Избранные статьи конских лечебников, восходящие к устной традиции




 

1. Аще лошадь возьмет спиннои наготь, взяти соли в пот да шило[41] сапожное в одну руку. И конь каков шерстью, таково ему и прозвище. И выдернуть шерсти из головы, мажь глазы да посоль против сердца шерсти же да из хвоста шерсти же да с праваго боку против сердца шерсти класти в соль да терти, обходя в посоль трижды. Да та шерсть смешата с солью и класти в ноздри и зажити гораздо, чтоб приснула. И остатки соли положи в овес и дать лошеди и от кресцов падию малою отмеряти, уколоти шилом. (Пол. 15. Л. 172-172 об.).

 

2. Ежели жеребцу невстаниха.

Должно итти в лес и не с кем нечево не говорить и наломать березовых прутьев и связать венечек. Когда жеребец станет мочитца, тогда должно онай венечек взять вершинками кверху, чтоб онай жеребец мочился на самы верьшинки венечка, тогда онай жеребец будет исправен. (Забел. 250. Л. 14 об. № 22)

 

3. Как можна зделать, чтоб лошеть была бодра и к науки склонна.

Первое. Когда кобыла ожеребитца и принесет жеребенка, тогда надобно взять с онаго жеребенка сорочку, изсушить ее суха, истолочь и давать верховой лошеди поутру на овес по одной столовой лошки. Тогда оная лошеть будет бегать весела и бодра. (Забел. 250. Л. 20 об. № 31)

 

 


[1] Так в ркп.

[2] Здесь и далее до конца листа нумерация на полях «сдвинулась» на одну позицию вниз (т.е. вместо № 9 стоит № 8 и т.д.). Напротив же № 12 текст отсутствует. Мы восстановили первоначальную нумерацию, соответствующую нумерации статей в тексте лечебника.

[3] Испр., в ркп. зиметца.

[4] Испр., в ркп. пуздо.

[5] Испр., в ркп. воз.

[6] Так в ркп. Ср. в Барс. 2219. Л. 46 об.: кобылим.

[7] Испр., в ркп. укъсуком.

[8] На левом поле помета: Зри.

[9] Испр., в ркп. сорокобуз.

[10] Испр., в ркп. уксом.

[11] Испр., в ркп. д.

[12] Вероятно, описка вместо доколе.

[13] Испр., в ркп. ууяст.

[14] Испр., в ркп. скресты.

[15] Испр., в ркп. зрав.

[16] В ркп. первоначально было написано коневово и затем переправлено на конопляново.

[17] Испр., в ркп. де.

[18] Аще конь полошаетца – написано на левом поле.

[19] Огня – слово в ркп. отсутствует, восстановлено по аналогии с Барс. 2219. Л. 49.

[20] Испр. по аналогии с Барс. 2219, в ркп. на.

[21] Испр., в ркп. изс.

[22] Возможно чтение вускельворот.

[23] Так в ркп.

[24] Испр., в ркп. зрав.

[25] Испр. по аналогии с Барс. 2219. Л. 50, в ркп. медом.

[26] Испр., в ркп. дада.

[27] Испр., в ркп. вскозе.

[28] Испр., в ркп. е.

[29] Испр., в ркп. кибело.

[30] Испр., в ркп. которяя.

[31] Испр., в ркп. простоло.

[32] Испр., в ркп. отвертываи.

[33] Испр., в ркп. на длю.

[34] Испр., в ркп. х.

[35] Завяжи – написано на левом поле.

[36] Испр., в ркп. гову.

[37] Испр., в ркп. бут.

[38] Испр., в ркп. все.

[39] Испр., в ркп. вскозе.

[40] Текст последнего предложения, вероятно, испорчен. В ркп. Барс. 2219 в аналогичном месте такое предложение отсутствует.

[41] Испр., в ркп. душило.


[i] Лавров А.С. Колдовство и религия в России: 1700-1740 гг. М., 2000; Отреченное чтение в России XVII–XVIII вв. / Отв. ред. А.Л. Топорков и А.А. Турилов. М., 2002; Смилянская Е.Б. Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в. М., 2003. С. 32-47; Михайлова Т.В. Колдовские процессы в России: официальная идеология и практики народной религиозности (1740-1801 гг.). Автореферат дисс.... канд. историч. наук. СПб., 2003; Топорков А.Л. Заговоры в русской рукописной традиции XV–XIX вв. М., 2005; Ипполитова А.Б. Русские рукописные травники XVII-XVIII вв.: Исследование фольклора и этноботаники. М., 2008; Русские заговоры из рукописных источников ХVII — первой половины ХIX в. / Сост. А.Л. Топорков. М., 2010.

[ii] Историографические обзоры по русским лечебникам см. в: Груздев В.Ф. Русские рукописные лечебники. Л., 1946.; Ипполитова А.Б. Русские рукописные травники XVII-XVIII веков: Исследование фольклора и этноботаники. М., 2008. С. 23-49.

[iii] Турилов А.А. Народные поверья в русских лечебниках // ЖС. 1998. № 3. С. 33-36 (То же: Отреченное чтение в России XVII - XVIII веков / Отв. редакторы А.Л. Топорков, А.А. Турилов. М., 2002. С. 367-375); Топорков А.Л. Повседневная мифология в России XVII века (по материалам рукописных лечебников) // Мифология и повседневность. Под ред. К.А. Богданова и А.А. Панченко. Вып. 2. СПб., 1999. С. 51 - 59.

[iv] См. например: Змеев Л.Ф. Русские врачебники. Исследование в области нашей древней врачебной письменности. М., 1895. Ркп. № 90, 98, 99, 100, 105, 107, 109; Уткин Л.А., Гаммерман А.Ф., Невский В.А. Библиография по лекарственным растениям. Указатель отечественной литературы: рукописи XVII-XIX вв., печатные издания 1732-1954 гг. М.-Л., 1957. С. 43, 45; Лукьянов В. В. Рукописные собрания Ярославского областного архива и ярославского педагогического института им. К. Д. Ушинского: (краткий обзор) // Труды Отдела древнерусской литературы. М., Л., 1955. Т. 11. С. 467;; Сибирское собрание М.Н. Тихомирова и проблемы археографии / Отв. ред. Е.И. Дергачева-Скоп. Под ред. Л. Н. Жалнирович. Новосибирск, 1981. С. 84.

[v] Назаренко И.И. Конский лечебник Верещагина 1723 г. // Ветеринария. 1953. № 5. С. 62-64; Назаренко И.И. Некоторые рукописные источники по зоотехнии XVII — XVIII вв. // Вопросы истории естествознания и техники. Вып. 1. М., 1956. С. 235—241.

[vi] В рукописи присутствует лишь оглавление конского лечебника (53 статьи), текст первой статьи и заголовок второй (Лахтин М.Ю. Старинные памятники медицинской письменности. М., 1911. С. XVIII (вторая пагинация), 101).

[vii] Попов И. Русская народная ветеринария. Опыт исследования суеверий, колдовства, знахарства, коновальства и прочих условий в народном скотоврачевании. Казань, 1901. С. 23.

[viii] Виноградов Г.С. Самоврачевание и скотолечение у русского старожилого населения Сибири (Материалы по народной медицине и ветеринарии) // Живая старина. 1915. Вып. 4. С. 325-482; Журавлев А.Ф. Домашний скот в поверьях и магии восточных славян: Этнографические и этнолингвистические очерки. М., 1994; Журавлев А. Ф. Болезни животных // Славянские древности. Т. 1. М., 1994; Журавлев А. Ф. Ветеринария народная // Там же. С. 361-363; Алексеевский М.Д. Болезни животных и методы их лечения в народной культуре // ЖС. 2007. № 3. С. 37-40. См. также указатель литературы 1827-1930 гг. по народной ветеринарии: Борисович К.Ф. Библиографический указатель русской литературы по народной ветеринарии с 1827 г. по 1/Х 1930 г. (Опыт) // Этнография. 1930. № 4. С. 87-95.

[ix] Суеверия в лечебниках XVII–XVIII вв. (Публикация А.Л. Топоркова) // Отреченное чтение в России XVII–XVIII веков / Отв. редакторы А.Л. Топорков, А.А. Турилов. М., 2002. С. 387; Ипполитова А.Б. Указ. соч. С. 300-304.

[x] Dorohostajski Krzysztof. Hippika abo nauka o koniach… Kraków, 1647. (Первое издание – 1603 г.).

[xi] Николаев С.И. Польско-русские литературные связи XVI-XVIII вв. Библиографические материалы. Спб., 2008. С. 60-61; Назаренко И.И. Некоторые рукописные источники по зоотехнии... С. 235; Соболевский А.И. Переводная литература Московской Руси XIV-XVII веков. Библиографические материалы. СПб., 1903. (Сб. Отдела русского языка и словесности Имп. АН. Т. 74. Вып. 1). С. 112-113.

[xii] Соболевский А.И. Указ. соч. С. 115; Назаренко И.И. Некоторые рукописные источники по зоотехнии... С. 236.

[xiii] Николаев С.И. Указ. соч. С. 118; Змеев Л.Ф. Указ. соч. № 98. С. 160; Груздев В.Ф. Рукописные лечебники в собрании Пушкинского дома // ТОДРЛ. Т. 29. Л., 1974. С. 345. № 5-6.

[xiv] Doyen-Higuet A.-M. The “Hippiatrica” and Byzantine Veterinary Medicine // Dumbarton Oaks Papers. Vol. 38. Symposium on Byzantine Medicine. 1984. P. 111-120; A Byzantine Encyclopaedia of Horse Medicine: The Sources, Compilation, and Transmission of the Hippiatrica (Oxford Studies in Byzantium). Oxford University Press, 2007; Геопоники. Византийская сельскохозяйственная энциклопедия X века. Рязань, 2006. Кн. XVI: 3-20.

[xv] Змеев Л.Ф. Указ. соч. С. 139-143; Сазонова Л.И. Гурчин Даниил Алексеевич // Словарь русских писателей XVIII века. Т 1. Л., 1988. С. 235-236.

[xvi] Назаренко И.И. Конский лечебник Верещагина 1723 г.

[xvii] Книга конская лекарственная от разных болезней. СПб., 1779; Городской и деревенской коновал, или Собрание необходимо нужных наставлений, каким образом заводить, содержать и лечить лошадей, коров и овец. С показанием всех под[р]обностей, нужных к содержанию конских, коровьих и овечьих заводов / Собранный из наилучших французских и немецких писателей и на российской язык переведенный А.П. М., 1783. Обзор изданий см. в: Коропов В.М. История ветеринарии в России. М., 1954. С. 51-64.

[xviii] Филигрань одноручный кувшин без крышки, без литер, подобна: Дианова Т.В. Филигрань "Кувшин" XVII в. М., 1989. № 6 (1624 г.).

[xix] Чистые листы: л. I-I об., 36 об.-36 об., 41 об., 43 об-44, 4 ненумерованных лл. между л. 36 и 37, 3 ненумерованных лл. между л. 41 и 42.

[xx] Номер 22 (но не соответствующая статья) в ркп. пропущен, поэтому нумерация статей 22-24 в оглавлении соответствует статьям 23-24 в лечебнике; статья 24 в лечебнике в оглавлении проходит под номерами 23-24, т.к. в оглавлении она разбита на две статьи. Нумерация статей 25-26 в лечебнике и оглавлении совпадает.

[xxi] В пользу этого предположения говорит и то, что некоторые средства (в частности, все пряности, большинство травянистых растений, часть культурных растений (редька, ячмень), а также слюда, ртуть, купорос, олений рог, сало, желчь, пиво, вино и др.) встречаются только в пространных статьях.

[xxii] Виноградов Г.С. Самоврачевание и скотолечение у русского старожилого населения Сибири (Материалы по народной медицине и ветеринарии) // Живая старина. 1915. Вып. 4. С. 379-383, 386-388.

[xxiii] Попов И. Указ.соч. С. 23-24.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: