КОМПОЗИЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ СЦЕНАРИЯ




Введение

Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения культурно-досуговых программ свидетельствуют о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуру игровых блоков, стимулирующих у аудитории стремление к состязательности, импровизации и творчеству. К сожалению, в культурно-досуговой деятельности все чаще проявляется тенденция сужения рамок игры, понимаемой некоторыми практиками только как исключительно детское занятие. Между тем. еще А.В. Луначарским подчеркивал, что слово «игра» знаменует собой понятие необычайной широты. Игра в значительной степени является основой всей человеческой культуры. Исследователи справедливо рассматривают игровую деятельность как одни из уровней досуга.

О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра - потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка, ведь именно она является ведущим видом деятельности детей и подростков, определяющие развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка.

Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д.

Игра - школа морали в действии (так определил ее другой известный психолог А.Н. Леонтьев). Можно сколько угодно долго объяснять ребенку "что такое хорошо и что такое плохо", но лишь игра способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Психологические исследования показали: если "недругов" включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится.

 

Ребенок в игре приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, развивает любознательность, пытливость, а так же нравственные качества.

Сценарий - подробное литературное описание действия. Сценарий игровой программы представляет собой подробную литературно-драматургическую разработку темы, конфликта. В нем четко определяются игровые эпизоды, их последовательность, форма и время судейства, включение зрелищных заставок.

Начинается разработка любой досуговой программы с определения темы: о чем будет рассказано? Что будет положено в основу представления? Часто в самом названии уже представлена тема. Игровые программы могут быть посвящены тематике: исторической (памятные даты в жизни страны); героико-патриотической; спортивно-цирковой; литературной; музыкальной; развлекательной.

Тема сценария определяется тем кругом явлений, вопросов, которые в настоящее время волнуют аудиторию. Из круга вопросов и явлений, волнующих аудиторию, сценарист отбирает наиболее актуальные. Они и определяют тему сценария. Таким образом, под темой понимается круг жизненных явлений, которые должны быть художественно исследованы в сценарии.

Понятие «тема» в «Толковом словаре» В.Даля трактуется так: «тема -задача (положение), которую разъясняют, о которой рассуждается».

Вторая проблема сценариста: ради чего? Какой главный вывод представления будет сделан? Например, тема - «Широкая Масленица». Идея - эмоциональная разрядка, ощущение русского духа и удальства.

Идейное осмысление должно быть выражено в конкретной и непрерывной цепи поступков (игр), разыгранных в яркой и осмысленной среде.

Для объединения разнородных частей в целое подбираются речевые связки, репризы, стихотворные заставки. Немалое место занимают пояснительные тексты, объявления, манки, приглашение к танцам, играм, участию в конкурсах и т. п.

Весь собранный сценаристом материал необходимо композиционно выстроить по законам художественного монтажа.

Цель контрольной работы ответить на вопрос: что предполагает под собой сценарий игровой программы, изучить основные способы построения сценария.

Для этого мы выделяем следующие задачи:

- рассмотреть идейно - тематическую основу сценария;

- изучить композиционную структуру сценария;

- привести пример сценария игровой программы.

 

В качестве примера возьмем игровую программу "Супергерои спешат на помощь" для детей младшего школьного возраста. Эта программа может быть проведена с массовой аудиторией от 10 и выше человек.

Для реализации данной программы необходима музыкальная аппаратура.

 

КОМПОЗИЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ СЦЕНАРИЯ

Композиционное построение сценария предоставляется в том случае, если представление не имеет явной сюжетной линии.

Композиция - строение, соотношение, взаимное расположение частей. В композиции театрализованного представления определяются:

· Экспозиция - введение в тему. В широком плане - оформление фойе, встреча гостей, какие-либо действия до начала представления, музыка. В узком смысле - оформление сцены, первые слова ведущих, посвящающих в курс дела. Задача экспозиции - психологически и эмоционально подготовить зрителя к восприятию зрелищной части мероприятия.

Экспозицией в моём сценарии является выход основного героя на сцену в накидке. Под энергичную мелодию появляется основной герой, задаёт ребятам наводящие вопросы, готовит их к теме игровой программы.

· Завязка - элемент композиционной основы сценария, следует за экспозицией и является точкой начала конфликта. А так же момент включения зрителя в игровой образный ход действия.

Завязка в представленной игровой программе - это момент знакомства с детьми уже в образе супергероя, приветствие и деление на команды.

· Развитие действия - перипетии - процесс перехода сценического действия от одного качественного состояния к новому качественному состоянию (от простого к сложному, от низшего к высшему, от медленного к более динамичному). Развитие действия характеризуется темпо - ритмом. В результате композиционно-цельного развития действия и активности участников праздника, театрализованного представления создается целостное эмоциональное впечатление о смысле события.

Заключается в предложенных заданиях, испытаниях. С каждым подогревается интерес к концовке.

· Кульминация (< лат. culmen, culnunis- вершина) - точка высшего напряжения, подъема, развития чего-либо. Структурный элемент сюжета художественного произведения, момент наивысшего напряжения и развития сквозного действия спектакля, театрализованного представления, праздника, максимально обостряющий художественный конфликт.

Кульминацией является в сценарии - общий флешмоб из всех участников с девизом "И в мороз, и в лютый зной, вас спасёт супергерой!"

· Развязка - разрешение главного противоречия, конфликта.

Подведение итогов игровой программы. Выявление победителей.

· Финал - (ит. finale, < лат. finis-конец) - завершение, конец, заключительная часть чего-либо. В музыке - заключительная сцена оперы, оперетты, балета или отдельного их акта. В клубной драматургии - заключительная часть праздника, театрализованного представления, концерта, на этом этапе разрешается режиссерская сверхзадача.

Награждение всех участников. Общее фото.

Чаще всего в клубной драматургии конфликт заканчивает свое существование (развязка) в момент наивысшего развития (кульминация), и в тоже время подводится итог в поставленной режиссером теме, находится решение проблемы (финал). Таким образом, можно сказать, что в клубных мероприятиях кульминация, развязка и финал имеют место быть в одном эпизоде.

Композиция имеет свои законы:целостность, взаимосвязь и соподчиненность частей целому, контрастность, подчиненность всех средств сценарному замыслу, единство содержания и формы, соразмерность, типизация и обобщение и другие.

Одним из важных элементов игровой – досуговой программы для детей является музыка. Её роль в художественно-образном решении, того или иного мероприятия поистине велика. Музыка, как ни один другой вид искусства способна с большой силой и всеобъёмлющей полнотой передать чувства и мысли, различные эмоциональные состояния человека. Диапазон этих состояний и переживаний, выражаемых музыкой, безграничен: от образов интимных и нежных до преисполненных общечеловеческой значимости и силы, от печальных и скорбных звучаний до ликующих и торжественных. Вот почему знание особенностей музыки как выразительного средства, её функций в досуговой программе, органического сочетания фонограмм и живого звучания необходимы режиссёрам игровых – досуговых программ для организации более эффективного художественно-эмоционального воздействия на детей средствами музыкального искусства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: