Обработка ювелирных эмалей после обжига




Витражная эмаль

Витражную эмаль можно рассматривать как перегородчатую эмаль без подложки (рис.9). Эмалируемое изделие или пластина с витражной эмалью прозрачны и просвечивают. В изделии с витражной эмалью используют по возможности перегородки одинаковой толщины, а изображения располагают так, чтобы тонкие перегородки были окружены более толстыми и чтобы по возможности вся пластина была заключена в толстую рамку. Перегородки монтируют, как решетчатый каркас, и припаивают. Ячейки должны быть возможно более мелкими, лучше узкими или длинными, чем квадратными; площадь ячейки не должна превышать 1 см2.

Металлический каркас можно получить выпиливанием из пластины толщиной не менее 1,3мм. При нанесении эмали и во время обжига используют подложку так же, как и при изготовлении перегородчатой эмали. Но она должна легко отделяться от готового изделия, что достигается несколькими способами. Можно уложить каркас на тонкую медную фольгу, которую помещают на подставку для обжига, чтобы при обжиге она не деформировалась. Вместо медной фольги между подставкой для обжига и металлическим каркасом можно поместить пластинки слюды, которые после нагрева легко удаляют или сошлифовывают. Для подложки можно также использовать серебряную фольгу. При создании изделия с витражной эмалью необходимо всегда несколько обжигов, потому что эмаль наносят до тех пор, пока все ячейки не будут заполнены целиком.

Сразу после последнего нагрева подложку удаляют. Шелушащиеся тонкие пластинки слюды, которые прилипли к обратной стороне эмали, можно удалить щеткой с водой. Несколько осторожнее следует поступать при отделении медной фольги. При использовании медной фольги после обжига на эмали остаются окислы меди, которые, не влияя на прозрачность эмали, иногда делают ее цвет более сочным и ярким. В зависимости от того, сошлифовывается или нет окисная пленка, тон эмали может быть ярче или темнее.

Достаточно толстый слой эмали можно обработать после обжига с обратной стороны шлифовальной шайбой, установленной на гибком валу подвесной бормашины. Подобно тому, как посредством шлифования цветных стекол добиваются различных степеней яркости, шлифованием можно добиваться различной интенсивности цвета эмали.

Рис. 9. Вазочка для конфет. Витражная эмаль. С. Хермелинг. Кельн. Около 1905 г.

Разумеется, для витражных эмалей применяют только прозрачные эмали. Также ясно, что использование витражной эмали имеет смысл тогда, когда изделие смотрится на просвет, т.е. сквозь него проходит свет, поэтому область применения данной техники ограничена.

Эмаль по высокому рельефу

Выше речь шла о способах создания плоского рельефа, просвечивающего под гладким эмалевым слоем. Рассмотрим технику эмалевого покрытия по высокому рельефу, повторяющего форму металла, как тонкая глазурь. Рельеф выколачивают на листе чеканом обычным способом. При этом изделие должно быть выполнено очень пластично с большими контрастами по высоте рельефа; острых краев и грубых переходов следует избегать. Заготовку с выколоченным рельефом отжигают для снятия напряжений в металле. Эмалевое покрытие должно иметь вид цветной глазури и подчеркивать эффект рельефа переходами цвета: на возвышениях образуется тонкий светлый слой, в углублениях на заднем плане — более толстый и поэтому более темный слой эмали.

С помощью предварительных проб можно выбрать эмаль с небольшим поверхностным натяжением, которая легко плавится и затекает в углубления. У некоторых эмалей толщина слоя определяет не только яркость, но также и оттенок цвета. Такие эмали образуют особенно красивые рельефные покрытия. Рельеф покрывают слоем эмали с применением траганта, причем возвышенности необходимо покрывать достаточно толстым слоем, так как эмаль во время обжига с них стекает.

Для того чтобы эмаль затекала в углубления, обжиг проводят при высоких температурах, при которых эмаль имеет небольшую вязкость. Не следует увлекаться чрезмерно глубокой выколоткой, так как при этом может случиться, что на возвышениях металл будет открыт, а углубления переполнены эмалью.

 

Техника нанесения эмали

Сначала эмалью заполняют маленькие, а затем большие ячейки или выемки. Например: сначала глаза и рот, затем все лицо. Целесообразно также не заполнять сразу одну за другой соседние ячейки, а смотря по обстоятельствам одну пропускать. Потом удалить излишнюю воду и заполнить оставшиеся ячейки. Таким образом можно избежать затекания эмалей одна на другую.

Не следует заполнять ячейки сразу на всю глубину, так как толстые слои эмали после обжига становятся пористыми и мутными. Наиболее ярко это проявляется у прозрачных эмалей. Вначале эмали наносят столько, чтобы после обжига основание ячеек и выемок было лишь слегка покрыто эмалью.

При первом обжиге металлические края и перегородки окисляются, так как они не покрыты эмалью. В таких случаях перед нанесением эмали канты и перегородки следует смазать раствором борной кислоты.

Обычно всегда следует сначала эмалировать обратную сторону изделия, а затем лицевую. При эмалировании небольших изделий можно обе стороны обжечь одновременно. При этом сначала покрывается эмалью лицевая сторона. Затем изделие с эмалью, которая находится во влажном состоянии, осторожно поворачивают и, если возможно, удерживая изделие между пальцами, покрывают контрэмалью. Она должна наноситься равномерно, но не слишком толстым слоем, так как толстые слои при обжиге скалываются с металла.

В любом случае эмаль смешивают с небольшим количеством траганта, чтобы до обжига повысить сцепление эмалевого порошка с основой.

При работе в технике выемчатой эмали достаточно нанести и обжечь эмаль дважды, а иногда можно нанести эмали за один прием. Как это было описано ранее, ячейка заполняется эмалью до верхнего края перегородки. Так как объем эмали при расплавлении уменьшается, в середине ячейки она оседает. Поверхность ее приобретает форму вогнутого мениска. При этом возникает игра света и тени у возвышающихся перегородок и эффект отражения света в вогнутых поверхностях. У прозрачных эмалей добавляется еще эффект светопреломления в зависимости от толщины слоя в ячейке.

При изготовлении перегородчатой эмали следует наносить и обжигать эмаль до тех пор, пока все ячейки полностью не заполнятся эмалью. Перед последним обжигом эмаль должна быть нанесена так высоко, чтобы она перекрывала перегородки и при оплавлении стекала с них. Однако по мере увеличения толщины слоя уменьшается яркость прозрачных эмалей. Чтобы этого избежать, на первый цветной эмалевый слой до полной высоты перегородок следует нанести фондон и обжечь.

Некоторые эмали (особенно непрозрачные красные и легкоплавкие черные) при многократных обжигах изменяют цвет, поэтому их рекомендуется полностью наносить за два приема.

 

Обработка ювелирных эмалей после обжига

Шлифование

Перегородчатую, выемчатую и филигранную эмали после окончательного обжига шлифуют брусками из карборунда различной зернистости (предпочтительно квадратными). Длина бруска составляет 15см. Так как эмаль должна соприкасаться с кислотами как можно меньше, ее перед шлифованием не протравливают; окислы металлов при шлифовании удаляют механически.

Покрытое эмалью изделие укладывают на мягкую подстилку (бумагу или ткань), поверхность эмали и металлические перегородки обрабатывают шлифовальным бруском с водой. Шлифовальный брусок необходимо обязательно время от времени промывать водой. В противном случае удаляемые частицы эмали задерживаются в порах шлифовального бруска, вследствие чего на поверхности эмали появляются царапины и не происходит непрерывного съема эмали. Кроме того, частицы абразива могут внедриться в мельчайшие поры эмали.

Начинают обработку наиболее грубым абразивом и обрабатывают изделие до тех пор, пока не покажутся все металли­ческие перегородки. Затем изделие промывают, убирают рабочее место и шлифуют абразивными брусками средней зернистости до тех пор, пока перегородки и другие металлические части не будут блестеть. После этого изделие снова тщательно промывают и подвергают полированию до тех пор, пока все царапины и видимые следы шлифовки не будут ликвидированы.

Как и при обработке металла напильником, в данном случае следует при каждой последующей более тонкой обработке менять направление шлифования. Таким образом, операция шлифования заслуживает большего внимания, чем ей обычно уделяется. Ни в коем случае нельзя снимать слишком много эмали. Необходимо вовремя перейти к более тонкому шлифованию. Особенно осторожно должна шлифоваться тонкая, заполненная эмалью гравировка, где выемки очень неглубоки. Особую осторожность следует также соблюдать при шлифовании краев пластинок с перегородчатой эмалью и перегородок, которые близко расположены к наружному краю, чтобы не сорвать эмаль шлифовальным бруском. В этих случаях шлифование рекомендуется осуществлять от края к середине.

Эмали можно обрабатывать также на шлифовальной машинке с вращающимся карборундом, но очень осторожно, так как процесс шлифования в этом случае еще труднее контролировать.

Промывка

Эту работу часто недооценивают. Если после промывки на поверхности эмали останутся частицы абразива, то при последующем обжиге они вплавляются в эмаль в виде серых точек и их почти невозможно удалить. Остатки абразива с эмалевой поверхности после шлифования удаляют стеклянной щеткой под струей воды, удерживая изделие в вертикальном положении. При необходимости его кипятят в воде со стиральным порошком шлифовальной поверхностью вниз и затем промывают. После промывки изделие протирают бязью или фильтровальной бумагой. Иногда серые включения, т.е. абразив, застрявший в расширяющихся к низу порах, при промывке не могут быть полностью удалены. Тогда поры осторожно прочищают иголкой и промывают изделие еще раз. Промывка требует терпения. Заключительный контроль следует производить под лупой. То, что после шлифования не так отчетливо бросается в глаза, проявляется после блестящего обжига.

Перед последним обжигом после шлифования эмали, крупные поры заполняют несколькими зернышками эмали. Изделие с хорошо очищенной матово отшлифованной эмалевой поверхностьюв последний раз помещают в горячую муфельную печь. При высокой температуре из-за неодинакового термического расширения эмали и металла в эмалевом слое образуются сначала трещины, которые с повышением температуры опять заплавляются. Когда поверхность эмали заблестит, изделие тотчас же вынимают из печи. Большое значение имеет температура обжига: чем она выше, тем сильнее блеск эмали. Не покрытые эмалью медные части окисляются незначительно, а перегородки и края можно доработать шабером или отшлифовать с трепелом, не подвергая изделие травлению.

Глянцевое шлифование

Непрозрачные эмали, прошедшие огненное полирование, выглядят зачастую слишком грубыми и шероховатыми. Чтобы получить блестящую эмалевую поверхность с шелковистым мерцанием, необходимо предварительно отшлифованные карборундовыми брусками эмали доработать шлифовальной бумагой с водой: сначала крупнозернистой, а затем с более мелким зерном. При смене шкурки следует менять и направление шлифования. Этот процесс должен производиться с обильным добавлением воды, чтобы удалялись отходы шлифования.

Разумеется, после глянцевого шлифования изделие тщательно промывают и просушивают. От зернистой бумаги, которой производилось заключительное шлифование, зависит качество эмалевой поверхности.

Сухую эмалевую поверхность можно слегка нагреть, и мягкой салфеткой втереть немного парафина. Благодаря этому закроются оставшиеся мельчайшие поры, поверхность приобретет шелковистый блеск, а металлические части будут защищены от окисления.

Глянцевое полирование.

Для некоторых изделий огненное полирование опасно или из художественных соображений нежелательно. В таких случаях изделие подвергают только глянцевому шлифованию.

Из этого порошка корунда и воды замешивают кашицу, которую намазывают на свиную кожу, и затем под легким нажимом эмалированную пластинку полируют до тех пор, пока не будет достигнута желаемая степень полировки.

Если во время огненного полирования могут остаться легкие неровности, то после глянцевого полирования образуется гладкая, как зеркало, поверхность. Для всех видов обработки эмалевой поверхности не следует использовать употребляемые для металлов шлифовальные и полировальные пасты, так как их остатки из-за высокого содержания жира прочно удерживаются в порах, оставляя на поверхности эмали черные пятна, которые довольно сложно удалить.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: