Приведем общие характеристики российских пресс-служб органов власти.




1. Создание пресс-служб в органах власти является следствием демократизации процессов государственного управления в стране.

2. На всех уровнях государственного управления созданы и действу­ют пресс-службы. На уровне местного самоуправления данные подразделения создаются в зависимости от бюджетной обеспе­ченности (в администрациях и представительных органах горо­дов, отдельных сельских районов).

3. Как правило, пресс-служба в органах власти является частью системы управления общественными связями, которая представлена несколькими подразделениями.

4. Многие пресс-службы, информационные центры органов госу­дарственной власти имеют определенные документы (положе­ния, инструкции), в которых зафиксированы нормы их функ­ционирования.

Информирование населения о деятельности органа власти и его подразделений, как правило, является основным направлением ра­боты пресс-служб.

Структура ПР-службы в органах власти. Необходимость выстра­ивать отношения органов власти с общественностью заявила о себе в ходе реформирования российской государственной системы управ­ления. На федеральном, региональном и местном уровнях стали фор­мироваться подразделения по работе со СМИ и общественными, политическими организациями. В отличие от советского периода процесс формирования новых подразделений не управлялся из цент­ра в вертикали. Не было предложено и рекомендаций по типовым вариантам структур по взаимодействию с общественностью. Поэто­му существует множество вариантов их названий, способов коорди­нации и функционирования. Ученые Российской академии государ­ственной службы (РАГС) проанализировали опыт ряда регионов и обобщили его в монографии. Используя их выводы, а также иные источники, отметим следующие особенности формирования ПР-структур в органах власти:

* легитимность и строгая регламентированность службы (утверждается Положение о деятельности подразделения);

* достаточно высокий статус, приближенность к первому лицу,
лидеру;

* ориентированность на укрепление авторитета действующего лидера и его сторонников.

Как показывает анализ положений структур по связям с обще­ственностью ряда регионов, в качестве основных целей деятельности ПР-служб выдвигаются следующие:

1) обеспечение гласности, открытости в работе администрации;

2) обеспечение связей с гражданами и их объединениями;

3) содействие сотрудничеству с гражданами и их объединениями в разработке программ и решений;

4) содействие в реализации законодательства;

5)содействие становлению институтов гражданского общества.

Причем формулировки порой обтекаемые и многозначные, в них далеко не всегда заложен смысл, соответствующий цивилизованной ПР-деятельности. Трудно встретить ориентацию на диалог и парт­нерские отношения с общественностью. Преобладают цели и задачи в режиме односторонней коммуникации, то есть по I и II моделям ПР. Например, формулировка из Положения о службе по связям с общественностью Краснодарского края: «Разъяснение руководите­лям партий и объединений необходимости мотивов принятия адми­нистрацией края решений, имеющих социально-политическое значе­ние... информирование населения о деятельности администрации и правительства края». Еще более узко определена задача службы администрации Орловской области: «Разъяснение руководству поли­тических партий, общественных объединений основных положений стратегического курса, осуществляемого главой администрации».

В отдельных администрациях на уровне субъектов Федерации представлена аналитическая функция ПР. Так, Положение о коми­тете по связям с общественностью при губернаторе Калужской обла­сти предписывает изучение мнения различных слоев населения, ана­лиз и прогнозирование социально-политических процессов в области и на отдельных территориях, а также разработку на основе получен­ной информации методов действия, оценки принятых решений или проектов по корректировке политики руководства области.

Есть отдельные примеры включения в Положение консульта­тивных функций. Курганская область: «Участие в подготовке про­ектов областных законов, вносимых администрацией области в порядке законодательной инициативы в Курганскую областную Думу, а также проектов постановлений и распоряжений главы админи­страции (губернатора) Курганской области, регулирующих дея­тельность средств массовой информации и обеспечивающих свободу массовой информации в Курганской области, по вопросам дея­тельности политических партий, иных общественных и религиозных объединений». Лишь в 58 % (анализировались Положения 31 ре­гиона) указывается на необходимость участия ПР-служб в разработ­ке проектов документов и законов, на привлечение к этой работе граждан.

Следует заметить, что с приходом новых людей на должности лидеров (руководители регионов) могут меняться и структуры названных служб, и характер их деятельности. Наши сведения относятся к кон­цу 2000-х годов прошлого столетия.

Как общий вывод можно отметить следующее: приоритетными являются информационные функции. Исследователи также отмеча­ют, что не предусматривается осуществления замкнутого цикла — от исследования, выработки программ ПР до их реализации. Что свидетельствует о том, что управление общественными отношения­ми как сфера деятельности в органах власти субъектов Федерации в основном находится в стадии «созревания». Это можно считать есте­ственным, учитывая недолгий период демократизации российских органов власти, насчитывающий всего 20 с небольшим лет.

Структура ПР-служб в региональных органах власти формирует­ся в основном из следующих подразделений:

пресс-центр (работа со СМИ),

аналитический' отдел,

подразделение по работе с политиче­скими и общественными объединениями,

а также с религиозными и национально-культурными организациями.

Есть примеры, когда функция взаимодействия с общественностью р аспределена между различными подразделениями. Например, при администрации области создаются два разных комитета по работе со СМИ (ТВ, радио, Интернет и — печатные), а также управление по работе с обще­ственными организациями, религиозными и национально-культур­ными центрами. Экономический комитет взаимодействует с хозяй­ствующими субъектами, бизнес-структурами. Управление делами администрации имеет отдел взаимодействия с органами местного самоуправления. Все эти подразделения подчинены разным вице-губернаторам. Подобная схема видится мало эффективной, так как затрудняет четкую координацию всей деятельности по управлению общественными отношениями.

На федеральном уровне ПР-службы формируются также без ти­повых рекомен даций. Можно увидеть большое разнообразие вариан­тов. Обращаясь к анализу государственной ПР-службы, А. Н. Чумиков вводит понятие минимальной достаточности, при которой может реализовываться ПР-функция. Вот что включает в себя этот минимум функций:

* оперативное и полное информирование граждан о деятельности организации, в том числе при помощи СМИ;

* распространение, подготовка для СМИ официальных сообще­ний, заявлений и иных информационных (журналистских) материалов, посвященных деятельности организации;

* подготовка и передача в СМИ разъяснений и комментариев специалистов, экспертов и авторов решений и действий организации;

* проведение аккредитации журналистов, освещающих деятель­ность данной организации;

* оказание содействия аккредитованным журналистам, а также корреспондентам, выполняющим задание по сбору материалов для публикаций, теле- или радиопередач;

* подготовка пресс-бюллетеней, пресс-релизов, обзоров тематической информации;

* подготовка и проведение пресс-конференций, брифингов, встреч с журналистами;

*анализ материалов прессы, радио и телевидения о деятельности организации и ее руководителей;

*подготовка, при необходимости, опровержений и разъяснительных писем по поводу недостоверных публикаций. Данный объем работы поручается, как правило, информационным центрам, которые имеют информационно-аналитические службы, а иногда — и подразделения по работе с заявлениями и письмами граждан.

В Администрации Президента РФ есть два управления, которые выполняют ПР-функции: управление пресс-службы и управление по связям с общественностью. Второе подразделение является центром разработки ПР-стратегии, имеет отдел социологических исследова­ний, а также отдел по связям с общественностью в регионах.

На уровне министерств есть ряд заметно проявившихся ПР-служб, а в некоторых министерствах предпочитают свои службы не созда­вать — ограничиваются договорами с внешними ПР-фирмами.

Так, в начале нынешнего столетия заметно активизировались ПР-службы Министерства РФ по налогам и сборам и МЧС. Среди лау­реатов национальной премии в области связей с общественностью со времени ее учреждения (1997 год) значатся ПР-подразделения органов власти различных уровней: комитет по связям с обществен­ностью мэрии г. Омска, пресс-центр Федеральной пограничной службы РФ, пресс-центр Московской городской Думы, управление по информационной политике Министерства по налогам и сборам РФ и др.

Рассмотрим вариант государственной ПР-службы на примере Министерства юстиции РФ. После ряда преобразований в начале 90-х годов на базе отдела по связям с общественностью Минюста был создан Центр общественных связей (ЦОС) Минюста РФ. Он является структурным подразделением центрального аппарата ми­нистерства на правах отдела и находится в непосредственном подчи­нении министру юстиции. ЦОС не наделен правами юридического лица, не имеет подчиненных ему объектов. Цели деятельности ЦОС: налаживание сотрудничества с различными организациями и соци­альными группами; создание благоприятного общественного мнения и завоевание расположения целевых аудиторий, отдельных соци­альных групп, основанных на доверии; реализация ПР-деятельности; обеспечение прочного социального престижа министерства и высо­кого социально-политического статуса его руководителей на обще­федеральном уровне.

Структура ЦОС построена по линейно-функциональному прин­ципу. В составе ЦОС сформированы три группы, ориентированные на курирование определенных направлений деятельности:

  • группа обработки входящей информации;

· группа накопления, систематизации и передачи информации;

· группа подготовки и редактирования исходящей информации.

При этом каждый сотрудник подчинен своему линейному руково­дителю, одновременно выполняет указания руководителя группы по направлению деятельности. Начальник ЦОС, линейный руководи­тель, указывает, что делать. Функциональные руководители — как делать. Они же могут давать рекомендации начальнику ЦОС.

Для государственных ПР-служб федерального уровня характерно издание официальных бюллетеней и поддержка специализирован­ных СМИ. Так, ЦОС издает ежемесячный «Бюллетень Министер­ства юстиции РФ». В нем публикуются нормативные акты, имеющие непосредственное отношение к деятельности министерства, распо­ряжения министра, инструкции, информация о кадровых переста­новках, исторические справки. ЦОС также участвует в издании «Справочника общероссийских политических общественных объеди­нений», «Справочника общероссийских религиозных организаций», газеты «Судебный пристав».

Статус ЦОСа достаточно высок. Он фактически участвует в выра­ботке общей стратегии министерства, его информационной полити­ки. ЦОС фактически выступает координатором деятельности других подразделений министерства в части взаимодействия со СМИ и об­щественностью.

Пример из практики Пример МЧС.

Среди других федеральных министерств определенным позитивным примером в области взаимодействия со СМИ и общественностью мо­жет служить деятельность Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Гуманитарные акции не являются бесплатными. Международные операции финансируются чаще всего ООН, в отдельных случаях из на­циональных резервов (целевые дары правительств). Основные виды продукции: продукты питания, одеяла, палатки, лекарства, техника, стройматериалы, услуги по транспортировке товаров, обслуживанию и ремонту техники, обучению местного персонала. Финансируется также работа специалистов и их оснащение в зонах кризиса.

Главными объектами конкуренции на рынке международных гумани­тарных акций выступают: международный престиж страны, многомил­лионные суммы заказов, дополнительные рабочие места, возможности последующего коммерческого продвижения товаров, заключения новых контрактов, освоение новых рынков сбыта, дополнительное оснащение национальных спасательных служб, повышение их квалификации. Последние три года МЧС России активно наращивает свое присут­ствие на международных рынках гуманитарных акций, сотрудничая с целым рядом международных организаций. Тем самым министерство содействует возрождению международного престижа России на но­вой, гуманитарной основе, возврату отечественной промышленности на утраченные для нас рынки, продвижению товаров (а с ними — и ус­луг специалистов), не востребуемых в развитых, но весьма конкурен­тоспособных вбедствующих странах. Кроме того, МЧС зарабатывает для страны определенные средства и освобождает спасателей от зна­чительных расходов на современную экипировку.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: