Профилактика деструктивного поведения дошкольников
Е.А. Рыжанова
педагог-психолог МАДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 17 "Машенька", г. Ступино, Московская обл.
Неумение дошкольников выражать эмоциональное состояние адекватным способом приводит к конфликтам в детских группах, появлению личностных проблем. Позднее это проявляется в агрессии и деструктивном поведении. Чтобы предотвратить подобные проблемы и сформировать эмоциональную грамотность детей, используется игра-тренажер "Морское царство — доброе государство".
Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется значительное внимание в отличие от его познавательного развития. Однако, как указывали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любой деятельности.
Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и проконтролировать свои эмоции, что приводит к импульсивности поведения. Почему эту проблему важно обсуждать и решать?
У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать эмоцио-нальное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые в дальнейшем, если с ними не работать, трансформируются в тревожность, застенчивость, замкнутость, агрессивность. Появляются предпосылки для формирования деструктивного поведения.
В рамках инновационного образовательного проекта «Доброта в твоих руках», направленного на профилактику деструктивного поведения посредством формирования эмоциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста, разработана игра-тренажер «Морское царство — доброе государство». Игра предназначена для практической психокоррекционной, а также психолого-педагогической и развивающей (индивидуальной и групповой) работы с дошкольниками 5–7 лет.
|
Цели игры: снять психоэмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку детей, повысить эмоциональный фон.
Задачи:
· создать пространство для проявления социальных и эмоциональных компетенций — умения заявлять о своих желаниях, воспроизводить основные чувства, прислушиваться к своим чувствам, справляться с накопившимися стрессом, гневом, агрессией, страхом;
· создать условия для накопления ресурса — навыков обхождения с чувствами, навыков альтернативы агрессии, навыков преодоления стресса и т. д.;
· развить творческое воображение;
· научить простейшим приемам массажа;
· развить мелкую моторику, тактильную чувствительность;
· организовать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества, совершенствования коммуникативных навыков.
Игру также можно использовать для групповой и индивидуальной работы с педагогами и родителями. Задания могут быть разными: составить тематическую композицию, нарисовать цветным песком, слепить с помощью кинетического песка; изобразить персонажа, свое настроение (творческая работа на основе проигранных ситуаций).
Элементы игры (возможны варианты):
1) «вода» — полотно из фетра голубого цвета формата А3 с простроченными вдоль полотна «волнами»;
|
2) «морское дно» — микрофибра с пришитыми к ней «водорослями» — атласными ленточками (в процессе игры ленточки можно заплетать в косички для развития мелкой моторики);
3) морские обитатели (персонажи игры могут пополняться, как и запас игровых упражнений и заданий):
· Радужный Медуз — объемная игрушка, связанная из разноцветных ниток, с разноцветными щупальцами; главный герой занятий, игрушка-посредник между детьми и взрослыми, проводник по морскому царству;
· рыбы — из плотного фетра, чешуйки — пришитые пайетки (способствуют развитию тактильной чувствительности);
· дельфины, морские коньки, черепашки (можно приобрести готовые);
· медузы — из плотного фетра, наполненные пшеном, гречкой, фасолью, рисом;
· морские ежи — шарики су-джок;
· морская звезда-массажер;
· камушки, ракушки, «жемчужинки» (большие бусины), разноцветные стеклянные шарики;
· короткие и длинные шерстяные ниточки разных цветов и проч.;
4) пластиковый контейнер — благодаря ему игра мобильна, может использоваться как в помещении, так и на улице.
Дополнительные материалы и оборудование: цветной и кинетический песок, вода, резиновые тактильные коврики, надувные плавательные круги.
Результаты применения игры в работе:
С детьми
· устанавливается тесный психологический контакт между участниками игры;
· у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;
· воспитывается чувство коллективизма;
· отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка (даже робкие включаются в работу);
|
· реализуется индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе игротренинга;
· создается комфортный психологический климат в группе;
· создаются условия для проявления доброжелательности, открытости,
· откровенности, выслушиваются мнения каждого;
· стимулируется творческий подход к решению задач и проблем;
· формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения, а также высказывать свою;
· активизируется развитие речи и коммуникативных навыков;
· уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность;
с педагогами и родителями
· развивается умение выражать чувства, распознавать чувства другого;
· формируется умение справляться с накопившимся стрессом с помощью арт-технологий;
· развивается творческое мышление, воображение;
· развиваются навыки общения, умение проявлять инициативу, предлагать помощь друг другу.