Общение в скотоводческих обществах.




Процесс становления классических форм функционального общения осуществился в древних скотоводческих (скифской, семитской, монгольской, арабской и других) и земледельческих (американских индейцев, месопотамской, иранской, египетской, индийской, китайской и других) культурах. В скотоводческих обществах общение было преимущественно политическим, оно проявилось в организации военных социальных институтов. Коммуникация между кочевниками-номадами - первая в истории форма подобного межсубъектного взаимодействия. Однако кочевники создали не только коммуникацию, они открыли и важнейший контекст общения - досуг и игру; их семейное общение не всегда приобретало указанные выше патриархальные черты. Контексты общения скотоводов были внутренними и внешними. Внутренние контексты сводились к семейным отношениям, отношениям между рядовыми воинами и властью (военные упражнения, советы, турниры), отношениям между табунщиками и к отношениям между различными участниками религиозного ритуала. Семья, война и подготовка к ней, перекочевки, отдых и турниры, религиозные ритуалы - таковы формы деятельности скотоводов, обслуживавшиеся общением. Внешние контексты сводились к войне, сбору дани с побежденных, приему гостей и перебежчиков.

В целом, наблюдается смягчение отношений к представителям других общин (конечно, на фоне проступающей время от времени и доминирующей жесткости и жестокости) и ужесточение отношений к представителям собственной общины (человеческие жертвоприношения, смертные казни). Характерны и феномены предательства (шире - преступления) и смертной казни (шире - телесного наказания), явившиеся следствием тотальности социума и нивелировки индивида. Существовало рабство, рабами оказывались военные пленники, однако не было работорговли. Следующее поколение рабов (их дети), а иногда и они сами по прошествии некоторого времени могли, например,

через институт усыновления обретать свободу. Впрочем, не сдавшихся врагов кочевники безжалостно уничтожали; у скифов существовал обычай пить их кровь и делать из их тел одежду (Л. Гумилев).

Кочевники, как правило, гостеприимны. Гостеприимство - форма общения, свидетельствующая о смягчении отношений к другому (инородному) человеку. Гостеприимство возникло именно у кочевников как следствие экономического изобилия, с одной стороны, а с другой - рождения особого типа нравственности в условиях постоянного перемещения и вызываемых им опасностей. Каждый кочевник в любой момент может оказаться гостем, и поэтому гостя надо уважить, как самого себя, но гость незнаком, он опасен и требует даже большего внимания, чем к самому себе.

Но самое показательное в этом контексте свойство скотоводческих культур — их способность к ассимиляции в чужой культуре. Монголы, манчжуры и чручжэни в Китае, гунны в Европе, тюрки в Азии, несмотря на свои победы над местным населением, в итоге оказывались весьма восприимчивы к его культуре, более того, даже заимствовали ее, никогда не продемонстрировав аналогичного влияния на побежденных. Подобная судьба культур победителей встречается с описанной выше закономерностью только у

кочевников. Эта способность и готовность к ассимиляции представляет собой своеобразную форму диалога культур.

Изменение контекстов обусловливает и изменение характеристик участников общения. Если раньше решающими были биосоциальные свойства человека (пол, возраст, этническая принадлежность), то теперь социально-экономические и культурные свойства человека (сословно-имущественное положение, профессиональный и политический статус) начинают делить с ними власть над существом его субъективности. И у ранних кочевников (скифов, сарматов), и у поздних (монголов, туркмен, иранцев, тюрков, арабов) существовали одни и те же социальные категории: цари, дружинная аристократия и воины, рядовые общинники (табунщики), рабы. На общение скотоводов продолжали оказывать сильное воздействие возрастные характеристики человека. У хуннов существовали советы старейшин. У скифов население четко делилось на возрастные категории: старшая (от 25/30 лет), взрослая (16 - 25), подростковая (9 — 16) и детская; переход из одной группы в другую не был простым, он зависел от целого комплекса событий: обрядов инициации, личных качеств и подвигов. Без этого перехода человек мог оказаться лишенным общения как с членами своей прежней возрастной группы, так и с членами новой. Военная ориентация культуры кочевников оказала серьезное влияние на традиционные обряды инициации, уже указывалось, что для вступления женщины в брак у савроматов (сарматов, близкие к скифам племена) от нее требовали убить хотя бы одного врага. У андроновцев младенцев до двух лет хоронили в отдельных могильниках.

Среди религиозных квазисубъектов и субъективированных объектов общения скотоводов - прежде всего тотемные животные, предки, природа в целом. Однако именно скотоводам человечество во многом обязано возникновением монотеистических культов всемогущего Бога-творца. Представления о единстве божества складывались под влиянием постоянных перемещений, разрушавших анимистические политеистические культы, множественность которых тесно связана с определенным пространством их распространения.

Семитские кочевники и оказались родоначальниками целого семейства монотеистических религий, становившихся затем иногда даже мировыми. Впоследствии монотеизм кочевников получил серьезное обеспечение в своем укреплении со стороны философии и науки античного города и со стороны политической централизации земледельческих обществ. Общение с животными запечатлено во множестве форм так называемого "звериного стиля" искусства кочевников-скотоводов. Кочевники общались с разными животными, животное было во многом смыслом и целью их деятельности.

Жречество как особая социальная категория еще только формировалась; роль посредников в общении с религиозными квазисубъектами и субъективированными объектами, например, у скифов выполняли различные прорицатели. Пока еще социально-экономические и культурные свойства человека не становятся его стационарными характеристиками (определяющими не только конкретного человека, но и весь его род), как это произойдет позднее, они могут быть изменены в течение жизни этого человека или его непосредственных потомков. Для скотоводов именно профессиональный и политический статус, а не сословно-имущественное положение, являются социальными регуляторами их деятельности вообще и общения в частности.

Только с ростом завоеваний росло имущественное неравенство.

5. Общение в земледельческих обществах. В земледельческихвласть и образование строятся по принципу жесткого управления людьми. Контексты общения земледельцев таковы. Это религиозный культ, земледелие, политика (образование, отношения с государственными чиновниками и предводителем), война, торговля и семья.

Для земледельцев важными характеристиками функционального общения оказываются уже, в первую очередь, сословно-имущественные, которые трансформируют содержание всех остальных, то есть биосоциальных и социо-культурных. Перечислим в иерархическом порядке наиболее типичные социальные категории земледельческих сообществ: властители, жрецы, аристократия, воины и чиновники (прежде всего, судебные и писцы), ремесленники и крестьяне, зависимые и рабы Такая социальная структура отмечена у египтян, в древней Индии, Китае, в обществе древних майя, в старовавилонском обществе, в древней Персии.

Все взаимоотношения людей, даже общение, осуществляется как контакт социально определенных субъектов и по социально определенным правилам. Семья имела первостепенное значение. Существовали пережитки древней эндогамии (браки внутри социальной или этнической группы), переплетенные с новыми социальными привилегиями: так фараоны (но только они) иногда женились на своих сестрах и даже на своих дочерях. Мужчина доминирует в семье. Регламентация половых отношений приводит к возникновению не только семейной морали, но и проституции. В Ассирии эта регламентация породила многочисленные запреты общения с женщинами, например, запрет любой женской наготы (только проститутки не закрывали лица, им это запрещалось) или присутствия женщин во время менструации, поскольку они считались нечистыми, в публичных местах.

В древнем Двуречье женщины не могли выйти из дома без мужского сопровождения и не сидели за одним столом с хозяином и гостями, они лично (если только не были проститутками) не имели права вести какую-либо общественную деятельность. Даже отношение к детям строилось у египтян по тому же социальному принципу: любили всех детей, но особенно ждали рождения мальчика, ибо главная задача сына заключалась в том, чтобы продолжить имя отца. Возрастные характеристики играют меньшую роль в функционализации общения, хотя и никогда не утрачивают ее вовсе. Специализация труда и развитие собственности делают человека в большей мере зависящим от сословно-имущественного положения и способностей, чем от возраста. Даже властители теперь могут быть детьми.

Важнейшими контекстами общения были: земледельческие культы и политические взаимоотношения. Пожалуй, особенно выразительно демонстрируют нам веру в жизнь после смерти и, следовательно, возросшую ценность человеческой субъективности и общения с ней древнеегипетские культы. Древние египтяне заботились о своих богах и мертвых больше, чем о живых. В древнем Китае общение с предками сопровождалось даже посредством особого человеческого жертвоприношения-послания: делегирования к ним живых с различными просьбами и дарами.

Вера в бессмертие привела к отрицанию жизни в форме древнеиндийского аскетизма и отказа от всякого общения, кроме общения с богами. Отказ от общения мог идти еще дальше: так, буддистские верования отрицают существование вечных и всемогущих богов и объявляют целью человеческого бытия его преображенное прекращение в условиях особого мира покоя и благодати - нирваны.

Земледельческие культы сопровождались и культами животных. Известны заупокойные культы домашних животных в древнем Египте. Тотемизм был распространен среди китайцев, у них же зафиксированы близкие к нему культы терратоморфных (эсхатологических) фантастических существ, например, драконов, считавшихся вместилищами духов предков. В Китае земледельческий культ породил различные эротические культы плодородия и сформировал определенную свободу сексуальных отношений между мужчиной и женщиной. В старом Вавилоне существовал институт храмовых иеродул (слуг), совершавших ритуальный половой акт с богами, духи которых воплощали жрецы или чужестранцы. Жрецы стали важнейшими посредниками общения с религиозными квазисубъектами и субъективированными объектами.

Еще один контекст общения - игры и развлечения. Этот контекст иногда переставал быть контекстом, и тогда возникало самоцельное общение. Развитие письменности породило особую социальную категорию - писцов, сразу занявшую особое положение в социальной структуре земледельцев. Писцы входили в большую социальную категорию чиновников. Чиновники осуществляли непосредственное управление народом в очень жесткой форме. Надо, тем не менее, отметить, что возникновение судов и церемоний судебных процессов способствовало развитию общения, хотя и не являлось его формой.

Художники и ремесленники уже в первых городах земледельцев выделились в особую социальную категорию. В Китае, как и в Египте, земледельцы находились в самом низу социальной иерархии, что ограничивало их право на общение с богами, предками и людьми, считавшееся важнейшей привилегией. Только провозглашение буддизмом равенства всех людей несколько изменяет условия их жизни и предоставляет возможности общения. Сословно-имущественная принадлежность стала вечной характеристикой представителей того или иного рода. Рабы у земледельцев перестали считаться людьми, с ними поступали хуже, чем с животными. Они были полностью бесправны, очень редко доживали даже до тридцати пяти лет и, как правило, не умирали собственной смертью.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: