Правила безопасного выполнения задания. Во время работы пользуйтесь рекомендуемыми съемниками, оправками и другими приспособлениями. Силовой винт съемника необходимо устанавливать соосно снимаемой детали, его лапки должны плотно удерживать деталь. Снятие и установку клапанных пружин, разборку механизмов натяжения привода распределительного вала производите в присутствии преподавателя. Измерительный инструмент должен быть чистым и храниться отдельно.
Оборудование и инструмент. Двигатели ВАЗ-2103, ВАЗ-2108, без приборов систем охлаждениясмазки, питания и зажигания, установленные на поворотных стендах.
Двигатель ВАЗ-2103: стандартный комплект ключей; ключ для контроля усилия затягивания болтов крепления головки блока; оправка для запрессовки и выпрессовки направляющих втулок клапанов; приспособление для снятия и установки клапанов; монтажная плита для головки блока; щуп для проверки зазора между рычагом и кулачком распределительного вала; ключ для регулировочных болтов рычагов привода клапанов; щипцы для снятия маслоотражательных колпачков; оправка для установки маслоот-ражательных колпачков; оправка для центрирования крышки привода распределительного вала.
Двигатель ВАЗ-2108 стандартный набор ключей; оправка для выпрессовки и запрессовки направляющих втулок клапанов; приспособление для утапливания толкателей клапанов; оправка для установки маслоотражательных колпачков; фиксатор для толкателей клапанов; приспособление для замены регулировочной шайбы толкателей клапанов; приспособление для проворачивания и блокировки шкива распределительноговала;переходник для болта крепления головкицилиндров;приспособлеи установки клапанов; оправка для запрессовки переднего сальника распределительного вала; ключ динамометрический; микрометр
Последовательность выполнения задания. Повторите устройство газораспределительных механизмов (ГРМ). Изучите общий порядок разборки и сборки ГРМ. Установите двигатель поддоном вниз На автомобилях с ременным приводом ГРМ снимите защиту привода распределительного вала. Снимите клапанную крышку. Отсоедините от головки блока ось коромысел и снимите ее в сборе с деталями (кроме двигателей ВАЗ). Разобранные детали разложите на верстаке в порядке разборки. Для того чтобы не перепутать сопрягаемые детали, пронумеруйте их в соответствии с номерами цилиндров. Отсоедините головку блока цилиндров в сборе с клапанами и положите ее на монтажную плиту. Снимите один впускной и один выпускной клапан. Изучите устройство деталей ГРМ, найдите установочные метки и определите способы их изготовления. Осмотрите детали и запишите выявленные дефекты. Произведите сборку механизма газораспределения в обратном порядке. Выполните необходимые регулировки. Установите клапанную крышку и защиту механизма привода распределительного вала. При затягивании резьбовых соединений пользуйтесь рекомендациями автозаводов. Наведите порядок на рабочих местах. Ответьте на контрольные вопросы.
Рекомендации по выполнению задания. Двигатель ВАЗ-2103. Разберите двигатель. Снимите клапанную крышку. Отверните храповик и снимите шкив. Снимите крышку привода распределительного вала. Поверните коленчатый вал по часовой стрелке (если смотреть спереди) до совпадения метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников. Отверните кол-пачковую гайку натяжителя цепи и гайки его крепления к головке блока цилиндров (рис. 1.10). Снимите натяжитель и башмак натяжителя цепи. Обратите внимание на то, что верхний болт крепления успокоителя длиннее нижнего. Отверните ограничительный палец цепи (рис. 1.11). Отогните край стопорной шайбы болта крепления звездочки распределительного вала и отверните болт. Снимите звездочку распределительного вала с цепью. Разберите натяжитель цепи (рис. 1.12). Зажмите его в тисках и осторожно отверните колпачковую гайку. Снимите сухарь и пружинное кольцо цангового зажима. Отверткой из корпуса извлеките стопорное коль-цо, плунжер, стержень и пружины. Отверните гайки крепления корпуса подшипников распределительного вала и снимите его в сборе с распределительным валом. Отверните гайки и снимите упорный фланец (рис. 1.13). Осторожно, чтобы не повредить поверхность корпуса подшипников, извлеките распределительный вал. Отверните болты крепления головки блока (головкой 13 мм болт рядом с распределителем зажигания). Освободите рычаги клапанов от пружин и снимите их. Снимите пружины рычагов.
![]() |
Рис. 1.10. Крепление натяжителя цепи: / — цепь привода распределительного пала; 2 — болт крепления башмака; 3 — башмак натяжителя; 4 — гайка крепления натяжителя; 5 — корпус натяжителя; 6 — колпачковая гайка натяжителя
![]() |
Рис. 1.11. Цепной привод распределительного
вала: 1 — звездочка распределительного вала; 2 — двухрядная роликовая цепь; 3 — успокоитель; 4 — звездочка привода масляного насоса; 5 — ведущая звездочка; 6 - ограничительный палец; 7— башмак; 8 — полуавтоматический натяжитель
Рис. 1.12. Натяжитель цепи: 1 — колпачковая гайка; 2 — корпус; 3 — стержень; 4— стопорное кольцо; 5,6,8— пружины; 7 — плунжер; 9 — сухарь цанги; 10 — пружинное кольцо цангового зажима
![]() |
Рис. 1.13. Снятие упорного фланца
распределительного вала: 1 — упорный фланец; 2 — распределительный вал; 3 — корпус подшипников; 4 — гайка крепления упорного фланца
![]() |
Рис. 1.14. Расположение меток для установки момента зажигания: 1, 2, 3 — метки опережения зажигания соответственно на 10, 5 и 3°; 4 — метка на шкиве коленчатого вала |
Ослабьте контргайки, выверните регулировочные болты и их втулки. Сожмите пружины клапанов с помощью приспособления и освободите сухари. Снимите клапан, пружины, тарелки пружин и опорные шайбы. Осторожно, чтобы не повредить стенки направляющих втулок, с помощью специальных щипцов снимите маслоотражательные колпачки. Внешним осмотром определите техническое состояние деталей ГРМ. Обратите внимание на установочные метки на звездочке коленчатого вала и блоке цилиндров двигателя, метки на звездочке распределительного вала и корпусе подшипников распределительного вала, а также на метку на шкиве коленчатого вала, которая выполнена в виде пропила. На крышке привода распределительного вала имеются три метки в виде выступов, которые указывают момент нахождения поршня первого цилиндра в верхней мертвой точке (ВМТ) (рис. 1.14).
Соберите двигатель. Сборку головки блока произведите в порядке, обратном разборке. Запрессовку маслоотражательных колпачков на направляющие втулки произведите с помощью оправки, предварительно смазав рабочую кромку колпачка моторным маслом. Затяните корпус подшипников на головке блока (рис. 1.15). На собранной головке блока установочные метки должны совпасть (рис. 1.16). Поверните коленчатый вал так, чтобы поршень первого цилиндра находился в ВМТ. По двум центрирующим втулкам на блоке установите головку цилиндров с прокладкой. Затяните болты крепления головки к блоку в два приема, от середины к краям (см. рис. 1.15). Для болтов)—1 0 предварительный момент затягивания равен 34—42 Н-м, окончательный момент затягивания равен 98—121 Н-м; для болта 11 предварительный момент затягивания равен 15 Н-м, окончательный момент затягивания равен 32 —40 Н-м. Проверьте, чтобы метка на звездочке коленчатого вала совпадала меткой на блоке цилиндров (рис. 1.17). Наденьте цепь на звездочку распределительного вала и введите ее в полость привода. Установите цепь на остальные звездочки привода. Установите на головку блока успокоитель цепи, башмак натя-жителя цепи и натяжитель. Перед установкой натяжителя нажмите на конец плунжера и затяните колпачковую гайку. Заверните в блок цилиндров ограничительный палец цепи. Убедитесь в правильности установки всех меток. Ослабьте колпачковую гайку так, чтобы натяжитель прижал башмак и, повернув на два оборота коленчатый вал, натяните цепь. Если метки не совпадают, то повторите операцию по установке цепи. Зафиксируйте маховик, затяните болты звездочек и колпачковую гайку, отогните стопор- ные шайбы болтов звездочек. Установите крышку привода распределительного вала с прокладкой и сальником на блок цилиндров. Отцентрируйте положение крышки относительно конца коленчатого вала и затяните окончательно гайки и болты ее крепления. Установите шкив коленчатого вала так, чтобы метка на нем располагалась напротив длинной метки на крышке привода распределительного вала (угол опережения зажигания — 0°), а метки на звездочке и корпусе подшипников совпадали. Заверните храповик. В этом положении валов, соответствующем концу тактов сжатия в четвертом цилиндре, произведите регулировку зазоров у выпускного клапана четвертого цилиндра (восьмой кулачок) и впускного клапана третьего цилиндра (шестой кулачок). Ослабьте контргайку и, вращая регулировочный болт, добейтесь нужного зазора. При нормальном зазоре щуп толщиной 0,15 мм должен входить между клапаном и кулачком с легким «закусыванием». Величину зазора нужно измерять только при затянутой контргайке. Поворачивая коленчатый вал по часовой стрелке на 180°, проведите регулировку зазоров в очередности, указанной в табл. 1.1. Установите клапанную крышку головки блока цилиндров.
Моменты затягивания резьбовых соединений (Н • м)
Болт и гайка крепления крышки привода
распределительного вала............................. 6 — 8
Гайка крепления корпуса подшипников
распределительного вала............................. 19 — 23
Регулировочный болт клапана.................... 48 — 56
Контргайка регулировочного болта.................... 85 — 105
Болт крепления звездочек распределительного вала и вала привода
вспомогательных агрегатов............................... 42 — 51
Болт крепления шкива коленчатого вала... 104—128
Рис. 1.15. Порядок затягивания болтов головки цилиндров (а) и гаек крепления корпуса подшипников распределительного вала (б)
Рис. 1.16. Положение установоч- Рис. 1.17. Положение установочных
ных меток на звездочке распредели- меток на звездочке коленчатого вала
тельного вала и корпусе подшипни- и блоке цилиндров (указаны стрел
ков: ками)
1 — метка на звездочке распределительного вала; 2 — метка на корпусе подшипников