Лекция 7. Искусство Эпохи Возрождения: Италия




 

"Эпоха Возрождения, одна из самых интересных и полноценных эпох в истории человечества, - это синоним личной свободы, совершенства в искусстве, красоты в жизни, гармонии физических и духовных качеств".

 

Возрождением (или Ренессансом) называется культура новой общественной формации, буржуазной, которая возникла в Италии в XIV в.

 

Возрождение - это промежуточная эпоха между Средневековьем и Новым временем, предтеча дальнейших трансформаций, которые будут переживать искусство и культура. Несмотря на переходной характер этой эпохи, в искусстве Возрождения утвердился самостоятельный художественный стиль, проявившийся во всех видах пластического искусства: архитектуре, скульптуре, живописи. Этот стиль выразил художественный и мировоззренческий идеалы времени.

 

Возникает совсем иная картина мира, отличная от средневековой. Эта картина формирует другую ментальность, новые принципы творчества, иной образ жизни. Никогда искусство не имело такого значения и не было так востребовано в частной и общественной жизни, как в эту эпоху. Художник из цехового ремесленника, каким он был в Средневековье, становится социально значимой личностью, мастером-профессионалом, у него много заказов, которые хорошо оплачиваются, ему покровительствуют сильные мира сего.

 

Италия, благодаря своему выгодному географическому положению, вела активную торговлю с Европой и Востоком. Концентрация капиталов позволила итальянскому купечеству перейти от торговых операций к кредитным - торговле деньгами. Процветающие буржуазные аристократы становились меценатами. Время было пронизано жаждой активности, преобразований, неистовой деятельностью. Реалии эпохи были жестоки и кровавы: враждующие кланы, заказные убийства, интриги, борьба за власть - таковы были неотъемлемые компоненты новой буржуазной формации. Портреты эпохи Возрождения представляют нам людей властных, уверенных, волевых, без рефлексии и душевных переживаний. Художнический гений Возрождения стремился к идеалу. Художники выражали дух эпохи, обращаясь к традиционным христианским сюжетам, с той только разницей, что под их кистью, резцом они приобретали абсолютно материальное и реалистичное воплощение, тем самым демонстрируя возможность дерзкого совмещения идеально-воображаемого и реалистического. Ренессансное стремление к совершенству представляло собой глобальную мировоззренческую программу с установкой на создание совершенных и прекрасных образов.

 

Искусство и культура Возрождения занимают огромное место в истории и теории искусствознания. Практически все ведущие ученые-искусствоведы отдали дань этому периоду в своих научных трудах, было выполнено множество атрибуций неизвестных мастеров, определены хронологические рамки и основные школы.

 

Первые признаки новой художественной культуры появились во второй половине XIII в.

Принята следующая периодизация искусства Возрождения:

- вторая половина XIII-XIV вв. - Проторенессанс (Треченто);

- XV в. - Раннее Возрождение (Кватроченто);

- первая половина XVI в. - Высокое Возрождение (Чинквеченто).

 

Конец Ренессанса относят ко второй половине XVI в. В 1530 г. в Италии (Флоренция, Рим) побеждает контрреформация, Италия из буржуазного государства постепенно превращается в феодально-католическое, что повлекло за собой кризис ренессансного мировоззрения и искусства.

 

За 230 лет искусство Возрождения решило множество художественных проблем, создало новые формы монументальной пластики, новый образно-пластический язык живописи, новый стиль, который определяется особыми признаками: антропоцентризм, синтезирующий реализм, обращение к античности.

 

В нашем кратком курсе мы остановимся только на ведущих направлениях развития художественной культуры Италии и основных художественных школах этого времени: флорентийской и сиенской (XIV в.), флорентийской, умбрийской и падуанской (XV в.), венецианской и римской (Высокое Возрождение).

 

Проторенессанс [Треченто]. Черты нового искусства проявились прежде всего в скульптуре. История итальянской скульптуры эпохи Возрождения начинается с Никола Пизано. Им были выполнены рельефы к кафедре Пизанского баптистерия, в которых просматривается явное влияние античных традиций. Сюжеты рельефов иллюстрируют события из жизни Христа, но изображенные на этих рельефах фигуры имеют настолько античный характер по трактовке головы, лица, одежды, что напоминают рельефы Парфенона.

 

Подлинные изменения в новой эпохе были связаны с живописью, ее эстетическими и изобразительными принципами. Главным реформатором Проторенессанса считается живописец Джотто ди Бондоне (ок. 1267-1337), который в своем творчестве обозначил основные проблемы живописи: наделил изображенное такими фундаментальными свойствами, как материальность, объемность формы, пространственное начало. Джотто расписал стены небольшой Капеллы дель Арена в Падуе на темы из жизни Марии и Христа по новым принципам: сюжеты располагались в три ряда на стене и разделялись орнаментально декоративными поясами. Каждый сюжет воспринимается как самостоятельная композиция, но в целом все композиции образуют повествовательный цикл. Самая главная заслуга Джотто состоит в том, что евангельские сюжеты он представил как реально существующие события, которые происходят здесь, на этой земле. Его герои наделены человеческими переживаниями любви, скорби, смирения ("Встреча Марии и Елизаветы", "Бегство в Египет", "Поцелуй Иуды", "Оплакивание Христа"). Более поздние работы были выполнены Джотто во Флоренции, в церкви Санта Кроче на темы из жизни святого Франциска и евангельские сюжеты. Святой Франциск Ассизский (1182-1226), по легенде раздавший все свое богатство бедным, был любимым святым в народных массах Италии в XIII в. Джотто был сыном хлебопашца, этим можно объяснить интерес художника к францисканским темам. Образы Джотто всегда сдержанно суровы, внутренне напряжены, художник сумел придать своим фигурам объем, "поставить" их на землю.

 

Джотто прекрасно выразил суровое величие эпохи, к которой принадлежал сам. Он был не только живописцем, но и архитектором, по его проекту была возведена колокольня Флорентийского собора.

 

Вторым художественным центром Треченто стала Сиена. Искусство Сиены отмечено чертами утонченной изысканности и аристократизма, черты готического и византийского искусства удерживаются в нем гораздо более стойко, чем во Флоренции. Сиенские мастера любили применять позолоту (золотые фоны).

 

Характерными представителями раннего сиенского Треченто были Дуччо да Буонисенья, Симоне Мартини и Амбродже Лоренцетти. Наиболее знаменитые произведения Дуччо - "Маэсто" ("Величание") и "Мадонна Руччелаи". В этих работах еще многое заимствовано из готики, но в них уже есть особое чувство лиричности, настроения, внимание к деталям.

 

Значение Сиены определилось с появлением Симоне Мартини. Это был замечательный художник, в искусстве которого тесно переплелись черты готики и Предвозрождения.

 

Колорит произведений Симоне Мартини поражает светом и радостью гармонии. Наиболее известен "Конный портрет Гвидориччо да Фольяно" - первый конный парадный портрет кондотьера, главного военачальника. Эта фреска занимает почти всю стену в здании городского управления Сиены - Палаццо Публико. Фигура кондотьера приближена к первому плану, господствует над всем окружающим. На втором плане крепость и средневековый замок на холмах - пейзаж выполнен очень условно, однако во всей композиции картины проявилась главная новизна живописи сиенской школы: фигура и пейзаж объединены единым пространством.

 

В 1333 г. Симоне Мартини пишет знаменитое "Благовещенье", которое находится в Галерее Уффици. Мария, утонченная и грациозная, ангел с разноцветными крыльями, лилии в вазе написаны со свойственной художнику тончайшей техникой.

 

В том же Палаццо Публико в Сиене создал громадную роспись Амброджо Лоренцетти, изобразив последствия "доброго" и "злого" правления. Во фреске "доброго" правления картины жизни города и деревни представлены отдельными эпизодами и объединены пейзажами. Помимо конкретных бытовых сцен художник использует в композиции аллегории и символы. Так, само правительство решено в виде большой аллегорической фигуры старика в королевской мантии, направо и налево от него - добродетели, охраняющие идею доброй власти: справедливость, умеренность, великодушие и мудрость. Эта фреска должна была прославлять буржуазное правительство Сиены. По своему замыслу, реалистичности изображенных народных сцен эта работа - прекрасный образец эпохи Треченто.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: