Функциональная дислалия.




Дислалия.

1) Определение дислалии.

2) Развитие фонематического слуха и произношения в онтогенезе.

3) Этиология, механизмы, симптомы, классификации дислалии.

1. Дислалия может быть: самостоятельным нарушением, симптомом других нарушений. Для того, чтобы ребёнок научился правильно произносить звуки, необходимо:

1) Слышать и различать звуки в потоке речи окружающих;

2) Иметь анатомически правильное строение органов артикуляционного аппарата;

3) Иметь достаточную подвижность органов артикуляционного аппарата.

4) Должны быть созданы ситуации для общения

Умение слышать звуки и управлять органами артикуляционного аппарата формируется у ребенка в процессе онтогенеза постепенно.

 

2. Развитие фонематического восприятия в онтогенезе.

Слуховой анализатор начинает функционировать сразу же после рождения ребенка:

F У новорожденного возникают физиологические реакции на голос (задержка дыхания, расширение зрачков, замирание, остановка плача и др.).

F К концу 1-го месяца отмечается успокаивающее действие колыбельной песни. В этот же период нужно сформировать условный рефлекс на звуковой раздражитель.

F В начале 2-го месяца появляется ответная реакция на звуковой раздражитель (вращение головы и глаз в сторону источника звука).

F На 3-ем месяце ребенок может локализовать звук в пространстве.

F На 4-ом месяце голосовое воздействие взрослого вызывает радостную реакцию ребенка. В этот же период ребенок научается дифференцировать однородные звуки, различающиеся интервалом в 4-6тонов.

F 10-11 месяцев – ребенок начинает понимать отдельные слова, обращая внимание на длину слова и его структуру, но еще не различает звуконаполнения слова. Поэтому ребенок различает слова «крокодил» и «коза», но не различает «дуб» и «зуб».

F В течение первого года отмечается дальнейшее развитие слухового анализатора. В этом возрасте работа слухового анализатора продолжает протекать на уровне первой сигнальной системы.

F Подлинное понимание слов начинается на втором году жизни, когда ребенок переходит к более дифференцированному восприятию фонематической структуры слова. Сначала ребенок различает грубо противоположные звуки: гласные и согласные, но внутри этих групп не различает их между собой. Далее – дифференциация внутри согласных.

Оппозиции внутри гласных:

Первым ребенок начинает выделять А, потом И-У, далее Э-О, затем И-О, после этого Э-У, потом И-Э, затем У-О. Последний - Ы.

 

Оппозиции внутри согласных:

1- Наличие или отсутствие согласного (победа);

2- Дифференциация сонорных и шумных;

3- Дифференциация сонорных внутри сонорных (колобок-коробок);

4- Дифференциация твердых и мягких звуков;

5- Дифференциация взрывных и щелевых;

6- Дифференциация звонких и глухих;

7- Дифференциация свистящих и шипящих;

8- Дифференциация свистящих среди свистящих;

9- Дифференциация шипящих среди шипящих.

 

В норме фонематический слух заканчивает развитие в 1год 7 месяцев(по А.Н..Гвоздеву). Логопеды считают временем формирования фонематического восприятия период от 1года 7 месяцев до 2лет 5месяцев. Именно к этому периоду заканчивает развиваться физиологическая основа фонематического восприятия – завершается процесс миелинизации нервных волокон в корковом отделе речеслухового анализатора.

 

Фонематический слух – это сложное образование, которое включает в себя фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления. Фонематический слух продолжает развиваться в течение всей жизни человека.

 

Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата в онтогенезе.

v Умения ребенка управлять органами артикуляционного аппарата начинают формироваться у детей с первой минуты жизни. Первый звук – крик. Он представляет собой в первые дни жизни безусловно-рефлекторную реакцию на негативные раздражители.

v К концу 1-го месяца появляются первые признаки управления артикуляционным аппаратом – ребенок по-разному кричит в разных ситуациях.

v В1-2 месяца появляется гуление, которое отличается от крика гораздо большим разнообразием произносимых звуков. Это первые реакции на положительные раздражители.

v В 3 месяца появляется лепет, в состав которого начинают включаться согласные звуки(до 1 года). В начале лепета согласные преобладают над гласными, позднее- наоборот.

v С 4 месяцев к самоподражанию в лепете присоединяется подражание элементам речи окружающих.

v К 6 месяцам в лепете ребенка появляются первые специфические черты, присущие тому языку, который ребенок слышит вокруг себя.

v К 7 мес.ребенок может непосредственно подражать некоторым произносимым матерью звукам, если они входят в собственный лепетный репертуар.

v До года в речи ребенка встречаются все звуки родного языка, но управление органами артикуляции осуществляется на безусловно-рефлекторной основе. Поэтому после года, когда ребенок начинает произносить первые слова, количество звуков, которые ребенок может произнести произвольно, сокращается. Чаще всего остаются в речи ребенка самые легкие по артикуляции звуки (гласные: а, губно-губные согласные: м,п.). Миелинизация нервных волокон в корковом отделе речедвигательного анализатора заканчивается в 5-6 лет.

возраст 1-2 года 2-3года 3-5лет 5-6 лет
звуки а, м, о, п. б,в,г,д,и,й,к,н,т,у,ф,х,ы,э. ж, з, е, ц. л,р.

 

В процессе своего развития ребенок проходит период так называемого «возрастного косноязычия» - это такое произношение, когда оно не соответствует классическому произношению, принятому в данном обществе, но соответствует возрастным показателям.

Нарушения произношения при возрастном косноязычии проявляются в виде:

· Пропуска звуков;

· Замен и смешений звуков;

· Произношения звука, не существующего в русском языке, который впоследствии распадается на звуки русского языка.

 

3. Классификации.

 

1.По принципу количества нарушенных звуков.

q Простые (мономорфные дислалии) – нарушен один звук или звуки одной фонетической группы;

q Сложные(полиморфные) – несколько звуков из разных фонетических групп.

 

2. По принципу учета фонетической группы:

1) Сигматизмы:

а) Сигматизмы свистящих звуков:

  • Собственно сигматизмы(искажения);
  • Парасигматизмы (замены и смешения);

б) сигматизмы шипящих звуков

o Собственно сигматизмы;

o Парасигматизмы.

2) Ротацизмы - это нарушение произношения «р» и «рь»:

 Собственно ротацизмы;

 Параротацизмы.

3) Ламбдацизмы - это нарушение произношения «л» и «ль»:

¶ Собственно ламбдацизмы;

¶ Параламбдацизмы.

4) Нарушения произношения заднеязычных звуков:

r Каппацизм (к,кь);

r Гаммацизм (г,гь);

r Хитихм (х,хь).

5) Дефекты озвончения:

F Замены глухих согласных на звонкие;

F Замены звонких согласных на глухие.

6) Дефекты смягчения:

Ù Твердые согласные заменяются мягкими;

Ù Мягкие согласные заменяются твердыми.

7) Йотацизмы - нарушение произношения звука «й» и йотированных гласных (е,ё,ю,я).

 

3. По принципу учета симптома – по проявлениям:

1) Пропуск звуков;

2) Искажение звука (фонетический дефект, антропофонический дефект);

3) Замены и смешения (фонематический,фонологический дефект).

 

4. По уровню нарушения произношения:

1. Нарушение произношения изолированного звука;

2. Нарушение произношения звука в слогах и словах;

3. Нарушение произношения звука во фразах.

 

5. Принцип учета нарушенных механизмов:

1- механическая дислалия.

2- функциональная дислалия:

à Сенсорная (акустико-фонематическая) – замены и смешения;

à Моторная (артикуляторно-фонетическая) – искажения;

à Смешенная (артикуляторно-фонематическая).

 

Механическая дислалия.

Механизм – нарушение строения органив артикуляционного аппарата: боковой, передний открытый прикус, прогения, прогнатия, короткая уздечка языка, короткий язык.

Причины (этиология): врожденная предрасположенность.

Симптомы: искажения и пропуски, в редких случаях может быть замена звука.

 

Функциональная дислалия.

I. Сенсорная.

Механизм – недостаточный уровень развития фонематического слуха.

Причины (этиология): 1.социальные: неправильное речевое окружение(неправильное произношение, госпитализм), гипоопека, гиперопека, недостаточный уровень развития психических процессов.2.биологические: частые простудные, инфекционные, соматические заболевания ребенка до двух лет.

Симптомы: замены и смешения на звуки такой же сложности по артикуляции (на звуки, расположенные в одном возрастном столбце).

 

II. Моторная

Механизм – недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата.

Причины (этиология): 1.социальные: неправильное речевое окружение(неправильное произношение, госпитализм), гипоопека, гиперопека, недостаточный уровень развития психических процессов.2.биологические: частые простудные, инфекционные, соматические заболевания ребенка допяти лет.

Симптомы: искажения.

 

III. Смешенная.

Механизм – недостаточный уровень развития фонематического слуха+ недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата.

Причины (этиология): 1.социальные: неправильное речевое окружение(неправильное произношение, госпитализм), гипоопека, гиперопека, недостаточный уровень развития психических процессов.2.биологические: частые простудные, инфекционные, соматические заболевания ребенка допяти лет.

Симптомы: замены и смешения более легкие звуки.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: