по дисциплине «Психология социального развития человека»




Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы магистрантов 1 курса, обучающихся

по дисциплине «Психология социального развития человека»

Название раздела, темы Задание Время выполнения Форма контроля
1. Раздел 1. Проблемы социализации в изменяющемся мире Тема 1. Социализация: понятие, содержание, механизмы Задание. Подготовьте ответы на следующие вопросы: 1). В чем сущность социализации личности? 2). Какие факторы социализации действуют стихийно, а какие целенаправленно? 3). Что в большей степени предопределяет усвоение и воспроизводство социального опыта человека: стихийное или целенаправленное влияние? 4). Подумайте, какие новые особенности социализации человека могут проявиться в ХХI в., исходя из тенденций развития общественной жизни, науки, производства, политики и т.д.? 5). Почему механизмы социализации рассматриваются как относительно сложные способы усвоения социального опыта? 6). В чем сущность развития? Проанализируйте основные характеристики развития на примере социализирующегося человека. 7). В чем заключается уязвимость детей по сравнению со взрослыми в процессе социализации? 8). Подберите пример, иллюстрирующий ресоциализацию взрослого человека. Проанализируйте этот процесс, используя концепции А.В. Петровского. Задание 2. Составьте классификацию механизмов социализации, обоснуйте ее. 1). В процессе выполнения задания используйте различные психологические и социологические словари. 2). Подготовьте сопоставительную таблицу «Хронологии социального развития человека». Дайте развернутый сравнительный анализ периодизации, выделите малоизученные проблемы социального развития человека. 3). Напишите, какие критерии положены в разработку той или иной периодизации. Почему? Постарайтесь найти максимальное количество периодизаций для анализа соответствующих критериев. Сравните эти критерии между собой. 18 часов Групповая дискуссия по предложенным вопросам   Магистранты письменно готовят задание, а итоги подводятся на занятии
  Тема 2. Информационная социализация личности Задание 1. Прочитать статью Т.Д. Марцинковской и подготовить ответы на вопросы. Библиографические данные: Марцинковской Т.Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве. // Психологические исследования (электрон. научн. журн.). – 2012. – № 5 (26). – С.7 // https:// www/psystudy.ru Вопросы: 1). Почему изучение проблем информационной социализации является сегодня актуальным научным направлением? 2). Обоснуйте тезис о том, что «междисциплинарность исследований информационной социализации продиктована не только научными изысканиями, но и самой жизнью? 3). Какую роль играет межпоколенная трансмиссия в информационной социализации человека? 4). Почему происходит нарушение межпоколенной трансмиссии? 5). Дайте свою интерпретацию полученных в исследованиях Т.Д. Марцинковской данных, что «подростки не доверяют телевизионной информации и многим сообщениям и советам старших, не совпадающим с содержанием информации из интернета». 6). Каковы особенности межпоколенных взаимоотношений в настоящее время? 7). Почему интернет является более предпочтительным источником информации для современных подростков, чем СМИ? 8). Какое место занимает музыка в информационной социализации подростков? Задание 2. Найдите статью, опубликованную в научном журнале не раньше, чем 5 лет назад, по теме. Напишите резюме по содержанию статьи (5-7 предложений) и сформулируйте три вопроса к статье. Список статей (можно взять статью по своему усмотрению): 1). Авдулова Т.П. Тенденции социализации подростков в контексте информационных предпочтений // Психологические исследования (электрон. науч. журн.). – 2011. - № 6 (20). – С. 8 // https://psystudy.ru 2). Белинская Е.П. Совладание с трудностями в эпоху новых информационных технологий: возможности и ограничения // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2014. - № 7 (38). // https://psystudy.ru 3). Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2013. - № 6 (30). // https://psystudy.ru 4). Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Этическая направленность подростков и молодежи в социальных сетях // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2014. - № 7 (37). – С. 2. // https://psystudy.ru 5). Голубева Н.А. Эндогенные факторы информационных предпочтений современных подростков // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2012. - № 1 (21). // https://psystudy.ru 6). Голубева Н.А., Марцинковская Т.Д. Информационная социализация: психологический подход // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2011. - № 6 (20). // https://psystudy.ru 7). Дубовская Е.М. Социально-психологические характеристики неформальной группы подростков // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2011. - № 6 (20). – С. 5. // https://psystudy.ru 8). Марцинковская Т.Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков // Мир психологии. – 2010 - № 3. – С. 90 – 102. 22 часа Групповая дискуссия по предложенным вопросам   Презентация-обсуждение статей по теме 2.  
  Раздел 2. Социальная психология развивающейся личности Тема 3. Проблема развития личности с позиций социальной психологии Задание. Провести диагностику межличностных отношений, используя программу М. Ю. Кондратьева «Социально-психологический и экспериментально-диагностико-коррекционный комплекс для практических психологов закрытых образовательных учреждений».(Можно использовать для обычных школ). Методические рекомендации. Необходимые методические материалы, последовательность выполнения задания подробно изложены в пособии: Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений / М. Ю. Кондратьев. - СПб.: Питер, 2005. - С. 218 - 299). Комплекс М. Ю. Кондратьева включает следующие методики и методические средства: 1) социометрию; 2) референтометрию;3) методику выявления мотивационного ядра межличностных выборов; 4) методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе; 5) методику определения ценностно-ориентационного единства группы; 6) методику подставной самооценки; 7) социально-психологическую модификацию техники «репертуарных решеток» Дж. Келли; 8) принципы организации воспитательно-коррекционной работы. Дополнительно: Психология социального развития / под ред. Н.Н. Толстых.- М.: Юрайт, 2014. – глава 14. 28 часов Обсуждение и и оценка результатов микроисследований по программе диагностики межличностных отношений М.Ю. Кондратьева

 

Литература

Основная

Марцинковской Т.Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве. // Психологические исследования (электрон. научн. журн.). – 2012. – № 5 (26). – С.7 // https:// www/psystudy.ru

Социальная психология развития: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. Н.Н. Толстых. – М.: Юрайт, 2014. – 603 с. (Книги доступна в электронной библиотечной системе biblio-online).

Кондратьев М.Ю. «Значимый другой»: слагаемые межличностной значимости // Социальная психология и общество. – 2011. - № 2. – С. 17-28.

Кондратьев М.Ю. О научной психологической школе А.В. Петровского в Московском городском психологическом университете // Социальная психология и общество.- 2011. - № 3. – С. 14 – 31.

 

Дополнительная

Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 304 с.

Коломинский Я. Л., Жеребцов С. Н. Социальная психология развития личности. - Минск: Вышейшая школа, 2009. - 336 с.

Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. - СПб.: Питер, 2005.

Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / под ред. Е. О. Смирновой. - М.: Воронеж; НПО «МОДЕК», 2001.

Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 416 с.

Социальная психология в современном мире / под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. - М.: Аспект Пресс, 2002.

Петровский А. В. Трехфакторная модель «значимого другого» // Вопросы психологии. - 1991. - № 1.

Социальная психология / под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – гл. 3. – С. 77 – 90.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: