Составители: Гондарева Н. В., Антощук А. И., воспитатели.
Цель: Закрепить представление детей о пчелах, о пользе продуктов пчеловодства.
Образовательные задачи:
продолжать знакомить детей с миром природы, прививать им эмоционально-ценностное отношение к живым организма;
формировать интерес к насекомым и бережное отношения к ним;
познакомить детей с продуктами пчеловодства (воском, медом)
обогащать и активизировать словарный запас детей.
Развивающие задачи:
развивать познавательную активность детей в изучении особенностей мира насекомых и формирование начал экологической культуры;
составлять рассуждения со взрослым и самостоятельно;
развивать представлений детей о пользе продуктов пчеловодства для здоровья людей;
Воспитательные задачи:
воспитывать бережное и уважительное отношение к пчелам;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Материалы и оборудование: продукты пчеловодства (мед трех видов, воск, рама с сотами), костюм пасечника, дымарь, скребок, мелки разноцветные, мольберт.
Ход:
Воспитатель: В любом месте на Земле, в домах и в садах, в полях и в лесах кипит жизнь, которую мы едва замечаем. В земле, воздухе и воде живёт огромное количество насекомых. Каких вы знаете насекомых, назовите их.
(Ответы детей).
Воспитатель: Отгадайте, кто к нам прилетит в гости:
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком.
Как вы думаете, кто это? (Ответы детей)
Почему вы решили, что это пчела? (Ответы детей)
Прилетают девочки в костюмах пчел.
1-я пчелка:
Работать малой пчёлке
Нисколечко не лень.
С цветочка на цветочек
|
Летает каждый день.
На много километров
От дома путь идёт,
Но умненькая пчёлка
Всегда свой дом найдёт.
По крохам собирает
Цветочный аромат
И станет мёд душистым,
Чему я очень рад!
2-я пчелка:
Собрать нектар летит пчела
Тончайшим хоботком,
Ей приготовленный с утра
Раскрывшимся цветком.
Душистый и целебный сок
В дом – улей унесет,
И детям, как наступит срок, подарит вкусный мед.
3-я пчелка:
С утра проснутся пчелки,
Потом причешут челки,
Умоются над лужицей
И по лесу закружатся.
3-я пчелка:
Кто пчелок уважает,
Кто к ним не пристает,
Того они не жалят,
Тому приносят мед.
- Как вы считаете, как можно назвать пчел, которые живут в лесу?
Ответы детей: (Лесные, дикие).
Воспитатель:
- Где живут дикие пчелы?
Ответы детей: (В дупле дерева)
Воспитатель:
- А где живут домашние?
Ответы детей: (В ульях)
Воспитатель:
- Что такое улей?
Ответы детей: (Это домик, который построил человек специально для пчел?)
Воспитатель:
- Место, где размещаются пчелиные домики, называется пасекой, а в старину пасеку называли пчельник. Скажите, ребята, а как будет называться человек, который занимается разведением пчел?
Ответы детей: (Пасечник, пчеловод)
Воспитатель: Пчелки приглашают вас на пасеку и на встречу с пасечником.
Дети приходят на пасеку.
Пасечник:
- Здравствуйте ребята! Я пасечник, меня зовут Александр Иванович. Я занимаюсь разведением пчел. Сегодня я расскажу вам об этих удивительных насекомых.
- Ребята, обратите внимание на мой костюм. У меня специальная куртка и штаны. На запястьях и ногах резинки, чтобы пчелы не смогли заползти внутрь. Специальная шляпа. Как вы думаете для чего мне защитная сетка на лице?
|
Ответы детей: (Для того, чтобы защитится от пчел)
Дает детям померить шляпу.
Пасечник:
- Вы правы. Хочу научить вас одному правилу безопасности. При общении с пчелами нельзя размахивать руками и убегать. Пчелы могут укусить. Что делать, если ужалила пчела? (Вытащить жало, ставить холодный компресс). Можно убить пчелу? (Нет, потому что они полезные).
Пасечник:
- Ранним летним утром из улья вылетают несколько самых смелых пчёлок. Это пчёлы-разведчицы. Они отправляются на поиски медовых трав, полян, желтеющих одуванчиками, лугов, где раскрыли венчики душистые цветы. Потом разведчицы возвращаются в родной улей, и начинают весёлый и затейливый танец. Они жужжат, кружатся, выделяя капли нектара. Вскоре все рабочие пчёлы вылетают из улья и устремляются вслед за пчёлами-разведчицами. Они собирают на цветах растений пыльцу и нектар, которыми питаются. Пчёлы собирают мёд в соты (показывает соты).
Пасечник:
-Соты похожи на мелкие сосуды. Когда соты наполняются мёдом, пчёлы их закрывают воском. Чтобы очистить рамку от меда, я беру скребок и провожу им по сотам, а когда пчелы волнуются, я беру дымарь и окуриваю их дымом, они становятся спокойней.
Воспитатель:
- Ребята, давайте превратимся в пчел и немножко подвигаемся:
Физкультминутка.
Пчелка трудится весь день
(Руками обрисовать перед собой круг.)
И работать ей не лень.
(Покачивание указательными пальцами в знак отрицания.)
От цветка летит к цветку,
(Ритмичные взмахи руками.)
|
Клеит на брюшко пыльцу.
(Круговые движения ладонью по животу.)
Хоботком нектар сосет,
(Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться.)
За день много соберет.
(«Раскрыть» перед собой все пальцы.)
Унесет нектар тот в улей
(Изображают полет.)
И назад вернется пулей.
(Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед.)
В сотах утрамбует мед,
(Топанье ногами.)
Скоро ведь зима придет.
(Поеживание.)
Будет пчелкам чем питаться.
(Имитация движения ложкой.)
Надо летом им стараться.
(Имитация накладывания меда в соты.)
Пасечник:
-Пчелы-сборщицы приносят смолистое вещество на своих ножках, смешивают со слюной, добавляют пыльцу и воск и получают пчелиный клей.(показывает и дает потрогать детям). Он используется для смазывания щелей, склейки различных частей улья. Он защищает пчел от болезней, а улей - от разрушения. Пчелиный клей помогает пчелиной семье поддерживать чистоту жилища и убивает микробы.
Пасечник:
- А теперь поговорим о пчелином продукте, который является и лекарством и лакомством одновременно. Как вы считаете, что это?
Ответы детей: (Мед)
Пасечник:
- С давних времен мёд является самым распространенным, полезным, вкусным продуктом питания в жизни нашего народа. В нём содержится много витаминов. В аптеках продаются лекарства, сделанные из мёда. Мёд нужен для того, чтобы мы могли лечить простуду, добавляя его в молоко или чай, мамы делают медовые компрессы. А ещё мёд используют для приготовления сладостей, его добавляют в торты, пряники, печенье. Раньше люди не умели делать сахар, вместо сахара они ели мед.
- У каждого вида меда есть свое название, в зависимости от того, какого растения пчелы собирают нектар.
- Ребята, если например, пчелы собирают мед с цветков дерева липы, как будет называться мед? (липовый)
- А если с цветов? (Цветочный)
- А если с растения гречихи? (Гречишный)
Показывает разные виды меда. Дети рассматривают, нюхают.
Пасечник:
- Гречишный - он темный, густой, пахнет гречневой крупой.
Липовый мед – светло желтый как цветки липы, и запах как у цветков липы.
Подсолнечниковый мед – яркий желтый как солнце как сам цветок подсолнуха, пахнет семечками.
Воспитатель:
- Вот видите ребята, как много нового мы узнали о пчелах. А сейчас я вам задам вопросы, а вы должны отвечать: да или нет.
Пчелы живут одной большой семьей. (Да)
Одна пчела может жалить много раз. (Нет)
Пчелы переносят на себе цветочную пыльцу с одного цветка на другой. (Да)
Люди делают для пчел специальные домики – ульи. (Да)
Мед не только вкусный, но еще и очень полезный. (Да)
Пасечником называют человека, который ухаживает за пчелами. (Да)
Воспитатель: Большое спасибо, уважаемый пасечник, за ваш интересный рассказ о пчелах.
Пасечник: Я приготовил вам мелки и предлагаю нарисовать на асфальте цветы, пчел, а может кто-то нарисует меня. А еще на мольберте сделать коллективную аппликацию «Цветы и пчелы».
Дети рисуют и делятся впечатлениями.