ЦЕРКОВЬ О САМООСУЖДЕНИИ ЕРЕТИКОВ - II




 

Итак, мы выяснили, что еретики самым своим нечестием осуждают себя и подвергают отлучению от Церкви непосредственно судом Божиим, как учит Пространный Христианский Катихизис: "Грешники нераскаянные, еретики, или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от Тела Церкви " (Пространный Христианский катихизис. М. 1895, с. 72). Отсюда и становится понятной та причина, по которой собирались Святые Вселенские Соборы. Собирались они единственно, чтобы констатировать факт уже совершившегося отпадения нераскаянных грешников (коими особенно и являются хулители Духа Святого — еретики) от Церкви Божией, т.е. подтвердить только видимым действием соборного суда невидимое действие суда Божественного, или, иными словами, объявить в отношении тех или иных еретиков во всеуслышание уже совершившуюся волю Божию.

Вселенские Соборы собирались отнюдь не для того, чтобы из "еретичествующих и действующих, но не осужденных еще Собором еретиков" делать осужденных и назвать их еретиками, как нечестиво учат экуменисты, то есть буквально о том, что ДО Соборного решения - еретиком и называть никто не в праве, того,кого 15-е Правило Дв. Соб. называет- лжеепископом,который несомненно не имеет уже Даров Святого Духа и действий Его."Анафема, возглашаемая Церковью, — подтверждает нашу мысль митр. Филарет (Вознесенский), — есть... отлучение от Нее того, кто фактически перестал в ней уже состоять" (Филарет (Вознесенский), митрополит. Проповеди. Т. 1, с. 115).

И действительно, сама жизнь подтверждает это на деле. Так, к примеру, когда вор или убийца, и вообще всякий нарушитель гражданского порядка, становится преступником закона: сразу после совершения своего преступления, или только тогда, когда он будет пойман, обличен и приговорен к наказанию судом? Несомненно — сразу после совершения злодеяния. Также обстоит дело и в жизни духовной, где не только всевидящий Бог, — сама совесть, как голос Божий, служит неумолимым судьей отступившему.

Посмотрим же еще из святоотеческих творений, кого св. Отцы Церкви именовали еретиками: тех, кого осудили Соборы, или же тех, которые уклонились от чистого и спасительного исповедания Православной Веры?

Св. Василий Великий говорит: "Еретиками назвали древние совершенно отторгшихся и в самой вере отчуждившихся" (См.: 1-е правило св. Василия Великого).

В толковании на 14 правило IV Всел. Собора Зонара объясняет: "Под именем еретиков разумеются те, кто приемлют наше таинство, но в некоторых частях учения погрешают и не согласны с православными" (Цит. по: Никодим, еп. Далматинский. Цит. соч. Т. 2, Спб. 1911, с. 370).

В Синтагме Матфея Властаря сказано "Еретиками мы называем всех тех, которые не причащаются святых тайн от священников в Святой Церкви Божией" (Алфавитная Синтагма Матфея Властаря. М. 1996, с. 58).

Св. Варсонуфий Великий свидетельствует: "Всякий, кто не хранит заповедей Христовых от сердца, есть уже еретик" (Преп. отцев Варсонуфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни. Спб. 1905, с. 342).

В Синопсисе говорится: "Еретик тот, кто чужд по вере" (Правила Святых Отец с толкованиями, с. 156). Вообще, по каноническому учению Православной Церкви, изложенному в Номоканоне, "кто не православный, тот — еретик" (Номоканон в XIV тит., XII, 2 (Аф. Синтагма, 1, 261)).

 

И вот еще свидетельства Свв. Отцов. Св. Марка Ефесского: "Является еретиком и подлежит законам против еретиков тот, кто хотя бы и немногим отклоняется от Православной веры" (Цит. по: "Воздвижение", 1994, № 5);

Св. Григория II, папы Римского: "Еретиком объявляют человека, (даже) когда он известен немногим людям и когда обольщения его встречают затруднения — мысли перепутаны и неудобопонятны. И такие, не имеющие смирения, проповедники своих собственных догматов тотчас обнаруживают свое незнание и ослепление, и падают"
(Иоанн, еп. Аксайский. Цит. соч., с. 311).

Все эти вышеприведенные цитаты и примеры из жизни и учения свв. Отцов со всею ясностью свидетельствуют нам, что еретики тотчас по исповедании ими ереси обнаруживают свое падение и отчуждение от Бога, благодати Духа Святого и Церкви Христовой, а не тогда, когда осудит их православный Собор .

Вот примеры из церковной истории, из которых видно, что еретики осуждались Святыми и Вселенскими Соборами на том основании, что те уже отпали от Церкви Христовой, вследствие своего нечестивого учения, лишившись и благодати Божией.

Так Отцы VII Вселенского Собора об иконоборцах, как уже замечалось выше, постановили, что они и до созыва этого Собора "отпали от истинного учения; восстав против предания кафолической Церкви, они погрешили в понимании истины и, как говорится в "Притчах", заблудились в границах возделываемого ими поля и собирают руками своими неплодие (Пр. 9, 12). Они дерзнули отвергать богоугодные священные приношения и назвали себя иереями, тогда как сами не были таковыми " (Деяния Всел. Соборов Т. 7, с. 283).

Когда перед Отцами V Вселенского Собора встал вопрос об осуждении нечестивого еретика Феодора Мопсуестского и его богохульных сочинений, то Св. Император Юстиниан Великий специально для выяснения дела снарядил в Мопсуест целый собор епископов, который выяснил, что Феодор еще при жизни находился вне общения с Церковью. Св. Юстиниан Великий по этому поводу сказал следующее: "В общении с Церковью находятся только те, которые до конца соблюдают общее учение благочестия, проповедуемое в Церкви; а так как Феодор постоянно пребывал в нечестии, то и умер вне общения с Церковью. Собор, собранный в Мопсуесте, показал, что Церковь не считала его умершим в церковном общении, ибо имя его в Церкви, в которой он был епископом, было вычеркнуто из церковных диптихов " (Иоанн, еп. Аксайский. Цит. соч., с. 236).
И на этом основании, т.е. что Феодор Мопсуестский уже давно был отлучен от общения с Церковью, Вселенский Собор предал его анафеме.

Также и все древние еретики, появившиеся гораздо ранее времени Вселенских Соборов, по твердому убеждению Святых Отцов, находились вне общения с Церковью.

Все эти еретики в большинстве своем были осуждены Вселенскими Соборами уже после их смерти. Тем не менее, св. Отцы еще при жизни этих еретиков именовали их еретиками, а не "еретичествсующими епископами еще не приведенными к суду", считая их совершенно отпавшими от Христа. Это касалось как тех, которые никогда не принадлежали к Церкви (гностики, манихеи), так и тех, которые вышли из нее (Ориген, Новат, новатиане, донатисты и проч.). Из Отцов того времени, известных своими писаниями против еретиков и раскольников, выделяются: св. Ириней Лионский, св. Ипполит Римский и, особенно, св. Киприан Карфагенский. Из их сочинений можно с достоверностию узнать, как Святая Церковь относилась к древним еретикам, и что в учении свв. Отцов этого времени невозможно найти что—либо похожее на еретическую экклезиологию современных сергиан-экуменистов РПЦ (МП).

 

И из того же 15 правила Двукратного Констант. Собора следует, как уже говорилось выше, что отделяющиеся от общения с открыто исповедующим ересь еще "прежде соборного суда" над ним, делают это не почему либо иному, как потому, что его "осуждают", как ясно гласит правило. В этом же правиле еще указывается, что ересь, достойная отделения православного от проповедующего ее, может быть осуждена не только Соборами, но и "или Отцами", т.е. если данная ересь была осуждена хотя бы кем-нибудь из Свв. Отцов, то и в этом случае можно прерывать общение с предстоятелем—еретиком прежде соборного осуждения его. Поэтому невозможно признать, что отлучение на еретиков, провозглашаемое отдельным верующим, "не может заменить соборного приговора Церкви и ее Господа, Иисуса Христа". Как можно отрицать общецерковное значение этих отлучений, если сами свв. Отцы, подавая пример и нам, произносили их, не дожидаясь соборного разбирательства.
Святые Отцы, как божественные органы Святого и Животворящего Духа, возвещали этим не свою волю, а волю Божию; и как Господь ненавидит и нисколько не терпит богохульства еретиков, также и рабы Его.

"Божественные апостолы, — поучает преп. Иосиф Волоцкий, — священные учителя и святые патриархи, семь святых Вселенских Соборов, на которых были две тысячи святых отцов, и множество святых поместных соборов — все предали еретиков проклятию и нам также повелели проклинать их, отвращаться от них и избегать их"
(Иосиф Волоцкий. Просветитель. М. 1993, с. 313-314).

 

Вот примеры из истории, когда свв. Отцы осуждали еретиков еще до суда Всеправославного Собора. Так св. Целестин, папа Римский, отлучил Нестория; св. Григорий II, папа Римский, проклял императора—иконоборца Льва Исавра и всех, "кого он опутал"; св. благоверный император Юстиниан Великий прежде соборного суда анафематствовал Феодора Мопсуестийского; Святейший Патриарх Константинопольский Михаил Керулларий также прежде суда Вселенского Собора предал проклятию папистов. И св. Максим Исповедник поступил также, осудив монофелитских патриархов. Когда же его пытались заставить приобщиться с патриархом-еретиком, он ответил: "Если и вся вселенная начнет причащаться с патриархом, я не причащусь с ним. Ибо я знаю из писаний святого апостола Павла, что Дух Святой предает анафеме даже ангелов, если бы они стали благовествовать иначе, внося что—либо новое". Из последних слов святого очевидно, что прежде соборного приговора над новоявленными еретиками св. Максим признавал действительным суд Святого Духа, предавшего монофелитов анафеме. Поэтому, на вопрос: почему он не вступит в общение с Константинопольским престолом, преп. Максим ответил, что монофелиты "сами себя отлучили от Церкви и изобличили в неправомыслии. Мало того, сами себя отлучив от Церкви, они низложены и лишены священства на поместном соборе, бывшем недавно в Риме. Какое же тайнодействие они могут совершать? Или какой дух снизойдет на тех, которые ими рукополагаются?" (Жития святых по руководству Четьих—Миней св. Димитрия Ростовского. Кн. 5. Январь. М. 1904,с.710,709).

И эти слова св. Максим произнес еще задолго до созыва Вселенского Собора, осудившего монофелитскую ересь, и даже собора своей Поместной церкви, руководствуясь только постановлениями собора церкви Римской и учением св отцов и апостолов. Подобных примеров, когда бы свв. Отцы еще прежде соборного суда осуждали и проклинали еретиков и раскольников, можно найти в великом множестве, если с большой подробностью изучить историю борьбы Церкви с еретиками.


Что же до самого Соборного осуждения - экуменистов, сергиан и новостильников, то эти еретики давно осуждены именно Соборами Церкви и преданы анафеме:

Все современные «православные» организации Мирового официального «Православия» в течение 20 века впали словом и делом в ереси Новостилия, Сергианства и Экуменизма.

 

1. Осуждение ереси СЕРГИАНСТВА (ИПЦ 30-е годы 20 века/ РПЦЗ 2001)
Утверждающим антихристианскую ересь сергианскую; учащим, яко союзом с врагами Христа спасается Церковь Христова, и подвиг мученичества и исповедничества отвергающим, и на иудином основании лжецерковь устрояющим, и сего ради дозволяющим нарушать и искажать учение, каноны и нравственные законы христианские; заповедающим христианам поклонятися богоборческой власти, будто бы Богом данной, и служить ей не за страх, а за совесть, благословляя все ея беззакония; оправдывающим гонения на Истинную Церковь Христову от богоборцев, думая тем самым служить Богу, яко и совершали на деле продолжатели ереси обновленческой митрополит Сергий Страгородский и все его последователи, АНАФЕМА!

2. Осуждение ереси ЭКУМЕНИЗМА (1983/1998 года РПЦЗ/РИПЦ)
Нападающым на Церковь Христову и учащым, яко Она разделися на ветви, яже разнятся своим учением и жизнию, и утверждающым Церковь не сущу видимо быти, но от ветвей, расколов и иноверий соединитися имать во едино тело; и онем, иже не различают истиннаго священства и таинств Церкви от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлеют ко спасению; и онем, иже имут общение с сими еретики или пособствуют им, или защищают их новую ересь экуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быти, АНАФЕМА!

3. Анафема ереси экуменизма 1983 г., провозглашенную Архіерейскимъ Соборомъ РПЦЗ подъ предсѣдательствомъ III-го Первоіерарха Зарубежной Церкви Митрополита Филарета
(подтвѣрждена эта анаѳема Арх. Соборомъ РПЦЗ въ 1998 г.): «и тѣмъ, и́же и́мутъ обще́ніе съ си́ми еретика́ми или́ спосо́бствуютъ имъ, или́ защища́ютъ ихъ но́вую е́ресь экумени́зма, мня́ще ю́ бра́тскую любо́вь и едине́ніе разро́зненныхъ хрiстіа́нъ бы́ти: Ана́ѳема».

4. Осуждение ереси НОВОСТИЛИЯ (трижды осуждена на поместных Соборах (в 1583, 1756 и 1848 гг.)
Не следующым обычаям Церкве, иже уставлены быша на седми Вселенских Соборех, такожде и Святей Пасце и месяцеслову, иже они правильно уставиша и предаша нам на последование, но желающим последовать новоявленной пасхалии и новому месяцеслову безбожных папских астрономов; и, противясь оным обычаем Церкви, желающим ниспровергнуть и развеять догматы и обычаи Церкве, ихже мы от Отец прияхом, АНАФЕМА!

5. Осуждение ереси КИПРИОНИЗМА (РПЦЗ 2001 год/РИПЦ 2008)
Итакъ, мы подтвѣрждаемъ своими подписями Пунктъ 2-ой Заявленія Архіерейскаго Сνнода нашей Церкви за № 7/01/М отъ 26 Октября (8 Ноября) 2001 г., въ которомъ говорится:
«Въ согласіи съ Постановленіемъ Архіерейскаго Собора РПЦЗ 1974 г., О прекращеніи необдуманно установленнаго Соборомъ РПЦЗ въ 1994 г. Евхаристи́чекаго общенія съ Сνнодомъ Противостоя́щихъ подъ Предсѣдательствомъ Митрополита Оропо́сскаго и Филíйскаго Кипріана, изъ-за его неправославнаго ученія о Церкви (о больныхъ и здоровыхъ членахъ Церкви въ области «правильнаго пониманія Вѣры») и признанія Таинствъ новостильниковъ действительными»
(см. Митр. Кипріанъ «Экклезіологи́ческіе тезисы», сс. 2 и 5)).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: