Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы магистрантов 1 курса, обучающихся
по дисциплине «Психология социального развития человека»
№ | Название раздела, темы | Задание | Время выполнения | Форма контроля |
1. | Раздел 1. Проблемы социализации в изменяющемся мире Тема 1. Социализация: понятие, содержание, механизмы | Задание. Подготовьте ответы на следующие вопросы: 1). В чем сущность социализации личности? 2). Какие факторы социализации действуют стихийно, а какие целенаправленно? 3). Что в большей степени предопределяет усвоение и воспроизводство социального опыта человека: стихийное или целенаправленное влияние? 4). Подумайте, какие новые особенности социализации человека могут проявиться в ХХI в., исходя из тенденций развития общественной жизни, науки, производства, политики и т.д.? 5). Почему механизмы социализации рассматриваются как относительно сложные способы усвоения социального опыта? 6). В чем сущность развития? Проанализируйте основные характеристики развития на примере социализирующегося человека. 7). В чем заключается уязвимость детей по сравнению со взрослыми в процессе социализации? 8). Подберите пример, иллюстрирующий ресоциализацию взрослого человека. Проанализируйте этот процесс, используя концепции А.В. Петровского. Задание 2. Составьте классификацию механизмов социализации, обоснуйте ее. 1). В процессе выполнения задания используйте различные психологические и социологические словари. 2). Подготовьте сопоставительную таблицу «Хронологии социального развития человека». Дайте развернутый сравнительный анализ периодизации, выделите малоизученные проблемы социального развития человека. 3). Напишите, какие критерии положены в разработку той или иной периодизации. Почему? Постарайтесь найти максимальное количество периодизаций для анализа соответствующих критериев. Сравните эти критерии между собой. | 18 часов | Групповая дискуссия по предложенным вопросам Магистранты письменно готовят задание, а итоги подводятся на занятии |
Тема 2. Информационная социализация личности | Задание 1. Прочитать статью Т.Д. Марцинковской и подготовить ответы на вопросы. Библиографические данные: Марцинковской Т.Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве. // Психологические исследования (электрон. научн. журн.). – 2012. – № 5 (26). – С.7 // https:// www/psystudy.ru Вопросы: 1). Почему изучение проблем информационной социализации является сегодня актуальным научным направлением? 2). Обоснуйте тезис о том, что «междисциплинарность исследований информационной социализации продиктована не только научными изысканиями, но и самой жизнью? 3). Какую роль играет межпоколенная трансмиссия в информационной социализации человека? 4). Почему происходит нарушение межпоколенной трансмиссии? 5). Дайте свою интерпретацию полученных в исследованиях Т.Д. Марцинковской данных, что «подростки не доверяют телевизионной информации и многим сообщениям и советам старших, не совпадающим с содержанием информации из интернета». 6). Каковы особенности межпоколенных взаимоотношений в настоящее время? 7). Почему интернет является более предпочтительным источником информации для современных подростков, чем СМИ? 8). Какое место занимает музыка в информационной социализации подростков? Задание 2. Найдите статью, опубликованную в научном журнале не раньше, чем 5 лет назад, по теме. Напишите резюме по содержанию статьи (5-7 предложений) и сформулируйте три вопроса к статье. Список статей (можно взять статью по своему усмотрению): 1). Авдулова Т.П. Тенденции социализации подростков в контексте информационных предпочтений // Психологические исследования (электрон. науч. журн.). – 2011. - № 6 (20). – С. 8 // https://psystudy.ru 2). Белинская Е.П. Совладание с трудностями в эпоху новых информационных технологий: возможности и ограничения // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2014. - № 7 (38). // https://psystudy.ru 3). Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2013. - № 6 (30). // https://psystudy.ru 4). Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Этическая направленность подростков и молодежи в социальных сетях // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2014. - № 7 (37). – С. 2. // https://psystudy.ru 5). Голубева Н.А. Эндогенные факторы информационных предпочтений современных подростков // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2012. - № 1 (21). // https://psystudy.ru 6). Голубева Н.А., Марцинковская Т.Д. Информационная социализация: психологический подход // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2011. - № 6 (20). // https://psystudy.ru 7). Дубовская Е.М. Социально-психологические характеристики неформальной группы подростков // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2011. - № 6 (20). – С. 5. // https://psystudy.ru 8). Марцинковская Т.Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков // Мир психологии. – 2010 - № 3. – С. 90 – 102. | 22 часа | Групповая дискуссия по предложенным вопросам Презентация-обсуждение статей по теме 2. | |
Раздел 2. Социальная психология развивающейся личности Тема 3. Проблема развития личности с позиций социальной психологии | Задание. Провести диагностику межличностных отношений, используя программу М. Ю. Кондратьева «Социально-психологический и экспериментально-диагностико-коррекционный комплекс для практических психологов закрытых образовательных учреждений».(Можно использовать для обычных школ). Методические рекомендации. Необходимые методические материалы, последовательность выполнения задания подробно изложены в пособии: Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений / М. Ю. Кондратьев. - СПб.: Питер, 2005. - С. 218 - 299). Комплекс М. Ю. Кондратьева включает следующие методики и методические средства: 1) социометрию; 2) референтометрию;3) методику выявления мотивационного ядра межличностных выборов; 4) методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе; 5) методику определения ценностно-ориентационного единства группы; 6) методику подставной самооценки; 7) социально-психологическую модификацию техники «репертуарных решеток» Дж. Келли; 8) принципы организации воспитательно-коррекционной работы. Дополнительно: Психология социального развития / под ред. Н.Н. Толстых.- М.: Юрайт, 2014. – глава 14. | 28 часов | Обсуждение и и оценка результатов микроисследований по программе диагностики межличностных отношений М.Ю. Кондратьева |
|
|
|
Литература
Основная
Марцинковской Т.Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве. // Психологические исследования (электрон. научн. журн.). – 2012. – № 5 (26). – С.7 // https:// www/psystudy.ru
Социальная психология развития: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. Н.Н. Толстых. – М.: Юрайт, 2014. – 603 с. (Книги доступна в электронной библиотечной системе biblio-online).
Кондратьев М.Ю. «Значимый другой»: слагаемые межличностной значимости // Социальная психология и общество. – 2011. - № 2. – С. 17-28.
Кондратьев М.Ю. О научной психологической школе А.В. Петровского в Московском городском психологическом университете // Социальная психология и общество.- 2011. - № 3. – С. 14 – 31.
Дополнительная
Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 304 с.
Коломинский Я. Л., Жеребцов С. Н. Социальная психология развития личности. - Минск: Вышейшая школа, 2009. - 336 с.
Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. - СПб.: Питер, 2005.
Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / под ред. Е. О. Смирновой. - М.: Воронеж; НПО «МОДЕК», 2001.
Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 416 с.
Социальная психология в современном мире / под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. - М.: Аспект Пресс, 2002.
Петровский А. В. Трехфакторная модель «значимого другого» // Вопросы психологии. - 1991. - № 1.
Социальная психология / под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – гл. 3. – С. 77 – 90.