VI. Казахстанский патриотизм и политическая воля как важнейшие факторы построения нового Казахстана




Дорогие казахстанцы! Уважаемые депутаты и члены Правительства! Дамы и господа!

Совсем недавно мы отметили пятнадцатилетие своей независимости. Пройденный путь был достойным, а результаты наших совместных решений и свершений — впечатляющими.

Все это создает фундамент нового общеказахстанского патриотизма, обоснованной гордости и уверенности в том, что у нашего Отечества, у всего нашего многонационального и многоконфессионального общества, у наших детей — прекрасные перспективы.

История знает немало ярких примеров того, как народы поднимаются на новый уровень развития, когда объединяют свою волю для реализации проекта исторического масштаба.

Уважаемые соотечественники!

Когда мы вместе, нам сопутствует успех. Поэтому, предлагая вам Стратегию нового десятилетия, рассчитываю на вашу поддержку. И знаю, она, как всегда, будет надежной. А значит — вместе мы выполним задуманное.

 

СТРАТЕГИЯ «КАЗАХСТАН-2030» НА НОВОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНА

Важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики

ЧАСТЬ II

I. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА УСПЕШНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ КАЗАХСТАНА В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ, А ТАКЖЕ ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

 

1. Выработка и реализация целостной стратегии, направленной на обеспечение устойчивого характера конкурентоспособности экономики

2. Поиск, завоевание и создание казахстанских «ниш» в системе мирового хозяйства

3. Участие в крупных и «прорывных» проектах

4. Фокусирование деятельности госхолдингов и организация их работы в соответствии с международными стандартами

5. Значительное повышение эффективности и макроэкономической отдачи добывающего сектора

6. Новый уровень устойчивости и конкурентоспособности финансовой системы в условиях либерализации

7. Вступление в ВТО на выгодных для Казахстана условиях

 

 

II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА УПРАВЛЕНИЕ РОСТОМ И УСТОЙЧИВОСТЬЮ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА ЧЕРЕЗ ДИВЕРСИФИКАЦИЮ, ИНФРАСТРУКТУРНОЕ РАЗВИТИЕ И СОЗДАНИЕ ОСНОВ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ИНДУСТРИИ

 

8. Диверсификация экономики и развитие несырьевого сектора

9. Проведение единой государственной стратегии, направленной на внедрение высоких технологий и поддержку инноваций

10. Формирование и начало работы региональных центров экономического роста и конкурентоспособности

11. Развитие стратегической инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства, а также повышение качества управления в этой сфере

12. Развитие электроэнергетических ресурсов и создание основ атомной энергетики

13. Последовательные действия по поддержке малого и среднего бизнеса

14. Скорейшее и повсеместное внедрение технических стандартов, соответствующих международным требованиям

15. Укрепление института частной собственности и контрактных отношений

16. Формирование основ дальнейшей индустриализации Казахстана

 

III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ДИНАМИКЕ И ПЕРСПЕКТИВАМ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА

 

17. Приближение системы начального и среднего образования, а также переподготовки кадров к мировым стандартам

18. Внедрение аттестации учебных заведений на уровне международных стандартов, приоритетное развитие точных и инженерных наук в сфере высшего образования

19. Формирование основ «умной экономики»

 

IV. СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ЗАПРОСЫИ НУЖДЫЛЮДЕЙ И СОЗДАНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ

20. Последовательная политика в сфере обеспечения доступности жилья и развития рынка недвижимости

21. Улучшение качества медицинских услуг и развитие высокотехнологичной системы здравоохранения

22. Развитие накопительной пенсионной системы

 

V. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ЛОГИКОЙ НОВОГО ЭТАПА

 

23. Развитие политической системы

24. Реализация административных реформ и модернизация исполнительной власти

25. Повышение роли Ассамблеи народов Казахстана для дальнейшего укрепления общественного согласия и стабильности

26. Духовное развитие народов Казахстана и триединая языковая политика

27. Совершенствование практики правоприменения и укрепление правопорядка

 

VI. НОВАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАЗАХСТАНА

 

28. Новая международная ответственность Казахстана, развитие многовекторной внешней политики и участие в борьбе с глобальными угрозами

29. Активная роль Казахстана в обеспечении региональной стабильности, развитии экономической интеграции стран Центральной Азии и формировании динамичного рынка в зоне Каспийского и Черного морей

30. Утверждение позиций Казахстана как центра межкультурного и межконфессионального согласия в развитии «диалога цивилизаций».

Дорогие казахстанцы! Уважаемые депутаты и члены Правительства! Дамы и господа!

10 лет назад, в 1997 году, в первом Послании народу Казахстана было представлено видение будущего нашего общества и миссии нашего государства — Стратегия развития страны до 2030 года. Мы исходили из того, что должны четко знать и понимать, что хотим построить, какой должна быть главная траектория нашего развития. Мы были уверены, что, правильно определив наши приоритетные цели, выбрав соответствующие стратегии, проявив волю, терпение и целеустремленность, сможем успешно преодолеть любые препятствия, стоящие на нашем пути. И мы не ошиблись.

Сегодня можно с полной ответственностью заявить: Казахстан успешно завершил переходный этап и уверенно входит в качественно новый этап своего развития.

На повестке дня стоят принципиально более высокие общественные задачи, которые диктуются как логикой развития самой страны, так и более широким, глобальным контекстом. Современные вызовы и угрозы настоятельно требуют более динамичной модернизации всей системы социально-экономических и общественно-политических отношений, что позволит Казахстану сохранять свои лидирующие позиции на постсоветском пространстве и в Центральной Азии, стать одним из наиболее конкурентоспособных и динамично развивающихся государств мира.

В качестве главных приоритетов Нового этапа всесторонней модернизации Казахстана мною определены 30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики.

 

I. Государственная политика, направленная на успешную интеграцию Казахстана в мировую экономику через определение и использование существующих, а также формирование новых конкурентных преимуществ

 

Первое направление — Выработка и реализация целостной стратегии, направленной на обеспечение устойчивого характера конкурентоспособности экономики.

Глобальная система мирового хозяйства — это отстроенный и отлаженный механизм, работающий по своим правилам. По этим правилам надо работать и нам. Нас не ждут на мировых рынках, но нам необходимо стать востребованными и закрепиться на них. Для этого необходимо:

во-первых, проводить системный анализ, мониторинг и оценку основных отраслей экономики Казахстана, выходящих на внешние рынки, с точки зрения уровня их экспортной прибыльности и факторов, определяющих ее. Это, прежде всего, высокая производительность, низкие накладные расходы, наличие недоступных другим странам ресурсов и материалов, высококвалифицированная рабочая сила, эксклюзивные технологии и так далее. Пока такая работа в полном объеме не выполняется;

во-вторых, провести сравнительный анализ конкурентных производств и отраслей других стран, а также транснациональных корпораций, которые участвуют на тех же самых международных рынках; оценить факторы, которые приводят к отставанию казахстанских экспортеров и секторов экономики или, напротив, дают им сравнительные преимущества;

в-третьих, оценить плюсы и минусы конкретных экспортных отраслей и определить направления, где нужно поддерживать существующие преимущества, а где — устранять существующие проблемы.

При этом мы должны оценить эффективность уже предпринятых действий по развитию перспективных производств, в том числе для внутреннего рынка, и рассмотреть возможности развития их экспортного потенциала;

в-четвертых, исходя из такого системного анализа, мы должны разработать «прорывные» макропроекты, способные изменить структуру промышленности, имеющие значительную добавленную стоимость, мультипликативный эффект, экспортный и ресурсосберегающий потенциал;

в-пятых, важно организовать целенаправленную системную поддержку выхода казахстанского бизнеса на зарубежные рынки.

Поручаю Правительству выработать и реализовать целостную Стратегию достижения качественно нового уровня конкурентоспособности и экспортных возможностей экономики.

 

На этой основе следует подготовить соответствующую Программу действий, систему оценки промежуточных результатов и ее реализации в целом. Она должна содержать рекомендации для крупного, среднего и малого бизнеса, информацию о необходимых изменениях законодательства и реальных мерах государственного содействия конкретным отраслям, подготовленные совместно с национальным союзом предпринимателей «Атамекен». Исходя из этих результатов, мы сможем разработать современные подходы к перспективной реструктуризации нашей экономики.

 

Координирующим и рабочим органом должен стать Национальный совет по конкурентоспособности и экспорту, который я поручаю создать Правительству.

 

Второе направление — Поиск, завоевание и создание казахстанских «ниш» в системе мирового хозяйства.

 

Во-первых, нужно расширять направления, где мы уже сейчас можем использовать свои достижения и успехи. При этом основное внимание следует сосредоточить на рынках России, Китая, Центральной Азии, Каспийского и Черноморского регионов.

Во-вторых, нужно форсировать поиск новых, а также рассмотреть, на первый взгляд, не особенно привлекательные или нетрадиционные экспортные «ниши». В эту работу можно вовлечь на взаимовыгодных условиях и наших внешних партнеров.

В-третьих, развитие в Казахстане новых производств, включая и высокотехнологичные, которые могут достичь уровня международной конкурентоспособности, поможет осваивать новые экспортные «ниши».

Например, в прошлом году, вы знаете, в Северном Казахстане мы открыли уникальное предприятие по производству биоэтанола, аналогов которому у наших соседей по СНГ нет.

В этом году начнется строительство первого интегрированного нефтехимического комплекса в Атырауской области, который позволит в дальнейшем развивать нефтехимические производства мирового уровня. А Атырауский НПЗ уже сегодня может выпускать бензин и дизтопливо, соответствующие европейским стандартам.

В-четвертых, мы должны проанализировать возможности создания и развития новых промышленных производств в приграничных районах, где соседние с нами государства уже создали торгово-промышленные, финансовые и сервисные структуры. Такие «прорывные» проекты могут быть связаны, например, с ростом экономики Китая и стран Юго-Восточной Азии. На границе с Китаем целесообразно создать предприятия, которые могли бы перерабатывать казахстанское сырье и снабжать китайские зоны беспошлинной торговли этой продукцией, а также энергоносителями, топливом и прочим. В дальнейшем мы также смогли бы развивать там и сферу предоставления различных услуг — по перевозке, распределению товаров, материально-техническому снабжению, задействовав при этом возможности международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос» и создав торгово-экономическую зону «Хоргос-Восточные ворота».

 

Правительство и, в первую очередь, Министерство индустрии и торговли, а также государственные холдинги обязаны разработать и запустить в действие программу расширения и освоения экспортных «ниш» казахстанскими товарами и услугами с ответственными рекомендациями для участников нашей экономики.

Третье направление — Участие в крупных и «прорывных» проектах.

Наши экономические достижения определили лидерство Казахстана в центральноазиатской экономике.

Теперь у нас есть силы превратить Казахстан в «региональный локомотив» экономического развития и сделать его успешным «игроком» мировой экономики.

Во-первых, Правительство должно создать систему информирования наших компаний о перспективных региональных проектах и оказывать им содействие для участия в таких проектах и получения государственных контрактов на конкурсной основе. Это могут быть высокотехнологичные производства, инфраструктурные и другие проекты.

Во-вторых, нужно стимулировать сотрудничество наших крупных корпораций с транснациональными компаниями с целью развития конкретных «прорывных» проектов.

В-третьих, Казахстан будет развивать интеграцию региональных финансовых рынков вокруг финансового центра в Алматы, создавать товарно-сырьевые рынки в регионе на базе современных технологий международной торговли, например зерновую биржу.

Поручаю Правительству, всем соответствующим органам и институтам, в том числе госхолдингам, создать благоприятные условия для преобразования Казахстана в региональный «центр по обеспечению товарами и услугами», но главное — предпринять конкретные меры для обеспечения участия казахстанских компаний в крупных региональных экономических проектах.

Четвертое направление — Фокусирование деятельности госхолдингов и организация их работы в соответствии с международными стандартами.

 

Нельзя допустить, чтобы наши госхолдинги превратились в неуправляемые многопрофильные конгломераты, которые в большинстве случаев неконкурентны на международном рынке. Надо избежать и опасности их превращения в банальные финансовые «кормушки», имеющие определенную систему льгот. Следует также обратить внимание на то, чтобы госхолдинги не подменяли деятельность входящих в них национальных компаний и организаций, а напротив — консолидировали на новом уровне эту экономическую деятельность, преодолели дублирование функций, непродуктивную внутреннюю конкуренцию и их закрытость, увеличили их эффективность и прозрачность.

В первую очередь, госхолдинги должны занять свое ведущее место в обеспечении конкурентоспособности и реализации национальной стратегии, направленной на успешную интеграцию Казахстана в мировую экономику.

Во-первых, поручаю госхолдингам и соответствующим государственным органам провести критический анализ уже имеющихся аналитических, маркетинговых и технологических наработок и определить последующие действия с указанием конечных результатов и сроков их достижения. Формирование «ниш» для наших экспортеров и полноценной международной интеграции требует своевременных четких задач и плана реализации конкретных «прорывных» проектов.

Во-вторых, госхолдинги должны активно работать с международными компаниями по созданию совместных проектов, а также содействовать их вхождению в Казахстан. Особенно важна для нас совместная работа в несырьевых секторах.

В-третьих, госхолдинги должны играть свою роль в диверсификации экономики, вовлекать в этот процесс, стимулировать и поддерживать казахстанский малый и средний бизнес.

В-четвертых, для решения таких задач нужно выработать план реструктуризации госхолдингов как единого организма, а также создать соответствующие целенаправленные, полноценно функционирующие, эффективные, гибкие и прозрачные внутренние структуры. В этой связи целесообразно провести функциональный анализ, анализ эффективности и профилирования структур, составляющих каждый госхолдинг, и затем определить — какие активы остаются под управлением каждого госхолдинга и как они будут развиваться, а какие вывести в конкурентную среду.

 

«Самрук»

Во-первых, основная задача «Самрука» — управляя предприятиями государственного сектора экономики, обеспечить увеличение их стоимости.

Во-вторых, поручаю руководству «Самрука» ускоренными темпами проработать единую стратегию своего развития, определяющую деятельность входящих в него госкомпаний.

В-третьих, «Самрук» должен использовать свои возможности и ресурсы для выполнения тех задач и проектов, которые дадут конкурентные преимущества всем отечественным потребителям инфраструктурных услуг, соответствующим секторам экономики на внешних рынках. То есть предприятия и население, в конечном итоге, должны получить, безусловно, более качественные и, по возможности, недорогие энергетические, железнодорожные, телекоммуникационные и бытовые услуги.

В-четвертых, «Самрук» должен разработать четкую схему привлечения средств накопительных пенсионных фондов, институтов развития и частных инвесторов, как казахстанских, так и иностранных, для обеспечения своей стратегии.

 

«Казына»

«Казына» должна сформулировать и проводить общую стратегию деятельности всех институтов и организаций, входящих в ее состав. Цель для всех должна быть едина — обеспечение содействия и стимулов для повышения конкурентоспособности и экспортных возможностей малого, среднего и крупного бизнеса Казахстана, обеспечение международных «прорывов» и благоприятных условий формирования экспортных «ниш», развития инфраструктуры.

 

Во-первых, фонд «Казына» должен обеспечить предоставление современных услуг для развития конкурентоспособности и поддержки экспорта самых перспективных предпринимателей и производств — от финансирования прикладных исследований до продвижения казахстанских товаров на зарубежные и внутренние рынки. Фонд должен стать оператором государства по вопросам сервисной поддержки экспорта.

 

Во-вторых, «Казына» должна определить, как она может стимулировать внедрение новых технологий и развитие прикладной науки в целях повышения конкурентоспособности и экспортных возможностей приоритетных секторов экономики и соответствующих компаний.

 

В-третьих, целесообразно, чтобы фонд «Казына» содействовал нашим передовым предприятиям и, главным образом, недобывающей промышленности в улучшении условий для их торговли за рубежом и расширении их экспортного доступа, в том числе через структурирование финансирования, экспортные кредиты, экспортное страхование и так далее.

 

В-четвертых, необходимо всесторонне осмыслить процесс венчурного финансирования новых производств на конкурсной основе, которые завоевали бы свою «нишу» на международном рынке и прочно сохраняли там свои позиции. Сегодня «Казына» должна располагать широким набором инструментов для создания новых конкурентоспособных производств и секторов экономики Казахстана.

 

В-пятых, одним из важных направлений деятельности фонда должно стать привлечение соответствующих международных компаний в совместные производства с экспортным потенциалом.

 

В-шестых, фонд должен активно привлекать отечественный и зарубежный бизнес в созданные специальные экономические и индустриальные зоны, технопарки исключительно экспортной направленности.

 

В-седьмых, необходимо создание в этом году фонда фондов, в том числе с зарубежными финансовыми институтами.

 

«КазАгро»

Аналогичные подходы должны быть также положены в основу работы Национального холдинга «КазАгро».

 

Во-первых, основная задача «КазАгро» — системно решать вопросы повышения уровня производительности сельского хозяйства, предотвращения деградации земель, укрепления эффективности использования водных и других природных ресурсов страны из-за использования в том числе устаревших агротехнологий, медленного развития аграрной науки, а также разрозненности мелких крестьянских хозяйств.

 

Во-вторых, «КазАгро» в рамках поставленных задач должен провести качественный анализ всех отраслей нашего сельского хозяйства, определить «ниши», которые необходимо развивать в первую очередь. Например, существует новый рынок сельхозпродуктов, который активно развивается в мире, — это экологически чистые продукты, новые производства и так далее.

 

В-третьих, «КазАгро» необходимо в ближайшее время разработать и реализовать системы финансирования существующих и новых сельхозпроизводителей, имеющих экспортный потенциал. Такое финансирование должно быть целенаправленным и предусматривать замену устаревших агротехнологий и создание высокотехнологичной агропромышленности. Возможно, в этот процесс необходимо привлечь банки второго уровня в качестве операторов.

 

 

Одной из главных задач всех госхолдингов, входящих в них нацкомпаний и других организаций остается упорядочение их деятельности через внедрение международной практики корпоративного управления, подотчетности и прозрачности.

 

Они должны стать моделью корпоративного поведения для всего бизнеса Казахстана.

Во-первых, работа госхолдингов должна строиться в соответствии с Кодексом корпоративного управления.

Во-вторых, необходимо повысить уровень прозрачности деятельности госхолдингов. Общество должно располагать информацией о стратегиях этих компаний, структуре их собственности, результатах финансово-хозяйственной деятельности и так далее.

В-третьих, хозяйственная деятельность госхолдингов, подбор персонала и так далее должны осуществляться на основе прозрачных конкурсных процедур.

В-четвертых, для проведения стратегии и осуществления эффективного контроля над управлением, финансами и результатами деятельности следует обеспечить эффективную работу Советов директоров.

В-пятых, мы ожидаем, что ежегодный аудит результатов работы госхолдингов, который будет проводиться с привлечением независимого аудитора с безупречной репутацией, будет содействовать обеспечению четкой системы прозрачности и публичной оценки деятельности данных холдингов.

Такие принципы должны определять работу всех госхолдингов.

 

Поручаю руководству госхолдингов не позднее августа 2007 года представить для утверждения Президенту концепции своего развития и новой структуры. После утверждения стратегии и структуры «Самрук», «Казына», «КазАгро» должны приступить к реализации поставленных задач, а их руководители будут лично ответственны за результаты.

 

Пятое направление — Значительное повышение эффективности и макроэкономической отдачи добывающего сектора.

Мы намерены и далее проводить ответственную и взаимовыгодную энергетическую политику.

Дальнейшее развитие углеводородного сектора, привлечение иностранных и местных инвесторов нужно напрямую увязывать с диверсификацией экономики и через эту призму решать важнейшие задачи по созданию новых перспективных производств.

Правительство должно поставить вопрос перед крупными инвесторами, работающими с нашими природными ресурсами, о большем и конкретном их вкладе в индустриализацию Казахстана, инициировав при необходимости соответствующий проект Закона.

Прежде всего, мы исходим из национальных приоритетов Казахстана. При этом обеспечиваем стабильность, предсказуемость и долгосрочность интересов наших соседей и международных партнеров.

Пришло время разработать целостную стратегию дальнейшего укрепления позиций Казахстана в региональном энергетическом пространстве.

Во-первых, Правительство совместно с госхолдингами должно предпринять конкретные меры по стимулированию и обеспечению доступа казахстанских экспортеров энергии на международные рынки.

Во-вторых, Правительство должно сформулировать новую стратегию газовой отрасли и создать законодательную базу для ее реализации.

В-третьих, для обеспечения бесперебойных энергетических поставок вступить в интенсивные переговоры с нашими соседями и убедить их, что целесообразно создать в Центральной Азии комплексную систему энергетических сетей государств региона, а также Совет по энергетической безопасности, который способствовал бы созданию рыночной системы, обеспечивающей региональную и международную энергетическую безопасность. Это в интересах всех стран региона.

В-четвертых, необходимо сформировать эффективную законодательную базу для разумного использования наших природных ресурсов и решения проблем загрязнения окружающей среды, бесконтрольного ввоза устаревших и «грязных» технологий, неэффективного использования возобновляемых ресурсов и так далее.

Необходимо ужесточить контроль за соблюдением природоохранного законодательства при освоении нефтяных месторождений на шельфе Каспия. Правительству следует проработать вопрос внедрения международных сертификатов по принципу «зеленая нефть», который обязывает соблюдать жесткие экологические стандарты при добыче углеводородов.

Главный вопрос развития нашей энергетики и нефтехимии — повышение прибыльности этих секторов через увеличение добавленной стоимости энергопродуктов. Особенно эффективным должно быть управление приоритетными секторами — нефтехимией, газовыми ресурсами, экспортными энергомаршрутами.

Во-первых, Министерство энергетики и минеральных ресурсов должно создать и реализовать программы по модернизации и переоснащению нефтегазоперерабатывающих предприятий, созданию новых нефтехимических производств. Мы должны развивать производства с высокой добавленной стоимостью, сопутствующие и смежные производства в нефтегазовом секторе.

Правительству необходимо укомплектовать это министерство кадрами современного типа, способными профессионально решать серьезнейшие вопросы энергетики — основной отрасли экономики страны на данном этапе.

Во-вторых, Министерство энергетики совместно с другими государственными органами должно подготовить программу практических мер по переходу на энергосберегающие технологии. Внедрение таких технологий и программ сбережения и рационального использования природных ресурсов нужно реализовать, соблюдая принципы оптимального сочетания экономических, социальных и экологических факторов. Такая программа может предусматривать, например, введение жесткого государственного контроля за размещением и утилизацией отходов энергетического производства и потребления, выполнение предпринимателями контрактных обязательств по соблюдению экологических норм, внедрение малоотходных технологий и так далее.

В-третьих, до конца года Министерство энергетики и минеральных ресурсов должно подготовить новую стратегию развития, направленную на сбалансированную добычу и экспорт в нефтяной и газовой отрасли и в то же время на разведку и поиск новых месторождений углеводородов и новых методов использования нефтегазовых ресурсов.

В-четвертых, необходимо совершенствовать законодательную базу и осуществлять комплексный мониторинг недропользования и исполнения обязательств недропользователей. Правительство должно исключить бюрократические проволочки, сократить перечень разрешительных документов и упростить порядок предоставления прав недропользователям.

В-пятых, Правительству следует совершенствовать системы контроля контрактных обязательств крупных предприятий по выполнению социальных обязательств и замещению квалифицированной иностранной рабочей силы казахстанскими специалистами.

 

Шестое направление — Новый уровень устойчивости и конкурентоспособности финансовой системы в условиях либерализации.

Во-первых, наши банки должны быть подготовлены к конкурентной борьбе и на местном рынке, и в региональных, и в международных проектах. Ряд ограничений по доступу нерезидентов к нашей финансовой системе мы исключили в рамках переговорного процесса по вступлению Казахстана в ВТО.

Во-вторых, следует создать условия для оказания рыночно оправданной поддержки перспективным секторам экономики со стороны банковской системы Казахстана и усилить банковское присутствие в региональных экономических проектах, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.

В-третьих, решить важный вопрос о привлечении капитала сильных банков второго уровня для реализации проектов национального масштаба, особенно энергетических, инфраструктурных и «прорывных».

В-четвертых, надо также еще раз вернуться к вопросу снятия необоснованных ограничений в сфере движения капитала. Этот вопрос нужно рассматривать с учетом необходимости поддержания оптимального совокупного внешнего долга Казахстана. Наши банки слишком много рассчитывают на внешнее финансирование, что может привести к неконтролируемому росту совокупной внешней задолженности страны.

В-пятых, нам нужно создать эффективно работающий фондовый рынок. Его развитие невозможно без привлечения населения к активному инвестированию своих сбережений в ценные бумаги. Нужно провести широкомасштабную работу по соответствующему обучению населения азам инвестиционной грамотности.

В-шестых, фактором развития системы электронной торговли станет дальнейшее совершенствование законодательной основы для расширения инфраструктуры электронных банковских услуг.

Правительство совместно с Агентством финансового надзора должно подготовить стратегию и необходимое законодательное обеспечение для проведения вышесказанной работы.

 

Седьмое направление — Вступление в ВТО на выгодных для Казахстана условиях.

Укрепление конкурентных позиций Казахстана в глобальной экономике во многом будет определяться его вступлением во Всемирную торговую организацию. Эту задачу мы последовательно решаем уже несколько лет и близки к завершению.

Во-первых, для учета национальных интересов Казахстана до конца года необходимо привести законодательство Казахстана в соответствие с нормами обязательных соглашений ВТО.

Во-вторых, в процессе вступления Казахстана в ВТО Правительство должно отстоять приемлемый уровень внутренней государственной поддержки аграрного сектора и реализовать соответствующие адаптационные меры по подготовке промышленных предприятий к эффективному функционированию в условиях ВТО.

В-третьих, нужно выработать реальные, действенные и системные меры по совершенствованию таможенного администрирования и обеспечению профессионального соответствия специалистов таможенной службы современным требованиям. Мы должны проводить политику открытости экономики, снижения таможенных барьеров между странами региона и установления единого уровня внешних тарифов в регионе. На эти и другие цели нашей таможенной системе государство в последние годы выделяет значительные суммы.

В-четвертых, нужно ускорить процесс перехода всех юридических лиц на международные стандарты финансовой отчетности.

В-пятых, Правительство совместно с союзом «Атамекен» должно в ближайшее время подготовить для наших промышленников и предпринимателей из всех секторов экономики соответствующие рекомендации.

 

II. Государственная политика, направленная на управление ростом и устойчивостью экономики Казахстана через диверсификацию, инфраструктурное развитие и создание основ высокотехнологичной индустрии

Восьмое направление — Диверсификация экономики и развитие несырьевого сектора.

Правительство должно уделить особое внимание реализации «прорывных» инвестиционных проектов в приоритетных несырьевых секторах экономики.

Мы должны перейти от «роста накоплений» к «управлению ростом», что означает прежде всего проведение инвестиционной политики, направленной на развитие инфраструктуры и дальнейшей индустриализации экономики Казахстана.

Во-первых, Правительство должно создать условия для развития новых технологичных и системообразующих производств с реальным мультипликативным эффектом. Такие производства могут включить, например, нефтегазовое машиностроение; производство специальных сплавов; производство биохимической и нефтехимической продукции; перерабатывающих производств пищевой, текстильной, сельхозпродукции; производство строительных материалов и другие.

Во-вторых, в области аграрной политики Правительство должно реализовать программы устойчивого развития агропромышленного комплекса за счет роста производительности и доходности его отраслей, развития национальных конкурентных преимуществ отечественной продукции.

В-третьих, совершенствовать законодательную базу и осуществлять комплексный мониторинг недропользования и исполнения обязательств недропользователей.

В-четвертых, Правительство должно подготовить действенные меры по развитию казахстанского сервисного рынка в сферах недропользования, машиностроения и тяжелой индустрии.

Поручаю Правительству и госхолдингам в диалоге с союзом предпринимателей «Атамекен» сформулировать требования и рекомендации для крупнейших компаний по формированию их стратегий индустриальной диверсификации.

 

Девятое направление — Проведение единой государственной стратегии, направленной на внедрение высоких технологий и поддержку инноваций.

Во-первых, нужно активно и продуманно осуществлять трансферт технологий, исходя из наших конкурентных преимуществ. Следует содействовать созданию сети конструкторских бюро и проектных организаций, которые будут осуществлять как импорт готовых технологий и их доработку, так и внедрение отечественных научных разработок в производство.

Во-вторых, нужно создать структуры по поддержке финансирования проектов в сфере высоких технологий, в том числе на основе венчурного финансирования. Нельзя допускать, чтобы лучшие разработки казахстанских ученых «уходили» за рубеж.

В-третьих, необходимо стимулировать инновационную активность казахстанского бизнеса. Наибольшие усилия в научно-исследовательской и конструкторской деятельности должны приходиться на частный сектор.

В-четвертых, необходимо систематизировать государственный заказ на исследовательские работы с тем, чтобы результаты этих работ были востребованы реальным сектором экономики.

В-пятых, нужно содействовать развитию технологического сектора, укрепляя защиту интеллектуальной собственности и торговых марок. Необходимо создать банк инноваций и патентов, доступных для ознакомления и финансирования. Это — задача «Казыны».

 

Десятое направление — Формирование и начало работы региональных центров экономического роста и конкурентоспособности.

Координированное формирование региональных центров и «точек» экономического роста и конкурентоспособности за счет приоритетного развития городов-лидеров, обладающих значительным экономическим потенциалом, играет важную роль в обеспечении регионального развития. Правительству нужно определить такие центры, изучив их возможности для развития в качестве центров роста экономики страны в целом.

Важнейшим центром экономического роста стала, конечно же, наша столица Астана, превратившись всего лишь за десятилетие из провинциального города в современный мегаполис с огромными возможностями, причем не только для казахстанцев.

Нам надо и далее развивать эти возможности, если мы хотим реально конкурировать с признанными столицами мира.

Во-первых, надо приступить к строительству, по крайней мере, двух новых центров Астаны — на правом и на левом берегу в юго-восточном направлении.

Во-вторых, важно ускорить темпы строительства нового научного комплекса Национального центра биотехнологий в Астане.

В-третьих, Правительство должно продолжить реализацию программы по созданию медицинского кластера в Астане на базе вновь вводимых республиканских научных иннов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: