с педагогами и родителями




Профилактика деструктивного поведения дошкольников

Е.А. Рыжанова
педагог-психолог МАДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 17 "Машенька", г. Ступино, Московская обл.

Неумение дошкольников выражать эмоциональное состояние адекватным способом приводит к конфликтам в детских группах, появлению личностных проблем. Позднее это проявляется в агрессии и деструктивном поведении. Чтобы предотвратить подобные проблемы и сформировать эмоциональную грамотность детей, используется игра-тренажер "Морское царство — доброе государство".

Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется значительное внимание в отличие от его познавательного развития. Однако, как указывали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любой деятельности.

Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и проконтролировать свои эмоции, что приводит к импульсивности поведения. Почему эту проблему важно обсуждать и решать?

У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать эмоцио-нальное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые в дальнейшем, если с ними не работать, трансформируются в тревожность, застенчивость, замкнутость, агрессивность. Появляются предпосылки для формирования деструктивного поведения.

В рамках инновационного образовательного проекта «Доброта в твоих руках», направленного на профилактику деструктивного поведения посредством формирования эмоциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста, разработана игра-тренажер «Морское царство — доброе государство». Игра предназначена для практической психокоррекционной, а также психолого-педагогической и развивающей (индивидуальной и групповой) работы с дошкольниками 5–7 лет.

Цели игры: снять психоэмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку детей, повысить эмоциональный фон.

Задачи:

· создать пространство для проявления социальных и эмоциональных компетенций — умения заявлять о своих желаниях, воспроизводить основные чувства, прислушиваться к своим чувствам, справляться с накопившимися стрессом, гневом, агрессией, страхом;

· создать условия для накопления ресурса — навыков обхождения с чувствами, навыков альтернативы агрессии, навыков преодоления стресса и т. д.;

· развить творческое воображение;

· научить простейшим приемам массажа;

· развить мелкую моторику, тактильную чувствительность;

· организовать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества, совершенствования коммуникативных навыков.

Игру также можно использовать для групповой и индивидуальной работы с педагогами и родителями. Задания могут быть разными: составить тематическую композицию, нарисовать цветным песком, слепить с помощью кинетического песка; изобразить персонажа, свое настроение (творческая работа на основе проигранных ситуаций).

Элементы игры (возможны варианты):

1) «вода» — полотно из фетра голубого цвета формата А3 с простроченными вдоль полотна «волнами»;

2) «морское дно» — микрофибра с пришитыми к ней «водорослями» — атласными ленточками (в процессе игры ленточки можно заплетать в косички для развития мелкой моторики);

3) морские обитатели (персонажи игры могут пополняться, как и запас игровых упражнений и заданий):

· Радужный Медуз — объемная игрушка, связанная из разноцветных ниток, с разноцветными щупальцами; главный герой занятий, игрушка-посредник между детьми и взрослыми, проводник по морскому царству;

· рыбы — из плотного фетра, чешуйки — пришитые пайетки (способствуют развитию тактильной чувствительности);

· дельфины, морские коньки, черепашки (можно приобрести готовые);

· медузы — из плотного фетра, наполненные пшеном, гречкой, фасолью, рисом;

· морские ежи — шарики су-джок;

· морская звезда-массажер;

· камушки, ракушки, «жемчужинки» (большие бусины), разноцветные стеклянные шарики;

· короткие и длинные шерстяные ниточки разных цветов и проч.;

4) пластиковый контейнер — благодаря ему игра мобильна, может использоваться как в помещении, так и на улице.

Дополнительные материалы и оборудование: цветной и кинетический песок, вода, резиновые тактильные коврики, надувные плавательные круги.

Результаты применения игры в работе:

С детьми

· устанавливается тесный психологический контакт между участниками игры;

· у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;

· воспитывается чувство коллективизма;

· отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка (даже робкие включаются в работу);

· реализуется индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе игротренинга;

· создается комфортный психологический климат в группе;

· создаются условия для проявления доброжелательности, открытости,

· откровенности, выслушиваются мнения каждого;

· стимулируется творческий подход к решению задач и проблем;

· формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения, а также высказывать свою;

· активизируется развитие речи и коммуникативных навыков;

· уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность;

с педагогами и родителями

· развивается умение выражать чувства, распознавать чувства другого;

· формируется умение справляться с накопившимся стрессом с помощью арт-технологий;

· развивается творческое мышление, воображение;

· развиваются навыки общения, умение проявлять инициативу, предлагать помощь друг другу.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: