"Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Как выглядит здоровый ребенок? Активный, веселый, с хорошим настроением. У него прекрасный аппетит и крепкий сон. Он не хлюпает носом, не дышит открытым ртом, не жалуется на недомогания, головную боль, или боли в животе, у него нет хронических заболеваний, постоянных простуд. Много ли таких здоровых детей? Нет. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические данные: физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.
Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Педагогическая общественность осознает, что и воспитатель может сделать для здоровья дошкольника много полезного. Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности не только творческие, гармонично развитые, активные, но и здоровые.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Здоровый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к утомлению, социально и физиологически адаптирован.
|
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей.
Для того чтобы приобщить детей к здоровому образу жизни мы, взрослые должны помочь в этом детям.
Здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьесберегающий процесс - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей дошкольного возраста и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения в ходе образования, воспитания и обучения.
ЗОЖ включает в себя …
Привитие культурно-гигиенических навыков
Правильное питание
Витаминизация
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
ритмическая гимнастика проходят 2 раза в неделю,
самостоятельная двигательная деятельность детей;
подвижные игры
динамические паузы (физкультминутки, рекомендуются в качестве профилактики при утомлении.)
· утренняя гимнастика
· пальчиковая гимнастика – для развития мелкой моторики рук
· прогулки;
· физкультурные досуги, спортивные праздники;
· Элементы игрового массажа, самомассажа.
|
· Релаксация – минутка, помогающая снять напряжение с анализаторов и успокоить организм. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.)
Дыхательная гимнастика – гимнастика, способствующая правильному развитию дыхания. Развивать умение с помощью дыхания сохранять и укреплять свое здоровье.
Зрительная гимнастика – для глаз, помогает укреплять мышцы глаз, развивать остроту, боковое зрение, восприятие.
Профилактика сохранения правильной осанки и плоскостопия – с помощью традиционного и нетрадиционного спорт инвентаря.
Наряду с традиционными технологиями в ДОУ используются и нетрадиционные.
Технологии музыкального воздействия – вставляются в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий - для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Ритмопластика - развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус, умение правильно и красиво двигаться, умение чувствовать и передавать характер музыки, укрепляет различные группы мышц и осанку.
Музыкотерапия- одно из перспективных направлений в жизни ДОУ.
Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкатерапии.
Десять золотых правил здоровьясбережения:
· Соблюдайте режим дня!
· Больше двигайтесь!
· Обращайте больше внимания на питание!
· Спите в прохладной комнате!
· Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
· Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
· Гоните прочь уныние и хандру!
· Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
· Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! Желайте себе и окружающим только добра!
Перечисленные современные виды здоровьесберегающих технологий применяются в ходе работы с детьми комплексно. Но результат будет еще лучше, если будет прослеживаться взаимосвязь в решении данного вопроса между ДОУ и нашими родителями. Все, что мы делаем в детском саду должно находить поддержку в семье.