Сбор детей на игру | младший дошкольный возраст | средний дошкольный возраст | старший дошкольный возраст | ||
– сюрпризный момент; – внесение атрибута к игре; – художественное слово; – переход от совместной ролевой игры. | – отгадывание загадок; – сбор по условному сигналу; – напоминание игры; – сбор по предварительной договоренности. | – беседа; – поручить сбор кому-то из детей; – новая игра. | |||
Объяснение правил | – в ходе игры; – при помощи образного рассказа; – слова заучивают в ходе игры; – прием подговаривания. | Новая игра: – объяснение правил до начала игры; – зрительная ориентация; – вопросы на закрепление правил; – слова заучивают заранее. | Знакомая: – напомнить правила игры вопросами. | Новая игра: – объяснение правил до начала игры; – зрительная ориентация; – пробный ход схемы. | Знакомая: – дети рассказывают правила; – самостоятельно придумать новый ход игры. |
Выбор водящего | – по желанию детей; – по выбору воспитателя в новой игре главную роль берет воспитатель. | – по желанию детей; – по выбору воспитателя; – по считалке. | – по желанию детей; – по выбору воспитателя; – по считалке; – по жребию; – в качестве поощрения. | ||
На роль водящего не выбирают проигравшего | |||||
Руководство ходом игры | – сигнал к началу игры; – подсказывание правил в ходе игры; – показ движений. | – совет, напоминание; – сигнал к началу игры; – при нарушении правил, остановить игру и напомнить правила игры. | – совет, напоминание; – сигнал к началу игры; – подсказать, как выиграть; – помощь в решении конфликта. | ||
Итог игры | Положительная оценка после каждого тура игры. | Положительная оценка в конце игры и похвала по ходу. – выделить, кто играл лучше всего. | В начале игры – анализ детьми, по вопросам воспитателя. – обсудить, как можно поменять, поиграть в следующий раз. | ||
На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты), при этом разучено 3-4 новые игры.
|
Общая длительность игры составляет 10-12 минут.
В плане воспитательно-образовательной работы записывается:
1. Название п/и, цель.
2. Основное движение, способы организации с учётом уровней подвижности.
3. Спортивное упражнение, например, элементы игры в волейбол: перебрасывание мяча друг другу двумя руками от груди на месте и в движении. В подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети. При организации игр соревновательного характера, игр-эстафет важная роль принадлежит воспитателю, который должен помочь детям разделиться на команды, подобрав их с учётом уровней подвижности и физической подготовленности (необходимо, чтобы в обеих командах приблизительно поровну было и тех, и других детей).
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведение в игровой деятельности.
К обсуждению результатов игры целесообразно привлекать самих детей, надо приучать их оценивать своё поведение и поступки товарищей. Это будет способствовать в дальнейшем более осознанному выполнению заданий и правил игры, а также налаживанию взаимоотношений в процессе совместных действий Длительность организованной двигательной деятельности составляет30-35 минут.
|
Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять её 3-5 раз. При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, правила.
При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети. Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки. Например, упражнение в лазании выполняется детьми поочерёдно, а упражнение с мячами - фронтально, т. е. всеми детьми одновременно.
Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. Каждая подгруппа выполняет своё задание. Например, дети первой и второй подгруппы (с высоким и средним уровнем подвижности) выполняют упражнения, требующие концентрации внимания, координации и ловкости, при этом воспитатель осуществляет контроль. Дети третьей подгруппы (с низким уровнем подвижности) упражняются в разных видов прыжков через скакалку. При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный). Наиболее целесообразным является смешанное использование разных способов организации.
|
Например, применение подгруппового способа организации является наиболее важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений под руководством взрослого, в то время как другие дети самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях.
В связи с особенностями выполнения некоторых движений (лазание по гимнастической лестнице, упражнения в равновесии, прыжки в длину и высоту с разбега) используются поточный и индивидуальные способы. Выбор времени проведения и упражнений на прогулке зависит от предшествующей работы в группе. Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей вначале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.
В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение (спортивное упражнение или упражнение в основном виде движения). В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и др.) Консультации для воспитателей Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке.
Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счёт времени самостоятельной деятельности детей.
Литература
1. Осокина Т.И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.
2. Осокина Т.И., Вавилова Е.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986. - 394 с.
3. Степаненкова Э. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников // Дошкольное воспитание. 1995, № 12, с. 23-25.
4. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М.: Новая школа, 1994. - 288 с.
5. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми. - М.: Просвещение, 1986. - 200 с.
6. Чернышенко Ю.К., Дворкин Л.С. Взрослым о физическом воспитании детей дошкольного возраста. - Краснодар, 1997. - 162 с.
7. Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: Автореф, докт. дис. Краснодар, 1998. - 52 с.