Теоретический материал для самостоятельного изучения. Смысл названия повести «Очарованный странник»




24.02

Домашняя работа

Смысл названия повести «Очарованный странник». Особенности повествовательной манеры Н.С.Лескова

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня на занятии мы:

- поразмышляем над конкретным и всеобъемлющим смыслом названия произведения Н.С.Лескова «Очарованный странник»;

- рассмотрим особенности повествовательной манеры Н.С.Лескова.

«Перед нами страна удивительных людей. Где ещё найдёшь таких праведников, умельцев, чудаков? Но вся она застыла в очаровании, застыла в невыраженной красоте и святости своей и некуда ей деть себя. В ней есть удаль, есть размах, есть великое дарование, но всё дремлет, всё сковано, всё зачаровано…»

(Из очерка «Очарованная Русь» Николая Лескова).

Смысл названия повести «Очарованный странник». Сначала Н.С.Лесков предложил издателям названия «Черноземный Телемак» (как вариант – «Русский Телемак») (Телемак (Телемах) – один из героев античной эпической поэмы Гомера «Одиссея», сын Одиссея, который, повзрослев, отправился на поиски отца). Очевидно, автор предполагал, что им создана российская «Одиссея» – книга о странствиях человека из народа. Однако издатель забраковал название, не найдя связи между ним и содержанием художественного текста. Найденное позднее название «Очарованный странник» подчеркнуло связь повести с художественной традицией древнерусской литературы, в частности с «Хождением за три моря» Афанасия Никитина.

Смысл названия «Очарованный странник» многогранен и глубок. Уже в названии зашифрован определенный смысл. В названии произведения заявлена тема странствий. Причины же странствий Флягина определены духовными сомнениями героя.

Считается, что странничество – важный элемент русского национального самосознания. В названии лесковского произведения есть установка на повествование о чем-то загадочном, нетипичном.

Давайте поразмышляем над названием «Очарованный странник», проанализируем лексическое значение слов «очарованный» и «странник».

Кого называют СТРАННИКОМ? Словари дают следующее значение этого слова:

А) Словарь В.И.Даля:

Странники – скитальцы, бездомные бродяги, ищущие временного приюта, богомольцы.

б) Словарь С.И.Ожегова:

Странник (устар.) – человек, странствующий пешком, обычно на богомолье.

в) Большой толковый словарь:

Странник, -а; м.

1. Тот, кто странствует. Одежда странника. Беседовать со странником. // Тот, кто постоянно находится в пути, перемещается, передвигается, не остаётся подолгу где-л. Он в душе с. Скоморохи-странники. Бродячие музыканты-странники. 2. Человек, странствующий пешком к святым местам; паломник, пилигрим. Путь странника на Афон, в Иерусалим, к святой иконе-исцелительнице. анница, -ы; ж.

г) Словарь под редакцией Евгеньевой:

Странник – человек, странствующий пешком на богомолье.

Почему Флягин назван странником?

Странник – это тот, кто ищет правду, истину, докапывается до смысла жизни, как это делали, например, герои некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Не зря Флягина часто одолевают «думы», а прозвище его — Голован.

Тема странничества заявлена автором в самом названии повести и словно даёт отсылку к фольклору, к древней культуре России. Флягин идёт по своей земле. Он путешествует по разным местам: Подмосковье, Карела, Орловщина, Пенза, Николаев, Астрахань, Кавказ, Петербург, Соловецкие острова. Так, по замыслу автора, Иван Северьяныч пытается найти своё место в жизни и ответить на вопрос «Зачем я пришёл в этот мир?». В поисках смысла жизни, своего призвания главный герой проходит долгий, яркий путь. Он чувствует заботу «свыше», доверяет своему внутреннему миру, твёрдо верит в Бога. А мотив пути, за которым душевная неугомонность, поиски правды, внутренняя борьба и вера в Бога, помогает определить, что нужно-то жить по совести и соблюдать заповеди. Тяжкие испытания, страдания и горести ждут героя на его нелегком пути. Это настоящее «хождение по мукам», как сказано в Библии. Все события, которые с ним происходят, помогают ему преобразиться, понять, что он теперь обязан помогать страждущему, любить ближнего своего, как самого себя. В пути ему встречаются разные люди, и каждому он старается стать полезным, помочь чем-нибудь. Таким образом, он сам принимает активное участие в судьбах других (вспомним, как Флягин идет в солдаты вместо сына двух старичков - их единственной отрады и опоры). С каждым разом герой становится отзывчивее к чужому горю, его переполняют чувства самопожертвования и вины, корни которых кроются, вероятно, в трагедии с монахом, произошедшей в детстве. Он терзается воспоминаниями, совесть постоянно мучит его. Его самосовершенствование стало возможным лишь благодаря тем испытаниям, которые достались ему в удел, ведь без этих трудностей и передряг он не научился бы жертвовать собой и пытаться искупать собственные грехи. И потому единственно важной для себя целью Иван считает облегчение страданий окружающих, оказание помощи всем нуждающимся.

Флягин – это человек, странствующий не только по внешнему миру, но и по внутреннему, исследующий тайные уголки своей души и душ других людей. Обратите внимание на мысль философа В. Розанова: «... Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения вообще не достигаются без некоторых «падений», вечное оплакивание подлинными и удостоверенными «праведниками» «грехов своих» - не есть только присказка и не есть уничижение, а есть плач о подлинных, настоящих грехах. Праведники наибольшие суть те, которые согрешили. Тогда их слово исполнится огнем правды, а сердце источается в любви к слабому, "братскому" в грехе». Н. Бердяев считал, что странничество, являясь важным элементом русского национального самосознания, традиционно, и за ним стоит поиск смысла жизни – не в частных, земных делах, а в обретении Царства Божия, такого состояния души, когда мирские ценности – ничто в сравнении с высокой идеей Бытия в Боге.

«Мне за народ очень помереть хочется» - эта флягинская фраза, достойная эпического героя-богатыря, венчает итог странствий Ивана Северьяновича, будущего праведника. В финале он предстает личностью огромной духовной высоты и нравственной стойкости, обретшей смысл жизни в простой истине - жить для других.

Итак, странничество не столько физическое перемещение в пространстве, сколько духовноепостижение высшего смысла жизни.

Но необычность лесковского странника состоит в том, что он «очарованный».

Обратимся к значению слова «очарованный».

А) Словарь В.И.Даля:

Очаровать, очаровывать кого-то – обворожить, околдовать, отвести глаза…

Прельщать или пленять – влюблять кого-либо в себя.

б) Словарь С.И.Ожегова:

Очарование – чарующая сила, прелесть чего-нибудь.

в) Большой толковый словарь:

Очарованный, -ая, -ое.

1. Устар. Находящийся, по суеверным представлениям, под действием чьих-л. чар. 2. Выражающий восхищение. О. взгляд. -ованно, нареч. Смотреть о. Очарованность, -и; ж.

г) Словарь под редакцией Евгеньевой:

Очарованный:

1. Находящийся, по суеверным представлениям, под воздействием чьих- либо чар.

2. Выражающий восхищение.

Синонимы к слову «очарованный» - околдованный, завороженный, плененный, сведенный с ума, покорённый, восхищенный.

То есть, очарованный – это околдованный, заворожённый, восхищённый…

Один из смыслов, которые находят в названии исследователи творчества Лескова – это любовь главного героя ко всему сущему. Герой живет не столько умом, сколько чувствами, многое переживая, эмоционально откликаясь на различные явления и стороны жизни. Не случайно сам он считает себя «восхищенным человеком». Князь называет его «артистом», а слушатели на пароходе лестно отзываются о нем как об «очарованном богатыре».

Итак,присвоенное заглавие для повести «Очарованный странник» состоит из определений:

«очарованный» - то есть изумленный, околдованный, потрясенный,

«странник» - преодолевший духовный путь человек.

А что же такое «Очарованный странник»? Название «Очарованный странник» явно характеризует главного героя.

Это странник, на которого снизошло очарование, который остановился на перепутье и задумался о том, куда же он все-таки идет и что его ожидает, каково его предназначение. Очарованным странником движет судьба, провидение, в которое он верит, он околдован какой-то неведомой силой.Ведущим началом в поведении героя оказывается не разум, а непосредственное чувство, не поддающееся рациональному истолкованию. Иногда оно так сильно управляет действиями Ивана Северьяныча, что ему самому кажется чудом, загадочным «магнетизмом», наваждением, колдовством.

Чем же очаровывается Флягин, артист и художник в душе? Главный герой повествования, прошедший личный своеобразный путь, заворожен жизнью:

а) природой;

А Флягину это дано в высшей мере. Ивана Северьяновича, артиста и художника в душе, прежде всего, покоряет природа. Когда он попадает к монахам, он восторгается дорогой, по краям которой выросли «саженые березы», «и от тех берез такая зелень и дух, а вдаль полевой вид обширный... Словом сказать — столь хорошо, что вот так бы при всем этом и вскрикнул...» Это детское воспоминание он пронес до своих поздних лет. А вот как он рассказывает о курской ночи: «По небу звезды как лампады навешаны, а понизу темнота такая густая, что словно в ней кто-то тебя шарит и трогает». Даже в плену он может залюбоваться степью: «Ковыль белый, пушистый, как серебряное море, волнуется».

б) живностью;

Восхищается Флягин и всякой живностью, встречаемой им. Таково его увлечение голубями. Какие нежные слова находит он для них: «Голубь был глинистого пера, а голубочка беленькая, и такая красноногенькая, прехорошенькая!»

в) привязанностью к маленькой;

Иван Северьянович волею судьбы оказывается нянькой ребенка, и нет границ его привязанности к маленькой девочке. Это слабое существо Флягин защищает сколько может, пока не приходит время отдать его матери.

г) чужими нравами и обычаями (схватка татар под названием «наперепором» показалась ему редким чудом);

Странник способен оценить по достоинству чужие нравы и обычаи, совершенно не разделяя при этом взглядов «инородцев». «Я все эти любопытные примеры на ум взял», - говорит Голован.

д)искусством - музыкой (эпизод с гармонью), песней, танцем;

А как он умеет слушать песню, «томную-претомную, сердечнейшую», которая «так за душу и щиплет, так и берет в полон».

е) лошадьми, их красотой и совершенством;

И все же самым большим очарованием лесковского странника долго оставались лошади. Он восторгается сильным характером лошади, ее «веселой фантазией», ее тяготением к степной воле, ее грустью, но более всего - ее красотой и совершенством. «Я в лошади красоту понимаю», — признается лесковский герой.

ж) женщиной и любовью;

Когда Иван встречает цыганку Грушеньку, он переживает очарование женщиной и любовью. Он говорит: «Вот она, где настоящая-то красота, что природы совершенством называется».

з) тишиной приобщения к Богу.

Смысл названия заключается в удивительной способности главного героя лицезреть окружающее и восхищаться, очаровываться им, а роль странника, человека без дома и семьи уготована персонажу судьбой. Все очарование объединилось в его, Флягина, сознании в одно понятие Родины и ее народа. Ведь все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы-кони - все это Отчизна. А все эти кучера, форейторы, борцы, торговцы, солдаты, уланы, дети, красавицы-женщины - родной народ. И все это - достойно очарования. Вот отчего Флягину-Головану, богатырю и очарованному страннику, за них «очень помереть хочется». Итак, история многообразных «очарований» Ивана Северьяныча – это история роста его души, обретающей в конце его «обширной жизненности» эпическое величие.

Многие писатели и поэты обращаются к теме странничества в своих произведениях: самыми известными являются «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева; «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова; «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, роман «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова. И каждый литератор предложил свой образ странника: у Некрасова это правдоискатель; у Гоголя - авантюрист; у Лермонтова - скиталец-изгнанник.

В стихотворении «Странник» Александра Сергеевича Пушкина герой - «духовный труженик», который понимает быстротечность человеческой жизни. Лермонтовские «тучки небесные, вечные странники» являются отголоском жизненного пути самого автора. А путешествия Печорина из романа «Герой нашего времени» символизируют неустроенность его жизни, поиски истинного смысла бытия. Образ странствующего героя позволил Николаю Васильевичу Гоголю показать в своём романе «Мёртвые души» «всю Русь»: чиновничью, помещичью, народную. Вместе с Чичиковым читатель посещает дворянские усадьбы: наблюдает нравы, царящие в конторах, убеждается в том, как тяжело живётся крепостным. Герои Некрасова отправляются странствовать в поисках ответа на вопрос «Кому живётся весело, вольготно на Руси?». Мужики-правдоискатели олицетворяют русский народ, стремящийся к истине.

Не остался равнодушным к теме странничества и Ф.Тютчев:

Пошли, Господь, свою отраду

Тому, кто в летний жар и зной,

Как бедный нищий, мимо саду,

Бредёт по жаркой мостовой;

Кто смотрит вскользь через ограду

На тень деревьев, злак долин,

На недоступную прохладу

Роскошных, светлых луговин.

Не для него гостеприимной

Деревья сенью разрослись,

Не для него, как облак дымный,

Фонтан на воздухе повис.

Лазурный грот, как из тумана,

Напрасно взор его манит,

И пыль росистая фонтана

Главы его не освежит.

Пошли, Господь, свою отраду

Тому, кто жизненной тропой

Как бедный нищий, мимо саду,

Бредёт по знойной мостовой.

Также большое количество стихотворений, в которых затрагивается эта тема, есть у Сергея Есенина. Например, в ранних «Шёл господь пытать людей в любови», «По дороге идут богомолки» мотив дороги тесно связан с образом странствующего монаха, монашки, богомольца. Богомолки идут на канон туда, где на вратах надпись: «Успокою грядущих ко мне». Они идут помолиться, посмотреть, счастливы ли люди на земле, и сам лирический герой, двойник поэта, выходит в путь «смиренным иноком иль белобрысым босяком»:

«Глядя за кольца лычных прясел,
Я говорю с самим собой:
Счастлив, кто жизнь свою украсил
Бродяжной палкой и сумой».

О праведности, о вере в человека стихотворение Ф.И. Тютчева:

Чему бы жизнь нас не учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть нескудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

И увядание земное

Цветов не тронет неземных,

И от полуденного зноя

Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет

Того, кто ею лишь живёт,

Не всё, что здесь цвело, увянет,

Не всё, что было здесь, пройдёт.

Но этой вере для немногих

Лишь тем доступна благодать,

Кто в искушеньях жизни строгих,

Как вы, умел, любя страдать.

Чужие врачевать недуги

Своим страданием умел,

Кто души положил за други

И до конца всё претерпел.

Особенности повествовательной манеры Н.С.Лескова. Лесковский текст обнаруживает все признаки особой художественной системы. Поэтика H. С. Лескова демонстрирует огромные эстетические возможности образного языка и оригинального способа выражения авторской позиции.

Сказ в «Очарованном страннике» не выступает в качестве жанрообразующего фактора. Он присутствует как форма повествования, необходимая автору для создания образа героя-рассказчика.

В этом произведении несколько стилистических пластов, но сказовая форма повествования является преобладающей. В тексте со сказовой формой повествования автор не отождествляется с рассказчиком, повествователь предстает как объект авторского исследования.

Сказовая форма повествования определяет композицию и сюжет в произведении. Вступление и заключение повести «Очарованный странник» написаны от лица повествователя. Его речь отличается от речи рассказчика, как литературно оформленная от литературно неоформленной. Цель вступления и заключения - воссоздать реальную обстановку, в которой развернулся монолог героя.

Условием сказовой формы повествования является иллюзия самостоятельности героя-рассказчика. С помощью приема разграничения речи повествователя и рассказчика автор и создает эту видимость самостоятельности. Речь повествователя литературно правильная, и его образ лишен ярко выраженных индивидуальных черт. Позиция повествователя выражена опосредованно: прежде всего через выбор героя-рассказчика.

Во вступлении слушатели и читатели знакомятся с одним из попутчиков, который и станет рассказчиком. Экспозиция мотивирует рассказ героя о собственной жизни. Благодаря вступлению и заключению, вставным диалогам возникает связь между рассказчиком и слушателем, без которой сказ немыслим.

Сюжет повести строится как процесс рассказывания, в котором существуют свои отношения между рассказчиками и слушателями. В произведении со сказовой формой повествования создается «сказовая ситуация», есть указание на присутствие слушателя, который задает вопросы, делает замечания, вставляет реплики, то есть в произведении создается и образ слушателя.

Композиция и сюжет организованы так, чтобы привлечь внимание читателя к образу героя-рассказчика. Собственно рассказ героя имеет свой сюжет, который представляет собой ряд быстро сменяющих друг друга историй из жизни рассказчика.

Функции сказа заключаются:

· в индивидуализации характера героя;

· в его типизации.

Каким образом привлекает внимание Лесков к своему герою? Вспомним портрет героя. В чем его необычность, странность?

Установка на необычность, оригинальность внешности героя-рассказчика поддержана особой «типологичностью» героя. Иван Северьяныч Флягин зримо воплощает облик русского богатыря, каким он сложился в искусстве, в прямом авторском слове указана связь образа с фольклором (былины об Илье Муромце), живописью (картина Верещагина) и литературной стилизацией былин (поэма А.К. Толстого), и в то же время введено еще одно измерение, для сказа обязательное, - фактографичность (и повествователь, и рассказчик воспроизводят действительно бывшее). Такой расклад предопределяет многослойность художественного текста, особую «синтетичность» форм, в которых реализуется - на авторском уровне - глубинный смысл повествования в целом.

Удивительная повествовательная манера Лескова - сказ - связана не только с особым видением реальности, соответствующим жизненному опыту рассказчика, но и с исследованием речевого поведения героя.

Главным средством создания образа рассказчика в сказе является его речь. В ней отражается мирочувствование и миропонимание героя, его характер, социальное положение, культурное развитие и др. Рассказчик самовыражается в слове, через которое и раскрывается его сложный внутренний мир.

Для сказовой речи характерна устная разговорная интонация, что выражается в построении фраз, применении особенных изобразительно-выразительных средств, профессиональных терминов, просторечий и др. Иллюзию устной речи автор создает за счет повторений, междометий, оборотов, заимствованных из разговорной речи. Сказовая речь создает иллюзию «театрально импровизированного монолога».

Речь Флягина, ориентированная на устный разговор, неповторима и, следовательно, образ рассказчика явно индивидуализирован. В речи Флягина немного сравнений, метафор, эпитетов, они не отличаются яркостью, чаще всего кратки, но при этом точно соответствуют мировидению героя. В них проявляется артистизм героя, тонкость его натуры, способность воспринимать прекрасное, ведь художественные тропы характеризуют не только сам предмет, но и того, кто о нем говорит. Показателен в этом отношении рассказ Флягина о цыганке Груше: «И промежду всей этой публики цыганка ходит этакая... даже нельзя ее описать как женщину, а точно будто как яркая змея, на хвосте движет и вся станом гнется, а из черных глаз так и жжет огнем <...> ресницы, ей-богу, вот этакие ресницы, длинные-предлинные, черные, и точно они сами по себе живые, и, как птицы какие шевелятся...». Душа героя потрясена замечательным искусством Груши. Описывая ее, он проявляет себя как художник, человек эстетически чуткий. Обычные тропы употреблены героем необычайно метко: «Тени перед ним в видении, как тощие гуси, плыли», «по небу звезды как лампады навешаны, а по низу темнота такая густая, что словно в ней кто-то тебя шарит и трогает». Подобные примеры отражают бытовые впечатления Флягина, его жизненный опыт, владение народной лексикой.

В сочетании простоты и красоты особый колорит речи героя-рассказчика. За простыми выражениями, за простыми словами - прекрасный мир Флягина, мир, каким видит его герой.

Удивительное своеобразие лесковского художественного мира связано с умением воссоздавать живую разговорную речь. Язык повести яркий, красочный, образный:

- Пословицы, поговорки: «чем бы дитя не тешилось, абы не плакало», «дело не медведь, в лес не убежит», «назвавшись груздем полезешь и в кузов»;

- Искаженные неправильные слова: ихние, аглицкий (английский), мисанер, пантомина;

- Устаревшие и просторечные слова: сиганул, сведать, очи, уста, потчивать (угощать), талмуда (книга), ерихониться (стараться), понудить (попросить);

- Яркие выражения: «потолок пузом вниз лезет», «глаза точно пламя темное», «несытое сердце», «ресницы как птицы шевелятся»;

- Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: домишко, веревочка, монашек;

- Старославянизмы: полон (плен), воротился.

Раскрывается образ рассказчика и через его отношение к другим персонажам, о которых он же и повествует. Всех действующих лиц читатель воспринимает через субъективное отношение к ним рассказчика, которое проявляется в тоне рассказа, в выборе художественных средств через прямую или косвенную характеристику. Например, рассказ о хозяине, у которого герой нянчит ребенка. Здесь нет развернутой характеристики, но субъективное мнение Флягина об этом персонаже выявляется в следующих словах: «Барин мой, отец его, из полячков был чиновник, и никогда, прохвостик, дома не сидел».

Иногда рассказчик воспроизводит характерные особенности речи персонажей, имитирует их интонацию.

Яркие черты субъективного восприятия мира несет пейзаж в произведениях со сказовой формой повествования. Описания природы здесь не только отражают эмоциональное состояние героя-рассказчика, но и раскрывают его мировоззрение («...тоска делалась. Особенно по вечерам, или даже среди дня стоит погода хорошая, жарынь, в стану тихо, вся татарва от зною попадает по шатрам и спит... Знойный вид, жестокий; простор - краю нет; травы, буйство; ковыль белый, пушистый, как серебряное море, волнуется, и по ветерку запах несет: овцой пахнет, а солнце обливает, жжет, и степи, словно жизни тягостной, нигде конца не предвидится, и тут глубине тоски дна нет... Зришь сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь»).

В данном описании передается эмоциональное состояние героя: его глубокая тоска по родине, желание вернуться домой. Важно и то, что пейзаж также выявляет главную черту миропонимания героя - религиозность.

В приведенном отрывке обращает на себя внимание интонация, рассчитанная на сочувственное внимание слушателей, что тоже является особенностью сказового повествования.. Использование народных, близких к фольклорным, сравнений и метафор передает то, что можно назвать национальным чувством героя или иначе - передает его сопричастность жизни своего народа. Без любви к Родине нет настоящего человеческого характера. Тот, кто любит родную землю, видит красоту ее в любых мелочах, чувствует огромный интерес ко всяким ее «проявлениям». Иван Северьянович именно такой человек, и эта любовь помогает ему словесно точно выразить свои чувства, настроение, стремления в пейзажном описании.

По мотивам произведения Лескова в 1990 году снят одноименный фильм (авторы сценария И. Поплавская и В. Соловьев, режиссер И.Поплавская, композитор К. Волков). Главная удача фильма - А. Михайлов в роли Флягина.

Фильм учитывает специфику лесковской повести: динамичное развитие действия, удивительные приключения странника, неожиданные и даже «сказочные».

Авторы фильма сумели передать еще одну особенность прозы Лескова: его обращение к сказовой форме повествования. Неуловимое обаяние лесковского слова сложно воссоздать на экране, но авторам фильма это удалось: за кадром звучит голос рассказчика.

I Основные выводы.

В названии повести «Очарованный странник» заявлена тема странничества. Странничество не столько физическое перемещение в пространстве, сколько духовное – постижение высшего смысла жизни.

История многообразных «очарований» Ивана Северьяныча – это история роста его души.

Сказовая форма повествования является преобладающей в повести «Очарованный странник». Она определяет композицию и сюжет в произведении, она необходима автору для создания образа героя-рассказчика.

Сказ в повести «Очарованней странник» является средством воплощения в образе национального сознания и самосознания, характера героя. Иван Северьяныч Флягин - русский человек, стиль его речи, художественная окрашенность неразрывно связаны с эстетическим мышлением народа, с народной эстетикой, мировидением. Его речь свидетельствует о постоянной духовной связи с духовной жизнью народа.

До встречи на занятиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: