Устройство газораспределительных механизмов двигателей




Правила безопасного выполнения задания. Во время работы пользуйтесь рекомендуемыми съемниками, оправками и другими приспособлениями. Силовой винт съемника необходимо устанав­ливать соосно снимаемой детали, его лапки должны плотно удер­живать деталь. Снятие и установку клапанных пружин, разборку механизмов натяжения привода распределительного вала произ­водите в присутствии преподавателя. Измерительный инструмент должен быть чистым и храниться отдельно.

Оборудование и инструмент. Двигатели ВАЗ-2103, ВАЗ-2108, без приборов систем охлаждениясмазки, питания и зажигания, установленные на поворотных стен­дах.

Двигатель ВАЗ-2103: стандартный комплект ключей; ключ для контроля усилия затягивания болтов крепления головки блока; оправка для запрессовки и выпрессовки направляющих втулок кла­панов; приспособление для снятия и установки клапанов; мон­тажная плита для головки блока; щуп для проверки зазора между рычагом и кулачком распределительного вала; ключ для регули­ровочных болтов рычагов привода клапанов; щипцы для снятия маслоотражательных колпачков; оправка для установки маслоот-ражательных колпачков; оправка для центрирования крышки при­вода распределительного вала.

Двигатель ВАЗ-2108 стандартный набор ключей; оправка для выпрессовки и запрессовки направляющих втулок клапанов; при­способление для утапливания толкателей клапанов; оправка для установки маслоотражательных колпачков; фиксатор для толкате­лей клапанов; приспособление для замены регулировочной шай­бы толкателей клапанов; приспособление для проворачивания и блокировки шкива распределительноговала;переходник для болта крепления головкицилиндров;приспособлеи установки клапанов; оправка для запрессовки переднего сальника распределительного вала; ключ динамометрический; микрометр

Последовательность выполнения задания. Повторите устройство газораспределительных механизмов (ГРМ). Изучите общий поря­док разборки и сборки ГРМ. Установите двигатель поддоном вниз На автомобилях с ременным приводом ГРМ снимите защиту при­вода распределительного вала. Снимите клапанную крышку. Отсо­едините от головки блока ось коромысел и снимите ее в сборе с деталями (кроме двигателей ВАЗ). Разобранные детали разложите на верстаке в порядке разборки. Для того чтобы не перепутать сопрягаемые детали, пронумеруйте их в соответствии с номерами цилиндров. Отсоедините головку блока цилиндров в сборе с кла­панами и положите ее на монтажную плиту. Снимите один впуск­ной и один выпускной клапан. Изучите устройство деталей ГРМ, найдите установочные метки и определите способы их изготовле­ния. Осмотрите детали и запишите выявленные дефекты. Произве­дите сборку механизма газораспределения в обратном порядке. Выполните необходимые регулировки. Установите клапанную крышку и защиту механизма привода распределительного вала. При затягивании резьбовых соединений пользуйтесь рекомендациями автозаводов. Наведите порядок на рабочих местах. Ответьте на конт­рольные вопросы.

Рекомендации по выполнению задания. Двигатель ВАЗ-2103. Раз­берите двигатель. Снимите клапанную крышку. Отверните храпо­вик и снимите шкив. Снимите крышку привода распределитель­ного вала. Поверните коленчатый вал по часовой стрелке (если смотреть спереди) до совпадения метки на звездочке распредели­тельного вала с меткой на корпусе подшипников. Отверните кол-пачковую гайку натяжителя цепи и гайки его крепления к голов­ке блока цилиндров (рис. 1.10). Снимите натяжитель и башмак на­тяжителя цепи. Обратите внимание на то, что верхний болт креп­ления успокоителя длиннее нижнего. Отверните ограничительный палец цепи (рис. 1.11). Отогните край стопорной шайбы болта креп­ления звездочки распределительного вала и отверните болт. Сни­мите звездочку распределительного вала с цепью. Разберите натя­житель цепи (рис. 1.12). Зажмите его в тисках и осторожно отвер­ните колпачковую гайку. Снимите сухарь и пружинное кольцо цан­гового зажима. Отверткой из корпуса извлеките стопорное коль-цо, плунжер, стержень и пружины. Отверните гайки крепления корпуса подшипников распределительного вала и снимите его в сборе с распределительным валом. Отверните гайки и снимите упорный фланец (рис. 1.13). Осторожно, чтобы не повредить по­верхность корпуса подшипников, извлеките распределительный вал. Отверните болты крепления головки блока (головкой 13 мм болт рядом с распределителем зажигания). Освободите рычаги клапанов от пружин и снимите их. Снимите пружины рычагов.

Рис. 1.10. Крепление натяжителя цепи: / — цепь привода распределительного пала; 2 — болт крепления башмака; 3 — башмак натяжителя; 4 — гайка крепле­ния натяжителя; 5 — корпус натяжите­ля; 6 — колпачковая гайка натяжителя

 

Рис. 1.11. Цепной привод распределительного

вала: 1 — звездочка распределительного вала; 2 — двух­рядная роликовая цепь; 3 — успокоитель; 4 — звездочка привода масляного насоса; 5 — веду­щая звездочка; 6 - ограничительный палец; 7— башмак; 8 — полуавтоматический натяжитель

Рис. 1.12. Натяжитель цепи: 1 — колпачковая гайка; 2 — корпус; 3 — стер­жень; 4— стопорное кольцо; 5,6,8— пружины; 7 — плунжер; 9 — сухарь цанги; 10 — пружинное кольцо цангового зажима

Рис. 1.13. Снятие упорного фланца

распределительного вала: 1 — упорный фланец; 2 — распреде­лительный вал; 3 — корпус подшипни­ков; 4 — гайка крепления упорного фланца

Рис. 1.14. Расположение меток для установки момента зажигания: 1, 2, 3 — метки опережения зажига­ния соответственно на 10, 5 и 3°; 4 — метка на шкиве коленчатого вала

 

Ослабьте контргайки, выверни­те регулировочные болты и их втулки. Сожмите пружины кла­панов с помощью приспособ­ления и освободите сухари. Сни­мите клапан, пружины, тарел­ки пружин и опорные шайбы. Осторожно, чтобы не повредить стенки направляющих втулок, с помощью специальных щипцов снимите маслоотражательные колпачки. Внешним осмотром определите техническое состо­яние деталей ГРМ. Обратите внимание на установочные мет­ки на звездочке коленчатого вала и блоке цилиндров двига­теля, метки на звездочке рас­пределительного вала и корпу­се подшипников распредели­тельного вала, а также на мет­ку на шкиве коленчатого вала, которая выполнена в виде пропи­ла. На крышке привода распределительного вала имеются три метки в виде выступов, которые указывают момент нахождения поршня первого цилиндра в верхней мертвой точке (ВМТ) (рис. 1.14).

Соберите двигатель. Сборку головки блока произведите в по­рядке, обратном разборке. Запрессовку маслоотражательных кол­пачков на направляющие втулки произведите с помощью оправ­ки, предварительно смазав рабочую кромку колпачка моторным маслом. Затяните корпус подшипников на головке блока (рис. 1.15). На собранной головке блока установочные метки должны совпасть (рис. 1.16). Поверните коленчатый вал так, чтобы поршень перво­го цилиндра находился в ВМТ. По двум центрирующим втулкам на блоке установите головку цилиндров с прокладкой. Затяните болты крепления головки к блоку в два приема, от середины к краям (см. рис. 1.15). Для болтов)—1 0 предварительный момент затягивания равен 34—42 Н-м, окончательный момент затягива­ния равен 98—121 Н-м; для болта 11 предварительный момент затягивания равен 15 Н-м, окончательный момент затягивания равен 32 —40 Н-м. Проверьте, чтобы метка на звездочке коленча­того вала совпадала меткой на блоке цилиндров (рис. 1.17). На­деньте цепь на звездочку распределительного вала и введите ее в полость привода. Установите цепь на остальные звездочки приво­да. Установите на головку блока успокоитель цепи, башмак натя-жителя цепи и натяжитель. Перед установкой натяжителя нажми­те на конец плунжера и затяните колпачковую гайку. Заверните в блок цилиндров ограничительный палец цепи. Убедитесь в пра­вильности установки всех меток. Ослабьте колпачковую гайку так, чтобы натяжитель прижал башмак и, повернув на два оборота коленчатый вал, натяните цепь. Если метки не совпадают, то по­вторите операцию по установке цепи. Зафиксируйте маховик, за­тяните болты звездочек и колпачковую гайку, отогните стопор- ные шайбы болтов звездочек. Установите крышку привода рас­пределительного вала с прокладкой и сальником на блок цилин­дров. Отцентрируйте положение крышки относительно конца ко­ленчатого вала и затяните окончательно гайки и болты ее крепле­ния. Установите шкив коленчатого вала так, чтобы метка на нем располагалась напротив длинной метки на крышке привода рас­пределительного вала (угол опережения зажигания — 0°), а метки на звездочке и корпусе подшипников совпадали. Заверните хра­повик. В этом положении валов, соответствующем концу тактов сжатия в четвертом цилиндре, произведите регулировку зазоров у выпускного клапана четвертого цилиндра (восьмой кулачок) и впускного клапана третьего цилиндра (шестой кулачок). Ослабьте контргайку и, вращая регулировочный болт, добейтесь нужного зазора. При нормальном зазоре щуп толщиной 0,15 мм должен входить между клапаном и кулачком с легким «закусыванием». Величину зазора нужно измерять только при затянутой контргай­ке. Поворачивая коленчатый вал по часовой стрелке на 180°, про­ведите регулировку зазоров в очередности, указанной в табл. 1.1. Установите клапанную крышку головки блока цилиндров.

Моменты затягивания резьбовых соединений (Н • м)

Болт и гайка крепления крышки привода

распределительного вала............................. 6 — 8

Гайка крепления корпуса подшипников

распределительного вала............................. 19 — 23

Регулировочный болт клапана.................... 48 — 56

Контргайка регулировочного болта.................... 85 — 105

Болт крепления звездочек распределительного вала и вала привода

вспомогательных агрегатов............................... 42 — 51

Болт крепления шкива коленчатого вала... 104—128

 

 

Рис. 1.15. Порядок затягивания болтов головки цилиндров (а) и гаек креп­ления корпуса подшипников распределительного вала (б)

 

Рис. 1.16. Положение установоч- Рис. 1.17. Положение установочных
ных меток на звездочке распредели- меток на звездочке коленчатого вала
тельного вала и корпусе подшипни- и блоке цилиндров (указаны стрел­
ков: ками)

1 — метка на звездочке распределитель­ного вала; 2 — метка на корпусе под­шипников



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: