Аргументация джоша мак-дауэлла




Кирилл ЕСЬКОВ

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ АФРАНИЯ

Священная история как предмет

Для детективного расследования

 

 

- Помилуйте, что вы делаете, Афраний, ведь печати-то,

наверное, храмовые!

- Прокуратору не стоит беспокоить себя этим вопросом,

- ответил Афраний, закрывая пакет.

- Неужели все печати есть у вас? - рассмеявшись,

спросил Пилат.

- Иначе быть не может, прокуратор, - безо всякого

смеха, очень сурово ответил Афраний.

М.Булгаков

 

Борхес как-то заметил, что "люди поколение за поколением

пересказывают всего лишь две истории: о сбившемся с пути корабле, кружащем

по Средиземноморью в поисках долгожданного острова, и о Боге, распятом на

Голгофе". Насчет последнего он, пожалуй, не совсем прав. Художественное и

философское переосмысление событий, сопутствовавших казни Иисуса Христа,

стало устойчивой литературной традицией лишь в прошлом веке, когда Церковь

в значительной мере утратила функции идеологического надзора. Обычно эта

тема присутствует в повествовании в виде побочных сюжетных линий или

"романов в романе" (как у Булгакова или Айтматова), реже - в виде

самостоятельных произведений (как у Франса или Леонида Андреева).

Созданные в рамках этой традиции тексты весьма различны - и по своему

художественному уровню (от бессмертного "Мастера" до ернического

фантастического рассказика Варшавского "Петля гистерезиса"), и по степени

следования Священному Писанию и историческим реалиям (от весьма

пунктуального у Домбровского [М.Дунаев в своей статье "Истина о том, что

болит голова" (Златоуст, N_1, 1992: 306-348), написанной с

последовательно-христианских позиций, буквально не оставил камня на камне

от литературных интерпретаций Евангелия Булгаковым, Айтматовым и

Тендряковым; отсутствие в этом ряду Домбровского показалось мне весьма

знаменательным; не будучи знатоком церковной догматики, я всегда

интуитивно полагал, что Христос отца Куторги более всего соответствует

если не букве, то духу христианского учения] до нарочито-небрежного у

Стругацких). В этом последнем аспекте стоит сравнить и два известных

киношедевра - "Евангелие от Матфея" и "Последнее искушение Христа". Надо

ли говорить, что версии разных авторов различаются радикальнейшим образом,

а евангельские персонажи становятся "омонимами" - вспомним Пилатов Франса

и Булгакова, Иуд Леонида Андреева и Домбровского, или Иисусов Пазолини и

Скорцезе.

Тем не менее, в рамках этой традиции действует и одно общее

фундаментальное ограничение: прямое вмешательство в ход событий

сверхъестественных сил не должно выходить за рамки "странной тучи,

пришедшей на Ершалаим". Именно поэтому такое ключевое для христианского

мировоззрения событие, как телесное воскресение, всегда выводится за рамки

повествования - несмотря на то, что многие из авторов, обращавшихся к этой

теме, были людьми несомненно верующими. А поскольку я принадлежу к

поколению, на формирование воззрений которого булгаковский Иешуа повлиял

неизмеримо больше, чем его официальный прототип, проблема воскресения,

вплоть до самого последнего времени, ни малейшего интереса у меня не

вызывала.

 

АРГУМЕНТАЦИЯ ДЖОША МАК-ДАУЭЛЛА

 

Недавно, однако, мне попала в руки книга известного современного

проповедника Мак-Дауэлла [Джош Мак-Дауэлл "Доказательства воскресения",

Slavic Gospel Press ed. Wheaton, IL, 1990, 203 стр. (в оригинале: "The

Resurrection Factor" by Josh McDowell, 1981)], поставившего перед собой

весьма неординарную задачу: доказать факт телесного воскресения Христа с

сугубо рациональных позиций. Схема построений Мак-Дауэлла такова. Опираясь

на Евангелие как на исторический документ и привлекая множество других

(религиозно нейтральных) источников, он пунктуально перебрал все мыслимые

возможности для материалистического объяснения необычайных событий,

последовавших за казнью Иисуса Христа (прежде всего - исчезновения тела из

опечатанной и охраняемой римскими солдатами гробницы). Эти гипотезы были

классифицированы им следующим образом:

1. Гробница Христа в действительности не была пуста.

1.1. Реальное место погребения Христа никому не известно; скорее

всего, его тело было сброшено в ров вместе с другими казненными (гипотеза

Гинсберта).

1.2. Путаница с гробницами: женщины, впервые обнаружившие

"воскресение", в действительности по ошибке пришли к какой-то чужой,

незанятой гробнице (гипотеза Лейка).

1.3. Все рассказы о воскресении - возникшие спустя много лет после

казни Христа легенды, вообще не имеющие под собой никакой реальной основы.

1.4. Рассказ о воскресении - не более чем иносказание: в

действительности речь идет о чисто духовном воскресении.

1.5. Все явления Христа - результат индивидуальных и коллективных

галлюцинаций.

2. Гробница Христа в действительности была пуста, но опустела

естественным образом.

2.1. Тело было выкрадено учениками.

2.2. Тело было перенесено и спрятано властями, с целью

воспрепятствовать возможным махинациям тех, кто ожидал воскрешения.

2.3. Христос не умер на кресте; он был снят с него в состоянии шока,

а затем очнулся и оправился.

2.4. "Гипотеза Пасхального заговора" Шенфилда. Иисус, веря в свою

богоизбранность, решил создать видимость свершения пророчеств о Мессии.

Для этого он организовал (при помощи Иосифа Аримафейского) собственное

распятие; чтобы имитировать смерть на кресте, он выпил вместо уксуса

наркотик. По плану далее он должен был быть перенесен в гробницу, откуда

через некоторое время вышел бы в качестве "воскресшего". Заговор сорвался,

так как римский солдат ударил Христа копьем и действительно убил его.

Однако, затем Мария и ученики приняли за Христа некого неизвестного

молодого человека, Иосиф же (знавший правду) и не подумал сообщить им об

ошибке.

Опровергнув, с различной степенью убедительности, все указанные

гипотезы, Мак-Дауэлл счел пространство логических возможностей исчерпанным

и сделал вывод: объяснить исчезновение тела и последующие явления Христа с

материалистических позиций невозможно. Эрго - мы имеем дело с прямым

вмешательством Бога в дела земные.

Необходимо отметить, что абсолютно идентичная схема доказательства

факта воскресения Христова была изложена еще в 1906 году в "Общедоступном

толковании Евангелия" Б.И.Гладкова, "предназначенном для интеллигентных

читателей, преимущественно же для неверующих, сомневающихся и

колеблющихся". Этот автор тоже последовательно опровергает "три возможных

возражения против действительности воскресения Иисуса Христа: 1) ученики

Иисуса украли Его тело и разгласили, что Он воскрес; 2) Иисус не умер на

кресте, а был погребен мнимо-умершим, затем ожил и явился своим ученикам;

3) Иисус воскрес не в действительности, но лишь в воображении Его

учеников". Хотя формально набор гипотез у Гладкова существенно беднее, чем

у Мак-Дауэлла, он в действительности покрывает все реальное разнообразие

принципиально несводимых друг к другу позиций (ибо вряд ли стоит всерьез

полемизировать, например, с такой фантастической и полной внутренних

нестыковок версией, как "Пасхальный заговор").

Думаю, что любому человеку, знакомому с законами логики, вполне

очевидна принципиальная уязвимость системы доказательств Мак-Дауэлла или

Гладкова (смотри ниже); подчеркну, что речь идет именно о системе в целом,

а не о конкретных опровержениях. Тем больший интерес вызвали у меня

приводимые Мак-Дауэллом высказывания целого ряда ведущих западных юристов,

в число которых входят члены английского Верховного суда лорд Дарлинг и

лорд Калдекот и министр юстиции Великобритании лорд Линдхерст. Их вердикт

сводится к тому, что имеющихся свидетельств было бы вполне достаточно для

признания факта воскресения в ходе гипотетического судебного заседания.

Многолетний завкафедрой юридического факультета в Гарварде профессор

Гринлиф, автор ставшего классическим трехтомного трактата о доказательном

праве, даже опубликовал специальную монографию - "Исследование

свидетельств четырех Евангелистов по правилам юридических доказательств,

применяемых в судопроизводстве".

Я, конечно, отдаю себе отчет в том, что мои совковые представления о

западном правосудии почерпнуты главным образом из детективов Гарднера. И

тем не менее... Попробуйте-ка представить себе адвоката Перри Мейсона

(равно как прокурора Бергера), пытающегося убедить присяжных в том, что

некое происшествие есть результат действия сверхъестественных сил - на том

лишь основании, что он лично не может предложить убедительной версии

происшедшего. Представили? Я вот пытаюсь - и не могу: воображение

отказывает...

В религиозном плане я, подобно многим моим коллегам-естественникам,

являюсь агностиком; то, что в сфере Разума доказательств бытия Божия нет,

да и быть не может, всегда было для меня аксиомой. Отказавшись же от

честного тертуллиановского "Верую, ибо абсурдно" и собственноручно

десакрализовав евангельский текст, протестант Мак-Дауэлл сознательно

вступил в весьма рискованную игру на поле соперника. Не в силах

противиться искушению, я принял его вызов; как говаривал один мой

приятель: "Не замай! А уж коли замаял, так не обессудь...".

 

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

 

Прежде всего отметим, что строгость используемой Мак-Дауэллом системы

доказательств иллюзорна. В терминах классической логики она представляет

собой КОСВЕННОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, при котором "истинность тезиса

устанавливается путем показа ошибочности противоположного ему допущения".

Этот метод уже сам по себе не является универсальным, и его применение

связано с рядом принципиальных ограничений. Более существенно, однако,

другое. В рассматриваемом случае ошибочность антитезиса не доказывается

дедуктивным путем, а выводится как индуктивное обобщение, позволяющее

предполагать случай неполной индукции (так называемое "поспешное

обобщение").

Переходя от логической стороны задачи к содержательной, следует

подчеркнуть, что используемый в обсуждаемой схеме последовательный перебор

альтернатив осмыслен в том - и только в том - случае, когда их набор с

исчерпывающей полнотой перекрывает пространство логических возможностей

(на чем, собственно, и настаивает Мак-Дауэлл). Поэтому для опровержения

"схемы Гладкова - Мак-Дауэлла" необходимо и достаточно следующее. Я должен

предложить хотя бы еще одну гипотезу (естественно, материалистическую),

которая объясняла бы комплекс событий, связанных с распятием и

воскресением Христа, более непротиворечиво, чем все опровергнутые ранее

[отмечу, что примерно тем же занимался некогда (без особого, впрочем,

успеха) и присланный в Иерусалим императором Тиберием "следователь по

особо важным делам" в замечательном фильме Дамиани "Расследование"].

Задача наша, таким образом, идентична той, что решается в любом

классическом ("английском") детективе, каковой по сути есть собирание

головоломки. Из фиксированного числа кусочков заданной формы

(установленных фактов) необходимо сложить фигурку (версию) так, чтобы

фрагменты прилегали друг к другу без зазоров и были использованы все до

единого, включая наиболее "неудобные". На всякий случай повторю: версия

должна быть именно ВНУТРЕННЕ НЕПРОТИВОРЕЧИВОЙ, вопрос же об ее ИСТИННОСТИ

ИЛИ ЛОЖНОСТИ лежит в совершенно иной плоскости, и в данном контексте он

просто несущественен.

Такая постановка вопроса позволяет нам, в частности, избежать

обсуждения историчности Христа, правомочности рассмотрения канонических

Евангелий в качестве исторических документов, и связанных с этим вопросов.

Смешно дилетанту лезть в клубок проблем, по которым специалистами -

историками, археологами, филологами, лингвистами - написаны необозримые

горы литературы [цену озарений дилетантов я вполне представляю себе по

сфере собственной профессиональной деятельности - палеонтологии, здесь эта

публика регулярно пытается осчастливить научное сообщество очередной

теорией вымирания динозавров; и хотя некоторые из этих дилетантов являются

признанными авторитетами в своих областях знания (например, в

астрофизике), у палеозоологов их построения вызывают лишь зубовный скрежет

и аллергическую сыпь]. Так что предлагаемый текст вовсе не следует

рассматривать через призму научной библеистики; предметом нашего

исследования будут прежде всего литературные персонажи, а не их

исторические прототипы (если таковые существовали). Сам бы я, пожалуй,

определил его как продолжение той традиции, в которой написана любимая

мною "Загадка Прометея" Мештерхази.

Авторство и хронология написания Евангелий принимается здесь в полном

соответствии с церковным каноном; проблемы преемственности четырех

канонических текстов относительно Матфеевых Логий, Евангелия от Фомы и

протоевангелия "Q" (от немецкого "Quelle" - источник) нас интересовать не

будут. Канву событий я буду излагать в основном по одной из классических

версий, согласующих между собой все новозаветные тексты - "Жизни Иисуса"

В.Ф.Фаррара, написанной с вполне ортодоксальных позиций.

В ряде пунктов, однако, расхождения между версиями разных

Евангелистов кажутся достаточно принципиальными; в этих случаях нам не

избежать обсуждения источника этих разногласий. В рамках нашего подхода

рассказы Левия Матфея и Святых Петра, Павла и Иоанна, легшие в основу

соответствующих Евангелий, можно воспринимать... ну, скажем, как показания

четырех жильцов занесенного снегом йоркширского поместья, в котором волею

Агаты Кристи произошло загадочное преступление. В спорных и сомнительных

случаях, касающихся толкования текстов или исторических реалий, мне

кажется справедливым отдавать предпочтение именно мнению Мак-Дауэлла (если

таковое было высказано).

Оговаривая исходные условия, введем одно важное ограничение. В части

обсуждаемых Мак-Дауэллом "материалистических" гипотез Христос и его

сподвижники выставлены, попросту говоря, или жуликами, или недоумками. И

хотя сам я отношусь к религии безразлично, а к официальным Церквам -

довольно прохладно, эти допущения решительно мне не нравятся. В конце

концов, что бы там ни говорили Отцы Церкви, каждый человек имеет своего

собственного Христа. И пусть мой Христос с точки зрения ортодоксальной

догматики совершенно чудовищен (ибо несет на себе все "родимые пятна"

либеральной теологии), но уж лжецом-то он не будет ни при каких

обстоятельствах. В любом случае, и Христу, и большинству из его спутников

предстояло вскоре отдать жизнь за свои убеждения, что уже само по себе

должно вызывать элементарное к ним уважение. Поэтому при переборе гипотез

для объяснения различных "узлов" событий мы будем исходить из следующего:

сознательный обман со стороны Христа или Апостолов можно допускать лишь

после того, как исчерпаны все иные возможные варианты объяснения

("презумпция честности"). Забегая вперед, отмечу, что таких случаев в

итоге не окажется вовсе. С одной лишь оговоркой.

Английский христианский философ и публицист Клайв Льюис в нашем

отечестве известен в основном в качестве автора назидательных детских

сказок. В одной из них девочка случайно открывает способ проникать в

волшебную страну, проходя сквозь старинный платяной шкаф. Старшие брат и

сестра, услышав ее рассказы об этих визитах, начинают опасаться за

рассудок сестренки и обращаются за советом к хозяину дома, профессору:

"- Логика! - сказал профессор не столько им, скольку самому себе. -

Почему их не учат логически мыслить в этих их школах? Существуют только

три возможности: или ваша сестра лжет, или она сошла с ума, или она

говорит правду. Вы знаете что она никогда не лжет, и всякому видно, что

она не сумасшедшая. Значит, пока у вас не появятся какие-либо новые факты,

мы должны признать, что она говорит правду."

Странно, что профессор Льюиса в упор не замечает по крайней мере еще

одной возможности - добросовестного заблуждения честного и здравомыслящего

человека. Источники подобных заблуждений весьма разнообразны. Это могут

быть, например, различные природные явления - от атмосферных оптических

эффектов ("летающие тарелки") до кислородного голодания в условиях

высокогорий, вызывающего системные галлюцинации ("снежный человек",

"Черный альпинист"). С другой стороны, - и что в нашем случае важнее -

любой человек может стать жертвой преднамеренной мистификации.

Здесь существенно то, что организатор серьезной мистификации должен

позаботиться не только об убедительности самой инсценировки, но и о

наличии у нее очевидцев с именно безупречной репутацией (ибо что толку в

свидетельствах дурака или записного враля). Не зря всякого рода

специалисты по телепатии и психокинезу всегда желают, чтобы в их опытах

участвовали известные ученые, - категорически не желая при этом творить

свои "чудеса" в присутствии профессиональных фокусников. Именно по этим

причинам из принимаемой нами "презумпции честности" вовсе не следует

заведомая истинность любого факта, сообщаемого Евангелистами.

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН

 

Прежде чем перейти к непосредственному анализу евангельских текстов

(и дальше уже не выходить за их рамки), необходимо все же сделать

несколько замечаний по поводу реального исторического контекста событий. В

6 году н.э., после смерти царя Ирода Великого, Палестина потеряла остатки

независимости и была оккупирована римлянами; двумя из четырех исторических

областей Палестины - Иудеей и Самарией - стали править римские

прокураторы, прямо назначаемые имперской администрацией. Это вызвало

резкий подъем национально-освободительного движения; его идеологию в

значительной степени формировали религиозные фундаменталисты - фарисеи, а

наиболее организованную силу представляли собой национал-радикалы из

партии зелотов. Последние "во всем были согласны с фарисеями, но обладали

к тому необузданной любовью к свободе. [...] Никакая смерть не казалась им

страшною, да и никакое убийство (даже родственников и друзей) их не

удерживало от того, чтобы отстоять принципы свободы" (Иосиф Флавий,

"Иудейские древности"). Именно зелоты внесли решающий вклад в разжигание

начавшейся в 66 году н.э. Иудейской войны, которая в итоге привела евреев

к полной национальной катастрофе.

Большую роль в формировании общественного мнения в Палестине

традиционно играли бродячие проповедники. Историкам известно порядка

дюжины пророков, проповедовавших приблизительно в одно время с Иисусом

Христом и Иоанном Крестителем и сопоставимых с ними по популярности; почти

все они были казнены римлянами как потенциальные вожди еврейского

восстания. Тем не менее, за годы, предшествующие Иудейской войне, таких

восстаний произошло 12 (не считая мелких бунтов и терактов). Римляне

реагировали на эти события в привычной для себя манере: по рассказу Иосифа

Флавия, они как-то распяли в Иерусалиме за один раз две тысячи человек.

Между этими двумя непримиримыми силами балансировала местная

церковно-государственная элита. Первоначально возникнув на основе одной из

религиозных сект - саддукеев, она к описываемому времени полностью

деидеологизировалась и представляла собой партию прагматиков. Ради

сохранения статус-кво они готовы были сотрудничать хоть с римлянами, хоть

с марсианами, а при первом же удобном случае - немедленно перекраситься в

лидеров национально-освободительного движения (как это только что

проделала на наших глазах коммунистическая номенклатура республик бывшего

СССР).

Так оно, кстати, и вышло в действительности. В двадцатой главе

"Иудейской войны" Иосиф Флавий описывает выборы новой - "революционной" -

администрации в восставшем Иерусалиме; в их результате "безграничную

власть над городом" получил... непотопляемый первосвященник Ханаан. Вот

комментарий к этой главе российского издателя и переводчика "Иудейской

войны" Я-Л.Чертка: "Результаты выборов оказались, таким образом, весьма

неблагоприятными для зелотов, несмотря на то, что они после победы над

Цестием и изгнания римлян из пределов страны получили решительное

преобладание как в столице, так и в провинции. [...] Элеазар-бен-Симон,

победитель Цестия, впоследствии главнейший вождь войны, был совершенно

обойден на выборах; еще более могущественный в то время вожак зелотов

Элеазар-бен-Анания, который дал войне первоначальный импульс [...], для

того, вероятно, чтобы удалить его из Иерусалима, получил начальство над

второстепенной провинцией - Идумеей. НА САМЫЕ ЖЕ ОТВЕТСТВЕННЫЕ ПОСТЫВ

ИЕРУСАЛИМЕ И ГАЛИЛЕЕ БЫЛИ ВОЗВЕДЕНЫРИМСКИЕ ДРУЗЬЯ, КОТОРЫЕ РАНЬШЕ

СКРЫВАЛИСЬ ОТ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ЗЕЛОТОВ [выделено мною - К.Е.]". Знакомая

картина, не правда ли?

Эти события, однако, произойдут чуть позже. В интересующее же нас

время саддукейское руководство находило более полезным для себя

демонстрировать лояльность "имперскому центру". Непопулярный режим, как

водится, наводнил страну агентами тайной полиции. Иосиф Флавий в тех же

"Иудейских древностях" пишет, что со времен Ирода Великого (он же -

Кровавый) пытки, казни и "исчезновения" оппозиционеров стали обычной

практикой: "Многие граждане, частью открыто, частью тайно, были уведены в

крепость Гирканион и там замучены. Повсюду в городах и селах находились

шпионы, которые подстерегали всякие сходки".

В ответ боевики партии зелотов - сикарии - развернули компанию

террора против оккупантов и местных коллаборационистов, венцом которой

стало убийство первосвященника Ионафана. Зелоты располагали разветвленными

конспиративными структурами, а их агентура пронизывала все звенья

государственного аппарата. Кроме того, они часто поддерживали контакты с

шайками разбойников (или, если угодно, партизанскими отрядами), которыми

буквально кишела страна. Некоторые из этих вооруженных формирований

насчитывали в своих рядах до нескольких сот человек; легендарный полевой

командир Элеазар, например, терроризировал окрестности Иерусалима на

протяжении почти двадцати лет, пережив нескольких прокураторов и

первосвященников.

Не вызывает сомнения и то, что на территории Сирии и Палестины

активно работали также спецслужбы Парфянского царства, которое в

описываемое время жестко и весьма эффективно противодействовало римскому

"дранг нах остен" [на роль, которую сыграла в этой "стратегии сдерживания"

парфянская разведка (ставшая, во многом благодаря личным усилиям царя

Митридата, одной из лучших секретных служб за всю историю античного мира)

указывает в своем "Искусстве разведки" основатель и многолетний шеф ЦРУ

Аллен Даллес]. Сразу оговорюсь: мне неизвестны какие-либо конкретные

факты, касающиеся закордонной поддержки еврейского

национально-освободительного движения. Вряд ли, однако, столь искушенным

политикам, как парфяне, был неведом фундаментальный тактический принцип

"враг моего врага - мой друг".

Короче говоря, реальная Палестина являла собой, по современной

гэбэшной терминологии, "страну со сложной агентурно-оперативной

обстановкой", что-то вроде Ливана или Сальвадора 80-х годов. Она довольно

слабо соответствовала идиллической картинке, возникающей при чтении

Евангелия: страна тенистых оливковых кущ, в которой главное занятие

населения - назидательные беседы и религиозно-философские диспуты.

Этот исторический экскурс понадобился мне лишь для одного. Когда

кто-либо (в том числе и Мак-Дауэлл), говоря о тогдашней Иудее, пишет

походя "власти поступили так-то" или "власти были заинтересованы в том-то"

- это просто нонсенс. Властей было две (плюс еще одна - нелегальная, хотя

и весьма влиятельная), и их интересы, иногда совпадая в частных вопросах,

в целом были совершенно различны. В довершение ко всему, общая

нестабильность обстановки явно не способствовала монолитности этих

властей. В этих условиях естественное соперничество между группировками

или отдельными личностями внутри каждой из них могло принимать форму

открытой борьбы, сочетающейся с самыми неожиданными и противоестественными

временными альянсами ("Против кого мы сегодня будем дружить?"). Вспомним в

этом плане расклад в политическом руководстве и спецслужбах нацистской

Германии, столь красочно реконструированный в милых сердцу каждого

советского человека "Семнадцати мгновениях весны".

Того, кто полагает, будто речь идет о сугубо гипотетических

конструкциях, должен заинтересовать комментарий Чертка к Тринадцатой главе

"Иудейской войны": "Первосвященник Ионафан содействовал назначению Феликса

прокуратором, вследствие чего он был ненавистен сикариям. С другой же

стороны, Феликс начал тяготиться Ионафаном, укорявшим его неоднократно за

его жестокие и несправедливые действия, и хотел от него освободиться. С

этой целью он вошел в соглашение с сикариями, которые, хотя и были врагами

Феликса, тем не менее представили свои услуги в его распоряжение для

убийства одинаково ненавистного им первосвященника".

Исследователи Библии давно обратили внимание на странный факт: резко

выступая как против разложившейся саддукейской элиты, так и против

догматиков-фарисеев, Иисус ни единым словом не обмолвился о зелотах,

деятельность которых была одной из острейших проблем того времени.

Учитывая то, что наибольшим влиянием и авторитетом зелоты пользовались

именно в его родной Галилее, английский библеист Брэндон в монографиях

"Иисус и зелоты" и "Суд над Иисусом из Назарета" доказывал, что Иисус,

если и не принадлежал организационно к этому движению, то относился к нему

весьма сочувственно.

В любом случае, среди Апостолов достоверно был по меньшей мере один

зелот - Симон (Лк 6:15), а немецкий библеист Кульман в книге "Иисус и

Цезарь" обосновывает принадлежность к зелотам еще трех Апостолов - Петра,

его брата Андрея и Иуды. Напомню в этой связи характерную деталь. Когда

Христос во время Тайной вечери обращается к Апостолам с аллегорическим

призывом "продать одежду свою и купить меч", те, поняв его буквально,

отвечают: "Господи! вот, здесь два меча" (Лк 22:38). Между прочим, Иудея -

не Техас, и свободного ношения оружия там не было и в помине.

В рамках стоящей перед нами задачи совершенно излишне углубляться в

спекуляции на тему организационных взаимоотношений Иисуса с

национально-освободительным движением. Для нас здесь существенен иной

аспект. В моменты общественных потрясений любая социально-значимая фигура

(к числу коих, несомненно, принадлежал Иисус - наряду с другими тогдашними

пророками), вне зависимости от собственных планов и желаний, становится

фигурой политической. А это значит - либо самостоятельным действующим

лицом, либо объектом манипуляций иных сил.

 

ПРОКУРАТОР ИУДЕИ

 

И здесь, как мне кажется, самое время перейти к проблеме Пилата. По

всему, что о нем известно, выходит, что "жестокий пятый прокуратор Иудеи

всадник Понтий Пилат" был не то, чтобы запредельно жесток, а скорее

абсолютно бессердечен. Что же вынудило его дважды обращаться к делу некого

нищего проповедника, обвиняемого в "crimen laese majestatis" (оскорблении

величества), и, вместо того чтобы немедленно казнить его - просто, что

называется, "для ясности" - сделать почти все возможное для его спасения?

В попытках хоть как-нибудь объяснить странное расположение Пилата к

Христу евангелист Матфей ссылается на заступничество жены прокуратора,

якобы имевшей во сне соответствующее видение. Помилуйте, какая жена? Пусть

даже прокуратор и вправду был женат, и притом мнение супруги о делах

государственных означало для него нечто большее, чем дверной скрип.

Откуда, однако, она взялась в Иерусалиме?

Дело в том, что постоянная резиденция прокураторов Иудеи находилась в

приморском городе Кесарии, а в Иерусалим Пилат наезжал всего несколько раз

за год - для контроля за сбором податей и судебных разбирательств (Ин

19:20). Но, может быть, она прислала к мужу гонца из кесарийской

резиденции? Увы, так тоже не выходит: суд происходил утром, жена

"_н_ы_н_е_ во сне много пострадала за Него" (Мф 27:19), а от Кесарии до

Иерусалима около 120 километров по прямой. И тем не менее, добросовестно

воспроизведенный Матфеем слух о роли в этом деле жены Пилата (ибо ничем,

кроме слуха, это и быть не может) весьма важен. Нам следует запомнить его.

Что же касается потрясающей реконструкции Булгакова, то она страдает,

на мой взгляд, единственным недостатком: его Пилат слишком человечен. Не в

смысле "слишком гуманен", а слишком подвержен нормальным человеческим

чувствам - любопытству, симпатиям и неприязни, одиночеству, ну и, конечно,

трусости (из коей проистекают все прочие пороки). В этом смысле гораздо

правдоподобнее выглядит Пилат Домбровского - крупный ответственный

работник имперской номенклатуры:

"Так вот, первая причина колебаний Пилата - он просто не хотел никого

казнить в угоду иудеям. Но было и второе соображение. Уже государственное.

Дело-то в том, что Христос - или такой человек, как Христос - очень

устраивал Пилата. Удивлены? А ведь все просто. Два момента из учения

Христа он уяснил себе вполне. Во-первых, этот бродячий проповедник не

верит ни в революцию, ни в войну, ни в переворот; нет, человек должен

переделать себя изнутри, и тогда все произойдет само собой. Значит, он

против бунта. Это первое, что подходит Риму. Второе: единственное, что

Иисус хочет разрушить и все время разрушает, это авторитеты. Авторитет

Синедриона, авторитет саддукеев и фарисеев, а значит и, может быть даже

незаметно для самого себя, авторитет Моисея и храма. А в монолитности и

непререкаемости всего этого и заключается самая страшная опасность для

империи. Значит, Риму именно такой разрушитель и был необходим. [...]

Теперь представьте себе состояние мира в то время и скажите: разве эти

заповеди в устах галилеянина не устраивали Пилата? Ведь это за него,

оккупанта, предписывалось молиться и любить его. И разве Пилат - человек

государственный, знающий Восток и страну, которую он замирял, - не

понимал, что это и есть та самая сила, на которую ему надлежит опереться?"

Я привел столь пространную цитату потому лишь, что эти, в общем-то

лежащие на поверхности, соображения обычно парадоксальным образом упускают

из виду. Дело, видимо, в том, что, когда заходит речь об отношении римской

власти к раннему христианству, сразу вспоминают Нероновы светильники из

обмазанных смолой людей и прочие не менее яркие эпизоды. Все так, но

речь-то идет о другой эпохе и другом регионе, а политика, по известному

выражению Черчилля, порой укладывает в одну постель весьма необычных

партнеров.

Можно сколько угодно оспаривать оценку раннего христианства как

миролюбивой доктрины, цитируя "Не мир пришел я принести, но меч" (Мф

10:34) и прочие, не менее замечательные места из Священного Писания. Факт,

однако, остается фактом: тридцать лет спустя христиане из первых общин

действительно не приняли участия в восстании и Иудейской войне, за что и

были изгнаны соотечественниками в Заиорданье с клеймом коллаборационистов.

Так что, если Пилат в своих попытках спасти Иисуса действительно

руководствовался означенными государственными соображениями, то он,

несомненно, попал "в десятку". Что же до неких отдаленных последствий, то

у прокуратора - ей же Богу! - были заботы и поважнее чьей-то будущей

головной боли.

Это все о том, почему _п_ы_т_а_л_с_я_ спасти. А вот почему все-таки

н_е _с_п_а_с_? Почему, сказав "а" (неважно - из государственных

соображений, в пику ненавистному Синедриону или просто из вельможного

каприза), он не пошел до конца и не использовал весь гигантский объем

своих полномочий? Стандартная версия - "обложился, что местные кадры

просигнализируют Хозяину" - не кажется сколь-нибудь убедительной. К тому

времени все горшки с местной властью были уже побиты вдребезги; доносом

больше, доносом меньше - какое это, в сущности, имело значение?

К тому же такой опытный администратор, как Пилат, не мог не знать,

что донос как таковой никогда не является истинной причиной оргвыводов;

его могут использовать лишь как формальный предлог, если твоя судьба уже

так и так решена. С другой стороны, свой проступок прокуратор совершил уже

в тот момент, когда _п_о_п_ы_т_а_л_с_я_ выгородить "государственного

преступника"; оказалась ли эта попытка успешной - это, с точки зрения

тоталитарного режима Тиберия (доведись до разбирательства), дело десятое.

Поэтому, коль скоро движущей силой поступков _н_а_ш_е_г_о_ Пилата мы

полагаем серьезные государственные соображения, посмотрим под этим углом

зрения и на его "полный назад".

Обратим здесь внимание на одно весьма существенное обстоятельство,

которое почему-то упорно не замечают (или сознательно игнорируют)

комментаторы Библии. Общеизвестно, что христианская традиция всеми силами

обеляет Пилата (в коптской и эфиопской Церквах он даже причислен к лику

святых), возлагая всю вину за трагическую гибель Христа на евреев. Между

тем, помимо двух оправдательных вердиктов Пилата имел место еще один -

тетрарха (царя) Галилеи Ирода Антиппы; это обстоятельство - в рамках

традиционных представлений - вообще не лезет ни в какие ворота. Поясню.

Официально инкриминируемые Иисусу претензии на иудейский престол ("Ты -

царь иудейский?") в наибольшей степени затрагивали интересы именно Ирода

как представителя не вполне легитимной Идумейской династии, а вовсе не

Синедриона. Тем не менее. Синедрион упрямо настаивает на смертной казни, а

Ирод, точно так же как Пилат, в упор не видит в действиях Иисуса состава

преступления. И это тот самый Ирод, которого можно обвинить в чем угодно,

но только не в "идиотской болезни благодушия": блюдо с головой Иоанна

Крестителя - вполне достаточное тому подтверждение.

Да и вообще, ни один владыка, находясь в здравом уме и твердой

памяти, не стал бы сознательно препятствовать казни какого-то

сомнительного пророка - не то сумасшедшего, не то бунтовщика. Как по

сходному поводу говорил своему визирю хан из "Очарованного принца": "Раз



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: