Методические указания по подготовке реферата
И курсовой работы по Микроэкономике
Реферат (курсовая работа) - это письменная работа на определенную тему, подготовленная на основе изучения учебной и научной литературы, статей, а также обобщения личных знаний и практического опыта. Реферат (курсовая работа) по курсу «Микроэкономика» представляет собой одну из форм самостоятельной работы студентов по изучению и усвоению наиболее сложных теоретических проблем. При написании реферата (курсовой работы) студенты должны показать умение работать с основной и дополнительной литературой, способность обобщать материал, навыки использования графического и математического аналитического аппарата.
Основные требования к реферату (курсовой работе):
- высокий теоретический уровень, отражающий современные достижения экономической науки;
- четкость определения понятий и категорий;
- выявление правовых аспектов рассматриваемой экономической проблемы;
- аргументированность основных положений и выводов работы;
- обязательное использование фактического (в том числе статистического) материала;
- выявление методологического значения тех или иных теоретических положений реферата (курсовой работы) для современной хозяйственной отечественной практики.
Процесс разработки реферата (курсовой работы) включает следующие основные этапы:
1. Выбор темы.
2. Разработка плана и изучение литературы.
3. Структура реферата (курсовой работы).
4. Написание текста и его редактирование.
5. Оформление реферата (курсовой работы).
Выбор темы
Выбор темы - одна из самых сложных и наиболее ответственных составных частей разработки реферата (курсовой работы). Удачный выбор темы - половина дела. Любая тема по курсу «Микроэкономика», особенно в условиях современного реформирования экономики России, является актуальной. Ведь предметом изучения этой дисциплины является процесс возникновения, развития и смены социально - экономических систем. Следовательно, знания, которые студент приобретет при написании реферата (курсовой работы), принесут ему положительные результаты, как с научной, так и с практической точек зрения. Не исключено, что в процессе работы название реферата в рамках избранной темы потребует уточнения. Но, в конечном счете, нужно соблюдать главное требование: название темы должно соответствовать общему направлению излагаемого материала, отражать его основные идеи.
Студент может предложить свою тему реферата (курсовой работы), если она соответствует тематике данного семестра. В этом случае тему необходимо согласовать с преподавателем, ведущим данный курс.
2. Разработка плана и изучение литературы
План - это основа, костяк письменной работы. От правильного его составления во многом зависят структура, содержание, логическая связь ее частей. Одновременно план - важный показатель того, насколько глубоко студент изучил экономические произведения (первоисточники) и другой необходимый материал (дополнительную литературу), сумел ли он отобрать из всего этого главное, существенное. Разработка плана состоит из двух этапов: составления предварительного плана и составления окончательного плана. Составление окончательного плана осуществимо лишь на основе более или менее полного овладения материалом, уяснения, по крайней мере, главных вопросов темы.
В плане должны быть отражены: введение; 2-3 вопроса; заключение; список использованной литературы. Литература подбирается студентом самостоятельно. Кроме того, он может обратиться за рекомендациями к преподавателю, ведущему курс. Когда план составлен, студент приступает к глубокому изучению литературы с целью раскрытия содержания каждого из пунктов плана. В первую очередь изучаются первоисточники и основная литература по теме. Кроме того, необходимо использовать и дополнительную литературу (монографии, брошюры, журнальные статьи и т.п.). Сведения об отбираемой литературе целесообразно заносить в особую тетрадь или записывать на отдельные карточки. Затем литература группируется по вопросам плана. Запись отобранных книг, брошюр, журналов, газет следует производить в той же форме и последовательности, которая принята при составлении списка использованной литературы. При написании реферата следует обратить внимание на правильное оформление выписок.
Структура работы
1. Введение (актуальность темы и основные задачи работы).
2. Основная часть (состоит из двух – трех вопросов; в первом параграфе рассматриваются теоретические аспекты проблемы, выводятся определения понятий, дается общая характеристика состояния того или иного явления в современной экономической действительности; во втором параграфе анализируются перспективы, прогнозируется динамика рассматриваемых хозяйственных процессов, обосновываются узловые положения).
3. Заключение (формулируются основные выводы и определяется конкретное их значение для практики хозяйственных преобразований в современной российской экономике).
4. Список использованной литературы (перечень основной и дополнительной литературы).
Написание текста и его редактирование
Работа над текстом - это кропотливый, систематический труд студента. Написание хорошего реферата (курсовой работы) требует от автора подлинно добросовестного отношения к учебе, принципиальности, честности. Как и любая творческая работа, написание реферата (курсовой работы) - это длительное размышление над избранной темой, терпеливая переделка первого варианта, неустанное его совершенствование.
Написание следует начинать с введения. Именно во введении студент дает общую характеристику самой темы, краткий обзор изученной им литературы, показывает степень научной разработки проблемы, цели, а также предполагаемый личный вклад в ее достижение. В этом случае автор, видя целое, более целеустремленно и квалифицированно работает над темой.
Поскольку объем реферата (курсовой работы) фиксируется определенным количеством страниц, то перед написанием текста их необходимо распределить по главам или параграфам, с учетом введения и заключения, определить сроки выполнения каждой из глав. Разумеется, такое планирование может быть только ориентировочным, но в нем заложено дисциплинирующее и мобилизующее начало.
Следует заранее подготовить себя к тому, что написанный текст, при его редактировании, потребует немалых доработок и переделок, а зачастую и переписывания заново целых страниц и даже глав. Таким образом, первоначальный вариант текста может оказаться лишь черновиком. Если хочешь научиться хорошо писать, научись хорошо думать! Неточное изложение является показателем того, что предмет мышления и самому автору недостаточно ясен. В свою очередь, правильное мышление зависит от знания предмета исследования. В конце каждой главы или параграфа целесообразно сделать небольшие выводы по наиболее важным аспектам главы. Выводы помогают плавно перейти к следующему вопросу. Формулировка выводов, а также предложений и рекомендаций по главам или параграфам не отменяет необходимости заключения по работе в целом. По существу, такое заключение - особая глава реферата (курсовой работы), в которой в обобщенном виде подводятся итоги всего исследования, формулируются общие выводы, авторские предложения, отмечаются вопросы, которые не нашли в исследовании окончательного решения и требуют дальнейшей разработки. Выводы должны быть отработаны так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно. Выводы декларативного характера, не вытекающие из содержания работы, снижают ее уровень.
Реферат (курсовая работа), представляя собой уже законченную текстуально работу, нуждается в обязательном авторском редактировании. Речь идет об упорядочении текста в соответствии с требованиями и правилами литературного языка и стиля, характером, назначением и направленностью проведенного исследования. Редактирование требует от автора: исключительного внимания и сосредоточенности; окончательного уяснения изучаемого вопроса; умения критически подойти к своему тексту; решительного устранения всего лишнего, мешающего четкому освещению вопроса (повторений, многословия, пространных формулировок); осуществления его лишь после полного написания текста; скромности (избегайте ссылок на самого себя и местоимений «я», «мною», «мой» и т.п.); уважения мнения других. В ходе творческих дискуссий необходимо придерживаться максимально аргументированных высказываний; научной ответственности и добросовестности.