Специфика формирования философии в Древнем Китае.(1 час)




Философия и ее предназначение (1 час)

Философия – любовь к мудрости; учение о предельных основаниях бытия мира; форма общественного и индивидуального сознания, ориентированная на постижение мира и самопостижение человека; способ духовного освоения мира. Исследуя предельные основания бытия мира, философия открывает возможность постичь всеобщие законы развития мира, а стало быть, вооружить человека знанием о действии этих законов. Общество и человек востребуют философию, когда актуальными становятся вопросы: как познать то, что несет в себе неопределенность, и во имя чего это нужно сделать. Т.о. функции философии: мировоззренческая (помогает не только смотреть, но и видеть, отвечая на вопросы «что есть что») и методологическая, которая обеспечивает соотнесение знания о мире и о себе через призму ценностных ориентиров.

С наукой сближает то, что выступает в форме знания, носит систематизированный, упорядоченный характер, опирается на теоретические методы исследования и использует логический инструментарий для обоснования своих положений..

Содержанием теоретической философии выступают онтология (учение о бытии мира и бытии в мире); гносеология или эпистемология (учение о познании бытия); аксиология (учение о ценностях мира и человека); праксиология (учение об оптимальных формах преобразования бытия в системе «природа, общество, человек») и логика как учение о культуре мышления. Теоретическая философия является предпосылкой практической философии на уровне философии природы, философии общества, философии человека, философии политики, философии морали, философии права, философии искусства, философии религии и философии науки. Предмет философии – взаимосвязь и соотношение единичного и общего, субъективного и объективного, конечного и бесконечного. Главный методметод рефлексии – критический анализ собственного психического состояния и собственной жизнедеятельности.. Также используются диалектический метод, герменевтики, феноменологический метод, метод структурно-функционального анализа, метод синергетики, а также общелогические методы.

Каждый з исторических типов философии имел свою историческую целесообразность.

 

Тема 2.Предпосылки философии в Древнем мире. 3.2.1.Становление философии в Древней Индии(2 часа)

Есть противопоставление восточной и западной философии- (мистицизм-рационализм, духовно-практическая-теоретическая, полемическая-толерантная и т.д.

Ведийский(1 тыс. до н.э.), классический (2-9 вв), индуистский периоды развития философских идей в Древней Индии. Веды – сборники священных текстов, содержащие элементы философии Упанишады - философские комментарии. Араньяки – тексты основных идей философии брахманизма. В Ведах- 4 касты, Атман – духовная сущность индивида, субстанция человека. Брахман – священная сила, воплощенное бытие мира. Атман соотносится с Брахманом как субъективный дух соотносится с объективным. Будучи носителем субъективного духа и будучи причастным объективному духу, человек обретает одновременно индивидуальное и космическое бытие. Концепция круговорота жизни (сансара) и закона воздаяния (карма). От человека зависит, может ли он добиться освобождения (мокша) и реализовать положительную карму Нирвана – состояние крайнего блаженства в результате отрешения от всего земного. Ахимса – отказ от нанесения вреда всему живому, этический принцип древнеиндийской философии

классический период неприятие элитарности брахманизма, ратовавшего за жесткую иерархию кастового строя, приводит к возникновению брахманизма и буддизма, джайнизма и протестных групп парабаджаков (пилигримов) и тапасинов (аскетов), среди которых выделялись общины ачелака (неодетых аскетов). Учение буддизмачетыре истины и освобождение от десяти цепей. Индуизм - национальная религия индусов. Ставка на среднего человека

Дискуссии – Безначальны ли Атман и мир или они имеют начало?

- Возможно ли бытие нерожденных существ в том мире?

- Существует ли воздаяние для индивида в настоящей и будущей жизни?

- Сохраняется ли душа после смерти в сознательном или бессознательном состоянии?

- Является ли мир конечным или бесконечным?

 

Специфика формирования философии в Древнем Китае.(1 час)

Активно обсуждается вопрос: являются ли философскими идеи индийских и китайских мыслителей, живущих в 6-5 вв. до н.э.

1)Не имеют отношения к философии - так как чужое мнение принималось на веру без доказательств.

2) Это протофилософия

3) философия, имеющая свою специфику, так как интровертна, логика в ней уступает место эмоциональным образам, разум выступает, как космическая сила

Протофилософия Древнего Китая выросла на корнях традиционного общества, где ритуал имел мировоззренческий характер, обеспечивая устои неба и земли, верхов и низов. (Индусы тяготели к иррациональности, а китайцы были более рационалистичны в образе жизни и в своих философских построениях)

Великие империи народа хань создавались, разрушались, но возникали новые бюрократические государства. Культ природы, культ предков. По тексту «Комментария Цзо» можно реконструировать первоначально значение понятийного комплекса 5 элементов (вода, огонь, металл, дерево, почва), превратившегося в матрицу всего мироздания. Есть понятие о субстанции ци, которая едина, но распадается на на низших иерархических уровнях разнородна – Две ее разновидности – ян ци(ветлое начало) и инь ци (темная субстанция) Они, взаимодействуя, порождают вещи. Но подлинная философия возникла в период с 6 по 3 вв до н.э.в период «воюющих царств» До прихода династии Цин в 3в до н.э.- смутное время привело к появлению скептицизма и, собственно, философии.(множетво школ). Роль главного носителя китайской культуры стало играть конфуцианство (основа идеологии китайского государства). Продолжал существование и даосизм.

Проблема прекращения смуты, раздробленности. Доминанта, определяющая уклад жизни древнего китайца – этически ориентированный рационализм.

Дух традиционализма. Учение Конфуция- Кун Цю (551-479гг.). Книга «Лунь Юй»(«Беседы и суждения» - главный источник сведений о конфуцианстве.Антропоцентризм. Концепция идеального человека. Стремление обеспечить трансляцию культуры и пробудить память человечества. Стремление быть достойным великой культуры должно пробудить качество жень – человечность, любовь к людям, верность Главный принцип –1) «Чего не желаешь себе, того не делай другим» 2) Помоги другому достичь такого же высокого положения, какое желаешь для себя.

Сохранение древней культуры- вэнь и моральных ценностей должно обеспечиваться изучением древних канонов и ритуала.Максимально рационализировал культ предков, исключая элемент мистического общения с духами. «Духов почитай, но держись от них подальше»

Человек обязан почитать старших- отца, брата, а социальные отношения –параллель отношений семейных. Законы не нужны - правление должно быть основано на традиции. Повиновение нижестоящих вышестоящим, подданных – правителям обеспечивалось жесткой системой этических норм, регламентирующих поведение человека в течение всей его жизни. Государя следует почитать, как отца. «Если благородный муж точен и не растрачивает времени, если он вежлив к другим и не нарушает порядка, то люди между 4 морями являются его братьями»

Моизм -школа Мо Цзы (475-395) – ориентированы на начала всеобщей любви. Отдельная любовь – предпосылка взаимной ненависти, а посему надо ориентироваться на предельные основания любви.

Школа легизма (законники) противопоставила нравственным основаниям силу закона, т.е. заменили любовь законом, а совесть – страхом перед наказанием. Стимулы, движущие людьми – выгода и страх перед законом. Легистские реформы - в княжестве Цинь.(390-338), где провели кодификацию законов. Казни конфуцианцев, уничтожение книг, но только они смогли объединить Китай.

Школа даосизма занималась онтологическими проблемами. Трактат Дао Дэ цзин или Лао-Цзы С точки зрения представителей этой школы, «Дао» - первоначало и одновременно завершение всего. Из него все возникает, в него все возвращается. Само же дао вечно и вездесуще. В мире все рождается из бытия, а бытие рождается из небытия. За противоречивым единством дао скрывается отношение бытия и небытия, порождающих друг друга. Небытие тождественно безымянному дао, а бытие – дао, дающему имя. Все начинается с бытия, обретает свою бытийность и находит свой покой в небытии. Знание бытийного дао создает лишь предпосылку принятия безымянного, вечного, и несотворенного дао. Человек должен следовать законам земли, как земля следует законам неба, небо следует законам дао, а дао следует самому себе, ибо оно есть верховное начало.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: