Технология тьюторской поддержки и сопровождения ребенка (Т.М. Ковалева)




Давыдовой В.И.

ЗБ-РЛ-31

Практические задания:

1. Изучите особенности методики и технологии воспитательной работы и заполните таблицу «Сравнительный анализ феноменов: методика и технология воспитательной работы»:

Критерии сравнения Что характерно для методики Что характерно для технологии
Целенаправленность развитие социально значимых потребностей и мотивации ребенка, его сознания и приемов поведения (каким образом происходит достижение воспитательной цели, как доносим содержание воспитания до детей) полная управляемость учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.
Концептуальность За многие тысячелетия педагогика создала большое разнообразие методов воспитания, которые, как правило, были связаны с именами известных ученых-педагогов: «золотое правило» (метод наглядности) Я.А. Коменского, метод «естественных последствий» Ж.Ж. Руссо, народные традиции и сказки К.Д. Ушинского, метод личного примера Я. Корчака, метод перспективных линий А.С. Макаренко, метод КТД И.П. Иванова, метод опорных сигналов В.Ф. Шаталова, метод интригующих вопросов Е.Н. Ильина и др. Самые распространённые воспитательные технологии: технологии организации и проведения группового воспитательного дела Н.Е.Щурковой; Гуманно – личностная технология Ш.А.Амоношвили; Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела; Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского.
Системность Цели, содержание, формы, методы, средства, условия обучения проектируются и применяются в целостной системе Диагностирование, целеполагание, проектирование, конструирование, содержание, организационно- деятельностный и контрольно – управленческий компоненты
Диагностичность Наблюдение, анкетирование, интервью, беседа, тестирование, социометрия, испытательные ситуации Разрабатываются образователные стандарты, т.е. фактически содержание обучения, образовательные программы и учебники, а также строятся дидактические процессы, гарантирующие достижение заданных целей
Гарантированность качеств воспитания Саморазвитие и самореализация детей, вовлеченность в деятельность, развитие сознания и самосознания, стимулирование и развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы Приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям, формирование относительно устойчивых отношений человека к себе, окружающим, природе, вещам
Новизна Методика изучает методы, приемы и средства педагогического взаимодействия, не выстаивая их в определенной логике, по определенному алгоритму. Технология же отличается от методики именно своей алгоритмичностью и нацеленностью на определенный диагностируемый результат.

2. Основательно изучите одну из технологий воспитания из предложенного списка и охарактеризуйте ее.

 

Технология тьюторской поддержки и сопровождения ребенка (Т.М. Ковалева)

Технология психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка в образовательном процессе реализуется с помощью специальной позиции педагога-тьютора.

Индивидуальная модель психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе, в отличие от индивидуального учебного плана, предусматривает осмысление обучающимся своего будущего и реализации своих образовательных потребностей в определенных видах деятельности — творческих, исследовательских работах и разнообразных проектах.

Тьюторское сопровождение — это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии обучающегося.

Основой технологии тьюторской поддержки и сопровождения ребенка является метод рефлексивного обсуждения с обучающимся приоритетности для него определенных проектов, их границ, возможного расширения собственных задач.

Подобное «рефлексивное» сопровождение тьютора дает возможность обучающемуся самостоятельно овладевать разнообразными техниками рефлексивного осмысления построения собственного процесса обучения, реально создавать свою индивидуальную образовательную (воспитательную) программу, планировать работу по самоутверждению, самовоспитанию, самореализации.

Тьютор — педагог, индивидуальный наставник. Спектр оттенков этого понятия — от домашнего воспитателя, сопровождающего ребенка с периода рождения до совершеннолетия, до поступления в профессиональное учебное заведение.

Тьютор (в отличие от учителя) в своей деятельности ориентируется на следующие положения:

• образовательный опыт обучающегося — возможность проб и исправления ошибок, признание их ценности;

• инициатива ребенка в привлечении своих знаний и умений в дополнительных, не являющихся школьно-предметными, областях знаний;

• любое по своему содержанию активное действие ребенка как источник новых направлений в его образовательном движении;

• ситуация общения и установление личного контакта с обучающимся;

• воля и выбор ребенка, его осмысленность по отношению к собственным действиям;

• коммуникация и позиционное самоопределение участников реальной ситуации деятельности.

Тьютор, в отличие от классного руководителя, не выполняет административных функций. Содержание его деятельности включает следующие направления: изучение личностных и индивидуальных особенностей обучающихся, педагогическая поддержка, работа с родителями воспитанников, организация внеурочных мероприятий.

Психолого-педагогическое сопровождение каждого воспитанника обеспечивается профессионализмом тьютора, его мастерством, личностно-ориентированным подходом к ребенку. Неоценимую помощь оказывают систематизированные наблюдения, совместный анализ результатов диагностики, неформальное доброжелательное общение тьюторов, воспитателей и психологов с воспитанниками.

Документация тьютора включает: личные дела обучающихся, рабочую тетрадь тьютора, психолого-педагогические карты обучающихся, подлежащие анализу и обобщению. Технология сопровождения индивидуальных образовательных программ рассматривается как технология открытого образования и может использоваться как в условиях образовательной организации, так и в сфере дополнительного образования.

3. Разработайте проект часа классного руководства одного из предложенных видов: просветительский, аналитический, диалогический, тренинговый, диагностический, консультативный, знаковый, событийный (например, «Урок этикета» и.др.) по следующей схеме:

1. Тема: «Урок памяти», посвящённый 75-летию Великой Победы.

2. Эпиграф: «Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца…».

3. Новая информация: обучающиеся шестого класса узнают много нового. Раскроют причины неудач Советской армии в первые месяцы войны. Познакомятся с планом Барбаросса, Героической обороной брестской крепости, подвигом Н.В. Сиротинина; подвигом З.К. Космодемьянской, 28 героев – Панфиловцев и мужеством всего советского народа, не допустившего сдачи Москвы.

4. Упражнения: почтут память погибших солдат минутой молчания; принесут на урок семейные фотографии участников войны и расскажут об их подвигах; споют песни о войне и прочитают стихи наизусть, зажгут «свечу памяти» в память о наших защитниках Родины.

5. Дифференцированное домашнее задание: 1) Написать ветеранам письмо-благодарность; 2) Нарисовать плакат посвященный 75-летию Победы (в группах); 3) Написать стихотворение, посвященное Великой Отечественной войне.

4. Составьте кластер по одному из предложенных вопросов (на выбор студента):

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: