Семиотика – наука об исследовании знаковых систем




Семиотика как наука. Понятие о знаке. Свойства знака.

Язык – это система знаков любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности. Люди могут пользоваться различными знаковыми системами: транскрипции, таблицы, цифры, жесты, дорожные знаки и т. п. В самом общем плане языки разделяются на естественные и искусственные.

Естественным называют язык, который возник вместе с человеком и развивался естественным путем, при отсутствии сознательного воздействия на него человека.

Искусственные языки – это знаковые системы, созданные человеком как вспомогательные средства для разных коммуникативных целей в тех областях, где применение естественного языка затруднено, невозможно или неэффективно. (языки математики, химии, физики, логики, языки программирования, информационно-поисковые языки).

Естественный язык принципиально отличен от создаваемых в естественных науках, математике, технике систем знаковых обозначений. Так, систему обозначений в науке, систему телефонных номеров, дорожных знаков мы при определенных обстоятельствах можем заменить на более удобную. Нужно помнить, что эти знаковые системы создаются искусственно и служат средством общения только в узком кругу специалистов.

Семиотика – наука об исследовании знаковых систем

Знак – это материальный предмет (в широком смысле слова), выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя или заместителя некоторого другого предмета, явления и используемый для передачи информации.

В семиотике различают два типа знаков: естественные (знаки-признаки) и искусственные (условные). Естественные знаки (знаки-признаки) содержат некоторую информацию о предмете (явлении) вследствие естественной связи с ними: дым в лесу может информировать о разведенном костре, морозный узор на оконном стекле – о низкой температуре воздуха на улице и т. д. Искусственные (условные) знаки специально предназначены для формирования, хранения и передачи информации, для представления и замещения предметов и явлений, понятий и суждений.

 

 

24. Язык как знаковая система

Знаковые системы – это системы, объединяющие однообразные символы, созданные для передачи определенных сообщений, которые помогают в процессе общения. Раздел науки семиотика изучает знаковые системы, их развитие и функционирование. Наиболее распространенный пример знаковой системы – язык.

Обычно люди воспринимают язык как порождение человеческой культуры, объединяющее общество и являющееся внешней оболочкой мышления, без которой невозможно понимание мыслей человека. Но, помимо этого, язык также является системой определенных знаков, взаимодействующих друг с другом, согласованных по правилам синтаксиса.

Для того, чтобы какое-либо явление можно было рассматривать как знаковую систему, оно должно иметь определенный набор символов, которые замещают функцию предмета, указывают на него, но не совпадают с его материальной характеристикой. Эти знаки должны быть материальными, то есть доступными для восприятия. Главная функция знака – передача значения. Так как слово – основная единица языка – отвечает всем этим требованиям, то язык является знаковой системой.

 

Но семиотика относится к языку немного иначе, чем к остальным знаковым системам, выделяя его специфические особенности. Во-первых, в отличие от остальных систем символов, язык развивается самостоятельно, стихийно.

Во-вторых, все остальные знаковые системы, которые отличаются искусственным созданием, были сформированы на основе естественного языка, то есть являются вторичными.

 

43. Дистрибутивный метод изучения языка

Дистрибутивный метод основан на изучении контекста употребления отдельных единиц в тексте. Обычно в связных текстах все языковые единицы (от фонемы до предложения) распределяются не произвольно, а согласно определенным закономерностям, которые носят определенный и вероятностный ха­рактер. Дистрибутивному анализу свойственен дешифровочный подход к языку, когда язык рассматривается как код, подлежащий дешифровке, а сведения об этом коде должны автоматически получаться путем применения упо­рядоченного набора универсальных процедур лингвисти­ческого описания.

Под дистрибуцией элементов обычно понимают совокупность всех окружений, в которых они встречаются, т.е. сумму всех позиций или употреблений элементов относительно употреблений других элементов. При этом выделяют три типа отношений между элементами, которые принято называть моделями дистрибуции. В контрастной дистрибуции элементы встречаются в одних и тех же окружениях, различая значения. Таковы начальные согласные в словах ток - сок - рок - док - кок, принадлежащие пяти различным фонемам. В отношениях дополнительной дистрибуции элементы находятся тогда, когда каждый из них встречается в закрепленных за ним отношениях, в ко­торых другой элемент не встречается. Например, в таких отношениях находятся гласные [и], [ы] в русском языке, т.к. первый употребляется после мягких согласных, а второй - после твердых. И, наконец, в отношениях свобод­ного варьирования находятся два элемента, которые могут заменять друг друга в любом окружении так, что значение при этом не меняется, например, в слове город можно про­изнести[г] взрывной и [£] фрикативный, но смысл слова не изменится.

Первой стадией процедуры канонического дистрибутивного анализа является сегментация высказывания, то есть дробление его на элементарные единицы - фоны (отдельные звуки) и морфы (последовательности фонов, имеющих значение). Затем эти сегменты подставляются в дру­гие высказывания, и производится идентификация то есть объединение множества текстовых элементов в одну еди­ницу языка (фонему или морфему). Если элементы нахо­дятся в дополнительном илисвободном распределении, то они принадлежат одной и той же единице языка (отмечен­ные выше звуки, окончания творительного падежа - ей и ею в словоформах типа землей - землею), если в контраст­ном - принадлежат разным единицам языка. Выделенные таким образом единицы объединяются в классы элементов с помощью техники субституции (замещения). Если раз­ные языковые единицы способны замещать друг друга в одних и тех же окружениях, то они относятся к одному и тому же классу элементов. Например, препозитивное по­ложение слов перед существительными - «контекст» для прилагательных (большой, красный, кирпичный, старый -дом). Законы сочетания элементов устанавливаются как с помощью дистрибуции, так и посредством анализа по не­посредственно составляющим (НС).

Принципы анализа по непосредственно составляю­щим - одно, два или несколько составляющих, из которых непосредствен­но образована та или иная конструкция (группа слов или морфем) Например, высказывание Пожилой мужчина шел очень медленно является конструкцией, а входящие в нее слова - составляющими. Слова же, которые связаны непо­средственной связью, - непосредственно составляющими, которые по своей структуре представляют собой парные сочетания.

Анализ по непосредственно составляющим называ­ют также свертыванием, поскольку при нем происходит вычленение словосочетаний и их свертывание при соблю­дении ряда правил. Согласно первому правилу одновре­менно можно свертывать не более 2 элементов (нельзя свертывать сразу шел очень медленно, а нужно объединять очень и медленно, а затем шел с очень медленно). Запре­щается также переставлять элементы (сверты­вать мужчина с очень) и применять правила без строго фиксированного порядка.

По мнению дескриптивистов, дистрибутивный анализ может применяться при исследовании любого аспекта язы­ка, а анализ по непосредственно составляющим в основном синтаксиса. Основным недостатком первого метода явля­ется игнорирование смысловой стороны языка, второго – неразличение синтаксических структур предложений, раз­личных по смыслу, и применимость только в рамках про­стого предложения.

 

51. Внутренняя форма слова

Внутренняя форма слова - связь звукового состава слова и его первоначального значения, семантическая или структурная соотнесённость составляющих слово морфем с другими морфемами данного языка; способ мотивировки значения в данном слове. Слово характеризуется неразрывной связью его звуковой оболочки и значения, однако в одних случаях эта связь для говорящих совершенно прозрачна, а в других - оказывается неясной; напр., вполне очевидно, что слова вторник и пятница называют второй и пятый день недели, а подснежник — это цветок, к-рый появляется «под снегом».

 

Слово характеризуется неразрывной связью его внешней и внут­ренней формы, т.е. его звуковой оболочки и образным способом выражения его значения. Однако в одних словах эта связь с тече­нием времени как бы «стирается» и говорящими уже не ощущается (ср., например, такие слова, как дом, стол, окно и др.), а в других она остается достаточно прозрачной и понятной носителям языка (ср., например, такие слова, как подоконник, пятница, подснежник и т.д.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: