Краткое обоснование выбора образовательного материала и методов воспитательной работы (Почему проводится экскурсия, беседа, рассматривается такая тема)




Педагог дополнительного образования

МОУ ДЮЦ Волгограда

Широбакина Е.О.

Статья выступления на областном семинаре-практикуме

"Художественное развитие и нравственное воспитание детей и молодёжи

средствами народного декоративно-прикладного творчества"

 

1. Опыт работы по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальных традиций.

Особая среда дополнительного образования даёт возможность разрабатывать авторские образовательные программы, проводить занятия с использованием различных форм и приёмов, участвовать в тематических выставках и конкурсах, и всё это способствует формированию духовно-нравственных и социально-культурных ценностей у детей. Именно творчество, в какой-либо сфере человеческого познания является мощным потенциалом в его развитии, а ребёнка - особенно.

Сферой данной деятельности является изобразительное искусство. Следовательно была разработана образовательная программа курса «Изобразительное искусство» для детей 7-12 лет, кружка «Веселая радуга», сроком реализации 3 года, целью которой является формирование художественных способностей у детей младшего школьного возраста.

Составляющим компонентом программы является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей. Поэтому в программу включены следующие темы: героизм Российского народа в Великой Отечественной войне, исторические события, происходившие на территории России, освоение космического пространства нашими соотечественниками, выдающиеся деятели нашей страны, знакомство с народными праздниками (Святки, Рождество, Масленица, Стретенье, Пасха), занятия, посвящённые семье (День матери, День отца, День пожилого человека). Также в данной практике используются занятия по ознакомлению с техниками народных промыслов России (Хохлома, Гжель, Жостово, Полхов-Майдан, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка, Мезенская роспись, Лубок). Народные промыслы донесли до наших дней память предшествующих поколений, они хорошо понятны детям, техника исполнения легко осваивается и формирует в ребёнке необходимые качества для развития его мастерства, моторики рук и другие необходимые навыки для творчества.

Краткое обоснование выбора образовательного материала и методов воспитательной работы (Почему проводится экскурсия, беседа, рассматривается такая тема)

Обучение изобразительному искусству – процесс многогранный, кропотливый и длительный. Одной из задач освоения языка искусства является развитие основ стилизованного рисунка, кладезем которого являются техники народных промыслов, сложившиеся на протяжении столетий. В арсенале педагогов находится множество приёмов и способов осуществления образовательных процессов, одним из которых является знакомство с языком и техникой Мезенской росписи.

Теоретическое обоснование темы. Приобщение ребёнка к образцам народных промыслов, воспитывает в нём бережное отношение к народному творчеству прошлого, даёт основу для творческого развития в будущем.

Предельная простота изобразительных средств, художественное не многословие «рисунка» Мезенской росписи, отличает её от других известных народных промыслов.

Фото работ выполненных учащимися по теме.

 

Занятие «Герб моего города и моей семьи» направлено на формирование патриотического отношения к своему краю, к своей малой Родине.

Теоретическое обоснование темы. Что такое символы в геральдике – государственные, не государственные, является одной из интереснейших тем. Наш край богат событиями, которые оставили неизгладимый след в истории не только нашей страны, но и всего мира. Это всё можно прочесть на гербе нашего города и гербах городов нашей области. Старинные гербы русских городов рассказывают о красоте и богатстве родной земли, ратных подвигах, народных сказаниях и преданиях. Используя этот язык, можно создать свой герб – герб своей семьи. Таким образом мы становимся причастными к истории своей малой Родины.

Фото работ учащихся выполненных по теме.

Занятие «Экскурсия в мастерскую художника». Героизм, любовь к Родине особенно проявлялись в годы испытаний, когда народу необходимо было отстоять свою независимость. Готовность, служить делу процветания Отечества, была отличительной чертой русского и советского народа. Поэтому в творчестве русских художников тема любви к Родине, готовности народа пожертвовать своими жизнями во имя спасения, является по сей день актуальной.

Методическая разработка «Экскурсия в мастерскую художника» и направлена на формирование патриотических чувств у детей 7-8 лет. Путём приобщения к лучшим образцам отечественного искусства, способом импровизированной «экскурсии».

Цель методической разработки, «Экскурсия в мастерскую художника» - организация мероприятия по развитию личности обучающихся и использование в образовательном процессе как нетрадиционную форму обучения. Для раскрытия темы используются репродукции русских художников ярко раскрывающих героизм русского народа. Эпический язык лучше всего раскрывает силу народа в борьбе за правое дело. Используется следующая последовательность – сначала дети знакомятся с произведениями, посвящёнными Древней Руси. Затем – с произведениями, посвященными Великой Отечественной войне. Военная тематика подобрана с учётом исторической последовательности. От коренного перелома в Великой Отечественной войне (Сталинградской битвы) до Победного Знамени над Рейхстагом. Затем знакомятся с работами детей, выполненных на тему героического прошлого России. Соединяющим моментом являются «находки» в процессе «экскурсии», которые впоследствии «превращаются» во Флаг и Герб Российской Федерации.

Фото из архива педагога по проведению мероприятия «Экскурсия в мастерскую художника».

Образовательный проект «Мой друг конь». Главная идея работы: создание игрушки на тему «Волгоградский сувенир».Авторы поставили перед собой цель: спроектировать игрушку, которая отвечала бы представлениям «сувенира», но при этом отражала образы, культурно-символические объекты, исторические факты Волгоградской области. Используемые для интерпретации образы должны быть узнаваемы и интересны.

В данной работе представлены творческие эскизы и фотографии, которые позволяют увидеть, как авторы разрабатывали тему: создавали игрушку-сувенир. Дети изучали: Основы казачьей культуры. Мы живым в городе Волгограде, наша земля знаменита степями, в которых с незапамятных времён жил особый народ – казаки. На территории нашей области проживают потомки донских, хопёрских, иловлинских, волжских казаков.

Воспитание у казаков ставило перед собой задачу формирования таких личностных качеств, как семьянин, труженик, гражданин и воин. Семья являлась главным звеном и проводником вековых традиций и устоев общества и выполняла главенствующую роль в процессе воспитания казачонка. Деды и прадеды казаков считали наилучшим возрастом развития человеческих способностей – это ранее детство до пяти лет.

Фото работ учащихся выполненные по теме проекта «Мой друг конь».

3. Какие методы отслеживания личностных результатов ребёнка применяются, планируются применяться. Что необходимо для того, чтобы отследить изменения в личности ребёнка в процессе воспитательной работы.

В работе, важным показателем успешности деятельности педагога и обучающихся является участие в творческих выставках, конкурсах, фестивалях. Следовательно, педагогу необходимо, опираясь на образовательную программу, развить у ребёнка мотивацию к деятельности, формировать его творческий потенциал, приобщать его к общечеловеческим ценностям, то есть формировать духовно-нравственные и социально-культурные ценности.

Ознакомление детей с изобразительным искусством пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, что проявляется в творчестве детей, а именно:

- создание работ, отражающих семейные ценности («Портрет мамы», «Портрет дедушки», «Цветы для мамы», «Мой любимый праздник» и т.д.);

- создание работ, отражающих духовные ценности («Рождественский Ангел», «Со светлым праздником Пасхи!», «Пасхальный перезвон», «Чудеса в Рождество» и т.д.);

- создание иллюстраций к русским народным сказкам («Теремок», «Колобок», «Финист -Ясный сокол», «Царевна - лягушка», «Василиса - Премудрая» и т.д.);

- создание работ о природе, направленные на экологическое воспитание («Озеро цапель», «Мои любимые бабочки», «Ах, кони, кони!», «Лисья семейка», «Зайчиха и зайчата», «Просто Ёжики» и т.д.);

Фото из архива педагога творческих работ учажихся.

Фото из архива педагога творческих работ учажихся.

 

Искусство в любой форме способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Искусство в силу своей специфики оказывает сильное воздействие на ребёнка – он начинает мыслить формами, красками, звуками, ощущениями. Осознать себя как творческую личность, ребёнку помогает участие в выставках и конкурсах, это является хорошей мотивацией для формирования его личностных качеств.

Работа в дополнительном образовании провоцирует педагога на поиск новых форм и методов обучения, направленных на развитие творческого потенциала воспитанников.

Создавая свои работы, дети делают первые шаги познания в области изобразительного искусства, это оказывает значительное влияние в становлении личности.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: в системе дополнительного образования, в процессе обучения, воспитывается гармонично развитая и социально ответственная личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальных традиций.

Литература

1. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.

2. Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение, 2007.

3. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.: Просвещение. 2006.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: