Дислалия.
1) Определение дислалии.
2) Развитие фонематического слуха и произношения в онтогенезе.
3) Этиология, механизмы, симптомы, классификации дислалии.
1. Дислалия может быть: самостоятельным нарушением, симптомом других нарушений. Для того, чтобы ребёнок научился правильно произносить звуки, необходимо:
1) Слышать и различать звуки в потоке речи окружающих;
2) Иметь анатомически правильное строение органов артикуляционного аппарата;
3) Иметь достаточную подвижность органов артикуляционного аппарата.
4) Должны быть созданы ситуации для общения
Умение слышать звуки и управлять органами артикуляционного аппарата формируется у ребенка в процессе онтогенеза постепенно.
2. Развитие фонематического восприятия в онтогенезе.
Слуховой анализатор начинает функционировать сразу же после рождения ребенка:
F У новорожденного возникают физиологические реакции на голос (задержка дыхания, расширение зрачков, замирание, остановка плача и др.).
F К концу 1-го месяца отмечается успокаивающее действие колыбельной песни. В этот же период нужно сформировать условный рефлекс на звуковой раздражитель.
F В начале 2-го месяца появляется ответная реакция на звуковой раздражитель (вращение головы и глаз в сторону источника звука).
F На 3-ем месяце ребенок может локализовать звук в пространстве.
F На 4-ом месяце голосовое воздействие взрослого вызывает радостную реакцию ребенка. В этот же период ребенок научается дифференцировать однородные звуки, различающиеся интервалом в 4-6тонов.
F 10-11 месяцев – ребенок начинает понимать отдельные слова, обращая внимание на длину слова и его структуру, но еще не различает звуконаполнения слова. Поэтому ребенок различает слова «крокодил» и «коза», но не различает «дуб» и «зуб».
F В течение первого года отмечается дальнейшее развитие слухового анализатора. В этом возрасте работа слухового анализатора продолжает протекать на уровне первой сигнальной системы.
F Подлинное понимание слов начинается на втором году жизни, когда ребенок переходит к более дифференцированному восприятию фонематической структуры слова. Сначала ребенок различает грубо противоположные звуки: гласные и согласные, но внутри этих групп не различает их между собой. Далее – дифференциация внутри согласных.
Оппозиции внутри гласных:
Первым ребенок начинает выделять А, потом И-У, далее Э-О, затем И-О, после этого Э-У, потом И-Э, затем У-О. Последний - Ы.
Оппозиции внутри согласных:
1- Наличие или отсутствие согласного (победа);
2- Дифференциация сонорных и шумных;
3- Дифференциация сонорных внутри сонорных (колобок-коробок);
4- Дифференциация твердых и мягких звуков;
5- Дифференциация взрывных и щелевых;
6- Дифференциация звонких и глухих;
7- Дифференциация свистящих и шипящих;
8- Дифференциация свистящих среди свистящих;
9- Дифференциация шипящих среди шипящих.
В норме фонематический слух заканчивает развитие в 1год 7 месяцев(по А.Н..Гвоздеву). Логопеды считают временем формирования фонематического восприятия период от 1года 7 месяцев до 2лет 5месяцев. Именно к этому периоду заканчивает развиваться физиологическая основа фонематического восприятия – завершается процесс миелинизации нервных волокон в корковом отделе речеслухового анализатора.
Фонематический слух – это сложное образование, которое включает в себя фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления. Фонематический слух продолжает развиваться в течение всей жизни человека.
Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата в онтогенезе.
v Умения ребенка управлять органами артикуляционного аппарата начинают формироваться у детей с первой минуты жизни. Первый звук – крик. Он представляет собой в первые дни жизни безусловно-рефлекторную реакцию на негативные раздражители.
v К концу 1-го месяца появляются первые признаки управления артикуляционным аппаратом – ребенок по-разному кричит в разных ситуациях.
v В1-2 месяца появляется гуление, которое отличается от крика гораздо большим разнообразием произносимых звуков. Это первые реакции на положительные раздражители.
v В 3 месяца появляется лепет, в состав которого начинают включаться согласные звуки(до 1 года). В начале лепета согласные преобладают над гласными, позднее- наоборот.
v С 4 месяцев к самоподражанию в лепете присоединяется подражание элементам речи окружающих.
v К 6 месяцам в лепете ребенка появляются первые специфические черты, присущие тому языку, который ребенок слышит вокруг себя.
v К 7 мес.ребенок может непосредственно подражать некоторым произносимым матерью звукам, если они входят в собственный лепетный репертуар.
v До года в речи ребенка встречаются все звуки родного языка, но управление органами артикуляции осуществляется на безусловно-рефлекторной основе. Поэтому после года, когда ребенок начинает произносить первые слова, количество звуков, которые ребенок может произнести произвольно, сокращается. Чаще всего остаются в речи ребенка самые легкие по артикуляции звуки (гласные: а, губно-губные согласные: м,п.). Миелинизация нервных волокон в корковом отделе речедвигательного анализатора заканчивается в 5-6 лет.
возраст | 1-2 года | 2-3года | 3-5лет | 5-6 лет |
звуки | а, м, о, п. | б,в,г,д,и,й,к,н,т,у,ф,х,ы,э. | ж, з, е, ц. | л,р. |
В процессе своего развития ребенок проходит период так называемого «возрастного косноязычия» - это такое произношение, когда оно не соответствует классическому произношению, принятому в данном обществе, но соответствует возрастным показателям.
Нарушения произношения при возрастном косноязычии проявляются в виде:
· Пропуска звуков;
· Замен и смешений звуков;
· Произношения звука, не существующего в русском языке, который впоследствии распадается на звуки русского языка.
3. Классификации.
1.По принципу количества нарушенных звуков.
q Простые (мономорфные дислалии) – нарушен один звук или звуки одной фонетической группы;
q Сложные(полиморфные) – несколько звуков из разных фонетических групп.
2. По принципу учета фонетической группы:
1) Сигматизмы:
а) Сигматизмы свистящих звуков:
- Собственно сигматизмы(искажения);
- Парасигматизмы (замены и смешения);
б) сигматизмы шипящих звуков
o Собственно сигматизмы;
o Парасигматизмы.
2) Ротацизмы - это нарушение произношения «р» и «рь»:
Собственно ротацизмы;
Параротацизмы.
3) Ламбдацизмы - это нарушение произношения «л» и «ль»:
¶ Собственно ламбдацизмы;
¶ Параламбдацизмы.
4) Нарушения произношения заднеязычных звуков:
r Каппацизм (к,кь);
r Гаммацизм (г,гь);
r Хитихм (х,хь).
5) Дефекты озвончения:
F Замены глухих согласных на звонкие;
F Замены звонких согласных на глухие.
6) Дефекты смягчения:
Ù Твердые согласные заменяются мягкими;
Ù Мягкие согласные заменяются твердыми.
7) Йотацизмы - нарушение произношения звука «й» и йотированных гласных (е,ё,ю,я).
3. По принципу учета симптома – по проявлениям:
1) Пропуск звуков;
2) Искажение звука (фонетический дефект, антропофонический дефект);
3) Замены и смешения (фонематический,фонологический дефект).
4. По уровню нарушения произношения:
1. Нарушение произношения изолированного звука;
2. Нарушение произношения звука в слогах и словах;
3. Нарушение произношения звука во фразах.
5. Принцип учета нарушенных механизмов:
1- механическая дислалия.
2- функциональная дислалия:
à Сенсорная (акустико-фонематическая) – замены и смешения;
à Моторная (артикуляторно-фонетическая) – искажения;
à Смешенная (артикуляторно-фонематическая).
Механическая дислалия.
Механизм – нарушение строения органив артикуляционного аппарата: боковой, передний открытый прикус, прогения, прогнатия, короткая уздечка языка, короткий язык.
Причины (этиология): врожденная предрасположенность.
Симптомы: искажения и пропуски, в редких случаях может быть замена звука.
Функциональная дислалия.
I. Сенсорная.
Механизм – недостаточный уровень развития фонематического слуха.
Причины (этиология): 1.социальные: неправильное речевое окружение(неправильное произношение, госпитализм), гипоопека, гиперопека, недостаточный уровень развития психических процессов.2.биологические: частые простудные, инфекционные, соматические заболевания ребенка до двух лет.
Симптомы: замены и смешения на звуки такой же сложности по артикуляции (на звуки, расположенные в одном возрастном столбце).
II. Моторная
Механизм – недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата.
Причины (этиология): 1.социальные: неправильное речевое окружение(неправильное произношение, госпитализм), гипоопека, гиперопека, недостаточный уровень развития психических процессов.2.биологические: частые простудные, инфекционные, соматические заболевания ребенка допяти лет.
Симптомы: искажения.
III. Смешенная.
Механизм – недостаточный уровень развития фонематического слуха+ недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата.
Причины (этиология): 1.социальные: неправильное речевое окружение(неправильное произношение, госпитализм), гипоопека, гиперопека, недостаточный уровень развития психических процессов.2.биологические: частые простудные, инфекционные, соматические заболевания ребенка допяти лет.
Симптомы: замены и смешения более легкие звуки.