Содержание
1. Этика отношений в коллективе по «вертикали» и по «горизонтали.
2. Понятие о воображении. Виды воображения.
3. Природа и структура волевого действия.
4. Формы разрядки нервного напряжения.
Этика отношений в коллективе по «вертикали» и по «горизонтали.
Отношения в коллективе "по вертикале" представляют собой отношения управления и подчинения. Каждый управляющий или менеджер оказывается вовлеченным в оба типа отношений - "по вертикали" и "по горизонтали". Причем в отношениях "по вертикали" он выступает в двух ролях:
- как руководитель по отношению к своим подчиненным
- как подчиненный по отношению к своему руководителю.
Как строятся отношения и от чего они зависят рассмотрим на примере.
Поведение руководителя определяется комплексом обстоятельств. Это и специфика производства и род деятельности, морально-психологический климат в коллективе, политическая ситуация в обществе. Но все эти обстоятельства внешние, выступающие как условия действий руководителя. Очень многое зависит от самого руководителя, его личных качеств, предпочтений и готовности быть лидером.
Кроме условного разделения на социально-психологические группы и слои, структура коллектива предполагает формирование микрогрупп, в основе которых лежат личные отношения сотрудников друг к другу, а также их психологическая совместимость, определяющая взаимоотношения между сотрудниками одного уровня. Такие отношения получили название "по горизонтали". В этике делового общения они играют немаловажную роль, потому что в эти отношения вступают не только подчиненные, но и сами руководители вовлечены в отношения "по горизонтали" с другими руководителями своего уровня.
|
Психологическая совместимость выступает базовой в такого рода отношениях. Назовем ее сочетанием личностных качеств отдельных людей. Причем психологически совместимыми могут быть люди как с одинаковыми, так и с разными, но дополняющими друг друга личностными качествами.
Психологическая совместимость может проявляться как симпатия, влечение одного человека к другому. На основе взаимных симпатий в коллективе складываются малые группы единомышленников, которые с удовольствием общаются друг с другом. Наличие таких групп должно использоваться руководителем в интересах управления.
Также есть понятие психологической несовместимости. Это неспособность в критических ситуациях понять друг друга, несинхронность психических реакций, различие во внимании, мышлении, ценностных установках. Также к психологической несовместимости мы можем отнести невозможность дружеских связей, неуважение или неприязнь к друг другу. В целом психологическая несовместимость часто затрудняет либо препятствует совместной деятельности и жизни людей.
Для создания оптимального климата в отношениях "по горизонтали" следует соблюдать ряд требований, предъявляемых ко всем членам коллектива, в том числе и к его руководителю. Основными из них являются следующие:
1. Самоуправление и контроль за собственным поведением, формирование в себе качеств, нужных для дела, приятных окружающим, способствующих для собственного успеха.
2. Координация собственного поведения, темперамента, потребностей, интересов, настроения с окружающими.
|
3.Терпимость к недостаткам, вредным привычкам коллег, к их раздражающим вас взглядам, убеждениям, мнениям.
4. Стремление к взаимопониманию, желание понять другого. Понимание этого обстоятельства - шаг на пути к взаимопониманию.
5. Способность к сочувствию и сопереживанию. Это даже не требование, а скорее ожидание, желаемое.
Рассматривая эти требования с точки зрения этики мы можем придти к выводу, что в основе их лежат такие принципы как гуманизм, коллективизм и индивидуализм. В отношениях "по горизонтали" поведение сотрудников и руководителей конкретизируются в следующих нормах:
способность к реалистической самооценке своего труда, скромность, отсутствие самомнении, открытость;
умение уважать достижения коллег;
подчинение личных интересов стратегическим целям производства или фирмы;
умение не превращать деловые разногласия с коллегами в личную неприязнь и не переносить свои симпатии и антипатии на служебные отношения;
стремление сохранить хорошие отношения с коллегами;
способность координировать собственную точку зрения с мнением коллег;
умение проявлять во взаимоотношениях с коллегам тактичность, стремление к взаимопониманию, сочувствию, сопереживанию.