основе нашего краткого анализа.




1.Пастырское и психологическое служения действительно во многом сходны. И это сходство определяет перспективы их сотрудничества в широком церковном служении. Верно, однако, и то, что в не малой степени они и различны.

2.Главное и принципиальное отличие этих служений в их предельных целях. В этом смысле говорить о конкуренции или притязаниях никак нельзя. Эти служение совершаются в различных онтологических горизонтах.

3.Несравним мистический и харизматический статус пастырства и психологической практики. Священный сан не сравним с профессиональным статусом психолога.

4.Пастырство имеет духовную власть и большую интимность, чем психология, и потому не могут конкурировать между собою.

 

Нам представляется достаточным сделанных наблюдений, что ответить на главный вопрос: пастырство не то же самое, что практическая психология. Психологическая практика никак подменить собою духовное руководство, пастырское окормление не может. Опасения этого могут иметь место только тогда, когда психологическая практика построена на ложных и не профессиональных основаниях, и не имеет отношения к христианству. Христианская психология, которая формируется на наших глазах, исключает возможность такой подмены. Однако подмена может быть и с другой стороны, со стороны пастырства, а вернее, со стороны крайних, младостарческих форм пастырства, уже осужденных известными суждениями Церкви.

Остался еще вопрос о священнике-психологе. Можно ли совмещать эти два призвания в одном служения? Здесь я могу говорить о собственном опыте.

Ведь есть два фундаментальных факта в том и другом служении: я служу человеку и сам являюсь человеком; служу спасению души и сам нуждаюсь в спасительной силе Церкви; служу строительству богоподобной личности и сам строю свою; наконец, учительствую и сам являюсь учеником. В этой экзистенциальной двойственности, мне видится только один путь цельности и целомудрия. Единственность и богоподобие личности человека Личности Христа, Который и есть Глава Церкви.

Личность не может раздвоиться, личность не может стать специалистом, личность всегда есть тождество с самим собой. Личность остается самой собой. Специалист это образованный человек, гражданин. Я, как священник и я, как психолог, – это не два разных человека. Это трагическое разделение заканчивается в сфере интеллекта. Когда я на исповеди понимаю, что проблема у человека не духовная, а психологическая, что мне делать? Сказать: “Вы хотите поговорить об этом?” Да, я иногда так делаю, но это меня самого больно ранит. А иногда я говорю: “Сейчас исповедь. Покайтесь, а потом поговорим”. Я не знаю, как выйти из этого положения. Но мне кажется, что очень важно для человека сохранить целостность своей личностной позиции, а не некую нормативную правильность. Если я священник, то я должен оставаться в рамках Церкви.

Психологам известно, какие ограничения накладывают на психолога психотерапевтические и консультационные требования. Однако в практике психологу часто приходится переступать эти грани, чтобы оставаться человеком. Мне кажется, что это очень важно – драгоценные крупицы реальной жизни. Основным инструментом, как в пастырской практике, так и в психотерапевтической, является личность человека. Если личность раздвоена, если личность бьется в тисках формальных требований, то проку и радости от общения с таким человеком, с таким священником будет немного. Я бы сказал, что и в том, и в другом случае это – служение, а служение – личностная позиция. Потому что работник, отбывающий некое послушание, – это раб, наемник, а служитель – это личность, берущая на себя ответственность за то, что он делает. А личностная позиция не может быть замкнута в каких-то рамках.

Следует помнить о том, что подлинное служение, служение Богу и служение человеку, основано на Евангельском призвании, основанном на заповеди любви к Богу и человеку (например, в Евангелии от Матфея: “Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки” гл.22, ст. 37-39.) Единство заповеди, делает два служения единством моего личного призвания.

Я намеренно не написал здесь о мистической стороне служения священника и мистической стороне служения психолога, подразумевая, что это отдельная и очень тонкая тема. Я писал о внешней, процессуальной стороне служения того и другого, и о том, какой след это оставляет в душе человека. Я писал в значительной степени, от себя: о своем опыте, недоумениях и проблемах

https://azbyka.ru/psihologicheskaya-praktika-i-pastyrskoe-sluzhenie-sravnitelnyj-psihologicheskij-analiz%E2%80%8B



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: