Конспект индивидуального логопедического занятия




«Постановка звука [Ш]»

Возраст: 5 лет

Тема: звук [Ш].

Цель: формировать правильное произношение звука [Ш]

Оборудование: настольное зеркало, профиль артикуляции звука [Ш], карточки с буквами, картинки с изображением змеи, кошки, сковороды с маслом, сухой бассейн, кубики с буквами, мяч, бусы, шнурок,

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

· Развитие артикуляционной моторики посредством артикуляционной гимнастики для губ и языка.

· Формирование изолированного произношения звука [Ш];

· Развитие речевого дыхания посредством игр «Вьюга», «Жуки», «Лопнула шина»;

· Развитие фонематического слуха.

Коррекционно-образовательные:

· Уточнение акустического и произносительного образа звука [Ш];

Коррекционно-воспитательные:

· Воспитание усидчивости и внимания при выполнении заданий.

 

Часть занятия Ход занятия
Организационная часть Приветствие ребенка логопедом. Обсуждение настроения ребенка. Самомассаж лица. (перед зеркалом) Ручки растираем (потирание ладоней) И разогреваем (хлопки) И лицо теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями провести по лицу сверху вниз) Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам). Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз). Их вперёд сгибаем, тянем их за мочки (нагибание ушных раковин спереди и потягивание вниз за мочки). А потом уходим пальцами за щёчки (пальцы перебегают на щёки) Щёчки разминаем, чтобы надувались (большой, указательный и средний пальцы разминают щёки круговыми движениями). Губки разминаем, чтобы улыбались (большой и указательный палец разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу). Уголками губ мы щёчки поднимаем (поднимать щёчки в уголках губ указательными пальцами). А потом от носа к губкам мы стекаем (движения от носа к губам вниз). Тянем подбородок и к ушам щипаем А потом по шейке ручками стекаем. Чтобы чисто и красиво говорить, давай сделаем зарядку для языка. Помнишь наше правило? Глаза смотрят и всё видят, Уши слушают и всё слышат, Голова думает, а руки помогают. Объяснение ребенку цели занятия (Научиться красиво говорить звук «Ш»).  
Основная часть Зарядка перед зеркалом.   Логопедические зарядки для губ: · УЛЫБОЧКА Нужно растянуть сомкнутые губы в улыбке. Зубы не видны. Напряжение должно чувствоваться в углах рта. Губки наши улыбнулись, Сильно-сильно растянулись. · ТРУБОЧКА Собранные в трубочку губы вытягиваем вперед. Губы не округлены, а сомкнуты. В трубочку тянулись губы, Будто мы гудели в трубы. · УЛЫБОЧКА-ТРУБОЧКА Эта зарядка представляет собой чередование упражнений. В каждом положении нужно задержать губы на несколько секунд. Улыбочка и трубочка. Растянулись в дудочку. · ЗАБОРЧИК Зубы сомкнуты, губы растянуты в улыбке так, чтобы обнажить зубы. Язык задумал убежать – Нам нужно крепко зубки сжать. Логопедическая зарядка для языка: · ЛОПАТОЧКА Рот открыт, расслабленный, широкий язычок лежит на нижней губе. Сильно высовывать язык не нужно. На губу кладем самый кончик. Если язычок «не хочет» расслабляться и лежать спокойно, можно пошлепать его верхней губой, произнося «пя-пя-пя». Или слегка похлопать чайной ложечкой (палочкой от мороженого) – язычок расслабится. Широкий, как лопатка, лежит наш язычок. Он дремлет сладко-сладко, улегся – и молчок. · ИГОЛОЧКА Рот открыт, язычок узкий, напряженный, острый, как иголка, вытянут вперед. Как будто хочет кого-нибудь уколоть. Язычок наш колкий, Будто бы иголка. · ЛОПАТОЧКА — ИГОЛОЧКА Эта логопедическая зарядка представляет собой чередование упражнений. Язык меняет положение, не прячась в рот. Рот открыт. Широкий и острый, как будто игла. Поспал и напрягся – ну просто стрела. · ЧАСИКИ Рот приоткрыт, губы слегка растянуты в улыбке. Кончик узкого языка попеременно касается то одного, то другого угла рта. Упражнение проводится под слова «тик» – к одному уголку, «так» — к другому. Не допускайте, чтобы ребенок выполнял это упражнение быстро, без команды – в каждом уголке нужно задержать язык на несколько мгновений. Проводить языком по губам не нужно. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась – работает только язык. Для этого попросите ребенка открыть рот сильнее. Ходят часики «тик-так», Язычок умеет так. · КАЧЕЛИ Рот широко открыт. Напряженным языком тянемся к верхней губе (носу), затем к подбородку, высунув язык как можно сильнее. Если упражнение не получается, можно сначала тянуться к верхним зубам, затем нижним. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась – работает только язык. Для этого попросите ребенка открыть рот сильнее. Мы уселись на качели, Вверх и вниз мы полетели. · ВАРЕНЬЕ Спросите ребенка, какое варенье (или что-нибудь другое вкусненькое) он «будет есть»? После этого ребенок имитирует жевательные движения. Взрослый говорит, что у малыша вареньем выпачканы губы и их нужно облизать. Рот открыт, движения по губам, начиная с одного уголка — облизываем нижнюю губу до другого уголка и возвращаемся к началу упражнений по верхней губе. Следим, чтобы губы не соединялись, а движения не были слишком быстрыми. Кушали варенье – губки теперь сладкие, Мы оближем губки, и будет все в порядке. Упражнения для развития речевого дыхания: «Вьюга» Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.   "Жуки". Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук "ж". Взрослый произносит рифмовку: Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки, Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим. «Лопнула шина» Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг - “шину”. На выдохе дети произносят медленно звук “ш-ш-ш”. Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох. Постановка звука [Ш] с опорой на правильную артикуляцию: При артикуляции звука [Ш] 1. губы несколько вытянуты вперёд; 2. кончик языка поднят к нёбу (за ольвеолы), но не касается его, образуя щель; 3. боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха; 4. посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту; 5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот; 6. голосовые складки не напряжены, голос не образуется. Изолированное произношение звука «Ш». Логопед предлагает посмотреть на картинки и воспроизвести звуки, свойственные изображенным на них существам и действиям. (змея, кошка, сковорода с маслом) Логопед: Посмотри на эти картинки. Пошипи, как змейка, как сердитая кошка, как масло на горячей сковороде Произношение звука «Ш» в слогах. Ребенку предлагается найти кубики с гласными и подставить перед ними кубик «Ш» и прочитать. Назови их (А, О, У, И, Э, Ы). (ША-АШ,ШО-ОШ,ШУ-УШ, ШИ-ИШ,ШЭ-ЭШ, ЫШ). Дидактическое упражнение «Су-Джок». Прокатывание массажера по ладони с одновременным произнесением обратных слогов «АШ», «ОШ», «УШ», «ИШ», «ЕШ» Произношение звука «Ш» в слогах и словах. Дидактическая игра «Мяч лови, слово назови». (Физминутка) - Слог да слог и будет слово, Мы в игру сыграем снова. Логопед говорит слог и бросает мяч ребёнку, ребёнок придумывает слово с этим слогом и бросает мяч обратно. - Помнишь наше правило? Голова думает, а руки помогают. Сейчас нам руки будут помогать, а чтобы пальчикам было легче работать, давай сделаем массаж.   Массаж пальцев прищепкой «Весёлый котёнок». Кусается сильно котёнок-глупыш, Он думает это не палец, а мышь, Но я, же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш».   Автоматизация звука «Ш» в словах. Дидактическое упражнение «Бусы». Ребёнок нанизывает на шнурок «бусы», на которых картинки со звуком «Ш» (2-3 картинки с другими звуками, выбирает нужные, отчётливо проговаривая слова. Дидактическое упражнение «Скажи ласково». Давай назовём Звукоешку ласково. (Звукоешечка) и подарим ей картинки, которые тоже будем называть ласково. Дидактическое упражнение «Угощение». На день рождения принято дарить сладости. Что можно подарить другу вкусного, чтобы слово начиналось на звук «Ш»? (шоколадку). Представь, ему сегодня 5 лет, отсчитай ей 5 шоколадок. Давай посчитаем, сколько слогов в слове «шоколадка». · Игра «Воздушный шар» Ребенок встает, складывает пальцы рук в замок и делает из рук шар, поднимая руки над головой. Взрослый делает хлопок в ладоши и говорит: «Шарик лопнул!». Ребенок разрывает руки и присаживается на корточки, и произносит звук: ш-ш-ш-ш Работа по формированию фонематического слуха: Логопед: Давай поиграем в игру. Я буду тебе говорить разные слоги, а ты хлопай в ладоши, когда услышишь звук [Ш]. Готов? Слушай внимательно. Слоги: ТА-ША-ЛА-НА ПО-РО-ШО-СО МЕ-ШЕ-ГЕ-СЕ ШУ-ТУ-ДУ-ВУ СЫ-ПЫ-ШЫ-ЗЫ НЭ-ПЭ-КЭ-ШЭ    
Заключительная часть Беседа с ребенком. Вопросы: Тебе понравилось занятие? Какие игры тебе понравились больше всего? Какой звук мы учились произносить сейчас? Как правильно произносить звук «ш»? Напоминание ребенку: Звук [Ш] (Губы округляются, кончик языка поднимается вверх, язык стает «чашечкой», звонок не работает, воздух идет теплый посередине «чашечки»). Прощание с ребенокм.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: