Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953)




(часть 2)

В 1935 году создан балет «Ромео и Джульетта »— один из самых популярных балетов 20 века. Полностью балет был впервые поставлен в Кировском театре в Ленинграде в 1940 г. Спектакль был удостоен Сталинской премии. Продолжительность спектакля – 2 часа.

Сюжет спектакля разворачивается в средневековой Италии. Между двумя именитыми веронскими семьями Монтекки и Капулетти вот уже много лет длится вражда. Но перед истинной любовью нет никаких границ: двое юных созданий из враждующих семей влюбляются друг в друга. И ничто не может им помешать: ни смерть друга Ромео Меркуцио, павшего от руки двоюродного брата Джульетты Тибальда, ни последующая месть Ромео убийце друга, ни предстоящая свадьба Джульетты с Парисом.

Пытаясь избежать ненавистного замужества, Джульетта обращается за помощью к патеру Лоренцо, и мудрый священник предлагает ей хитрый план: девушка выпьет снадобье и погрузится в глубокий сон, который окружающие примут за смерть. Знать правду будет только Ромео, он придет за ней в склеп и тайно увезет подальше от родного города. Но злой рок витает над этой парой: Ромео, услышав о смерти любимой и так и не узнав правды, выпивает яд возле ее гроба, а проснувшаяся от зелья Джульетта, увидев бездыханное тело возлюбленного, убивает себя его кинжалом.

Позднее Прокофьев из отдельных номеров балета создал три симфонические сюиты.

· В основе трагедии В. Шекспира лежат реальные события. Несчастная история любви двух подростков из враждующих благородных семей случилась в самом начале XIII столетия.

· В первом варианте балета, представленного С. Прокофьевым Большому театру, был счастливый финал. Однако такое вольное обращение с шекспировской трагедией вызвало массу споров, в результате чего композитор сочинил трагическое окончание. Причина, по которой Прокофьев первоначально создал счастливый финал в балете, чрезвычайно проста. Автор сам признавался, что все дело лишь в том, что так герои смогут продолжить танцевать.

· В 1954 году балет был экранизирован. Режиссер Лео Арнштам и хореограф Л. Лавровский сняли свою киноленту в Крыму. Роль Джульетты была поручена Галине Улановой, Ромео – Юрию Жданову.

· В 2016 году в Лондоне была исполнена весьма необычная постановка балета, в которой участие приняла известная эпатажная певица Леди Гага.

В 1939 год появилась кантата* «Александр Невский». Музыка этой кантаты воплотила все основные черты стиля Прокофьева и вошла в золотой фонд мировой музыкальной культуры.

*Кантата – это вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра, состоящее из отдельных номеров, частей. Все они связаны между собой по смыслу. Слово кантата произошло от итальянского «кантаре» и означает «петь».

 

История создания этой кантаты началась с музыки к художественному фильму.

В начале 1938 года крупнейший советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковой фильм об Александре Невском. В качестве автора музыки он решил привлечь Прокофьева, с которым был хорошо знаком еще с 1920-х годов. Прокофьев даже относил себя к поклонникам режиссера и предложение принял, не раздумывая.

Вскоре Прокофьев отправился в свою последнюю заграничную поездку и в Голливуде специально изучил технику музыкального оформления фильмов.

По возвращении из поездки Прокофьев принялся за работу. Она протекала в самом тесном содружестве с Эйзенштейном. Работа шла двумя путями: либо режиссер показывал композитору законченный кусок отснятой пленки, предоставляя ему самому решать, какова должна быть музыка к нему, либо Прокофьев заранее писал тот или иной музыкальный эпизод, и Эйзенштейн строил зрительный ряд, основываясь на этой музыке.

«Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу завоевал колоссальный успех. Этот успех натолкнул композитора на мысль написать на материалах музыки к фильму кантату. Зиму 1938—1939 года он посвятил этой работе.

Кантата, получившая ор. 78, состоит из семи частей и вобрала в себя все лучшее, что было в киномузыке. Продолжительность кантаты около 40 минут.

1. «Русь под монгольским игом» (оркестр).

2. «Песня об Александре Невском» (хор и оркестр).

3. «Крестоносцы во Пскове» (хор и оркестр).

4. «Вставайте, люди русские» (хор и оркестр).

5. «Ледовое побоище» (оркестр, хор).

6. «Мёртвое поле» (меццо-сопрано, оркестр).

7. «Въезд Александра во Псков» (хор и оркестр).

 

Тема произведения требовала тщательнейшего изучения всех материалов, связанных с историческим событием, а также ознакомления с музыкой Древней Руси и католическими гимнами Средневековья. Прокофьев использовал старинную музыку, но переосмыслил её на современный лад.

1 часть - «Русь под игом монгольским». Она наиболее сжатая и неразвитая из всех. Это своеобразное вступление ко всему циклу. Музыка очень ярко передает пустынное пространство, создавая скорбное настроение.

2 часть - «Песня об Александре Невском». Она символизирует собой «Тему Руси», выражая ее непобедимую мощь. Хор исполняет мелодию очень близкую к русским былинам.

3 часть - «Крестоносцы во Пскове». Пронизана атмосферой ужаса и горя. Крайние части этого эпизода передают вражеские образы, а средняя – глубокие страдания поверженных людей. В этой части Прокофьев применяет тему католического хорала, в исполнении хора на латинском языке. Именно в этой части впервые сталкиваются два враждующих лагеря.

4 часть - «Вставайте, люди русские!» Этот хор выполнен в жанре дружинной песни героического склада. Лишь в середине хора возникает лирико-эпическая тема «На Руси родной не бывать врагу», звучащей плавно и светло.

5 часть - «Ледовое побоище». Она является центральной и самой грандиозной в кантате. Именно в этом номере сталкиваются две силы, два противоборствующих образа. Вначале этой части показан зимний пейзаж на Чудском озере, тишину которого нарушает лишь зловещее карканье ворон. Вдали уже слышится знакомый сигнал крестоносцев, говорящий о скором приближении врагов. Очень ярко показан эпизод скачки тевтонских рыцарей, который получил название «Скок свиньи» (из-за особенности их построения). В теме тевтонцев слышится нечто неотвратимое, механическое, жесткое и бездушное и бесчеловечное, внушающее ужас.

Заканчивается пятый эпизод проведением темы «На Руси родной не бывать врагу», приобретающей нежное «рассветное» звучание.

6 часть - «Мертвое поле». Это настоящая сольная ария, носящая черты народного плача. Строгий выдержанный напев, глубина и искренние чувства характеризуют эту музыку. Композитор хотел передать в этой части скорбь самой Родины о павших героях, не случайно она воплощена в образе девушки (невесты), оплакивающей отважных героев, до последнего защищающих свою землю.

7 часть - «Въезд Александра во Псков». Это финальный хор. В этом эпизоде прославляется Русь-победительница, а также проходят светлые темы из второй, четвертой и пятой части. В целом этот хор носит гимнический характер за счет своего торжественного звучания и четырехголосного изложения.

17 мая 1939 года прошла ее премьера в Большом зале Московской консерватории.

В 1938 году П. познакомился со студенткой литературного института Мирой Мендельсон, моложе его на 24 года. С началом Великой Отечественной войны в 1941 году Сергей Сергеевич отправил родных в эвакуацию, а сам стал жить отдельно от них с Мирой. Больше с супругой он не съезжался.

Прокофьев подавал на развод, но Лина Кодина отказала, понимая, что для нее, как рожденной за границей, только брак с известным человеком является спасительной соломинкой в период массовых арестов и репрессий. Но в 1947 году советское правительство сочло первый брак Прокофьева неофициальным и недействительным, поэтому композитор смог жениться вновь без официального оформления развода с первой женой. А Лину в 1948 году действительно, арестовали и сослали в мордовские лагеря на 20 лет (за шпионаж и измену родине – через 10 дней после выхода разгромной статьи о музыке, в которой был упомянут и Прокофьев). После массовой реабилитации 1956 года женщина уехала в Лондон, где пережила бывшего мужа на 30 лет. По возвращении из лагеря, первая жена композитора в судебном порядке восстановила все свои супружеские права, в том числе на значительную часть наследства. За границей создала фонд Прокофьева.

С 1949 года Прокофьев почти не выезжал с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме продолжал сочинять. Периодически выезжал в Москву в свою квартиру. Там и скончался 5 марта 1953 года от сердечного приступа.

Прокофьев ещё при жизни стал настоящим классиком, как Гайдн и Моцарт. Композитор работал в день своей смерти, о чём свидетельствует запись даты и времени на рукописи с завершением дуэта Катерины и Данилы из балета «Каменный цветок».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: