Тема родины и народа в поэме




Эпическое и лирическое начала в поэме

Эпос Лирика
· широкий охват действительности, множество действующих лиц; · сюжетность произведения — описание похождений Чичикова · лирические авторские отступления, прерывающие развитие сюжета. Автор оценивает поступки героев, размышляет о смысле жизни, о судьбе России, о тайнах творчества; · особенно ярко проступает в изображении народа и описаниях природы

Авторское определение жанра: "...все мои средства и все мое существование заключены в моей поэме..." (Н. В. Гоголь — П. А. Плетневу, 7 января 1842 г.).

Лирические отступления:

  Тема Цитаты из начала и конца
Глава V «О метком русском слове» «…Выражается сильно российский народ!.. <…> …как метко сказанное русское слово…»
Глава VI «О юности и впечатлениях» «…Прежде, давно, в лета моей юности… <…> …О моя юность! о моя свежесть!..»
Глава VII «О двух типах писателей» «…Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги… <…> …величавый гром других речей…»
Глава XI «О любви автора к Руси» «…Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу… <…> …у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!..»
Глава XI «О дороге» «…Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!.. <…> … сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..»
Глава XI «О быстрой езде и птице тройке» «…И какой же русский не любит быстрой езды?.. <…> … дают ей дорогу другие народы и государства…»

Иные отступления, на которые нужно обратить внимание для части С:

  Тема Цитаты начала и конца
Глава I «О толстых и тонких» «…Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои... <…> …спускают, по русскому обычаю, на курьерских всё отцовское добро...»
Глава II «О видах известных» «…Едва только ушел назад город…<…> … Словом, виды известные…»
Глава II «О трудностях в изображении характеров» «…Гораздо легче изображать характеры большого размера… <…> …изощренный в науке выпытывания взгляд…»
Глава III «О веселом и печальном» «…Не то на свете дивно устроено… <…> … и уже другим светом осветилось лицо...»
Глава IV «О людях, умеющих нагадить» «...Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему... <…>...дивишься, пожимая плечами, да и ничего более…»
Глава V «Об однообразии жизни» «…Везде, где бы ни было в жизни, среди ли черствых… <…> … пропал из виду дивный экипаж…»
Глава VIII «О читателях» «…Таково на Руси положение писателя!.. <…> … надо признаться, бывают еще мудренее…»
Глава IX «Об именах и личностях» «…Какое ни придумай имя… <…> …словом, вмиг смекнет, в чем дело...»
Глава X «О дураках и заблуждениях» «…щедр человек на слово дурак… <…> …над которыми также потом посмеются потомки…»
Глава XI «О страстях» «…мудр тот, кто не гнушается никаким характером… <…>...для неведомого человеком блага...»

3. Идея, тематика и замысел  

Гоголь задумал грандиозное сочинение, в котором он собирался отразить все стороны жизни России. Гоголь писал Жуковскому о замысле своего произведения: «Вся Русь явится в нем».

С замыслом связан и смысл заглавия произведения. Само название «Мертвые души» заключает в себе, как известно, парадокс: душа бессмертна, значит, она никак не может быть мертвой.

Основная проблема «Мертвых душ» — это духовная смерть и духовное возрождение человека.

Автор исследует причины нравственной деградации помещиков, чиновников, Чичикова, выявляет удручающие последствия этого процесса.

В «Мертвых душах» преобладает сатирический пафос: писатель обличает нравы помещиков и чиновников, пагубные страсти, пороки представителей господствующих сословий.

Утверждающее начало в поэме связано с темой народа: Гоголь восхищается его богатырской силой и живым умом, его метким словом, всевозможными талантами. Гоголь верит в лучшее будущее России и русского народа.

Тема родины и народа в поэме

Гоголь говорит, что крестьяне в массе своей невежественны, забиты и ограниченны: дворовая девчонка Коробочки не имеет представления, где право, где лево; Петрушка и Селифан тупы и ленивы; дядя Митяй и дядя Минай только на то и способны, что рассуждать, доедет ли бричка Чичикова до Москвы и Казани. Однако Гоголь выдвигает мысль о том, что русский народ имеет таланты и творческие способности: в лирическом отступлении о русском языке, в отступлении о птице-тройке, в характеристике «ярославского расторопного мужика».

«Урок царям» преподан автором «Мертвых душ» «Повестью о капитане Копейкине» Время ее действия точно обозначено: «через шесть лет после французов». Это время разгара александровской реакции, время Аракчеева и зарождения декабристского движения. Капитан Копейкин — один из участников войны 1812 года, которого последовавшая за ней реакция превратила из защитника Отечества в разбойничьего атамана. Об угрозе революционного «бунта» в России и напоминает «Повесть о капитане Копейкине». В лирических отступлениях о Руси и о птице-тройке Гоголь высказывает свое отношение к будущему России. «Русь, куда же несешься ты?» Этот вопрос обращен не к «гордому коню» — символу русской государственности, а к «птице-тройке» — символу национальной стихии русской жизни, ее грядущего и всемирно-исторического самоопределения.

 

Читаем продолжение «Мертвых душ» (для интересующихся):

2 том: https://online-knigi.com/page/233471

3 том: https://www.litmir.me/br/?b=233472&p=1

Критическая литература:

1. Сенковский О. О "Мёртвых душах"

2. Беспрозванный В., Пермяков Е. Из комментариев к первому тому «Мёртвых душ»

3. П.А. Плетнев, статья "Чичиков, или «Мертвые души» Гоголя", 1942 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: