Культура Руси времени «Слова о полку Игореве»




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

К ЗАНЯТИЮ

В качестве исходного положения для подготовки к занятию предлагаем использовать следующее утверждение Д. С. Лихачева: «Многим читателям вся древнерусская литература известна только по одному памятнику - «Слову о полку Игореве». И «Слово» поэтому представляется одиноким, ни с чем не связанным произведением, сиротливо возвышающимся среди унылого однообразия княжеских свар, диких нравов и жесточайшей нищеты жизни. Эти представления поддерживаются традиционными мнениями о низком уровне культуры Древней Руси, при этом косной и малоподвижной. Все это глубоко ошибочно...» * - и в ходе подготовки аргументировать его глубоко и доказательно.

Подготовку к занятию начинаем с повторения терминологии: сюжет и его структурные элементы, композиция, литературный памятник и его списки, текстология, палеография, рефрен.

Второй шаг - знакомство с текстом летописных сведений о походе князя Игоря Новгород-Северского на половцев в 1185 г. в переводе на русский язык. Такое начало обусловлено тем, что вам уже хорошо известны жанровые черты летописи, и на их фоне отчетливей будет видна поэтика «Слова».

В ходе чтения рекомендуется выписывать слова и словосочетания, лексическое значение которых вам недостаточно ясно, например: окаянные (грешные, проклятые), вежи (юрты) половецкие, черные клобукИ(вассалы киевских князей), берендеи ( кочевой народ тюркск) и т.п.

 

Познакомившись с исторической основой текста, вы уяснили, что половцы - это привычные враги-соседи, столкновения с которыми происходили, как о том свидетельствуют летописи, неоднократно.

Вы обратили внимание на то, что Ипатьевская - 1425 и Лаврентьевская - 1377летописи по-разному оценивают одни и те же события похода 1185 года? Как вы думаете, почему это происходит?

Версии отличаются друг от друга объемом фактических сведений и отношением их авторов к «ольговичам». В Лаврентьевской - оно доходит до прямой издевки над незадачливыми князьями в похвальбе после первой победы; и плачевном финале, в Ипатьевской - рассказ полон внимания и симпатии к новгород-северскому князю. Так как:

во-первых, исхождение архетипа рассказа Лаврентьевского списка из кругов «мономашичей », враждебных к «ольговичам », тогда как в Ипатьевском изводе использован текст черниговских летописцев, симпатизировавших Игорю Святославичу и уделявших ему достаточно большое внимание,

во-вторых, отнесением написания Лаврентьевского рассказа к более позднему времени, чем Ипатьевский, когда уже стала забываться реальная картина происходившего.

Примечательно и другое: в отличие от Лаврентьевского, текст рассказа Ипатьевского списка содержит большое количество лексем и фразеологических оборотов, перекликающихся с текстом «Слова...».

 

Контрольные вопросы:

• Где происходили описанные в летописях события? Сориентируйтесь по карте.

• Что вы знаете о противоборствовавших сторонах?

 

• Чем отличается текст «Слова» от текста летописных известий?

 

Первый-второйвопрос

Выпишите полное название первого издания

Дайте исторический комментарий словосочетанию «удельный князь».

Какие политические и культурные изменения происходили в период формирования феодального государства на территории Киевской Руси.

 

Знакомство со вторым вопросом - это практическое составление историко-бытового комментария к тексту. Вы должны представить себе, в какой обстановке жили герои «Слова», какую одежду они носили, каким оружием сражались, что они читали и почитали.

 

См. указ.монографиюД. С. Лихачева, сборники «Слово о полку Игореве» и его время» под ред. Б. А. Рыбакова и «Слово о полку Игореве» как памятник XII века; «Слово о полку Игореве» и его современники» - монографии Б. А. Рыбакова.

Культура Руси времени «Слова о полку Игореве»

Упадок политического единства Руси не был, однако, связан с ее культурным упадком. Самый распад Киевского государства вызывался развитием хозяйственной жизни на местах и сопровождался ростом его отдельных частей, образованием новых областных центров, подъемом активности городских масс населения.
Рядом с Киевом, Новгородом и Черниговом в этот период растут и крепнут многочисленные новые очаги русской культуры: Владимир-Залесский и Владимир-Волынский, Полоцк и Смоленск, Туров и Галич. Местные литературные школы, глубоко своеобразное зодчество каждой из областей, живопись и прикладное искусство развиваются и крепнут именно в этот период. Воздвигаются многочисленные каменные здания в Киеве, в Чернигове, во Владимире-Волынском, в Галиче, в Новгороде, в Смоленске, во Владимире-Залесском и в других городах обширной Русской земли.
Об одном из зданий этого времени летописец писал, что оно было «измечтано» «всею хитростью», доступною человеку. Сохранившиеся во Владимире-Залесском белокаменные постройки этой поры богато украшены снаружи рельефными изображениями львов, барсов, грифонов, кентавров, всадников и т.п. В живописи создаются превосходные фрески, то есть стенные росписи водяными красками поособым образом подготовленной штукатурке. Остатки таких росписей сохранились в Пскове, в Старой Ладоге, в Новгороде.

О высоком уровне русской культуры времени «Слова о полку Игореве» ярко свидетельствует и прикладное искусство. Художественные ремесла в XII веке представлены роскошными рукописями, тончайшими ювелирными изделиями и з золота и серебра с эмалью и чернью, изделиями из железа, резьбой по кости, камню, дереву и т.п. До нас дошли сорок два названия различных ремесленных специальностей этого времени.

Особенного развития в XII веке достигает искусство слова. Большинство древнерусских письменных произведений XII века до нас не дошло в результате истребления врагами, пожарами; но даже то немногое, что сохранилось, свидетельствует об общей высокой литературной культуре XII века, о наличии нескольких литературных школ, о многочисленности жанров, о самой потребности в литературе, о привычке к литературному чтению. Летопись в это время ведется почти в каждом городе, во многих монастырях, нередко — при дворе местного князя.

Исключительно быстрое развитие русской литературы XI–XII веков связано с ростом древнерусского литературного языка — сжатого, выразительного, гибкого, богатого словами, обильно насыщенного синонимами, способными отразить многочисленные оттенки мыслей и чувств. Речи, которыми русские князья перед битвами «подавали дерзость» своим воинам, были великолепны по своему лаконизму, образности, энергии и свободе выражения. Особым лаконизмом, выработанностью словесных формул, образностью отличались речи, произносившиеся на вечевых собраниях. То же можно сказать о речах на пиршествах, на судах, на княжеских съездах, о речах, произносившихся послами.

 

 

Внимательно изучите Краткую поколенную роспись князей / XI - сер. XIII в./ в приложении к учебнику Кускова, Прокофьева.

 

Контрольные вопросы:

• В каких родственных отношениях находятся князья-герои «Слова»? Так ли это было генеалогически?

• Можете ли вы объяснить причины изменения родственных и временных изменений, возникших в тексте «Слова»?

Свой ответ соотнесите с содержанием раздела «Связь времен» - Кусков, Прокофьев - С. 95 - 107.

 

Третий-четвертый вопросы

 

Используя материалы учебных пособий, специальной литературы и «Энциклопедии «Слова о полку Игореве», ответьте на вопросы:

• Что породило многочисленные ошибки и искажения, возникшие в переводах, комментариях и интерпретациях текста «Слова»?

• Почему перед современной наукой стоит задача реконструкции текста «Слова»?

 

Рекомендуется прочитать словарную статью «Слово о полку Игореве» в «Словаре книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. / XI - первая пол. XIV в/. Л., 1987. - С. 435 - 437.

 

Вопрос пять:

Самый сложный и интересный, поскольку он позволяет каждому первокурснику отрабатывать навыки самостоятельного сопоставительного анализа. Для начала следует вернуться к тексту летописной «Повести о походе князя Игоря на половцев» и соотнести ее сюжет с сюжетом «Слова», выяснить, какие художественные задачи решали авторы этих двух произведений.

 

Составте план обоих произведений по образцу:

  «Слово о полку Игореве»   Повесть о походе Игоря Святославича на половцев в 1185 г.
  • Вступление. Обращение к Бояну.   • Сборы в поход. .   1. Выступление в поход. Перечисление князей, принявших в нем участие. 2. Описание затмения. 3. Характеристика воинов Всеволода. 4. Описание затмения

 

 

Сопоставьте содержание произведений поэтапно. Укажите, какие эпизоды полностью совпадают в летописи и в «Слове », какие отсутствуют в «Слове», какие введены автором «Слова».

В каких описаниях «Слова» есть сокращение или расширение повествования по сравнению с текстом летописи.

Найдите случаи перестановки последовательности изложения событий.

В результате этой работы вы закономерно придете к выводу, что художественной задачей «Слова» является лирическое переживание событий похода, а не информация о самом походе.

 

Устно перескажите события «Слова» в их причинно-временной последовательности. После пересказа вычлените сюжетные части и внесите их в таблицу:

 

Сюжет «Слова о полку Игореве»

 

элемент сюжета фрагменты текста
экспозиция завязка развитие действия кульминация развязка  

 

Шестой вопрос - обдумайте характеристик и, которые дает автор князю Игорю, могущественным и знаменитым князьям Ярославу Осмомыслу, Всеволоду, Рюрику. Выпишите эпитеты, которыми характеризуются в тексте князья. При необходимости коротко запишите созданные вами характеристики.

Контрольный вопрос:

• Использован ли в авторских характеристиках примем гиперболизации?

Особое внимание уделите образу Ярославны, постарайтесь, используя прием устного словесного рисования, создать в воображении картину ее плача. Какие фольклорные элементы вам удалось заметить в посвященном ей фрагменте?

Рассмотрите собирательный образ русских во инов, выпишите эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры, характеризующие их поведение в бою, их отношение к родной земле и князьям.

В качестве образца авторского описания используйте характеристику курян, данную им Буй-Туром Всеволодом.

 

Седьмой вопрос

Что вам известно из текста о Бояне? С какой целью вводится в произведение этот образ?

Еще раз перечитайте описание творческой манеры Бояна. Почему автор «Слова» отказывается от нее и какой путь повествования он избирает? Вспомните, кто такие скальды и чем характеризуется их поэзия?

Завершите работу над образной системой «Слова» размышлениями над образом русской природы, Русской земли и ее народа. Какой мыслит автор Русскую землю? Понятна ли вам географическая и идеологическая огромность этого образа? Как это связано с общей позицией автора?

 

 

Восьмой вопрос

Исходным: художественной задачей «Слова» является не информация о событии, а его лирическое переживание, осмысление.

 

В таблице «Сюжет «Слова о полку Игореве» отметьте места включения в повествование приемов, помогающих достигнуть нужного эффекта:

образ Бояна,

экскурсы в прошлое,

диалоги и монологи героев,

историко-публицистические отступления,

временные и пространственные переносы.

 

Для более наглядного представления о хронотопе произведения можно вычертить схемы временного и пространственного полета мысли автора.

 

• Найдите в тексте авторские обращения, восклицания, риторические вопросы. Как они отражают отношения автора к описываемому?

• Какую роль в развитии действия играет эпизод «Плач Ярославны»? Каково его смысловое значение? Сопоставьте с ним «Сон Святослава» и его «Золотое слово». В каком тоне выдержаны эти два фрагмента? Какие чувства и мысли вызывают они у читателей?

• Определите, как соотносятся в тексте

а) изложение конкретных событий;

б) лирические описания и отступления;

в) историко-публицистические отступления.

 

На каком из трех элементов повествования: эпическом, лирическом, публицистическом - делает акцент автор?

 

Прокомментируйте в этой связи слова Д. С. Лихачева: «...автор «Слова не столько рассказывает о событиях похода Игоря, сколько обсуждает их. Поход Игоря против половцев и поражение его войска - это для автора только повод, чтобы глубоко поразмыслить о судьбах Русской земли». /Слово о полку Игореве. - Л., 1953. - С. 14/.

 

Обдумайте, как связан с композицией и идеей «Слова» рефрен.

 

Контрольный вопрос: Можете ли вы показать отличия «песни», «слова», «повести» как древнерусских жанров?

 

Ознакомьтесь с обзором мнений и литературой вопроса о жанровом определении «Слова» по учебнику Кускова, Прокофьева. Выпишите мнения И. П. Еремина, Д. С. Лихачева, авторов пособия.

Вы убедились в том, что при всех разногласиях по вопросу о жанре все исследователи признают его теснейшую связь с УНТ. Прояснить характер этой связи вам поможет работа над вопросом 8.4.

Это будет ваше заключительное обращение к тексту, собственно профессиональное его чтение, осмысление на новом уровне, возможное только после всей проделанной работы.

Читаем с карандашом в руках, подчеркиваем или выписываем /если текст не принадлежит вам лично/ примеры следующих поэтических характеристик текста:

а) использование разнообразных фольклорных приемов;

б) образы-картины народного быта /особо обратите внимание на метафоры битвы: посев, пир, жатва/;

в) использование славянской мифологической образности;

г) олицетворение природы.

 

Подумайте, какие особенности мировоззрения средневекового человека проявляются в изображении таких отношений человека и природы, какие мы наблюдаем в «Слове». Сделайте собственный вывод о характере связи памятника с устной поэзией.

• Удалось ли вам увидеть в тексте и книжную, литературную традицию?

Свои выводы и наблюдения сопоставьте с изложенными в учебной литературе.

 

Девятый воспрос

Работая над вопросами практического занятия, вы обнаружили ссылки на огромное количество переводов, переложений и пересказов «Слова», прочитали некоторые из них. Приступая к этому вопросу, четко разграничьте понятия «перевод», «переложение», «пересказ».

 

Познакомьтесь с современным состоянием проблемы перевода «Слова о полку Игореве» на русский язык по «Энциклопедии «Слова о полку Игореве». Т. 4. - СПб., 1995. - С. 76 - 78. При невозможности обращения к этому источнику можно воспользоваться следующими:

 

· «Слово о полку Игореве» - сайт: https://slovoopolku.ru/

 

• Дмитриев Л. А., Михайлов А. И. «Слово о полку Игореве» в русской советской поэзии. // РЛ., 1985. - ©3. - С. 16 - 30.

• Сазонова Л. И. «Слово о полку Игореве» в русской поэзии XX века // Поэзия: Альм. - М., 1985. - © 42. - С. 57 - 69.

• «Слово о полку Игореве» в русской поэзии ХХ века // «Слово о полку Игореве»: 800 лет / Гл. ред. И. И. Шкляревский; Сост. Л. И. Сазонова: Фотоилл. А. Д. Заболоцкого. - М., 1986. - С. 462 - 481.

• Чернов А. Полный перевод «Слова о полку Игореве» // Литер.учеба. - 1979. -. © 3.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

• Исследования по «Слову о полку Игореве» - Л., 1986.

• Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве»: Историко-литературный очерк. - 2-е изд. - М., 1982.

• Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. - Л., 1978.

• Рыбаков Б. А. «Слово о полку Игореве» и его современники. - М., 1971.

• Рыбаков Б. А. Петр Бориславич. Поиск автора «Слова о полку Игореве». - М., 1991.

• Словарь-справочник «Слова о полку Игореве». - Вып. 1 - 6. - Л., 1965 - 1984.

• Сумаруков Г. В. Затаенное имя: Тайнопись в «Слове о полку Игореве». - М., 1997.

• Энциклопедия «Слова о полку Игореве». - Т. 1 - 5. - СПб., 1995.

* Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. -Л., 1978. -С. 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: