Написание текста и его редактирование




Методические указания по подготовке реферата

И курсовой работы по Микроэкономике

 

Реферат (курсовая работа) - это письменная работа на определенную тему, подготовленная на основе изучения учебной и научной литературы, статей, а также обобще­ния личных знаний и практического опыта. Реферат (курсовая работа) по курсу «Микроэкономика» пред­ставляет собой одну из форм самостоятельной работы студентов по изучению и усвоению наиболее сложных теоретических проблем. При написа­нии реферата (курсовой работы) студенты должны показать умение рабо­тать с основной и дополнительной литературой, способ­ность обобщать материал, навыки использования графи­ческого и математического аналитического аппарата.

Основные требования к реферату (курсовой работе):

- высокий теоретический уровень, отражающий со­временные достижения экономической науки;

- четкость определения понятий и категорий;

- выявление правовых аспектов рассматриваемой экономической проблемы;

- аргументированность основных положений и вы­водов работы;

- обязательное использование фактического (в том числе статистического) материала;

- выявление методологического значения тех или иных теоретических положений реферата (курсовой работы) для современной хозяйственной отечественной прак­тики.

Процесс разработки реферата (курсовой работы) включает сле­дующие основные этапы:

 

1. Выбор темы.

2. Разработка плана и изучение литературы.

3. Структура реферата (курсовой работы).

4. Написание текста и его редактирова­ние.

5. Оформление реферата (курсовой работы).

Выбор темы

 

Выбор темы - одна из самых сложных и наиболее ответственных составных частей разработки реферата (курсовой работы). Удачный выбор темы - половина дела. Любая тема по курсу «Микроэкономика», особенно в условиях современного ре­формирования экономики России, является актуальной. Ведь предметом изучения этой дисциплины является процесс возникновения, развития и смены социально - экономических систем. Следовательно, знания, которые студент приобретет при написании реферата (курсовой работы), принесут ему поло­жительные результаты, как с научной, так и с практиче­ской точек зрения. Не исключено, что в про­цессе работы название реферата в рамках избранной темы потребует уточнения. Но, в конечном счете, нужно соблюдать главное требование: название темы должно со­ответствовать общему направлению излагаемого материала, отражать его основные идеи.

Студент может предложить свою тему реферата (курсовой работы), если она соответствует тематике данного семестра. В этом случае тему необходимо согласовать с препода­вателем, ведущим данный курс.

2. Разработка плана и изучение литерату­ры

 

План - это основа, костяк письменной работы. От правильного его составления во многом зависят структу­ра, содержание, логическая связь ее частей. Одновремен­но план - важный показатель того, насколько глубоко студент изучил экономические произведения (первоисточники) и другой необходимый материал (дополнительную литературу), сумел ли он отобрать из всего этого главное, существенное. Разработка плана состоит из двух этапов: составления предварительного плана и составления окон­чательного плана. Составление окончательного плана осуществимо лишь на основе более или менее полного овладения материалом, уяснения, по крайней мере, глав­ных вопросов темы.

В плане должны быть отражены: введение; 2-3 вопроса; заключение; список использованной ли­тературы. Литература подбирается студентом самостоя­тельно. Кроме того, он может обратиться за рекоменда­циями к преподавателю, ведущему курс. Когда план составлен, студент приступает к глубо­кому изучению литературы с целью раскрытия содержа­ния каждого из пунктов плана. В первую очередь изуча­ются первоисточники и основная литература по теме. Кроме того, необходимо использовать и дополнительную литературу (монографии, брошюры, журнальные статьи и т.п.). Сведения об отбираемой литературе целесообраз­но заносить в особую тетрадь или записывать на отдель­ные карточки. Затем литература группируется по во­просам плана. Запись отобранных книг, брошюр, жур­налов, газет следует производить в той же форме и последовательности, которая принята при составлении списка использованной литературы. При написании реферата следует обратить внимание на правильное оформление выписок.

Структура работы

 

1. Введение (актуальность темы и основные задачи ра­боты).

2. Основная часть (состоит из двух – трех вопросов; в первом параграфе рассматриваются теоретиче­ские аспекты проблемы, выводятся определения поня­тий, дается общая характеристика состояния того или иного явления в современной экономической действи­тельности; во втором параграфе анализируются перспек­тивы, прогнозируется динамика рассматриваемых хо­зяйственных процессов, обосновываются узловые поло­жения).

3. Заключение (формулируются основные выводы и определяется конкретное их значение для практики хозяйственных преобразований в современной российской экономике).

4. Список использованной литературы (перечень ос­новной и дополнительной литературы).

 

Написание текста и его редактирование

 

Работа над текстом - это кропотливый, систематиче­ский труд студента. Написание хорошего реферата (курсовой работы) требу­ет от автора подлинно добросовестного отношения к уче­бе, принципиальности, честности. Как и любая творче­ская работа, написание реферата (курсовой работы) - это длительное раз­мышление над избранной темой, терпеливая переделка первого варианта, неустанное его совершенствование.

Написание следует начинать с введения. Именно во введении студент дает общую характеристику самой темы, краткий обзор изученной им литературы, показывает степень научной разработки проблемы, цели, а также предполагаемый личный вклад в ее достижение. В этом случае автор, видя целое, более це­леустремленно и квалифицированно работает над темой.

Поскольку объем реферата (курсовой работы) фиксируется определен­ным количеством страниц, то перед написанием текста их необходимо распределить по главам или пара­графам, с учетом введения и заключения, определить сроки выполнения каждой из глав. Разумеется, такое планирование может быть только ориентировочным, но в нем заложено дисциплинирующее и мобилизующее нача­ло.

Следует заранее подготовить себя к тому, что напи­санный текст, при его редактировании, потребует немалых доработок и переделок, а зачастую и переписы­вания заново целых страниц и даже глав. Таким обра­зом, первоначальный вариант текста может оказаться лишь черновиком. Если хочешь научиться хорошо писать, научись хорошо думать! Неточное изложение является по­казателем того, что предмет мышления и самому ав­тору недостаточно ясен. В свою очередь, правильное мышление зависит от знания предмета исследования. В конце каждой главы или параграфа целесообразно сделать небольшие выводы по наиболее важным аспектам главы. Выводы помогают плавно перейти к следующему вопросу. Формулировка выводов, а также предложений и ре­комендаций по главам или параграфам не отменяет необ­ходимости заключения по работе в целом. По существу, такое заключение - особая глава реферата (курсовой работы), в которой в обобщенном виде подводятся итоги всего исследования, формулируются общие выводы, авторские предложения, отмечаются вопросы, которые не нашли в исследовании окончательного решения и требуют дальнейшей разра­ботки. Выводы должны быть отработаны так, чтобы сло­вам было тесно, а мыслям просторно. Выводы деклара­тивного характера, не вытекающие из содержания работы, снижа­ют ее уровень.

Реферат (курсовая работа), представляя собой уже законченную тек­стуально работу, нуждается в обязательном авторском редактировании. Речь идет об упорядочении текста в соответствии с требованиями и правилами литературно­го языка и стиля, характером, назначением и направ­ленностью проведенного исследования. Редактирование требует от автора: исключительного внимания и сосредоточенности; окончательного уяснения изучаемого вопроса; умения критически подойти к своему тексту; решительного устранения всего лишнего, мешаю­щего четкому освещению вопроса (повторений, многосло­вия, пространных формулировок); осуществления его лишь после полного написания текста; скромности (избегайте ссылок на самого себя и ме­стоимений «я», «мною», «мой» и т.п.); уважения мнения других. В ходе творческих дискуссий необходимо придерживаться максимально аргументированных вы­сказываний; научной ответственности и добросовестности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: