Конспект урока № 1 по ОБЖ в 8 классе
Тема «Природа и человек. Подготовка к выходу на природу Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ»
Цели урока: 1.
Познакомить учащихся с необходимостью подготовки к походу на природу, что она включает и какое снаряжение необходимо для похода.
Познакомить учащихся с понятиями «бивак», костёр
Научить детей правильно определять место для бивака во время похода на природу.
Изучить меры безопасности при проведении бивачных работ, при разведении костра и при обращении с топором.
Пробудить познавательный интерес учащихся к походам.
Ход урока:
время | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | примечание |
1* | Орг. Момент | Приветствие, доклад об отсутствующих | ||
3* | Введение в курс ОБЖ в 8 классе. | Ребята, сегодня у нас первый урок ОБЖ в 8 классе, мы продолжаем наш интересный курс и, я думаю, вы узнаете много интересного, полезного и значимого для вас. *Какие 3 основные правила безопасности мы знаем? *Давайте вспомним, а чем мы занимались в прошлом году? | Ответы детей | Слайд №1 |
6* | Актуализация знаний. Определение темы урока | Рассказ учителя | Запись темы «Природа и человек, Подготовка к выходу на природу» в тетрадь. | Приложение 1. Презентация, слайды 1-3. |
15* | Вступительная беседа | Сегодня мы совершим небольшое путешествие – поход на природу, связанное различными ситуациями в природных условиях, мы с вами расширим представление о месте выбора для привала, узнаем правила безопасного поведения на природе при разведении костра, подумаем, что же необходимо взять с собой в поход. | Слайд 3 | |
Изучение нового материала: 1. Сборы в поход 2. Знакомство с понятием «Бивак», определение места для бивака и организация бивачных работ» 3. Значение и правила разведения костра | Подготовка к выходу на природу для активного отдыха требует не только определения места и цели похода, разработки маршрута и изучения района похода, но и продуманного подбора и подготовки туристского снаряжения. Выбор туристского снаряжения зависит от вида и особенностей похода (пеший, водный, велосипедный, однодневный или многодневный и т. д.), от времени года и погоды. Всё туристское снаряжение можно разделить на личное, групповое и специальное. Задание «Собери рюкзак»: 1 вариант групповое снаряжение 2 вариант – личное снаряжение Обобщение 2.1 Придя на место стоянки мы должны правильно организовать бивак, и определить правила безопасности при проведении бивачных работ. Как вы думаете, что такое «бивак»? Ребята, а я посмотрела в энциклопедии слово бивак- привал, расположение войск вне населенного пункта под открытым небом. (старинное, французское) Сейчас принято называть таким словом стоянку альпинистов, туристов. Бивак - это место, где остановились туристы и разбили свой лагерь. 2.2 Практическая работа. А теперь попробуйте, пожалуйста, разработать правила, которым должно соответствовать место бивака. А теперь подберем место для разведения костра. Какие вы знаете правила разведения костра? | Выполнение задания в тетради самостоятельно Ответы детей Ответы детей Запись в тетрадь Работа в группах по 2 человека на парте. Обобщение и запись в тетрадь Ответы детей Запись в тетрадь | Слайды 4 -6 Слайды 7- 8 Слайды 9-12 Приложение 2 | |
Итог урока | 1. Итак, с чем мы сегодня познакомились на уроке? 2. Давайте перечислим все требования к биваку? 3. 3. Назовите, какие меры безопасности вы должны соблюдать при разведении костра? | |||
Домашнее задание | Домашнее задание. 1. Составить кроссворд по пройденной теме 2.Вспомните и опишите свой летний поход, проанализируйте свои действия. Были ли допущены ошибки? |
Приложение 1.
Из курса ОБЖ 7 класса мы знаем, что человек для обеспечения своей безопасности и благополучия создал искусственную среду обитания и постоянно совершенствует её: построил города, развил комплексную систему жизнеобеспечения и удовлетворения своих потребностей. При этом человек всё больше отделяется от естественной среду своего обитания – природной среды. И, проводя, большую часто времени вне природы, начал утрачивать способность общаться с ней. но все блага цивилизации не могут заменить человеку то, что даёт человеку общение с природой. Человек и природа - неразделимы. человек неотъемлемая часть природы и не может существовать вне её. Чем больше благ предоставляет нам цивилизация, тем сильнее мы нуждаемся в общении с естественной природной средой, для восстановления своих духовных и физических сил. Чистый лесной или горный воздух, солнечный свет, естественные водоёмы – к этому стремится человек, чтобы укрепить своё здоровье и отвлечься от городской сутолоки.
А так ли безопасна для городского неподготовленного человека природа? Почему? А вот некоторые ребята ещё будучи детьми учатся справляться с этими трудностями, участвуя в соревнованиях «Школа безопасности», в различных туристических слётах.
Приложение 2.
Правила разведения костра
· Все работы с костром или около костра проводить только в рабочих перчатках. Всегда рядом должна находиться ёмкость с водой для тушения огня, лопата.
· Место для костра должно быть ровное, не менее чем в 5 метрах от деревьев.
· Не разводите костёр возле сухих деревьев.
· Площадку для костровища нужно расчистить, убрать сухие ветки, листья, траву.
· Костёр лучше окопать канавкой или обложить камнями, чтобы ограничить распространение огня.
· Для разведения костра нужны спички и дрова. Растопку раскладывают кучкой, делая небольшую камеру с подветренной стороны. Затем растопку обкладывают мелкими веточками в виде «шалаша», а сверху кладут ветки покрупнее, затем дрова.