Основных категорий диалектики




 

Единичное, особенное, общее.

Категории единичного особенного и общего являются ключевыми для понимания диалектики других категорий. В ходе взаимодействия с реальностью субъект сталкивается с отдельными вещами и процессами. Отдельное – это относительно обособленный предмет, процесс в совокупности его признаков. Каждое отдельное обладает некоторыми единичными специфическими признаками, которые позволяют оценивать вещи, процессы как единственные в своем роде. Единичное – это то, что делает данную отдельную вещь отличной от других вещей и процессов. Однако при сравнении в вещах обнаруживаются черты сходства и тождества, на основе которых абстрагируется категория общего. Общее – это те черты, свойства, признаки, связи и отношения, которые объективно присущи целому ряду явлений, их группам, видам, классам.

Таким образом, каждая вещь всегда выступает как отдельное, имеющее много общего с другими, и эта же вещь выступает как единичное, то есть имеет стороны и признаки, отсутствующие в других явлениях. Общее и единичное не имеют самостоятельного существования и существуют лишь в отдельном в виде его сторон и черт.

Общие и единичные признаки формируются в процессе развития отдельного. Например, исследования академика К.М. Бэра (1792 – 1867) доказали, что при зарождении отдельных классов организмы в пределах их типа обладают большим сходством. Наибольшее их сходство обнаруживается в самых ранних стадиях развития: прежде всего появляются признаки типа, затем признаки класса, рода, а затем специфические признаки данного вида животных. Диалектика единичного и общего реализуется также в единстве процессов наследственности и изменчивости, которые обеспечивают сходства и несходства потомства и родителей.

Отдельные предметы единичны, но единичное не исчерпывает всего содержания отдельного, последнее включает в себя и общее. Общее в свою очередь также является стороной, моментом отдельного и существует лишь в отдельном и посредством отдельного. Таким образом, всякое отдельное представляет собой единство противоположностей, оно в одно и то же время и единичное и общее, которые не просто сосуществуют в отдельном, но и переходят друг в друга. В процессе развития единичное становится общим, а общее единичным. При определении единичного и общего в сравнении материальных образований выявляется новый аспект – особенное. Категория особенного возникает при сравнении группы сторон свойств процессов и явлений, объединенных в категорию общего, соотносящихся между собой как вид, род.

Особенное определяют как категорию диалектики, которая отражает общность свойств, сторон, признаков явлений данного рода, вида, отличающих их от общности свойств, сторон, признаков другого вида.

Особенное – это единство единичного и общего.

Представляет собой интерес соотношение особенного, единичного и общего.

Поскольку единичное указывает на отличие одних образований от других, постольку оно всегда выступает как особенное. Однако это не говорит о тождественности содержания этих категорий, ибо если единичное – это особенное, то особенное не всегда единичное, особенным может быть и общее. Особенное – это единичное в общем.

Таким образом, единичное, будучи свойственным только данному материальному образованию, всегда выступает в роли особенного. Общее же ведет себя не всегда одинаково – оно может быть и общим и особенным. Если общее не обладает способностью отличить один вид, род предметов от другого, это общее не будет являться особенным. Этот вид общего называется всеобщим. Всеобщее – это предельно широкое общее.

Таким образом, диалектика единичного и общего такова, что всякое единичное и общее существует в отдельном и через отдельное. Единичное и общее являются противоположностями и в своем развитии взаимопереходят друг в друга, обнаруживая в этом переходе изменение качества и диалектическое отрицание.

Категории “единичное” и “общее” связаны с такими как случайное и необходимое, количество и качество, сущность и явление, содержание и форма (см. схему 8).

 

Единичные свойства предметов весьма динамичны, они не вытекают из природы вещей и обусловлены случайностью, поэтому единичное случайно. Общее связано с необходимостью, закономерностью. Следовательно взаимосвязь единичного и общего может рассматриваться как взаимосвязь случайного и необходимого. Случайные отклонения, индивидуализирующие общие стороны явлений, имеют определенные границы в рамках меры. Поэтому мера, качество – общее, устойчивое, повторяющееся в явлении. Отношения же количества внутри меры – единичны. Общее как закон составляет сущность явления, а проявления сущности посредством единичных отклонений представляет собой явление. Качество и количество в вещи составляет содержание ее, содержание же всегда имеет форму. Таковы некоторые отношения единичного и общего с другими категориями диалектики.

Необходимость учета диалектики единичного и общего в медицинской практике вызывается тем, что любому больному присущи как индивидуальные (единичные) черты, так и общие признаки, присущие всем страдающим данным заболеванием. Поэтому врач должен за специфическими симптомами, индивидуальным течением болезни увидеть общее – повторяющиеся признаки, присущие данной болезни. Вместе с тем при общих закономерностях протекания болезни необходимо видеть индивидуальные возрастные особенности больного, его наследственность, реактивность, конструкцию. Как отмечается в некоторых исследованиях по философским проблемам медицины, каждый тип конструкции несет в себе определенные генотипические предрасположенности к болезням. Но их реализация в фенотипе зависит от условий внешней среды, в которой живет человек (см. схему 9).

 

 

 

Сущность и явление.

Категории сущности и явления принадлежат к числу важнейших категорий диалектики, теории познания. Существует определенная сложность и неоднозначность в трактовке категории «сущность». Следует исходить из того факта, что сущность любой чувственно воспринимаемой реальности, отдельно взятого предмета, процесса в совокупности его свойств воспроизводится в сознании не в виде эмпирических понятий, но в виде идеальных образов, абстракций, отражающих совокупность необходимого в вещи, ее необходимых свойств, отношений, законов развития и функционирования в их органической взаимосвязи.

Сущность, таким образом, это внутренние, устойчивые связи определенного круга явлений, это внутренняя устойчивая сторона предметов и явлений действительности. В имеющейся философской литературе возможна встреча и с другими определениями сущности. Понятие сущности носит емкий, собирательный характер, в ней заключено интегральное противоречивое единство всех закономерно связанных элементов в их причинно-следственных отношениях, в их зарождении, развитии, в тенденциях к будущему.

Явление – это внешняя подвижная сторона предметов и процессов действительности, это внешнее определение сущности. Явление отражает один из аспектов сущности, ее часть, грань. Явление есть то как сущность проявляет себя во вне. Поскольку сущность выражает внутренние, устойчивые, необходимые связи, постольку возникает проблема соотношения категорий закона и сущности. Закон, как известно, представляет собой повторяющееся в явлении, отношение сущности или между сущностями, поэтому закон и сущность понятия однопорядковые, одностепенные. Действительно, рассматривая сущность явлений, мы приходим к пониманию законов его развития. Вместе с тем сущность представляет собой совокупность законов, определяющих развитие данного круга явлений. Следовательно, сущность, в отличие от закона проявляется не в одном законе, но в их группе, системе.

Сущность и явление находятся в диалектическом единстве. В природе не бывает ни чистой сущности, ни отдельных от нее явлений. Сущность всегда проявляется в явлениях, а всякое явление имеет свою сущность. Сущность является, а явление существенно.

Выражая сущность, явление привносит к тому, что идет от сущности новые черты, моменты, которые обусловлены не сущностью, а внешними обстоятельствами, системой взаимодействий, в которых существует процесс или вещь. Поэтому явление содержательнее сущности, ибо оно определяется не только внутренними, но и внешними связями. Сущность глубже явления, но явление богаче сущности.

К этому следует добавить, что явления отражают сущность не всегда адекватно, иногда явление может искажать сущность, это есть кажимость, видимость. Кажимость, видимость – это явление наиболее удаленное от сущности, удалено настолько, что искажает ее. Сущность кажется чем-то, мысль, пытающаяся постичь сущность, сначала наталкивается на видимость, кажимость. Анаксагор считал, что явление – это облик невидимых вещей. Бытие предстает как иллюзия. Карандаш, опущенный в воду, кажется надломанным. На самом деле это не так, и наши впечатления просто ошибочны. Отсюда в философии и появляются учения агностицизма, скептицизма, согласно которым вещи и их сущности познанию недоступны. На самом же деле видимость нас обманывает, но обман в процессе познания раскрывается. Несмотря на то, что природа любит скрываться, нет никаких неодолимых преград для ее познания. Дерзновенное познание, считал Г. Гегель, открывает глубины и богатства природы. Наука существует там, где есть проникновение в глубины природных и общественных явлений, в их сущность. Единство сущности и явления носит противоречивый характер. Эти противоречия проявляются как противоречие между общим и единичным. Сущность есть нечто общее, явление единично. Сущность есть выражение внутренних, скрытых процессов мира, явление – внешнее выражение сущности. Сущность представляет собой устойчивое, спокойное, необходимое, явление же неустойчиво, беспокойно, случайно. Сущность играет ведущую роль по отношению к явлению, определяет его характер. Явление же носит подчиненный характер, зависит от сущности, определяется ею.

Диалектика сущности и явления состоит в том, что сама сущность не остается неизменной, сущность противоречива, поэтому не только явления текучи, но и сущности вещей тоже. Сущности, как уже отмечалось выше, проявляют себя через явления, но посредством явлений сущность полностью не раскрывается. Задача познания заключается в том, чтобы вскрыть сущность, скрытую за наблюдаемыми явлениями.

Познание всегда начинается с ощущений, с чувственной ступени. Здесь мы имеем дело лишь с образами и явлениями мира. Но проникновение в сущность предмета совершается только второй ступенью познания – мышлением. Задача науки в том и состоит, чтобы от чувственных образов перейти к рациональному познанию. Процесс познания сущности есть процесс абстрагирования, отвлечения от второстепенного, несущественного. Как считал Гегель, на уровне теоретического познания предметы природы получают для нас определения всеобщности. Чем больше возрастает доля мышления в представлении, тем более исчезает природность, единичность и непосредственность вещей, скудеет богатство многообразной природы, ее полнота превращается в сухие формы всеобщности (закона) (См.: Г. Гегель. Философия природы.// Энциклопедия философских наук. – т.2 – М.: Мысль, 1979: - С. 15-16). Проникновение в сущность - процесс бесконечный. От сущности первого порядка мы идем к сущностям более высоких порядков.

Таким образом, сущность является, явление существенно, познание движется от явления к сущности.

Диалектика сущности и явления должна учитываться в любой сфере деятельности, необходимо за массой фактов и процессов видеть их сущность. Задача медицинской науки заключается в постижении сущности любой болезни. Выдающийся ученый, хирург Н.И. Пирогов считал, что любая болезнь представляет собой единство сущности и явления, а предметом общей хирургии должно быть изучение сущности и явлений процессов, свойственных повреждениям. Установление диагноза есть познавательная задача особого рода, где идет процесс движения от явления к сущности. Процесс выявления признаков болезни, постановки диагноза, соотнесение его с общепринятой классификацией есть процесс познания глубинной сущности болезни. Этот процесс осуществляется на основе медицинского опыта, аналитико-синтетической деятельности врача, его интуиции. Ведь диагностический процесс есть содержательное исследование больного с применением всех методов современной клиники и аппарата логического мышления (см. схему 10).

 

 

Причина и следствие. Взаимодействие.

Существуют различные группы связей, среди них имеются связи существования, функционирования, пространственные, временные и причинно-следственные, представляющие собой часть, момент связей всемирных. Философы во все времена признавали важность нахождения причинных связей. Демокрит, например, утверждал, что он предпочитает найти одно причинное объяснение, нежели получить персидский престол.

Причинная обусловленность является всеобщей формой бытия, всеобщим законом, которому подчиняются все изменения в мире. Каждое изменение, каким бы оно ни было, имеет свою причину, вызывается к жизни соответствующими взаимодействиями.

Рассмотрим содержание категорий причины, следствия, условия, повода.

В философской литературе под причиной понимается взаимодействие между двумя или несколькими явлениями, сторонами одного и того же явления, вызывающее определенные изменения во взаимодействующих сторонах. Таким образом, родовым понятием для категории причины является категория взаимодействия, и это совершенно справедливо, ибо именно процесс взаимодействия сторон сопровождается обменом веществом, энергией, информацией, что и вызывает изменения сторон этого взаимодействия. Категория «взаимодействие» является одной из центральных в диалектике, ибо последняя исследует связи лежащие в основе процессов изменения и развития. Проанализируем категорию взаимодействия несколько подробнее. На всех структурных уровнях материи проявляется взаимодействие во всем его многообразии и сложности. Для материи существовать - значит взаимодействовать, то есть взаимодействие представляет собой атрибутивное свойство материи.

В современной философской литературе подход к определению взаимодействия в категориальном плане неоднозначен. Различные определения этой категории обусловлены сложностью структуры взаимодействия и трудностью охвата одним определением всего богатства ее содержания.

Очевидно, для формулировки категории необходимо найти те подходы, которые приведут к наиболее полному определению понятия «взаимодействие», ведь категории надо вывести, а не произвольно или механически взять.

Итак, из каких же оснований следует исходить при определении содержания взаимодействия?

I. Категорию взаимодействия правомерно определить, исходя из диалектико-материалистического принципа всеобщей связи явлений объективного мира.

Следовательно, требуется четкое различие понятий взаимодействия и связи. Это не тождественные понятия. Категория «связь» шире, чем категория «взаимодействие». Понятие связи охватывает материю во всех ее отношениях, фрагментах: – в состоянии относительного покоя, равновесия, статичности, в изменчивости и развитии. Взаимодействие выражает связь в ее в динамике, в изменчивости и развитии. Эта связь выражает суть движения. Это актуально действующая взаимосвязь.

II. Основными сторонами взаимодействия являются взаимопревращаемость явлений, их взаимообусловленность, единство причины и действия, выражение сущности движения материи, его атрибутивности.

III. Взаимодействие связано с процессом изменения, развития, происходящего в условиях обоюдной активности сторон. Главное во взаимодействии – изменение состояний сторон или возникновение новой, более устойчивой системы.

IV. Определение содержания этой категории должно отражать в себе пространственно-временную структуру процессов. Ведь взаимодействие, как все явления и процессы, существует в пространстве и времени.

V. Определение должно отразить и существенные характеристики взаимодействия. Общепризнанно, что обмен представляет собой сущность любого взаимодействия. Всегда, во всех формах движения материи – от самых низших до самых высших – взаимодействие представляет собой обмен веществом, энергией, информацией.

С другой стороны, диалектической сущностью взаимодействия является единство и борьба противоположностей, то есть взаимодействие представляет собой противоречие, отношение сторон в виде их единства и борьбы.

Обменный процесс и единство и борьба противоположностей являются двумя взаимополагающими уровнями сущности взаимодействия. Исходя из изложенного, предлагается следующее определение категории взаимодействия.

Взаимодействие – это философская категория, отражающая атрибутивное свойство материи, представляющее собой такую взаимообусловленную связь материальных и духовных образований, сущностью которой является противоречивый обменный процесс, сопровождающийся изменением, развитием сторон. Объективным содержанием взаимодействия является взаимное действие друг на друга некоторых объектов, их обоюдная активность, наличие канала взаимодействия. Взаимодействие возникает между материальными объектами, сторонами этих объектов, при этом предмет участвует в этом процессе при помощи немногих сторон или свойств. Оно представляет собой процесс, который осуществляется как результат взаимного воздействия друг на друга некоторых явлений. Для реализации такого действия нужны объективные условия, которыми являются:

· наличие, по меньшей мере, двух материальных систем в определенном промежутке времени;

· наличие у них общих свойств, связей;

· наличие канала взаимодействия, то есть среды, способной передать его между этими системами;

· наличие противоположных признаков, свойств сторон, связей.

Взаимодействующие объекты являются одновременно активными и пассивными в силу их обратного влияния друг на друга. Переход активной стороны в пассивную осуществляется через стадию равновесия, носящего временный характер. Общий результат взаимодействия зависит от обеих сторон. Механизм взаимодействия как взаимного воздействия объектов включает в себя диалектику одновременного и последовательного, первичного и вторичного, устойчивого и неустойчивого, симметричного и асимметричного. Взаимодействие представляет собой диалектическое единство последовательности и одновременности. Одновременность взаимодействия не означает мгновенного взаимного действия. Мгновенного воздействия в природе нет, обязательно существует промежуток времени, необходимый для распространения взаимодействия, что ведет к последовательности воздействия. Одновременность будет означать одновременное существование объектов, а также и то обстоятельство, что время распространения взаимодействия не должно превышать времени существования взаимодействующих объектов.

Взаимодействие проявляется в разных формах, ему присуща многокачественность, но всем видам взаимодействия присущи общие существенные признаки, которые позволяют определить его наличие. Другими словами, речь идет о критериях взаимодействия. Наиболее полно определение критерия взаимодействия дано А.Г. Чусовитиным: «Взаимное изменение взаимодействующих объектов является одним из главных признаков взаимодействия, по которому в большинстве случаев определяют наличие самого взаимодействия и связывают его, тем самым, в основном с качественными изменениями…».(Чусовитин А.Г. Взаимодействие-категория материалистической диалектики.-Барнаул,1983.-С.45.) Действительно, главным критерием взаимодействия будет выступать процесс изменения и развития, сопровождающийся качественными изменениями, возникновением нового. Но раз процесс изменения, развития является основным в критериальных признаках, то их правомерно дополнить признаками самого процесса изменения и развития, к которым относятся: качественное изменение, направленность, усложнение, совершенствование организации и функциональной деятельности, переход к более высоким ступеням целостности, всесторонность, необратимость, самодетерминированность. Эти критерии справедливо отнести и к взаимодействию.

Вновь отметим, что причина определяется как взаимодействие между материальными образованиями или сторонами одного и того же материального образования, обусловливающее соответствующие изменения. Следствием же являются изменения, возникающие во взаимодействующих сторонах или материальных образованиях в результате их взаимодействия. Очевидно, что генетическая связь причины и следствия обеспечивается благодаря взаимодействию материальных носителей причины и следствия. Отсюда взаимодействие как основа причинности будет рассматриваться как сама причина, как взаимодействие носителей причины и следствия, как обратное воздействие следствия на породившую его причину как превращение следствия в причину, реализующую новую причинную цепь.

В реальной действительности не существует элементарной причинной цепи, существует их связь. Поэтому взаимодействие в причинности рассматривается как переплетение множества причин и следствий.

Следствие – это то, что возникает, порождается под воздействием причины, это изменения, появляющиеся во взаимодействующих явлениях или их сторонах. Взаимосвязь причины и следствия выражается в синтетической категории «причинность».

Причинность – это философская категория, которая выражает генетическую связь между отдельными состояниями видов и форм материального мира в процессах его изменения и развития.

От причины следует отличать условия и повод. Под условиями следует понимать такой комплекс явлений, который хотя и не порождает определенные следствия, но выступает необходимой предпосылкой его становления и развития. Это совокупность обстоятельств, в которых осуществляется конкретная причинная связь.

Повод – это событие, выступающее побудительным толчком для действия причины. Повод носит внешний, случайный характер.

Существующее многообразие причинных связей классифицируется по нескольким основаниям, согласно им причинные связи могут быть внутренними и внешними, главными и не главными, необходимыми и случайными.

Проблема причинности включает в себя диалектику объективного и субъективного.

Объективное в причине – это генетическая связь, она необходима, не зависит от сознания человека. Субъективное в причине заключено в тех допущениях, абстрагировании, которые имеют место при рассмотрении причинной цепи. Человеческое познание упрощает объективную связь, лишь приблизительно отражает ее, искусственно изолирует ее от многочисленных сторон единого мирового процесса. Так на номическом уровне, при поиске причинных законов, бесконечное множество причинных взаимодействий сводится к немногочисленным причинным законам.

При рассмотрении категории причины и следствия возникает проблема сущности детерминизма, а также соотношения детерминизма и причинности.

Детерминизм – это философское учение о всеобщей универсальной взаимосвязи предметов и явлений объективного мира и их причинной обусловленности. К середине XIX века сформировалась форма детерминизма, основанная на авторитете классической механики. Это механистический детерминизм.

Однозначная определенность выводов, характерных для механики Ньютона, были настолько убедительны, что сформировалось мировоззрение, в соответствии с которым механистический подход следовало применять ко всем явлениям природы, включая физиологические и социальные. Надо только определить начальные условия, чтобы проследить эволюцию природы во всем ее многообразии. Начальное состояние системы предполагается точно заданным, а будущие и прошлые состояния можно определить с такой же точностью и достоверностью. Это мировоззрение часто называют «детерминизмом Лапласа». Французский ученый П. Лаплас внес большой вклад в небесную механику, физику, математику.

Главный недостаток лапласовского детерминизма состоит в том, что он рассматривает мир как систему определенную законами механики. В таком мире нет ничего неопределенного, случайного. В связи с этим сама случайность, по существу, исключается из явлений природы и общества. Случайность связывается с незнанием, вероятность означает степень нашего незнания. Таким образом, абсолютизируется категория необходимости, а это неизбежно ведет к идее предопределенности и фатализму.

Причинный детерминизм опирается на законы причинной связи, генетическую связь причины и следствия, включающую в себя и статистические законы.

Диалектический детерминизм рассматривает причину как взаимодействие, включает в себя проблему не только необходимого, но и случайного в причинении.

Что касается соотношения детерминизма и причинности, то общепризнано, что всеобщность причинной обусловленности явлений лежит в основе детерминизма. Но, согласно имеющимся исследованиям, сам детерминизм выступает в виде негенетической детерминации. Негенетическая детерминация – это отношения между взаимосвязанными явлениями, которые не имеют причинного характера.

Основными формами непричинного обусловливания являются:

· функциональные связи и зависимости между явлениями, когда они не порождают одна другую;

· связь состояний, когда отсутствует генетический аспект (микромир);

· вероятностные соотношения в виде статических законов;

· отношения симметрии, системные взаимосвязи;

· взаимоотношения между категориями диалектики.

Негенетическая детерминация - это отношения сущности и явления, части и целого, формы и содержания и так далее, и в виде генетической детерминации – это обусловленность вещи предыдущими состояниями. Генетическая детерминация проявляется в виде самодетерминации и причинности. Таким образом, учение о детерминизме как всеобщей закономерной обусловленности явлений не исчерпывается причинностью и даже генетической детерминацией. Детерминизм включает в себя причинность, но не сводится к ней. Причинность – это одна из форм проявления детерминизма.

Рассмотрим диалектику причины и следствия.

Связь между причиной и следствием носит закономерный, необходимый характер. Причиной и следствием являются не просто материальные объекты, но их изменения. В качестве причины выступает некоторое изменение одного объекта, следствием является некоторое изменение другого. В процессе причинения имеет место перенос материи, движения, информации, структуры. Нельзя изменить предмет не воздействуя на него, не прибавляя или не убавляя какой-либо субстрат. Поскольку взаимодействие, лежащее в основе причинения, всегда ведет к развитию, то переход от причины к следствию представляет собой скачок от старого к новому путем борьбы противоположностей и диалектического отрицания.

Причина предшествует следствию во времени, временной интервал между ними может быть очень малым, но он всегда имеется, ибо нужно время для переноса субстрата в процессе причинения, а в мире нет абсолютно жестких систем, которые бы отдавали и принимали субстрат, а также изменялись бы мгновенно. Встречаются рассуждения, что причина и следствие возникают одновременно, что пока не появилось следствие, не может быть и причины.

В самом деле, если говорить о логическом применении категорий причины и следствия, то они выступают одновременно. В объективной же реальности причина предшествует следствию. Поэтому нельзя смешивать гносеологический, логический и онтологический аспекты причинно-следственной связи. Причина есть взаимодействие, которое всегда есть действие, обмен субстратом, следовательно, в причине уже содержится реальная возможность следствия. Думается, что одновременность существования причины и следствия не означает их мгновенности. Чтобы взаимодействие дало результат, требуется время. Если бы не было определенного интервала, то не было бы никакого развития. Развитие это движение, переход от одного устойчивого состояния к другому, это и есть движение причинно-следственной цепи от настоящего к будущему.

Временная последовательность есть важная характеристика причинно-следственной связи.

Причина и следствие в реальных процессах переходят друг в друга, следствие становится причиной других следствий, а причина – следствием. Причина, как и следствие – всегда процесс, и этот процесс может иметь ряд промежуточных фаз не всегда доступных мгновенному восприятию познающим субъектом. Представляется, что это обстоятельство не позволяет однозначно утверждать одновременность бытия причины и следствия в его онтологическом аспекте. Раз причина вызывает следствие, то она предшествует следствию во времени. Когда речь идет об одновременности существования причины и следствия, то, видимо, имеется в виду определенный отрезок времени их сосуществования, но никак не одномоментность их взаимоналичия. Из того, что причина предшествует по времени следствию не следует, что всякая последовательность явлений по времени означает наличие их причинных отношений.

Важнейшим моментом причинности является то, что она производит действие, при этом одна и та же причина при одинаковых условиях вызывает строго определенное следствие, одно следствие может быть результатом комплекса причин, одна причина может вызвать несколько следствий.

Причина не только порождает следствие, но и следствие воздействует на причину. Г. Гегель считал, что причина и следствие находятся в диалектическом взаимодействии. Причина, будучи активной субстанцией, воздействует на пассивную и вызывает в ней изменения – следствия, но следствие оказывает противодействие и из пассивной субстанции превращается в активную. Следствие не может быть причиной своей же причины. Обратное влияние следствия на породившую его причину означает факт затухания причины в своем следствии, факт затухания действия и прекращения причинной связи. Причина угасает в действии и тем самым угасает и действие, цикл развития завершен. Но если речь идет о том, что полученное, данное следствие выступает причиной изменений, то это уже новая причинная цепь.

Причинности имманентно присущ момент необходимости и случайности. Случайность в причине обусловлена изменяющимися условиями, состоянием, характером изменений взаимодействующих элементов, а также существованием и возможным пересечением множества причинно-следственных цепей. Таким образом, все имеет свою причину, каждая причина выступает как следствие других причин, и каждое следствие есть причина других следствий.

Диалектическая концепция причинности лежит в основе понимания причинения в области медицины (Cм.: Петленко В.П., Струков А.Н., Хмельницкий О.К. Детерминизм и теория причинности в медицине. – М.: Медицина, 1978. Давыдовский И.В. Проблема причинности в медицине (этиология). – М.: Медгиз, 1962).

Теория и практика медицины в объяснении причинности основывается на концепции взаимодействия. Концепция причинности в современной медицине – это концепция взаимодействия организма с факторами природной или социальной среды, осуществляемого в определенных условиях. Причина болезни может быть понята как взаимодействие организма и среды. Следовательно, в теории причинности современной медицины особое значение приобретает вопрос об отношении внешних и внутренних факторов. Внешние воздействия преломляются через природу внутреннего взаимодействия, следствие – не зеркальное отражение внешнего воздействия, а результат взаимодействия внешнего и внутреннего, результат преломления внешнего во внутреннем. Этиология, таким образом, это специфическое преломление внешнего во внутреннем. Так, реакция на лучевые воздействия зависит как от дозы облучения, так и от свойств организма, характера обменных процессов, типа нервной системы и так далее. Внешние факторы сами по себе не создают в организме специфических изменений, они должны найти себе преломление через функции и морфологические изменения организма. Этиология раскрывает генезис патологического процесса в единстве внутреннего и внешнего, а патогенез – его механизм и развитие (см. схему 11).

 

К мыслящему субъекту предъявляются требования: при исследовании любого материального объекта необходимо обнаружить его причину – взаимодействия элементов, сторон, обусловивших его возникновение, функционирование и развитие. Необходимо выявить взаимодействия внутри объекта и взаимодействие объекта с другими объектами.

Концепция причинности позволяет сделать ряд методологических выводов для деятельности специалиста:

1. Необходимо выявить причины в диалектике внутреннего и внешнего, необходимого и случайного.

2. Выявив причины, следует определить условия, способствовавшие наступления следствия.

3. Понять структуру связей условий и следствия;

4. Разорвать необходимую связь условий и следствия.

Диалектическое решение вопроса о сущности и механизме причинной связи противоположна метафизическому и механистическому решению этого вопроса монокаузализмом и кондиционализмом. Монокаузализм отождествляет причину только с внешним воздействием на организм. Причина заболевания сводится только к воздействию болезнетворного фактора на объект. Монокаузалисты отождествляли причинность с микробом, не учитывали процесс взаимодействия макро- и микроорганизма, реактивность организма человека, не признавали активной роли условий. Кондиционализм отрицает причины заболеваний. Сторонники этого учения считают, что изучение явления заключается не во вскрытии его причин, а в рассмотрении условий его возникновения и существования. По взглядам кондиционалистов, болезнь вызывается только множеством условий. Однако современная медицина рассматривает причину как взаимодействие реактивной среды, организма с факторами природной или социальной среды, осуществляемой в определенных условиях.

Содержание и форма.

Учение о форме присутствует в философии Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). По Аристотелю, каждая вещь представляет собой единство материи и формы. Форма нематериальна, но она и не потусторонняя сущность. Форма есть действительность того, возможностью чего является материя, и наоборот, материя есть возможность того, действительностью чего будет форма.

Возможен переход от материи к соотносительной форме, а от формы к соотносительной ей материи. Поднимаясь по лестнице форм, доходим до высшей формы, которую уже нельзя рассматривать как материю или возможность более высокой формы. Такая предельная форма есть в сущности бог, пребывающий вне мира. Учение Аристотеля о форме является, таким образом, объективным идеализмом.

Учение Аристотеля о форме получает свое развитие у Ф. Аквинского. В его учении рассматриваются четыре уровня бытийности вещей в зависимости от реализации в ней творящего начала – формы.

На нижней ступени бытия форма составляет лишь внешнюю определенность вещи,форма как causa formalis. Она относится к неорганической материи. На следующей ступени форма выступает как конечная причина вещи, как causa finalis. Это растительный мир. Далее форма представляется действующей причиной вещи, как causa efficiens. Это уровень животного мира, в котором сущее имеет в себе деятельное начало.

Высший уровень формы представляет собой не организующий принцип материи. Форма существует сама по себе, независимо от материи – forma perse. Это дух, душа, разум. Они не исчезают вместе с гибелью тела. Это самосущее (См.: Введение в философию. – М.: 1989. – С. 119).

Диалектика исходит из того, что любой объект действительности представляет собой единство содержания и формы. В мире нет вещей лишенных содержания, так же как и нет вещей лишенных формы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: