши, стена ДОвмонтова города, стена посадника Бориса, стена Среднего города, стена Окольного города, которая пересекали реку Пскову и охватывала Запсковье. Длина крепостных стен была больше 9 километров, а со стороны опасных для нападения мест стены Пскова имели 39 боевых каменных башен.

В бойницах башен и стен стояли пушки, которые стреляли по врагам тяжелыми чугунными ядрами. Пушки внутри башен размещались на специальных площадках, сделанных из толстых бревен.

Самая большая башня в Пскове- Покровская.

Толщина ее стен достигает 6 метров, а высота вместе со сторожевой вышкой более 50 метров. Угловые башни для лучшего обстрела неприятеля строились круглыми. А башни на линии стены были четырехугольными. В башнях делали ворота и подземные ходы к воде.

 

 

ЗА воротами иногда сооружали захаб- узкий каменный коридор – настоящую ловушку для врага.

Со стороны Завеличья от наплавного моста в центр города можно было попасть только через единственные проездные ворота Власьевской башни.

Высота этой башни 32 метра. Она находится у Довмонтова города

Башня защищала линию крепостных стен у спуска к реке Великой, и в ней располагалась Большая таможня. Ворота башни запирались на ночь железными решетками, а поутру распахивались вновь. Купцы, гости, окрестные жители от Власьевских ворот поднимались к Старому торгу.

Иностранных купцов в крепость не пускали. Они торговали на Немецком дворе, который размещался вначале на правом берегу Псковы, а с 16 в.- на Зевеличье, напротив Кремля. В такую крепость невозможно проникнуть.

Еще течение Псковы наши предки перегородили дубовыми решетками, которые могли опускаться. Нижние решетки были построены между Высокой башней и Плоской, которая соединена с башней Кутекрома.

 

Верхние находились у Гремячей башни, которая возведена в 1525 г. При дьяке Мисюре Мунехине. О Гремячей башне существует легенда, будто спит там волшебным сном царевна, а вокруг нее стоят бочки с золотом. Временами из башни доносится таинственный звон, как будто пересыпаются монеты.

Но в 1510 году произошли большие перемены в жизни Пскова. В Пскове тогда не стало Веча- народного собрания, посадников. Псковский вечевой колокол отвезли в Москву. Торг от Кремля перевели в Окольный город. Он стал находиться там, где сейчас за Пушкинским театром раскинулся Кутузовский парк. На месте бывшей Вечевой площади в Крому построили церковный Владычный двор. А в 1589 году образовали Псковскую епархию, которая управляла церквями.

К тому времени в Пскове было уже около 100 церквей. Псков в то время был разделен на 6 районов, их называли концами. В каждом конце была высокая церковь со звонницей. Эти церкви назвались кончанскими. Мужчины каждого конца сами обороняли определенные участки крепостных стен от врагов. Друг друга жители концов величали «суседями» В подвалах кончанских церквей хранился порох. Но главный пороховой погреб находился в Кроме, Кром стерегли собаки.

Кроме служения Богу церкви защищали наш город. Церкви вообще играли в жизни Пскова огромную роль: в них крестили детей, венчали молодоженов, отпевали умерших. Самым большим наказанием было отлучение от церкви.

Церковь определяла всенародные праздники: Рождество,Пасху,Троицу. Помогала церковь и укреплению государства. Старец Филофей из Елеазарова монастыря под Псковом писал Великому московскому князю Василию Третьему: «Москва – третий Рим, а четвертому не бывать» Он мечтал о великой единой Руси с центром в Москве.

 

Управляли Псковом сперва наместники, а позднее, в 16в., воеводы. Они отвечали за состояние городских укреплений. Сам воевода подчинялся царю. Первым этот высокий титул принял великий князь Иван Четвертый, которого за суровость прозвали Горозным.

Иван Горозный хотел выйти к Балтийскому морю, чтобы удобнее было торговать с другими странами.

В 1558 году он объявил войну ливонцам, тем самым немецким рыцарям, с которыми еще воевал Александр Невский. Против Руси в Ливонской войне (1558-1583 г) выступили Швеция, Дания, Польша, Литва.

Огромное войско, возглавляемое польским королем Стефаном БАторием, осадило Псков.

«Любуемся Псковом. Господи, какой большой город!Точно Париж!»- записал в дневнике Пиотровский, секретарь Стефана БАтория.

Отряды БАтория заняли Снетогорский, Ивановский, Мирожский монастыри. Но, благодаря героизму псковичей, Русь не потеряла свои земли. Пскович-иконописец Василий в своей «Повести о прихожении Стефана БАтория на град Псков» Эта повесть дошла до наших дней. Там написано, что псковские воины, вооружившись кто чем мог, стояли насмерть у городских стен. Стефан Баторий 30 раз штурмовал город, а 7 сентября 1581 года начался решающий бой. Враги пытались захватить Покровскую и Свинузскую башни. А когда они разрушили крепостную стену, у храма Василия на Горке зазвонил тревожно колокол. И тогда на защиту Пскова бросились даже женщины и дети. Руководил боем воевода князь Иван Петрович Шуйский. Мощные пушки города «Барс» и «Трескотуха» стояли на Романовской горке и метко стреляли по врагам. Наши воины проявили смекалку и взорвали Свинузскую башню вместе с поляками. Псковичи опять одержали победу. Мы до сих пор помним о том сражении, называя разрушенную крепостную стену между Покровской и Свинузской башнями «Баториев пролом»

Одна из самых знаменитых псковских икон «Чудо явления Пресвятой Богородицу старцу Дорофею» повествует об этом событии.

Памятник мужеству псковичей в честь 300 летия обороны Пскова от войск Стефана Батория установлен в 1881 году на искусственном холме- остатке Петровского бастиона (ныне около площади Победы)

 

Иван Горозный подарил икону Успения, украшенную драгоценными камнями и жемчугом, своей любимой псковской церкви Успения с Пароменья. К Пскову у Горозного было особое внимание.

Во времена пребывания Грозного в Пскове произошло событие, связанное с псковским юродивым Николаем. Юродивыми, называют людей, которые во имя Бога, принимая образ человека, лишенного здравого ума, отказывались от всех жизненных удобств, ходили в ветхой одежде, носили на теле цепи-вериги, были блаженными. Народ верил, что они могут предсказать будущее.

В феврали 1570 года Иван Грозный прибыл в Псков после погрома, учиненного им в Новгороде, чтобы наказать и псковичей за их якобы тайный сговор с Литвой. Не знал пощады Грозный, если подозревал измену. Псковичи, охваченные страхом, ожидали кровавой расправы, но царя встретили колокольным звоном и хлебом- солью. Вот тогда-то и появился пред грозным государем верхом на палочке известный всему Пскову юродивый Николка. «На защиту Руси построен Псков, а не на разграбление»,- закричал Николка и протянул царю кусок сырого мяса.

«Я христианин и не ем мяса в пост!»- воскликнул удивленный государь. «зато ты льешь кровь людскую. Если погибнет хоть один житель Пскова, то Бог покарает царя»,- смело ответил юродивый.

Предание гласит, что после этих слов разразилась снежная буря и в ту же минуту пал лучший конь царя. Иван Грозный содрогнулся и стал просить Николку молиться о прощении его жестоких замыслов. А опричникам –своим стражникам и воеводам- настрого приказал впредь в этом городе ни церквей, ни жителей не трогать. С тем и уехал из Пскова. Так Николай Салос, что означает «юродивый», спас псковичей от гнева грозного царя. За это псковичи с почестями похоронили его 27 февраля 1576 года в усыпальнице Троицкого собора рядом с князем Всеволодом-Гавриилом и Довмонтом-Тимофеем и написали «Праведный Николай- Псковский чудотворец»

После Грозного царем стал его второй сын Федор, но правил Русью при нем боярин Борис Годунов. После смерти Федора на Руси наступило Смутное время, так прервался царский род. Царем избрали Бориса Годунова. Но на русский престол стали претендовать самозванцы, выдававшие себя за младшего сына Ивана Грозного- царевича Дмитрия, погибшего в детстве. Историки называют этих самозванцев Лжедмитриями. Вместе с ними на Русь пришли поляки, шведы. В Пскове объявился свой Лжедмитрий-Матюшка, потом его арестовали и казнили.

По всей Руси стали разгораться народные восстания, в которых участвовали крестьяне, горожане, стрельцы. Для восстаний были свои причины: несогласие с налогами, высокие цены на хлеб. Псковское восстание 15 мая 1609 года связано с пожаром. Сгорели оружейные склады, житницы, часть крепостных стен. «Меньшие» люди обвинили бояр и купцов в поджоге и арестовали их. Во главе Пскова стал простой мужик Тимофей Кудекуша. Он успел восстановить вечевые порядки, но вскоре погиб. И снова к власти пришли богатые люди.

Смутным временем в России воспользовались иноземцы- польский и шведский короли. И снова началась война. Двадцатилетний шведский король Густав-Адольф, рвавшийся е Москве, в 1615 году подступил к Пскову.

 

Он занял Снетогорский монастырь.

Он построил на реке Великой плавучие мосты и с них обстрелял Кремль. Его солдаты разрушили Варлаамовскую башню,

 

 

проникли в город у Нижних решеток, но все равно не смогли овладеть Псковом. Штурм был отбит, шведы вынуждены были отступить и уйти ни с чем с Русской земли.

Все это нам известно с летописей. Псковские летописи, «Житие князя Довмонта», «Повесть о Псковском разорении» и многие другие письменные памятники рассказывают о войнах, неурожаях, пожарах, строительных работах.

В летописях также рассказывается о детях, в частности, обучение тогда начиналось с 7-8 лет при церквях и монастырях. Писать учили на бересте и сразу приучали к какому-нибудь ремеслу: кузнечному, иконному, ткацкому, сапожному. В то время в Пскове было много грамотных людей.

В летописи есть запись, что на гербе «Господства Псковского» и на большой государственной печати Ивана грозного появилось изображение «лютого зверя» барса или рыси как символа земли Псковской. А с 1672 года на гербе стали изображать протянутую руку- древний знак, означающий, что благословляющая рука Бога- отца вознаградит страдания сына.

 

 

До 15 века символ Пскова- Троица, а в 15 веке на печати псковской и монетах изображался князь Довмонт-Тимофей с мечом в руке.

 

Старинные летописи сейчас хранятся в библиотеках и музеях.

В Пскове музей располагается в палатах самого богатого и могущественного купца 17 в. Сергея Ивановича Поганкина.

Сергей Поганкин с сыновьями Якимом, Иваном, Юрием имели 80 лавок в разных торговых рядах Пскова: мясном, серебряном, красильном, суконном, сапожном, луковичном. У них были кожевенный и мыльный заводы, речное судно. Они вели широкую торговлю с русскими городами и заграницей. Сергей Поганкин возглавлял Псковский денежный двор, был главой Большой таможни, за службу в которой получил в дар царский именной серебряный ковш, хранящийся по сей день в Псковском музее.

 

В 1711 году со смертью последнего внука Григория исчезает в Пскове фамилия Поганкиных. В 1902 году в палатах Поганкина открылся музей, в котором хранятся рукописные книги и коллекция псковской иконописи, имеющей мировое значение.

 

В Пскове было достаточно много богатых людей. Самыми богатыми были бояре, воеводы, высшее духовенство, но больше всего богачей было среди купцов. Все богатые псковичи жили в палатах- огромных, до пяти этажей, домах-крепостях. Хозяева дома жили в верхних деревянных этажах. Там помещались спальни и светлицы, отапливаемые большими печами с узорными изразцами. В нижних каменных этажах с маленькими зарешеченными оконцами хранились товары.

Обширные дворы с палатами купцов Поганкиных, РУсиновых,Ямских, Меньшиковых, Трубенских, Постниковых, Подзноевых располагались среди дересянных домов псковского люда. Дома-крепости спасали от пожаров и народных волнений. Одной из таких волнений в 1650 году длилось почти год. Псковичи восстали из-за цены на хлеб. Царь Алексей Михайорвич, отец Петра Первого, пообещал шведам за русских людей, попавших в беду, отдать хлеб и деньги. Передача мешков с зерном должна была произойти в Пскове. Воспользовавшись этим, псковские купцы, во главе с Емельяновым повысили цена на хлеб, чтобы еще больше обогатиться. По звону сплошного колокола с Рыбницкой башни

перед домом воеводы собрались все жители города. «НЕ поднимайте цены на хлеб. Нам нечем будет кормить детей»- просили псковичи. «Разогнать народ!»- приказал воевода Собакин. Но не подчинились псковичи на этот раз воеводе и решили руководить городом сами. Так, 28 февраля 1650 года началось восстание, которое назвали «Хлебным бунтом». Руководил восстанием Хлебник Гаврила Демидов- умный и решительный человек. «Хлебный бунт» поддержали соседние города: Остров, Изборск, Гдов, Порхов, Великие Луки. Восставшие написали «Большую челобитную» к царю Алексею Михайловичу с просьбой уменьшить налоги, вовремя выдавать жалование, оградить от произвола воеводы и купцов. В ответ царь прислал 10-тысячное войско, которое окружило Псков. В это время из Москвы в Псков прибыли представители от Земского Собора и Патриарха- главы русской православной церкви. Они уговорили псковичей прекратить восстание. Богатые люди отстранили от власти Гаврилу Демидова и назначили другого земского старосту, знатного купца Михаила РУсинова.

 

Все дела по у правлению Псковом решались в воеводской канцелярии- съезжей избе. Но вся власть в городе была в руках воеводы. Ему подчинялись дьяки и подьячие. Дьяки должны были исполнять царские указы и решать все местные военные, судебные и денежные дела. Дьякам помогали подъячие- грамотные люди, которые проверяли боевую готовность войска, вели сбор налогов. Подъячих было более 20 человек. Заседали они в огромной палате за длинными столами. Одни подъячие решали споры о земельных владениях, другие расследовали преступления, третьи составляли документы. Каждый стол отвечал за свой отдел, или как называли раньше, приказ.

 

Нам повезло, что мы живем в этом красивом древнем городе, видим его белоснежные церкви, неповторимый Троицкий собор, ежедневно слышим чудный колокольный звон. Мы все гордимся нашим городом, который многие века стоял на защите Российского государства, навечно связав свою судьбу с Москвой.

 

Над Покровской кружат облака,

И она, величаво-седая,

Как царица, глядит свысока,

Славу древней земли вспоминая.

Т. Рыжова.

 

Список использованной литературы:

1. Н.Вальнер «Пков губернский» для детей младшего школьного возраста.Псков. 2004г.

2. Н.Вальнер «Благословенный Псков», Псков 2008г

3. Н.Вальенр «Господин Псков», Псков 2003

4. Ю.Степанов «Легенды и предания Псковщины»,Псков 2012г.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: