Р.Д. Максютова
Институт коррекционной педагогики РАО, Москва
Известно, что начало обучения в школе – переломный этап в жизни любого ребенка; резко меняется образ его жизни и тип деятельности. Для первоклассников же с нарушением зрения новая для них роль, ученика зачастую становится источником еще больших физических и эмоциональных нагрузок. На общие трудности перехода от дошкольного детства к обучению в школе наслаиваются проблемы, вызванные нарушением зрения. Решение их требует от учителя кропотливой работы.
Наиболее полноценная подготовка детей с нарушением зрения к учебной деятельности ведется в специализированных учреждениях: детском саду или учебно-воспитательном комплексе (УВК) для детей с нарушением зрения. Однако более половины детей с патологией зрения вообще не попадают в эти учреждения, а некоторые, хотя и бывают зачислены в специализированный детский сад или УВК, большую часть занятий пропускают по состоянию здоровья, что приводит к задержке их развития, а затем недостаточной подготовке к обучению в школе. Это обусловливает отставание в учебе, а постоянный неуспех становится тормозом их психического развития.
В начале обучения учителю очень важно предвидеть, какие трудности могут возникнуть у ребенка с патологией зрения, если ему своевременно не оказать необходимую помощь. Для этого следует определить, на воспитание каких качеств и формирование каких навыков, умений нужно обратить внимание в первые же дни, первые недели школьной жизни ребенка.
Нарушение зрения часто вызывает снижение мотивационной стороны познавательной деятельности, отсутствие интереса к учебной работе. Это объясняется вялостью, инертностью, малоподвижностью из-за трудностей в пространственной ориентировке, нарушением моторики и координации движений, бедностью представлений об окружающем мире.
|
Дети с патологией зрения чаще (чем нормально видящие) имеют неправильное представление об учебе. Одни приходят в школу с ожиданием чего-то очень интересного, веселого, и, когда их ожидания не оправдываются, у них возникает разочарование, интерес к учебе быстро угасает. Другие, особенно дети, не посещавшие дошкольное учреждение, и дети из неблагополучных семей, идут в школу без желания, иногда с тревогой, страхом.
Очень важно поэтому большое внимание уделять развитию мотивационной сферы, различными способами стимулируя у детей желание учиться. Прежде всего необходимо создать благоприятные условия для того, чтобы они полюбили свой класс, охотно шли на уроки. Уже само внешнее оформление классной комнаты вызывает у детей положительный эмоциональный настрой: приятная для глаз окраска стен, мебели, на окнах цветы; на классной доске и на стене около нее только самые необходимые (эстетически грамотно выполненные) пособия, оптимально подобранное освещение. Одну половину классной комнаты занимает ковер, на котором во время перемены можно поиграть. На перемене звучит красивая музыка (дети сами включают магнитофон, подбирают кассеты). Любимые мелодии снимают нервное напряжение, гасят негативные переживания, создают атмосферу непринужденности, жизнерадостности. По собственному желанию дети танцуют или просто плавно двигаются в такт музыке. Здесь нет места бестолковой беготне, хаотичным движениям, шуму, крику. Вообще, музыка органично входит в стиль работы коллектива этого УВК, поддерживая положительный эмоциональный настрой.
|
Педагог находится всегда рядом с детьми, чутко реагирует на их потребности, умеет вовремя сказать нужное слово. Причем в первые дни пребывания ребенка в школе важно бывает не столько содержание сказанного учителем, сколько интонация, с какой оно передается.
Важным моментом в формировании положительного эмоционального настроя является ситуация успеха. Для этого учитель умело использует такой педагогический интрумент, как оценка.
В первые месяцы обучения первоклассники отметок не получают. Но в то же время учитель не должен оставлять без внимания ни одного шага учащихся на уроке. Он замечает и поощряет каждый, даже небольшой, успех, малейшее их продвижение: ровно проведенную линию, красиво написанную букву, удачное соединение букв и т.д. Подробно останавливаясь на положительных сторонах в работе учащихся, он тут же показывает конкретно, при каком условии он может выполнить задание еще лучше.
Дети очень дорожат оценкой «молодец», подсчитывают, сколько их в тетради, потому что знают, что когда их будет пять, тона обложке тетради появится звездочка. Эти звездочки – прекрасный стимул к лучшему выполнению всех заданий. Они искренне переживают достижения всего класса, с восторгом отмечая увеличение количества работ, отмеченных звездочкой, особо радуясь достижениям слабых учеников.
Периодически устраиваемые выставки лучших тетрадей, рисунков учащихся дают возможность видеть достижения товарищей, следить за продвижением каждого.
|
Так, создавая ситуацию успеха, раскрывая перед детьми реальные возможности успешного усвоения материала урока, учитель побуждает их к активной познавательной деятельности, вселяет в них уверенность в собственные силы. Дети с радостью спешат каждое утро в школу.
Наличие положительной мотивации к учебной, а в будущем и к трудовой деятельности является основой уверенного, оптимистического отношения к жизни, что особенно важно для детей с отклонениями в развитии, в частности для детей, имеющих нарушение зрения.
С первых дней учебы у ребенка с нарушением зрения возникают трудности в ориентировке на его рабочем месте. Количество учебных пособий возрастает с каждым уроком: касса букв, касса цифр, счетные палочки, математический набор, указка, линейка-светофор и пр. К тому же первокласснику трудно управлять своими движениями: недостаточно развита мелкая моторика рук, нет точности и скоординированности в работе глаз и рук (особенно при монокулярном характере зрения).
Поэтому очень важно научить школьника рационально располагать учебные принадлежности, пособия, отводя для каждого из них определенное место.
В начале урока учительница напоминает, какие пособия необходимы для данного урока, где должны находиться тетрадь, учебник, светофор; все лишнее должно быть убрано с парты.
Так из урока в урок отрабатывается очень важное для людей с нарушением зрения умение содержать рабочее место в строго определенном порядке. Эта ценная привычка поможет впоследствии быстро находить вещи в доме, рационально организовывать свой труд на производстве.
Большую трудность для детей с нарушением зрения представляет овладения такими способами умственных действий, как восприятие, запоминание и умение следовать инструкции учителя. Слабовидящие и дети с амблиопией и косоглазием, особенно те из них, которые не посещали дошкольное учреждение, часто не реагируют на вопрос, заданный всему классу. Они отвечают только в том случае, если к ним обращаются лично. Несмотря на сохранность слуха, эти дети не слышат и не понимают учителя при объяснении нового материала или при проверке учителем усвоенного. Это затрудняет их участие в коллективной работе.
Привычка пропускать речь учителя мимо ушей может закрепиться и в дальнейшем стать серьезной преградой в учебе. Для этих учащихся будут весьма неэффективными такие формы получения информации, как рассказ учителя, беседы, передачи по радио и телевидению, «говорящие» книги (книги, записанные на магнитных носителях). Чтобы усвоить и суметь передать, например, содержание статьи по истории и другим предметам, ученик должен будет многократно перечитать нужный материал, напрягая свое дефектное зрение. А поскольку в старших классах объем печатного текста с каждым годом нарастает, то нерациональная эксплуатация зрения приводит к его ухудшению, учащиеся надолго теряют работоспособность и переходят в ряды отстающих.
Из этого следует, что умение слушать, понимать объяснения, задания учителя и точно действовать в соответствии с ними – очень важное качество для любого ребенка, а для ученика с нарушением зрения оно просто неоценимо. Хорошо поняв смысл высказываний педагога, его требования, ученик сможет правильно выполнить их. Научившись внимательно выслушивать ответы взрослых и товарищей на вопросы, на просьбы дать совет, ребенок легче сориентируется в окружающей обстановке, найдет выход из трудного положения, быстрее установит контакты с окружающими. Формирование умения слушать учителя и выполнять его требования важно осуществлять поэтапно.
В своей практике каждому учителю вначале нужно пробуждать желание самого ребенка воспринимать инструкции, затем развивать стремление к пониманию указаний, опираясь при этом на самые элементарные и доступные задания, усложняя их по мере его успешного продвижения.
При организации любого вида учебной деятельности нужно приучать действовать строго по заданию, добиваться, чтобы дети хорошо усвоили ее главную мысль: «Будьте внимательны, выполняйте точно, ничего не упуская, ничего лишнего не добавляя». Не нужно подгонять детей, убыстрять темп, надо чтобы они работали ровно, спокойно и в то же время понимали, что отвлекаться нельзя, надо быть внимательным, сосредоточенным, держать необходимые вещи под рукой и на отведенных для них местах.
В каждом удобном случае необходимо подчеркивать, что главная причина ошибок – невнимательность, и воспитывать у учащихся такие качества, как произвольное внимание, умение сосредоточиться.
В выяснении правильности понимания учеником инструкции учителя большую роль играет умело организованная обратная связь.
Для того чтобы выявлять знания всех учащихся сразу можно использовать сигнальные карточки, светофор и т.п.
Учитель не только сам дает оценку, но привлекает для этого и учащихся, которые объясняют правильность ответа или причины ошибки товарища.
При чтении дети слушают и внимательно следят по тексту, так как знают, что надо будет дать оценку однокласснику, выразительности и правильности его чтения.
Очень эффективен прием «маленький учитель». Каждый учебный день по очереди дежурят по три ученика. В начале урока они выступают в роли учителя: диктуют число, тему урока, проверяют домашнее задание, иногда проводят словарный диктант. Для проверки домашней работы они распределяют между собой материал, например: один берет для проверки пример, другой – задачу и т.д. Первый «маленький учитель» читает пример, называет результат, а дети поднимают либо зеленый сигнал, если их результат совпадает, либо красный, если их ответ другой. Ира подняла красный, сигнал. «Маленький учитель» спрашивает, как она решала. Ира решает вслух, обнаруживается ошибка, и налицо ее причина.
Важно не вмешиваться в ход работы детей, они чувствуют себя раскованно, в то же время ответственно, увлечены своеобразной игрой в школу: оценки, поставленные «маленькими учителями», не оспариваются.
А учитель в это время готовится к следующему этапу урока или в случае необходимости ведет индивидуальную работу с учеником, который пропустил уроки по болезни и т.д.
Интересен также прием самооценки. Написав под диктовку слова, дети сверяют свою запись с учебником или карточкой, сами оценивают свою работу, сообщают учителю свою оценку. Учителю остается подытожить все оценки: те, которые ставили «маленькие учителя», которые поставили ученики сами себе, и те, которые ставила учительница в течение урока.
Очень важно, что учитель не только оценивает конечный результат работы ученика на уроке, но прослеживает и оценивает каждый его шаг в течение всего урока. Благодаря этому она поддерживает внимание, активность, инициативу всех учащихся.
При таких взаимосвязи и взаимопонимании педагога и учащихся каждый ученик на каждом этапе урока осознает, насколько успешно он справляется с учебой: где удачно, где нет, почему он ошибся, как надо действовать, чтобы достигнуть лучших результатов. Оценка педагога и сверстников воспринимается как доброжелательная и справедливая, у ученика не возникает чувства обиды, недовольства; когда у него что-то не получается, он знает, что ему помогут, и в свою очередь при возможности он готов оказать помощь товарищу. Это приносит удовлетворение, радость и учителю, и ученику, и его товарищам, усиливает атмосферу бодрости и уверенности.
В I классе в связи с изменением типа ведущей деятельности – от игры к учебе – меняются задачи содержания общения, необходимость слушать учителя и адекватно действовать, внимательно следить за правильностью ответов одноклассников, чтобы дать им справедливую, доброжелательную оценку, формирует навыки полноценного общения.
Важно подметить и поощрить любое стремление к сотрудничеству, взаимопомощи; в ответ дети стараются протянуть руку помощи товарищу в каждой подходящей ситуации, Поддержка учителя словом, улыбкой, выражением искреннего удовольствия по поводу маленьких услуг, проявления чуткости подталкивает других детей к подражанию и аналогичным поступкам.
Если одобрено поведение девочки, давшей карандаш забывчивому мальчику, этого достаточно, чтобы в следующий раз десятки детских рук тянулись к товарищу с нужной ему вещью. Дети стараются помочь друг другу, радуясь успехам, помогая в минуты неудач. Так в процессе совместной деятельности на конкретных примерах воспитывается доброжелательное, чуткое отношение к сверстникам, умение считаться с интересами других, достигать взаимопонимания.
Достичь успеха помогает и энергичная систематическая работа с родителями. С первых дней учебного года проводятся не обычные родительские собрания с сообщениями о поведении и успеваемости детей, а педагогические семинары для пап и мам, на которых они узнают, как помочь детям включиться в учебу, как выработать у них умение быть собранными, правильно распределять свое время, самостоятельно выполнять домашние задания. Родители получают четкие памятки-рекомендации: как помочь ребенку выполнить письменное или устное задание, решить задачи и т.д.
Единство требований педагога и семьи не только помогает детям успешно осваивать учебные навыки, но и имеет большой воспитательный эффект: и родители, и дети вместе переживают неудачи, радуются успехам, более глубоко осознают свои реальные возможности.
Таким образом, своевременное формирование описанных компонентов готовности к учебной деятельности закладывает прочный фундамент не только для дальнейшего обучения детей данной категории, но и для их будущей интеграции в массовую школу, а затем и в общество, трудовую деятельность.