В Европе к середине XIX в. войны по разделу территорий были завершены. Возникла общественная потребность иного – мирного развития государств. Социальные и хозяйственные проблемы имели, в основном, внутренний характер, обусловленный особенностями этапа промышленного производства. Труд в промышленности был тяжёлым, а его оплата низкая, поэтому противоречия между интересами хозяев и требованиями рабочих обострялись. В частности, восстали французские ткачи в Лионе, силезские ткачи в Германии, развёрнулось чартистское движение в Англии. Выступления трудящихся были стихийными, им не хватало организованности, осознания целей своей борьбы. К. Маркс и Ф. Энгельс, увидя в рабочей среде силу, способную противостоять жёсткой эксплуатации, обосновали роль рабочего класса в борьбе за своё освобождение. Только рабочий класс, руководимый компартией, был способен, по их мнению, на существенные преобразования в обществе и государстве. В целом вся теория марксизма выстраивалась с учётом объективных факторов общественного бытия девятнадцатого столетия, что нашло отражение в её философских, экономических и социальных концепциях.
В основу философских взглядов Маркс и Энгельс положили диалектику, как науку и метод, сквозь призму которой они представляли картину мира и место в нём человека.
В естественнонаучном плане философия марксизма основывалась на осмыслении природных факторов, в основе которых лежали научные открытия этого периода:
• закон сохранения и превращения энергии (М.В. Ломоносов, Ю. Майер);
• клеточная структура живых организмов (М.Я. Шлейден, Т. Шван);
• создание Ч. Дарвиным эволюционного учения.
В законе сохранения и превращения энергии основоположники марксизма увидели подтверждение принципов материального единства мира, взаимопереходов различных форм её бытия. В учении о клеточном строении живых организмов они усматривали доказательство внутреннего единства растительного и животного мира, а в учении Чарлза Дарвина – утверждение идеи развития.
Теоретическими источниками философии марксизма являлись:
• классическая немецкая философия;
• английская политическая экономия;
• французский утопический социализм.
Коротко остановимся на них.
|
Первое – становление философских взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса происходило под прямым воздействием идей Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Диалектические идеи Гегеля в осмысленном и переработанном виде послужили философским источником формирования ими материалистической диалектики. Маркс в «Капитале» отмечал, что та мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не мешала тому, что именно Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изображение её всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо её поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно.
В критике идеалистических воззрений Гегеля Маркс и Энгельс опирались на материализм Фейербаха, но с осмысленной трансформацией его метафизики в диалектику. Поэтому диалектический материализм стал результатом переработки особенностей диалектического метода Гегеля и метафизического видения мира Фейербаха посредством целостного и всестороннего осмысления Марксом и Энгельсом социальной и природной реальности.
Второе – идеи мыслителей Нового времени шотландца Адама Смита (1723–1790 гг.) и англичанина Давида Рикардо (1772–1823 гг.), как основоположников экономической теории, способствовали её развитию К. Марксом. Он существенно расширил предложенную ими трудовую теорию стоимости, теорию распределения, теорию воспроизводства общественного капитала, предметно раскрыл сущность заработной платы, прибыли, процента и ренты и многое другое.
|
Третье – социальный протест социалистов-утопистов эпохи Просвещения французов Шарля Фурье (1772–1837 гг.) и Клода Анри де Рувруа Сен-Симона (1760–1825 гг.), англичанина Роберта Оуэна (1771–1858 гг.), проанализированный К. Марксом и Ф. Энгельсом, составили предмет их социально-философских взглядов, способствовали диалектической оценки общественного бытия. Социалисты-утописты подвергли критике капиталистический путь развития и высказали ряд предположений о новом обществе, в котором не будет эксплуатации человека человеком, а будет установлена общественная собственность на средства производства, труд превратится в источник наслаждения, распределение будет осуществляться по способностям, наука и промышленность будут находиться в единстве, промышленность и сельскохозяйственное производство будут сочетаться и осуществится научное планирование хозяйства. Человек, по их мнению, станет субъектом бытия. Маркс с Энгельсом взяли эти идеи за основу в своих социально-философских построениях.
Значение философии марксизма:
• она сформировалась на основе диалектического осмысления предшествующей философской мысли;
|
• она была свободна от крайностей натурфилософии и антропософии, диалектично включала в себя учение об универсуме и человеке;
• она высоко оценивала роль индивида, личности, субъекта в истории общества, рассматривала развитие человека как самоцель исторического процесса;
• она преодолела метафизические формы материализма и идеализма и попытки их эклектического соединения, сформировав концепцию ценности как материального, так и духовного;
• она продолжила развитие диалектики на материалистической основе, критически представив варианты метафизического метода – догматизм, релятивизм, эклектику;
• она преодолела ограниченность агностицизма, развив диалектическое учение о единстве знания и незнания, истинного и ложного, абсолютного и относительного, достоверного и вероятностного, познанного и непознанного;
• в ней были представлены онтологический, гносеологический, методологический, аксиологический, антропологический, социальный и праксиологический аспекты.
Философия марксизма – одно из философских направлений, исторически возникшее в духовном пространстве планеты. В конце XX в. она была справедливо подвергнута критике за жёсткую однозначность своих общественно-политических позиций, нерациональность ряда социально-философских взглядов, субъективирование которых привело к искривлению социального пространства во времени – торможению хода общественного развития. При этом надо отметить, что в истории философии есть немало примеров, подтверждающих или опровергающих многие факты действительности. Однако от этого мы не перестаём изучать и применять философские построения Античности и Средних веков, эпохи Возрождения и эпохи Просвещения. В этом же аспекте стоит оценивать и философию марксизма.
Вопросы самоконтроля
1. Предпосылки немецкой классической философии.
2. Сущность философских воззрений И. Канта.
3. Космогоническая теория И. Канта.
4. Антиномии И. Канта.
5. Философские взгляды И. Фихте.
6. Философская позиция Ф. Шеллинга.
7. Роль Г. Гегеля в развитии философии XIX в.
8. Основное противоречие философии Г. Гегеля.
9. Сущность диалектических построений Г. Гегеля.
10. Сущность материалистической диалектики.
11. Характерные особенности философских взглядов Л. Фейербаха.
12. Антропологизм Л. Фейербаха.
13. Предпосылки возникновения философии марксизма.
14. Характерные особенности марксистской философии.
Литература
Бачинин В.А., Сальников В.П. Философия права. Краткий словарь. СПб., 2000.
Гайденко П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. М., 2000.
Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3-х т. М., 1974–1977.
Гулыга А.В. Кант. М., 1977.
Гулыга А.В. Шеллинг. М., 1982.
Делез Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М., 2000.
Зеленов ЛA. Система философии: Монография. Н.Новгород, 1991.
История философии в кратком изложении. М., 1991.
История философии: Энциклопедия. Мн., 2002.
Кант И. Соч. в 6-ти т. М., 1963–1966.
Карл Маркс. Биография / П.Н. Федосеев, И.А. Бах, Л.И. Гольман и др. М., 1989.
Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма // Полн. собр. соч. Т. 13.
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице её представителей Л. Фейербаха, Б. Бауэра и немецкого социализма в лице его различных пророков // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.
Маркс. Философия. Современность / Под общ. ред. Т.И. Ойзермана. М.,1988.
Петров В.П. Философия. Курс лекций. Н.Новгород, 2010.
Рассел Б. История западноевропейской философии. Новосибирск, 2001.
Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1997.
Фейербах Л. Сочинения: в 2-х т. М., 1995.
Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М., 1983.
Фихте И.Г. Сочинения: в 2-х т. СПб., 1993.
Шеллинг Ф.В. Сочинения: в 2-х т. М., 1989.
Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.
Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.
Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. СПб., 2000.
Лекция V Русская философская культура
Часть 1
Философская мысль России весьма достойно представлена в истории мировой философии многими великими именами, интеллектуально богатыми и по-русски неординарными. Российские философы, мыслители – это люди, пропустившие сквозь себя и ощутившие сполна все страдания земли русской. Это Иларион, Владимир Мономах, Ломоносов, Чаадаев, Герцен, Огарёв, братья Киреевские, Радищев, Вл. Соловьёв, Страхов, Плеханов, Бердяев, Ильин, Фёдоров, Розанов, Лосев, Франк, отец и сын Лосские, Флоренский, Флоровский, Зеньковский, Степун, Волкогонов, Солженицын…
На становление и развитие философского знания оказала влияние вся история древности, берущая своё начало более десяти тысяч лет назад, во времена достаточно активного заселения Европы и Азии белой расой, представлявшей единое племя. В различных регионах планеты это племя именовалось по-разному. В Индии это были арии (арийцы), в Европе – этрусски, на Ближнем Востоке и в Малой Азии – рассены. Понадобилось несколько тысячелетий, чтобы под влиянием объективных факторов, в частности, естественного демографического увеличения, частичной ассимиляции слабых общин, а также в результате глобальных геоклиматических изменений единое социальное образование этрусское – рассенов – арийцев распалось на многочисленные племена. В исторической науке эти племена (народы) получили название индоевропейцев (по языковой общности) или ариев, арийцев.
К индоевропейцам относились древние племена кельтов, галлов, франков, бургундов, тевтонов, англов, саксов, пруссов, ляхов, лужан, полян, дрегов, бодров, вятичей, радимичей, святичей, кривичей, уличей, полочан, древлян, волынян, северян, ильменских словен, тивирцев и других. В результате исторических процессов двух последних тысячелетий на основе многочисленных индоевропейских – арийских народов (племён) – сформировались несколько современных наций белой расы. Это – англосаксы, французы, германцы, славянские народы (восточные, западные и южные) и русская нация. Приведённые рассуждения по этническому вопросу важны для понимания национально-культурных истоков философского знания.
Философская мысль Руси формировалась постепенно, впитывая в себя мифологическую, религиозную, художественную и народную мудрость веков. Она отличалась самобытностью и не копировала западные образцы. В России не было создано единой системы философского миропонимания, её не увлекли метафизические построения с их логическими построениями, тем не менее, она оставила достойный след в истории философии.
К её основным чертам можно отнести:
• космологическую тематику: космическую связь человека, его включённость в мироздание, его ответственность за вселенские процессы;
• стремление к анализу смысла жизни, жизненных ценностей человека, его бытия и небытия, смерти и бессмертия, судьбы и реальности;
• прямое участие в построении и развитии мировой цивилизации и её типов, организацию взаимодействия западных и восточных культур, определение места культуры в системе мирового сообщества;
• решение проблемы о соотношении философии и религии, согласование философского и религиозного понимания мира;
• постановку проблемы соотношения философии и искусства, отображения в художественных и художественно-прикладных образах мировоззренческих картин бытия.