Модуль II. Философия познания
Тема 2.1. Философия познания
Терминологический минимум
Познание, знание, мнение, вера, субъект, объект, майевтика, силлогистика, мистика, медитация, сенсуализм, рационализм, теория врожденных идей, вещь-в-себе, вещь-для-нас, априоризм, интуитивизм, созерцательный материализм, методология, истина, абсолютная истина, относительная истина, корреспондентская теория истины, когерентная теория истины.
План семинарского занятия (4 час.)
1. Познание и знание. Информационное общество и роль в нем производства и использования знаний.
2. Чувственное познание. Его понимание в традициях сенсуализма, эмпиризма, трансцендентализма и феноменализма.
3. Рациональное познание. Формы рационального мышления. Проблемы априоризма.
4. Рациональное и иррациональное в познании.
5. Проблемы истины. Основные концепции истины.
Темы докладов и сообщений
1. Познание как предмет философского изучения.
2. Основные проблемы гносеологии и направления их решения в истории философии.
3. Чувственное и рациональное знание. Философские проблемы их понимания и соотношения.
4. Рациональное познание. Формы рационального мышления. Проблемы априоризма.
5. Рациональное и иррациональное в познании.
6. Интуитивное знание и познание.
7. Познание и деятельность. Философское понимание опыта и практики.
8. Знание и реальность. Проблема истины в философии.
9. Вера и знание.
10. Познание и язык.
11. Познание и знание. Информационное общество.
12. Проблемы истины. Основные концепции истины.
Тестовые задания к теме 2.1
1. Гносеология — это область философии, исследующая:
1) ценности;
2) становление профессионализма;
3) трансформацию тела человека;
4) познание, пути и возможности постижения истины.
2. Преувеличение значения данных органов чувств в познании свойственна:
1) рационализму;
2) скептицизму;
3) сенсуализму;
4) гедонизму.
3. Учение агностицизма отрицает возможность:
1) изменения судьбы;
2) достоверного познания мира;
3) управления обществом;
4) освоения космического пространства.
4. Агностицизм - это:
1) стремление к наслаждениям;
2) отрицание возможности познания мира;
3) духовные практики;
4) метод интуитивного познания.
5. Высший уровень рациональности:
1) рассудок;
2) разум;
3) чувство;
4) интуиция.
6. Вопрос о возможности постижения истины в истории философии имел следующие варианты решения:
1) агностицизм;
2) скептицизм;
3) гносеологический оптимизм;
4) стоицизм.
7. В способности человека понять мир сомневается:
1) эвдемонизм;
2) скептицизм;
3) эмпиризм;
4) пантеизм.
8. Понятие, не характеризующее возможность познания:
1) гносеологический оптимизм;
2) агностицизм;
3) скептицизм;
4) космоцентризм.
9. Явление, относящееся к уровню чувственного познания:
1) гипотеза;
2) восприятие;
3) суждение;
4) озарение.
10. Знания, включенное в повседневную жизнь субъекта, называется:
1) абстрактным;
2) теоретическим;
3) обыденным;
4) научным.
11. Практика по своей роли в процессе познания не может быть:
1) движущей силой исследования;
2) целью познания;
3) критерием истины;
4) заменой теоретических изысканий.
12. Свойство истины не зависеть от признания ее таковой есть:
1) абстрактность;
2) объективность;
3) субъективность;
4) абсолютность.
13. Истине противостоит:
1) заблуждение;
2) суждение;
3) предрассудок;
4) иллюзия.
14. Совокупность приемов, способов достижения практических и теоретических целей называется:
1) методологией;
2) менеджментом;
3) навыком;
4) механизмом.
15. Согласие научного сообщества допускается в качестве критерия истины:
1) конвенционализмом;
2) релятивизмом;
3) рационализмом;
4) агностицизмом.
16. В начале истории человечества главными способами познания были:
1) научный;
2) обыденно-практический;
3) игровой;
4) философский.
17. В гносеологии существуют следующие концепции истины:
1) конвенциональная;
2) прагматическая;
3) субъективная;
4) соответствия.
18. Найдите соответствие понимания истины историческому периоду
а) Древняя Греция; 1. Истина причиняет страдания (Ф. Ницше).
б) Средние века; 2. Истина — это соответствие знание реальности.
в) XIX век. 3. Истина – это Бог.
19. Найдите соответствие между целями познания и уровнями познания:
а) эмпирический; 1. Создать более эффективную теорию.
б) теоретический. 2. Выдвинуть новую гипотезу.
3. Провести эксперименты для получения научных фактов.
4. Интерпретировать полученные факты.
20. Какой взгляд на познание выражает позицию прагматизма:
1) несовершенство наших органов чувств не позволяет нам правильно понимать реальность;
2) мы можем описывать только поток наших ощущений, но не реальность;
3) предметы это только комплексы наших ощущений;
4) философия нужна, чтобы помогать в решении задач конкретных людей в их жизненных ситуациях.
21. Какой критерий истины соответствует конвенциализму?
1) суждение, с которым согласны другие ученые;
2) фальсифицируемость концепций;
3) практика;
4) отсутствие сомнений.