УТВЕРЖДАЮ
Заведующий ДЦРР ________
«___» _________2011 г.
Перспективный план работы коррекционно-педагогических занятий на ПКПП
учителя-дефектолога ____________. на 2011-2012 учебный год с группами 1,2
№ п/п | Тема занятия | Цели, задачи | Средства обучения | Приемы обучения | Коли-чест-во часов | Дата прове-дения |
Сентябрь, октябрь, ноябрь | ||||||
1. | Фрукты - сад | - Расширять и закреплять знания и представления детей о внешнем виде фруктов, вкусе, запахе, месте произрастания, о способах употребления. - Упражнять в образовании относительных прилагательных. - Учить согласовывать существительное с прилагательным, местоимение с существительным, существительное с глаголами - Формировать умение составлять предложения с обстоятельством места - Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных - Развивать внимание, память, восприятие, связную речь - Вызывать интерес к занятиям, воспитывать уважение друг к другу | Предметные и сюжетные картинки, сюжетная картинка, макеты фруктов | Обогащение словаря путем объяснения происхождения слова, применение дидактического материала; использование сюрпризных моментов для создания благоприятной атмосферы на занятии; составление предложений по образцу; | ||
2. | Овощи - огород | - Расширять и систематизировать знания и представления об овощах - Упражнять в образовании относительных прилагательных - Формировать умение образовывать форму родительного падежа единственного числа существительных - Упражнять в подборе признаков к предмету - Развивать связную речь, память, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение) - Воспитывать уважение к труду взрослых | Предметные и сюжетные картинки, дидактическая игра «четвертый лишний», «волшебный мешочек» | Составление описательных рассказов с опорой на графическую схему; использование дидактического материала; обогащение активного словаря путем многократного употребления новых слов в разных упражнениях (хоровое проговаривание, составление предложения с заданным словом, изменение формы нового слова) | ||
3. | Осень | - Формировать и закреплять представления и знания об осени - Формировать умение образовывать форму родительного падежа множественного и единственного числа существительных - Упражнять в согласовании существительных с прилагательными и числительными - Формировать умение составлять описательный рассказ - Развивать мелкую моторик, словесную память, связную речь - Воспитывать бережное отношение к природе | Предметные и сюжетные картинки, дидактическая игра, картинки-символы | Обогащение словаря путем совместного проговаривания новых слов; составление предложений с опорой на заданные вопросы; составление рассказа с опорой на картинки-символы; использование игровых заданий для поддержания интереса | ||
4. | Семья | - Формировать у детей представления и знания о семье, ее членах, обобщающее понятие «семья» - Учить составлять простые распространенные предложения по сюжетной картинке - Упражнять в образовании притяжательных прилагательных (мамина, папина) - Активизировать произвольное внимание - Вводить в активный словарь детей слова, обозначающие родственные отношения - Воспитывать уважение к старшим | Предметные и сюжетные картинки, дидактическая игра «семья» | Использование сюрпризных моментов для развития познавательного интереса; составление предложений по сюжетной картине с опорой на заданные вопросы; обогащение словаря путем отраженного и совместного проговаривания новых слов | ||
5. | Мое тело | - Формировать и закреплять знания и представления детей о своем теле, его строении - Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных - Формировать умение подбирать антонимы к заданному слову - Развивать фонематический слух, связную речь, целенаправленное внимание, память - Воспитывать заботу о своем здоровье | Предметные и сюжетные картинки, дидактическая игра «Собери в целое», игрушки | Сопоставление на слух разное звучание названий одних и тех же предметов, отличающихся размером (рука - ручка); актуализация речи путем договаривания нужных слов, использование игровых моментов для поддержания интереса к занятию | ||
6. | Домашние животные и их детеныши | - Формировать понятие «домашние животные» - Расширять активный и пассивный словарь по теме. - Формировать умение образовывать глагол от звукоподражания. - Формировать умения и навыки согласовывать прилагательные с существительным в роде, числе, падеже. - Развивать внимание, память, мышление, познавательный интерес - Воспитывать любовь к животным | Предметные и сюжетные картинки, дидактические игры, зеркала, наклейки | Отгадывание загадок с опорой на картинки; использование дидактических игр; составление распространенных предложений детьми путем ответов на вопросы педагога; использование разных видов поощрения для активизации речевой деятельности | ||
7. | Домашние птицы и их птенцы | - Закреплять знания о внешнем виде домашних птиц и их птенцов, о частях их тела, об отличительных признаках, о способе передвижения, о звуках издаваемых птицами. - Формировать знания о профессиях людей, которые ухаживают за птицами - Закреплять умение обобщать, описывать, составлять распространенные предложения,. - Формировать умение использования управления и согласования слов в предложении - Вызывать желание заботиться о птицах | Предметные и сюжетные картинки, дидактические игры, зеркала, счетные палочки, картинки-символы | Использование дидактических игр; составление описательного рассказа с использованием графических схем; работа с предметными картинками; обогащение словаря путем отраженного и совместного проговаривания новых слов | ||
8. | Дикие животные и их детеныши | -Обогащать активный и пассивный словарь по теме - Учить составлять рассказ на заданную тему с использованием картинок-символов - Развивать грамматически правильную связную речь - Формировать умения образовывать наречия от прилагательных - Развивать внимание, память, мышление - Воспитывать любовь к природе | Предметные и сюжетные картинки, дидактические игры, картинки-символы | Применение дидактических игр; использование вопросно-ответной формы речи; показ и называние нового предмета с пояснением; составление предложений с заданным словом; составление рассказа с использованием картинок символов; | ||
Мой дом | - Формировать представления и знания детей о жилищах людей, обогащать словарный запас по теме - Учить детей образовывать прилагательные от существительных - Формировать умение составлять описательный рассказ - Упражнять в согласовании существительных в роде, числе, падежах - Развивать связную речь, мелкую моторику, внимание, память - Воспитывать усидчивость и целенаправленную деятельность | Игрушки, предметные и сюжетные картинки, счетные палочки, картинки-символы | Использование сюрпризных моментов для развития познавательного интереса; распространение предложений по образцу; расширение словаря путем объяснения происхождения слова; интонационное выделение смыслоразличительных частей слова | |||
Транспорт | - Формировать обобщающее понятие «транспорт», знакомить детей с названиями частей машины, провести элементарную классификацию видов транспорта - Учить детей сравнивать два предмета по внешнему виду и их назначению - Учить детей образовывать названия профессий людей, управляющих транспортом - Формировать умение образовывать формы множественного числа существительных - Упражнять в образовании приставочных глаголов - Добиваться правильного согласования прилагательных с существительными в роде, числе и падеже - Развивать связную речь, память мышление, пополнить активный словарь по теме - Знакомить с правилами дорожного движения, вызывать стремление их соблюдать | Предметные и сюжетные картинки, дидактическая игра «профессии», игрушки, фишки, раскраска | Использование разных видов поощрения для активизации речевой деятельности; сопоставление на слух приставочных глаголов, уточнение их значений; обогащение словаря путем отраженного и совместного проговаривания; составление предложений по предложенному образцу | |||
Декабрь, январь, февраль | ||||||
10. | Зимующие птицы | - Формировать знания о зимующих птицах, их названиях, особенностях жизни - Формировать умение образовывать глаголы по звукоподражанию - Учить образовывать однокоренные слова - Упражнять в согласовании существительных с числительными, с прилагательными - Развивать связную речь, мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез), внимание, память - Воспитывать заботливое отношение к птицам | Предметные и сюжетные картинки, дидактические игры «лото», зеркала, счетные палочки | Работа по сюжетной картине с использованием вопросно-ответной формы речи; пополнение словаря посредством объяснения происхождения слов (кормушка - кормить…); использование дидактических игр; сопоставление на слух приставочных глаголов, уточнение их значений | ||
11. | Зима | - Формировать знания и представления о признаках зимы - Формировать умение составлять предложение с союзом «а» - Формировать умение согласовывать прилагательное с существительным - Учить образовывать глаголы совершенного и несовершенного вида, приставочные глаголы - Развивать мышление, внимание, память - Воспитывать любовь к природе | Предметные и сюжетные картинки, дидактические игра «времена года», зеркала, фишки | Использование вопросно-ответной формы речи; использование дидактических игр; использование разных по форме вопросов, которые носят подсказывающий характер; многократное повторение новых слов индивидуально и хором; использование разных видов поощрения для активизации речевой деятельности | ||
12. | Новый год | - Формировать умения составлять распространенные предложения с однородными членами - Обогащать словарь по теме - Закреплять умение самостоятельно составлять рассказ по сюжетной картине - Развивать внимание, память, мышление, связную речь - Воспитывать эстетические чувства, чувства прекрасного | Сюжетные и предметные картинки, дидактическая игра «четвертый лишний» | Обогащение качественного словаря посредством подбора эпитетов к предмету; составление предложений по опорным словам; использование дидактических игр; составление рассказа по сюжетной картинке, по направляющим вопросам | ||
13. | Зимние забавы | - Закреплять представления детей о зимних развлечениях на улице - Формировать умение образовывать приставочные глаголы, правильно соотносить их по смыслу - Учить образовывать форму родительного падежа единственного и множественного числа - Вводить в активную речь пространственные предлоги - Обогащать активный словарь по теме - Развивать целенаправленное внимание, память, мыслительные операции, связную речь - Вызывать стремление заниматься спортом | Сюжетные картинки, предметные картинки, фишки, счетные палочки | Использование вопросно-ответной формы речи; обогащение качественного словаря посредством подбора эпитетов к предмету; сопоставление на слух разное звучание названий одних и тех же предметов, отличающихся размером; | ||
14. | Наш город. Улица | - Формировать у детей понятие «город»,»улица», показать отличие города от деревни - Упражнять в согласовании существительных с числительными, прилагательными - Упражнять в распространении предложений определениями обстоятельствами - Формировать умение подбирать антонимы - Развивать память, внимание, мышление, фонематический слух - Воспитывать любовь к своему городу - Закреплять знания о правилах безопасного поведения на улицах города | Сюжетная картинка, предметные картинки, мяч, счетный материал | Применение разных по форме вопросов, имеющих подсказывающий характер для развития связной речи и уточнения качественного словаря; заучивание загадки путем многократного хорового проговаривания; интонационное выделение смыслоразличительных частей слова | ||
15. | Посуда | - Формировать представления и знания о посуде, ее назначении - Упражнять в согласовании существительных с прилагательными, числительными - Формировать умение правильно образовывать относительные прилагательные - Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений - Обогащать словарь по теме - Развивать внимание, восприятие, мышление - Знакомить с правилами этикета | Предметные картинки, игрушечная посуда, сюжетная картинка, игрушки | Обогащение словаря путем объяснения происхождения названия (хлебница - посуда, для хранения хлеба); словообразование по образцу педагога, многократное повторение нового слова, сопоставление на слух разное звучание названий одних и тех же предметов, отличающихся размером; составление предложений по образцу педагога | ||
Продукты питания | - Уточнять и расширять знания о продуктах питания - Упражнять в подборе антонимов - Формировать умение образовывать относительные прилагательные - Развивать длительный вдох и выдох - Развивать внимание, мышление, память, связную речь - Вызывать активность и интерес у детей | Предметные картинки, зеркала, дидактические игра «магазин», | Использование вопросно-ответной формы речи для упражнения детей в составлении полных распространенных предложений; применение дидактических игр; обогащение словаря путем объяснения происхождения названия (оливковое масло - из оливок) | |||
17. | Мебель. | - Расширять и закреплять знания и представления детей о мебели, строении, о назначении предметов мебели - Формировать умение различать и образовывать существительные множественного числа от существительных единственного числа - Формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картин - Упражнять в образовании относительных прилагательных - Развивать фонематические процессы, произвольное внимание, расширять активный и пассивный словарь по теме - Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к мебели | Предметные и картинки, сюжетный ряд, счетный материал, игрушечная мебель | Использование сюрпризных моментов для развития познавательного интереса; подчеркивание звуковых и смысловых различий относительных прилагательных; обогащение словаря путем отраженного и совместного проговаривания | ||
18. | День защитников Отечества. Мужские профессии | - Формировать представления и знания детей о празднике и о людях, которых нужно поздравлять в этот день - Формировать представления об армейских профессиях, о военной технике - Учить образовывать слова с помощью суффикса -ист-, - Учить различать и употреблять глаголы и существительные единственного и множественного числа - Развивать внимание, память, мышление, связнуюречь - Воспитывать уважение к старшим, любовь к Родине | Серия сюжетных картин, предметные картинки, мяч | Образование новых слов по образцу педагога путем добавления суффикса –ист; пересказ текста с использованием сюжетного ряда; использование эмоционально окрашенной речи для активизации деятельности и интереса к данной теме; применение | ||
19. | Одежда | - Закреплять знания детей об одежде и ее деталях; -Формировать понятие «одежда»; - Упражнять в образовании и использовании в речи падежных форм существительных; - Учить различать род существительных - Развивать целенаправленное внимание, долговременную память - Воспитывать интерес к обучению | Предметные и сюжетные картинки, дидактическая игра «магазин», зеркала | Показ и называние предметов и деталей одежды; проблемные вопросы; составление предложений по картинке и образцу; использование дидактических игр; сравнение начальной формы слова с косвенной | ||
Март, апрель, май | ||||||
20. | Профессии | - Знакомить детей с профессиями людей - Упражнять в образовании множественного числа существительных - Учить дошкольников образовывать и использовать форму родительного падежа единственного числа - Учить использовать конструкции «подлежащее+сказуемое+дополнение», «хочу быть…» - Развивать связную речь, память, внимание - Вызывать уважение к труду взрослых | Предметные и сюжетные картинки, дидактическая игра «профессии», счетный материал | Использование разных видов поощрения для активизации речевой деятельности; обогащение словаря путем отраженного и совместного проговаривания; сопоставление на слух приставочных глаголов, уточнение их значений |
|
|
|
21. | Обувь | - Закреплять обобщающее понятие «обувь», - Пополнить активный и пассивный словарь по теме; - Формировать умение согласовывать имена существительные с именем прилагательным, с именем числительным; - Формировать умение составлять рассказ по сюжетной картине; - Воспитывать бережное отношение к предметам обуви и уважение к труду людей. | Предметные и сюжетные картинки, предметы обуви в натуральную величину, вложенные фигуры | Показ и называние предметов и деталей обуви; подпор прилагательных к предмету; составление рассказа по сюжетной картине по плану; использование дидактических игр; интонационное выделение смыслоразличительных частей слова | ||
22. | Весна. | - Уточнять приметы весны, знакомить детей с ее характерными признаками - Отрабатывать согласование прилагательных с существительными в роде и числе - Формировать умение составлять описательный рассказ - Упражнять в подборе антонимов - Развивать связную речь, мышление, память, фонематический слух - Воспитывать организованность и усидчивость на занятии | Предметные и сюжетные картинки, дидактическая игра «поры года», фишки, раскраска | Введение новых слов в речь путем многократного использования (составление словосочетаний, предложений); объяснение сопоставление на слух приставочных глаголов, уточнение их значений; использование разных видов поощрения для активизации речевой деятельности; | ||
23. | Республика Беларусь | - Формировать и систематизировать знания и представления детей о стране, в которой они живут, о ее народе, традициях - Формировать умение составлять предложения по сюжетной картине - Учить согласовывать существительные с прилагательными, числительными - Упражнять в образовании приставочных глаголов, уточнять их значение - Закреплять умение подбирать антонимы к заданному слову - Развивать связную речь, мышление, память - Воспитывать любовь к Родине | Предметные и сюжетные картинки, дидактические игры | Обогащение словаря путем отраженного и совместного проговаривания новых слов; составление предложений по картинке с помощью наводящих вопросов; работа над деформированными предложениями; использование дидактических игр | ||
24. | Животные Севера и жарких стран | - Формировать знания и представления о диких животных Севера и Жарких стран - Учить детей сравнивать животных по внешнему виду, способу питания и среде обитания - Упражнять в образовании формы множественного числа родительного падежа существительных - Формировать умение составлять загадки о животных - Упражнять в согласовании существительных с прилагательными, с числительными - Развивать связную речь, мышление, память, мелкую моторику - Воспитывать любовь к животным | Предметные и сюжетные картинки, дидактическая игра «животные разных стран», счетный материал, игрушки | Использование сюрпризных моментов для развития познавательного интереса; сопоставление на слух приставочных глаголов, уточнение их значений; дополнение предложений недостающим словом; интонационное выделение смыслоразличительных частей слова | ||
25. | Рыбы | - Знакомить детей с рыбами, их внешним видом, строением, особенностями жизнедеятельности - Учить подбирать однокоренные слова к заданному слову - Закреплять умения словообразования, согласования числительного с существительным, существительного с глаголом - Учить различать и правильно использовать в самостоятельной речи приставочные глаголы - Развивать внимание, зрительное восприятие, мышление - Воспитывать любовь к живой природе | Предметные и сюжетные картинки, дидактическая игра, наклейки | Подбор однокоренных слов; обогащение словаря путем отраженного и совместного проговаривания; акцентирование внимания на смыслоразличительных частях слова; использование разных видов поощрения для активизации речевой деятельности; подстановка недостающего предлога | ||
26. | Насекомые | - Формировать знания и представления детей о насекомых - Формировать умение употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида - Упражнять в подборе и согласовании прилагательных с существительными - Развивать мышление, память, фонематические процессы, активизировать словарь - Воспитывать бережное отношение к природе | Предметные и сюжетные картинки, дидактические игры | Активизировать словарь путем многократного использования новых слов; сопоставление на слух глаголов совершенного и несовершенного вида, уточнение их значений; составление предложений по образцу педагога, использование дидактических игр; | ||
Птицы. | - Расширять и систематизировать знания и представления детей о птицах, учить выделять характерные для птиц признаки - Упражнять детей в образовании глаголов от звукоподражаний - Формировать умение детей составлять описательный рассказ о птицах - Формировать умение образовывать форму множественного числа существительных и согласование числительного с существительным - Развивать связную речь, память, целенаправленное внимание - Вызывать чувство сострадания к птицам, любовь ко всему живому | Предметные и сюжетные картинки, картинки-символы, счетный материал, игрушки | Использование игровых моментов для поддержания интересам к занятию; интонационное выделение смыслоразличительных частей слова; составление описательного рассказа по образцу и с опорой на картинки-символы; объяснение происхождения новых слов | |||
28. | Лес. Деревья. | - Формировать знания и представления о разнообразии растений в лесу, о деревьях, их строении, отличительных признаках сезонных изменениях - Упражнять в употреблении наречий, обозначающих местонахождение предмета там, тут, вот, здесь - Учить дошкольников составлять описательный рассказ из нескольких предложений на основе предметно-символического ряда - Отрабатывать согласование слов во фразе и использование предлогов - Развивать мышление, память, активизировать словарь по теме - Знакомить с правилами поведения в лесу, воспитывать бережное отношении к живой природе | Сюжетные и предметные картинки, картинки-символы, счетный материал | Подстановка недостающих предлогов в предложении; работа с деформированным текстом; использование разных видов поощрения для активизации речевой деятельности; обогащение словаря путем отраженного и совместного проговаривания; составление рассказа с опорой на картинки-символы | ||
29. | Театр. Музыкальные инструменты | - Знакомить детей с разнообразием музыкальных инструментов, формировать представление о театре - Формировать умение составлять сложноподчиненные предложения - упражнять в образовании формы единственного и множественного числа существительных в косвенном падеже - Формировать умение подбирать признаки к предметам - Развивать фонематический слух, внимание, память, | Предметные и сюжетные картинки, дидактическая игра «музыкальное лото», музыкальные инструменты | Составление предложений по образцу педагога; интонационное выделение смыслоразличительных частей слова; использование разных видов поощрения для активизации речевой деятельности; обогащение словаря путем отраженного и совместного проговаривания | ||
30. | Цветы | - Формировать представления детей о растениях, их многообразии, строении, о местах произрастания - Закреплять навыки согласования существительных с числительными - Активизировать предметный словарь - Развивать связную речь, мелкую моторику, фонематические процессы, память - Воспитывать бережное отношение к природе | Предметные и сюжетные картинки, дидактическиеигры, счетный материал | Составление описательного рассказа по подражанию; пополнять словарь путем объяснения происхождения названия; сопоставление на слух разное звучание названий одних и тех же предметов, отличающихся размером (Цветок - цветочек) |