Термин "готика" возник в эпоху Возрождения как синоним варварства. В представлении итальянцев "готы" - это народы севера, поэтому архитектурный стиль северных по отношению к Италии стран был назван "готическим". Термин условен; если следовать исторической точности, "готы" - германские племена, а готический стиль зародился во Франции в XII в. и просуществовал более трехсот лет. Создавшие его французские зодчие никакого отношения к готам не имели. Готическая культура - это городская культура. Город становится центром общественной и культурной жизни средневекового человека, в искусстве усиливаются светские, реалистические черты. Местом, где сосредоточилась общественная жизнь, был городской собор. В нем происходили не только богослужения, но и собрания горожан и богословские диспуты. Города расширялись, становились все более многолюдными, и храмы должны были соответствовать новым требованиям времени.
Изменилась конструкция храма в сравнении с романским храмом. В основе готического собора лежит каркасная система, состоящая из стрельчатых нервюр крестового свода с подпорами (столбами с контрфорсами и аркбутанами), которая дала возможность распределения тяжести перекрытия, а несущие части могли свободно развиваться вверх. Стена в романском храме, принимавшая на себя значительную часть тяжести свода, в готическом храме освобождается и может быть прорезана огромными окнами с витражами. Готический храм есть гениальное соединение рационального и духовного начал. История изучения и объяснения готического искусства началась в XIX в. со времен романтиков, первыми признавших эстетическую ценность средневекового искусства, и продолжается до наших дней. Усилиями многих выдающихся искусствоведов были проанализированы самые разные стороны готического искусства, которое называют эпохой соборов. Готический собор рассматривался как мощный синтез всех культурных и духовных сил эпохи. Примером такого исследования является работа крупнейшего американского искусствоведа Э. Панофского "Готическая архитектура и схоластика" (1948), в которой он рассматривает структурные принципы архитектурного и философского мышления. Схоластика использовала разум не для доказательства, а для разъяснения содержания доктрины, выработала схему изложения, своего рода методику. В готическом соборе этот принцип выражается прежде всего в том, что внутренняя структура здания проецируется на внешнюю, отсюда конструкция храма четко прочитывается. Внешнее оформление здания также подчинялось архитектурной конструкции. Фасад состоял из трех или пяти порталов в форме стрельчатых арок. Над порталами выступает горизонталь карниза и часто расположенные в ряд статуи. Над ними в центре находится огромное круглое окно - роза. По бокам высятся башни собора, обычно две, с горизонтально-плоским или устремленным ввысь пирамидальным покрытием. Чувственная красота готического собора подчеркнута цветными витражами. Основу витража составляет свинцовый переплет, образующий контуры изображений, которые выкладываются цветными стеклами.
|
Основные готические соборы находятся на севере Франции. К ранней готике относится церковь Сен-Дени близ Парижа, в которой появляются черты нового стиля, а именно применен нервюрный свод. В 1163 г. началось строительство собора Парижской Богоматери - великого памятника ранней готики, в котором еще присутствует романская тяжеловесность в конструкции, преобладание горизонтальных членений, невысокие башни, сдержанный декор. К зрелой готике относятся соборы в Амьене и в Шартре. Шартрский собор считался среди церквей Франции избранником Богоматери, ее любимым храмом. По преданию, здесь хранится драгоценная реликвия - туника Богоматери, и с давних времен нескончаемые потоки паломников шли к храму. Древность мифа требовала от зодчих, строивших собор в начале XIII в., особенного архитектурного решения и высокого уровня исполнения. Самый большой готический собор во Франции - Амьенский, его высота 42,5 м, самый динамично-вертикальный собор зрелой готики - Реймский. Все детали фасада имеют стрельчатое завершение, даже окно-роза. Западный фасад сплошь украшен скульптурой. В 1243 г. в Париже строится знаменитая церковь Сен-Шапель, бывшая дворцовая церковь королей. Соборы поздней готики более декоративны, конструкция менее строгая. Создаются более сложные сплетения нервюр. Поздняя готика получила название "пламенеющей" по своеобразной конфигурации деталей оконного переплета, напоминающей пламя свечи.
|
Второй страной, где со второй половины XIII в. начинается строительство готических соборов, была Германия. Из крупнейших германских соборов отметим собор во Фрейбурге (XIII-XIV вв.), собор в Ульме (XIV-XVI вв.) и самый большой готический собор в Кельне, строительство которого началось в XIII в., а закончилось в XIX в. В целом немецкая готика формировалась под влиянием готического искусства Франции, но есть и отличительные черты: высокие остроконечные крыши башен на западном фасаде, однобашенные типы церквей, одинаковой высоты центральные и боковые нефы; наконец, северная Германия выработала самостоятельный стиль кирпичной архитектуры. Скульптурный декор в немецких храмах применялся больше в интерьере, чем снаружи. Готические же соборы Англии возводились не городах, а в монастырях, в ландшафтных пространствах, что обусловило огромные размеры здания, некоторую распластанность его по горизонтали за счет сильно выступающих трансептов и невысоких сводов. Доминантой собора является высокая башня над средокрестием. Из типичных для английской готики зданий отметим собор в Кентербери, главный готический собор Англии, резиденцию архиепископа Кентерберийского, национальную святыню; собор в Солсбери с самой высокой башней (135 м); собор Вестминстерского аббатства в Лондоне, место коронования и погребения английских королей и усыпальницу великих людей Англии.
|
Эпоха строительства соборов оставила свой след в каждой европейской стране: в Голландии - собор в Утрехте, в Вене - собор св. Стефана, в Бельгии - Антверпенский собор, в Испании - соборы в Бургосе, Толедо, Барселоне, Севилье. В Италии готический стиль не нашел особого места в силу рано зародившийся новой ренессансной культуры. Примером поздней готики является огромный Миланский собор, весь покрытый скульптурной резьбой.
Готическая скульптура - неотъемлемая часть архитектуры. По содержанию и сюжетам готическая скульптура была подчинена идеям богословия, детально разработанным схоластикой. Схоластика проясняла веру посредством системы мыслей. Необходимо было сделать наглядным сам процесс мышления, создать такую схему литературного, а в данном случае и изобразительного изложения, которое явилось бы методической демонстрацией этого процесса. Скульптурное убранство строится по строгой стандартной схеме, разъясняющей повествовательный смысл истории восхождения от грехопадения к познанию божества, через искупление рода человеческого земной жизнью и страданиями Христа к возможности спасения, открытой человеку в законах христианской церкви. Конец человеческой истории - в Страшном Суде, наказании грешников. Скульптура готических соборов подробно иллюстрировала весь этот комплекс идей, включая реальные исторические события, фигуры живущих королей и епископов. Готическая скульптура отличается реалистической трактовкой основных персонажей. Скульптор пытается создать образ, наделив его человеческими чертами: так, в Марии мы видим прелестную француженку с живыми человеческими переживаниями, а не абстрактный догматический образ "царицы небесной". Вторая особенность готической скульптуры заключается в ее обособленности от стены в отличие от романской, тесно связанной с плоскостью стены. В готическом соборе скульптура почти всегда объемна, статуи свободно стоят на своих пьедесталах у стены, часто выступая за ее пределы. Складки одежды подчеркивают объемность фигуры - в этом мы усматриваем влияние античного наследия. Три скульптурных цикла являются гордостью готического искусства Франции, ее высшим достижением: скульптура соборов Шартра, Амьена, Реймса. Одна из лучших статуй Амьенского собора - фигура благословляющего Христа (XIII в.). Образ поистине классически прекрасен. Величаво-торжественный жест Христа воспринимается и как напоминание о необходимости достойно пройти земной путь, и как доброе предзнаменование, и как сердечное обращение. Готическая скульптура Германии развивалась под сильным влиянием французской скульптуры, но имеет свои особенности, а именно: склонность немецких скульпторов к изображению конкретных людей, с натуралистической проработкой формы, с грубой наглядностью в передаче страданий, экстаза. Основные памятники - скульптура Фрейбургского собора, скульптура собора в Страсбурге. Особенно характерным является скульптурное убранство знаменитого Бамбергского собора с его наивной и грубоватой трактовкой образов. В соборе Наумбурга, одном из самых замечательных памятников немецкой скульптуры, особенно выделяются портретные изображения маркграфа Эккехарда и его жены Уты. В образе маркграфа скульптор представил грубого, чувственного, властного рыцаря тех времен. Он держит себя с достоинством, осознавая свою силу и власть. Полной противоположностью ему является Ута - истинное олицетворение женственности. Через много веков о ней так проникновенно написал Даниил Гранин: "Она поддерживает сползающий плащ, рука ее закрывает воротником часть лица знакомым жестом... И лицо Уты было той же красоты и нежности, которую может выразить либо поэзия, либо фотография, ничем другим, даже музыкой, не рассказать про ее лицо".
Огромное значение в культурном пространстве готики занимает книга. Расцвет книжной миниатюры относится к XIII-XIV вв. Книги пишут не только в монастырских скрипториях, но и в городских. Зачастую книги носят светский характер: романы, хроники, басни, притчи, трактаты об охоте. В книжной миниатюре получают быстрое развитие реалистические наблюдения. Готическая книга - это произведение искусства. Художественная сторона готической миниатюры поражает своей совершенной разработкой композиции листа, виртуозной техникой рисунка, красотой чистого локального цвета. В Часослове герцога Беррийского, миниатюрах Больших французских хроник (конец XIV в.) не остается и следа от религиозных представлений. Это маленькие живописные новеллы со всеми жизненными подробностями.
Перед художниками открывались новые возможности реалистического постижения мира и человека. Развитие средневекового искусства заканчивалось. Новая эпоха должна решать другие художественные проблемы.