Способы формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Тема: «Формирование познавательного интереса у младших школьников в системе дидактических игр»

 

 

Выполнила:

Носова Ангелина Вячеславовна

студентка 4 курса, группы 3552б

_________________

подпись

Научный руководитель:

Булатова Ольга Владимировна,

доцент кафедры педагогики и психологии

_________________

подпись

Допустить к защите

Заведующий кафедрой педагогики и психологии В.А. Мищенко

 

Подпись ____________

Дата _______________ 2019 г.

 

Ханты-Мансийск

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 1

1 Теоретические представления о познавательном интересе у младших школьников 2

1.1 Основные характеристики познавательного интереса: определение, сущность, структура 3

1.2 Симптомы и причины снижения познавательного интереса 3

1.3 Условия и средства формирования познавательного интереса у младших школьников 3

Выводы по первой главе 1

2 Формирование познавательно интереса у младших школьников в системе тренингов 4

2.1 Методы и организация исследования 3

2.2 Исследование уровня сформированности познавательно интереса у детей младшего школьного возраста 3

2.3 Программа формирования познавательно интереса младших школьников в системе дидактических игр 3

2.4 Оценка результативности программы по формированию познавательно интереса младших школьников 3

2.5 Методические рекомендации по профилактике снижения познавательно интереса у младших школьников 3

Выводы по второй главе 1

Заключение 1

Литература 1

Приложение 1

 

 

Введение

Актуальность исследования. В современном мире происходят глобальные изменения в политическом, экономическом и мировоззренческом направлениях. Современная российская школа, как второй по значимости институт социализации человека после семьи, должна соответствовать всем требованиям нашего общества. Об этом можно говорить исходя из постоянных изменений ФГОС (Федерального Государственного Образовательного Стандарта). Например, последний вариант ФГОС от 01.09.2016 положил начало внедрению инклюзии в общеобразовательные школы повсеместно. Именно поэтому к общеобразовательному учреждению требования всегда высоки. Школа на современном этапе развития нашего общества должна решать большую часть задач обучения и воспитания школьника. Все чаще перед учителями, классными руководителями и узкими специалистами (педагогами-психологами, логопедами, учителями-дефектологами) встает проблема развития у ученика познавательного интереса, который необходим в становлении ребенка как субъекта познавательной деятельности, способного к самореализации в различных областях своей жизни – школьной, семейной и др.

Одной из причин возникновения острой потребности в формировании познавательных интересов является переход на личностно-ориентированное обучение. Современная школа должна учитывать отличающиеся образовательные потребности ребенка и развивать его согласно его возможностям. Важной ступенью в данном аспекте является именно формирование и развитие познавательного интереса школьника. Также можно отметить, что вместе с этим должна формироваться субъектность ученика как основа развития мировосприятия, закладывающая основу многих личностных качеств ребенка.

Решение этой задачи в свою очередь требует внимания школы к проблеме создания оптимальных психолого-педагогических условий, прежде всего в младшем школьном возрасте, поскольку, как утверждают ученые, именно в этот период развития закладывается основа многих личностных качеств ребенка.

Большое количество исследований подтверждает тот факт, что познавательный интерес оказывает положительное влияние на качество мыслительной деятельности и усвоение знаний, тем самым, представляет собой стимул для развития волевых качеств (Н.Г.Морозова, 1969; А.И. Сорокина, 1975; Т. Куликова, 1976; Л.С. Выготский, 1984; А.К. Дусавицкий, 1989; В.Н. Мясищев, 1995 и другие); служит основой для модернизации и улучшения способностей и склонностей к различным видам творческой деятельности (Б.Г. Ананьев, 1962; С. Л. Соловейчик, 1968; Л.А. Венгер, 1986; Н.С. Лейтес, 1960,1984; К. Тэкэкс, 1991 и другие). А также наши современники Булатова О.В., Кузьмина Н.А и Баранова Э.А не оставляют без внимания тему познавательного интереса.

Так же, значимости и важность данной проблемы можно отметить в контексте повышения требования к уровню познавательных способностей у детей младшего школьного возраста. Учение, по большей части, стремится к развитию положительного, позитивного отношения к получению знаний и их усвоению. В успешности обучения не малая роль отводится наличию достаточного уровня развития познавательного интереса, который является необходимым условием вхождения ребенка в учебную деятельность.

Выявлены некоторые особенности проявления познавательной потребности у детей (Кантор и Кантор,1966; Н.И. Ганошенко, В.С.Юркевич,1983), обозначена возрастная специфика проявлений детской любознательности (В.Г. Иванов, 1959;; К.М. Рамонова, 1961; Г. Лямина, 1975; Д.Б. Годовикова, 1984,1985), показана динамика количества и характера детских вопросов (А.И. Сорокина, 1945; П.Г. Сирбиладзе, 1966; Л.Ф. Захаревич, 1974; Н. Бабич, 1984; Н.Б. Шумакова, 1990).

Представляют также интерес работы, в которых раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательного интереса в дошкольном возрасте (Р.Д. Тригер, 1955; В.В. Барцалкина, 1977; Т.Д. Сарториус, 1981; Л. Маневцова, 1973,1985; Л.Ф. Островская, 1985; М.И. Лисина, 1982,1986; Т. Куликова, 1976,1989; Н.В. Пророк, 1989; М.В. Марусинец, 1989; Т.В. Дуткевич, 1991; Н.С. Денисенкова, 1991; Л.Н. Вахрушева, 1992; Г.А. Стадник, 1992; и др.).

Объект исследования: познавательный интерес.

Предмет исследования: дидактическая игра как способ формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.

Способы формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.

Цель работы: проверить на практике эффективность дидактических игр, как способа повышения познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования изучить структуру познавательного интереса у детей младшего школьного возраста, причины его снижения;

2. Провести эмпирическое исследование, которое будет направленно на выявление уровня познавательного интереса у младших школьников;

3. Разработать программу по повышению уровня познавательного интереса у детей младшего школьного возраста, включающую в себя следующие компоненты:

- профилактический - деятельность, направленная на предугадывание угасания познавательной активности и ее своевременную коррекцию;

- коррекционный, направленный на поддержание равномерного развития всех сторон познавательного интереса;

- развивающий – деятельность, направленная на непосредственное развитие познавательной активности младших школьников.

4. Опробовать программу и выявить степень ее эффективности.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что реализация программы по оптимизации уровня познавательного интереса у младших школьников будет эффективна при включении следующих компонентов, методов и средств:

- ситуации решения познавательных задач, активного поиска, догадок, размышления, ситуации противоречивости суждений, мыслительного напряжения, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

- ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся.

- благополучная эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса.

- благоприятное общение в учебном процессе.

Методологическая основа исследования: проблемы формирования познавательных интересов учащихся Щукиной Г.И., диагностика познавательного интереса у детей младшего школьного возраста Баранова Э.А., типы мотивации младших школьников Ждановой Р.А., мотивация учения Матюхиной М.В., изучение познавательных интересов школьников Волкова К.Н. и многие другие.

Методы исследования:

Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме диагностики познавательного интереса у младших школьников; количественный и качественный анализ эмпирических данных.

Эмпирические: Наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, который включал в себя комплексную систему диагностики познавательного интереса Э.А. Барановой.

Обработка результатов исследования производилась посредством методов математической статистики на персональном компьютере с помощью универсального программного пакета «РSPP 0.10.2»

Практическая значимость исследования: Материалы настоящей работы могут использоваться педагогами образовательных учреждений для получения объективной и полноценной картины многогранности проявления сфер познавательного интереса у детей младшего школьного возраста, а, следовательно, иметь возможность контролировать и регулировать их развитие и становление.

База исследования: учащиеся 1Д класса, в количестве 20 человек, МБОУ СОШ №3, г. Ханты-Мансийска.

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. В первой главе раскрываются теоретические представления о познавательном интересе у младших школьников, а во второй представлено экспериментальное исследование по формированию познавательного интереса младших школьников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: