1. Создание пресс-служб в органах власти является следствием демократизации процессов государственного управления в стране.
2. На всех уровнях государственного управления созданы и действуют пресс-службы. На уровне местного самоуправления данные подразделения создаются в зависимости от бюджетной обеспеченности (в администрациях и представительных органах городов, отдельных сельских районов).
3. Как правило, пресс-служба в органах власти является частью системы управления общественными связями, которая представлена несколькими подразделениями.
4. Многие пресс-службы, информационные центры органов государственной власти имеют определенные документы (положения, инструкции), в которых зафиксированы нормы их функционирования.
Информирование населения о деятельности органа власти и его подразделений, как правило, является основным направлением работы пресс-служб.
Структура ПР-службы в органах власти. Необходимость выстраивать отношения органов власти с общественностью заявила о себе в ходе реформирования российской государственной системы управления. На федеральном, региональном и местном уровнях стали формироваться подразделения по работе со СМИ и общественными, политическими организациями. В отличие от советского периода процесс формирования новых подразделений не управлялся из центра в вертикали. Не было предложено и рекомендаций по типовым вариантам структур по взаимодействию с общественностью. Поэтому существует множество вариантов их названий, способов координации и функционирования. Ученые Российской академии государственной службы (РАГС) проанализировали опыт ряда регионов и обобщили его в монографии. Используя их выводы, а также иные источники, отметим следующие особенности формирования ПР-структур в органах власти:
|
* легитимность и строгая регламентированность службы (утверждается Положение о деятельности подразделения);
* достаточно высокий статус, приближенность к первому лицу,
лидеру;
* ориентированность на укрепление авторитета действующего лидера и его сторонников.
Как показывает анализ положений структур по связям с общественностью ряда регионов, в качестве основных целей деятельности ПР-служб выдвигаются следующие:
1) обеспечение гласности, открытости в работе администрации;
2) обеспечение связей с гражданами и их объединениями;
3) содействие сотрудничеству с гражданами и их объединениями в разработке программ и решений;
4) содействие в реализации законодательства;
5)содействие становлению институтов гражданского общества.
Причем формулировки порой обтекаемые и многозначные, в них далеко не всегда заложен смысл, соответствующий цивилизованной ПР-деятельности. Трудно встретить ориентацию на диалог и партнерские отношения с общественностью. Преобладают цели и задачи в режиме односторонней коммуникации, то есть по I и II моделям ПР. Например, формулировка из Положения о службе по связям с общественностью Краснодарского края: «Разъяснение руководителям партий и объединений необходимости мотивов принятия администрацией края решений, имеющих социально-политическое значение... информирование населения о деятельности администрации и правительства края». Еще более узко определена задача службы администрации Орловской области: «Разъяснение руководству политических партий, общественных объединений основных положений стратегического курса, осуществляемого главой администрации».
|
В отдельных администрациях на уровне субъектов Федерации представлена аналитическая функция ПР. Так, Положение о комитете по связям с общественностью при губернаторе Калужской области предписывает изучение мнения различных слоев населения, анализ и прогнозирование социально-политических процессов в области и на отдельных территориях, а также разработку на основе полученной информации методов действия, оценки принятых решений или проектов по корректировке политики руководства области.
Есть отдельные примеры включения в Положение консультативных функций. Курганская область: «Участие в подготовке проектов областных законов, вносимых администрацией области в порядке законодательной инициативы в Курганскую областную Думу, а также проектов постановлений и распоряжений главы администрации (губернатора) Курганской области, регулирующих деятельность средств массовой информации и обеспечивающих свободу массовой информации в Курганской области, по вопросам деятельности политических партий, иных общественных и религиозных объединений». Лишь в 58 % (анализировались Положения 31 региона) указывается на необходимость участия ПР-служб в разработке проектов документов и законов, на привлечение к этой работе граждан.
Следует заметить, что с приходом новых людей на должности лидеров (руководители регионов) могут меняться и структуры названных служб, и характер их деятельности. Наши сведения относятся к концу 2000-х годов прошлого столетия.
|
Как общий вывод можно отметить следующее: приоритетными являются информационные функции. Исследователи также отмечают, что не предусматривается осуществления замкнутого цикла — от исследования, выработки программ ПР до их реализации. Что свидетельствует о том, что управление общественными отношениями как сфера деятельности в органах власти субъектов Федерации в основном находится в стадии «созревания». Это можно считать естественным, учитывая недолгий период демократизации российских органов власти, насчитывающий всего 20 с небольшим лет.
Структура ПР-служб в региональных органах власти формируется в основном из следующих подразделений:
пресс-центр (работа со СМИ),
аналитический' отдел,
подразделение по работе с политическими и общественными объединениями,
а также с религиозными и национально-культурными организациями.
Есть примеры, когда функция взаимодействия с общественностью р аспределена между различными подразделениями. Например, при администрации области создаются два разных комитета по работе со СМИ (ТВ, радио, Интернет и — печатные), а также управление по работе с общественными организациями, религиозными и национально-культурными центрами. Экономический комитет взаимодействует с хозяйствующими субъектами, бизнес-структурами. Управление делами администрации имеет отдел взаимодействия с органами местного самоуправления. Все эти подразделения подчинены разным вице-губернаторам. Подобная схема видится мало эффективной, так как затрудняет четкую координацию всей деятельности по управлению общественными отношениями.
На федеральном уровне ПР-службы формируются также без типовых рекомен даций. Можно увидеть большое разнообразие вариантов. Обращаясь к анализу государственной ПР-службы, А. Н. Чумиков вводит понятие минимальной достаточности, при которой может реализовываться ПР-функция. Вот что включает в себя этот минимум функций:
* оперативное и полное информирование граждан о деятельности организации, в том числе при помощи СМИ;
* распространение, подготовка для СМИ официальных сообщений, заявлений и иных информационных (журналистских) материалов, посвященных деятельности организации;
* подготовка и передача в СМИ разъяснений и комментариев специалистов, экспертов и авторов решений и действий организации;
* проведение аккредитации журналистов, освещающих деятельность данной организации;
* оказание содействия аккредитованным журналистам, а также корреспондентам, выполняющим задание по сбору материалов для публикаций, теле- или радиопередач;
* подготовка пресс-бюллетеней, пресс-релизов, обзоров тематической информации;
* подготовка и проведение пресс-конференций, брифингов, встреч с журналистами;
*анализ материалов прессы, радио и телевидения о деятельности организации и ее руководителей;
*подготовка, при необходимости, опровержений и разъяснительных писем по поводу недостоверных публикаций. Данный объем работы поручается, как правило, информационным центрам, которые имеют информационно-аналитические службы, а иногда — и подразделения по работе с заявлениями и письмами граждан.
В Администрации Президента РФ есть два управления, которые выполняют ПР-функции: управление пресс-службы и управление по связям с общественностью. Второе подразделение является центром разработки ПР-стратегии, имеет отдел социологических исследований, а также отдел по связям с общественностью в регионах.
На уровне министерств есть ряд заметно проявившихся ПР-служб, а в некоторых министерствах предпочитают свои службы не создавать — ограничиваются договорами с внешними ПР-фирмами.
Так, в начале нынешнего столетия заметно активизировались ПР-службы Министерства РФ по налогам и сборам и МЧС. Среди лауреатов национальной премии в области связей с общественностью со времени ее учреждения (1997 год) значатся ПР-подразделения органов власти различных уровней: комитет по связям с общественностью мэрии г. Омска, пресс-центр Федеральной пограничной службы РФ, пресс-центр Московской городской Думы, управление по информационной политике Министерства по налогам и сборам РФ и др.
Рассмотрим вариант государственной ПР-службы на примере Министерства юстиции РФ. После ряда преобразований в начале 90-х годов на базе отдела по связям с общественностью Минюста был создан Центр общественных связей (ЦОС) Минюста РФ. Он является структурным подразделением центрального аппарата министерства на правах отдела и находится в непосредственном подчинении министру юстиции. ЦОС не наделен правами юридического лица, не имеет подчиненных ему объектов. Цели деятельности ЦОС: налаживание сотрудничества с различными организациями и социальными группами; создание благоприятного общественного мнения и завоевание расположения целевых аудиторий, отдельных социальных групп, основанных на доверии; реализация ПР-деятельности; обеспечение прочного социального престижа министерства и высокого социально-политического статуса его руководителей на общефедеральном уровне.
Структура ЦОС построена по линейно-функциональному принципу. В составе ЦОС сформированы три группы, ориентированные на курирование определенных направлений деятельности:
- группа обработки входящей информации;
· группа накопления, систематизации и передачи информации;
· группа подготовки и редактирования исходящей информации.
При этом каждый сотрудник подчинен своему линейному руководителю, одновременно выполняет указания руководителя группы по направлению деятельности. Начальник ЦОС, линейный руководитель, указывает, что делать. Функциональные руководители — как делать. Они же могут давать рекомендации начальнику ЦОС.
Для государственных ПР-служб федерального уровня характерно издание официальных бюллетеней и поддержка специализированных СМИ. Так, ЦОС издает ежемесячный «Бюллетень Министерства юстиции РФ». В нем публикуются нормативные акты, имеющие непосредственное отношение к деятельности министерства, распоряжения министра, инструкции, информация о кадровых перестановках, исторические справки. ЦОС также участвует в издании «Справочника общероссийских политических общественных объединений», «Справочника общероссийских религиозных организаций», газеты «Судебный пристав».
Статус ЦОСа достаточно высок. Он фактически участвует в выработке общей стратегии министерства, его информационной политики. ЦОС фактически выступает координатором деятельности других подразделений министерства в части взаимодействия со СМИ и общественностью.
Пример из практики Пример МЧС.
Среди других федеральных министерств определенным позитивным примером в области взаимодействия со СМИ и общественностью может служить деятельность Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Гуманитарные акции не являются бесплатными. Международные операции финансируются чаще всего ООН, в отдельных случаях из национальных резервов (целевые дары правительств). Основные виды продукции: продукты питания, одеяла, палатки, лекарства, техника, стройматериалы, услуги по транспортировке товаров, обслуживанию и ремонту техники, обучению местного персонала. Финансируется также работа специалистов и их оснащение в зонах кризиса.
Главными объектами конкуренции на рынке международных гуманитарных акций выступают: международный престиж страны, многомиллионные суммы заказов, дополнительные рабочие места, возможности последующего коммерческого продвижения товаров, заключения новых контрактов, освоение новых рынков сбыта, дополнительное оснащение национальных спасательных служб, повышение их квалификации. Последние три года МЧС России активно наращивает свое присутствие на международных рынках гуманитарных акций, сотрудничая с целым рядом международных организаций. Тем самым министерство содействует возрождению международного престижа России на новой, гуманитарной основе, возврату отечественной промышленности на утраченные для нас рынки, продвижению товаров (а с ними — и услуг специалистов), не востребуемых в развитых, но весьма конкурентоспособных вбедствующих странах. Кроме того, МЧС зарабатывает для страны определенные средства и освобождает спасателей от значительных расходов на современную экипировку.