Донбасский горно-металлургический
институт
Курсовая
По политической экономии
на тему:
Заработная плата
В капиталистическом обществе
Выполнил: Карасюк Е.
Проверил: Безверхняя А.Д
Алчевск - 2002
Введение. 3
1. Сущность заработной платы в капиталистическом обществе. 4
2. Формы и системы заработной платы.. 8
· Повременная форма заработной платы.. 8
· Сдельная форма заработной платы.. 11
3. Эволюция форм систем заработной платы.. 14
· Сдельно-регрессивные и штрафные системы заработной платы. Новейшие системы капиталистической сдельщины.. 14
· Изменение характера повременной заработной платы.. 15
· Так называемые системы «участия в прибылях». 16
4. Номинальная и реальная заработная плата. 18
· Номинальная заработная плата. 18
· Реальная заработная плата. 18
5. Факторы, влияющие на уровень заработной платы.. 22
Библиография: 28
Введение
Заработная плата является первой превращенной формой, изучаемой курсе политической экономии, причем такой, на которой основываются все представления буржуазного общества, все его иллюзии о свободе и равенстве при капитализме. Заработная плата – один из главных факторов, маскирующих эксплуатацию наемного труда. В то же время она служит основным источником существования наемных работников, и ее движение оказывает непосредственное воздействие на воспроизводство рабочей силы, жизненный уровень рабочего класса, его социально-экономическое положение в системе капиталистических производственных отношений. Значение заработной платы для трудящихся неуклонно возрастает в связи с процессом пролетаризации современного буржуазного общества. Борьба между трудом и капиталом за уровень заработной платы является важным полем классовой борьбы.
|
Хотя заработная плата как спорадическое явление, отражавшее отдельные случаи применения наемного труда, встречались в условиях рабства и феодализма, но типичным, всеобщим явлением, отражающие господствующие производственные отношения, она становится только в условиях капиталистического способа производства.
Сущность заработной платы в капиталистическом обществе
Исходный момент для понимания сущности заработной платы в капиталистическом обществе – учение К. Маркса о товаре рабочая сила, о противоречивом единстве потребительной стоимости и стоимости этого товара. В капиталистической действительности объективно, в силу фетишизации капиталистических производственных отношений, создается представление, что продается и покупается не рабочая сила, а труд, что именно труд, являясь объектом купли-продажи, и выступает как товар, имеющий стоимость и цену. Анализ К. Марксом заработной платы как превращенной формы стоимости, соответственно цены рабочей силы, в искаженной форме отражающей отношение между классом наемных рабочих и классом капиталистов, и выступает объектом исследования шестого отдела первого тома «Капитала». При этом Марсов анализ заработной платы, имея самостоятельное значение, является в тоже время дальнейшим продолжением теории прибавочной стоимости.
Первая проблема, которая рассматривается К. Марксом в его теории заработной платы, - объяснение того обстоятельства, почему труд не может быть товаром. Чтобы быть проданным, т. е. быть товаром, труд должен существовать до продажи. Но может ли он существовать до продажи? К. Маркс доказал, что труд как целесообразная деятельность проявляется только во взаимодействии с двумя другими простыми моментами процесса труда – предметами и средствами труда. Следовательно, он имеет место только тогда, когда рабочий соединен со средствами производства. Но в капиталистическом обществе собственник средств производства – капиталист, а наемный рабочий лишен таковых и поэтому не распоряжается своим трудом. Для того чтобы распоряжаться своим трудом, он должен быть собственником средств производства. Но тогда он продавал бы продукты своего труда, т. е. был бы уже мелким товаропроизводителем. Из всего этого логически вытекает, что до продажи труд существовать не может, а существует только способность к труду.
|
Если все же предположить, что труд является товаром, что он продается и покупается, то необъяснимым становится либо действие закона стоимости, либо существование самого капиталистического производства. Действительно, если продается и покупается труд, причем таким образом, что капиталист получает прибавочную стоимость, то это значит, что он обменивает меньшее количество труда на большее, которое отдает ему рабочий. Таким образом, труд обменивается не эквивалентно, т. е. здесь действует закон стоимости. «Такое само себя уничтожающее противоречие не может быть вообще даже высказано или формулировано в качестве закона»[1]. Если же труд обменивается эквивалентно, то каким образом капиталист получает прибавочную стоимость? Здесь рушится сама основа существования капиталистического производства и эксплуатации наемного труда. Это еще раз подтверждает, что труд не может быть товаром, не может быть объектом купли и продажи между наемным рабочим и капиталистом.
|
На рынке капиталисту противостоит не труд непосредственно, а рабочий, предлагающий в качестве объекта продажи свою способность к труду, иначе говоря, рабочую силу. Сам труд рабочего на капиталиста начинается только тогда, когда рабочая сила продана, когда она соединена со средствами производства, принадлежащими капиталисту. Труд не является товаром, не имеет он и стоимости. «Труд, - как подчеркивает К. Маркс, - есть субстанция и имманентная мера стоимостей, но сам он не имеет стоимости»[2]. Поэтому выражение «стоимость труда», «цена труда» - это мнимые, иррациональные выражения, возникающие из самих капиталистических производственных отношений, фетишистских по своему характеру.
Заработная плата – это превращенная форма стоимости, соответственно цены рабочей силы. Рассмотрим, как происходит превращение стоимости рабочей силы в заработную плату. Начинается это на рынке рабочей силы, где капиталист покупает последнюю с целью ее потребления в процессе капиталистического производства. Но чтобы купить рабочую силу, необходимо ее сначала оценить, т. е. установить на нее цену. Цена – это денежное выражение стоимости. Следовательно, на рынке в момент найма рабочего происходит первое превращение: стоимость рабочей силы превращается в цену рабочей силы. Однако и рабочему и капиталисту представляется, что оценивается здесь сам труд: ведь рабочая сила всегда продается на определенное время, в течение которого рабочий и должен отдать свой труд капиталисту. Для рабочего не безразлично, на какое время он продает свою рабочую силу. Продажу ее на 8, 10 или 12 часов в день он воспринимает как продажу труда на соответствующий период. С точки зрения капиталиста, так же происходит покупка труда: капиталист покупает рабочую силу с целью ее потребления в течение определенного времени, тт. е. с целью выжимания из рабочего определенного количества труда. Поэтому он тоже считает, что покупает именно труд.
Наняв рабочего, капиталист соединяет его со средствами производства. Начинается процесс капиталистического производства: процесс труда и процесс возрастания стоимости. Эквивалент стоимости рабочей силы, будучи реализован, т. е. превращен в деньги, и является основой для выплаты рабочему его заработка. Но выплачивается он рабочему после процесса труда, за весь период труда, включающий в себя и необходимое и прибавочное время. Таким образом, полученные рабочим деньги представляются как плата за весь труд, который им затрачен. Здесь, следовательно, имеет место и второе превращение: цена рабочей силы превращается в заработную плату. И этот процесс объективен.
Во-первых, величина заработной платы зависит от продолжительности и интенсивности затрат труда рабочего.
Во-вторых, в условиях капиталистических товарных отношений, когда все продается и покупается, обмен между трудом и капиталом воспринимается точно так же, как купля-продажа любого товара. Поэтому сами по себе иррациональные выражения «стоимость труда», «цена труда» представляются такими же обычными, как, например, «стоимость хлопка», «цена хлопка».
В-третьих, никто не видит рабочую силу – способность к труду, неотделимую от живого человека, но все видят ее проявления – сам труд. Поэтому стоимость и цена рабочей силы в обыденной жизни капиталистического общества не могут проявляться иначе, чем в форме платы за труд, т. е. заработной платы.
Таким образом, неизбежно происходит превращение стоимости и цены рабочей силы в стоимость и цену труда. По своей сущности заработная плата – это стоимость и соответственно цена рабочей силы; по своей же форме проявления заработная плата – это стоимость, или цена, труда. И эта форма имеет решающее значение для создания иллюзий свободы капиталистического общества, равенства рабочего и капиталиста, отсутствие эксплуатации человека человеком. Важно также подчеркнуть, что все апологетические увертки буржуазной вульгарной политической экономии, защищающей капитализм, также базируются на превращенной форме заработной платы.