РАЗДЕЛ 8. ИНФЛЯЦИЯ И БЕЗРАБОТИЦА
Спрос и предложение на рынке труда
В экономической теории существуют различные подходы к анализу рынка труда, из которых вытекают различия в трактовке безработицы: определении ее причин и последствий, классификации ее форм, а также в рекомендациях для политики занятости.
Спрос и предложение на рынке труда | |
Неоклассический подход | Кейнсианский подход |
Ее основные предпосылки: свободный рынок, взаимозаменяемость работников, невмешательство государства, постоянство величины капитала в краткосрочном периоде Кривая спроса на труд имеет нисходящий характер, отражая убывающую производительность всех последующих приращений рабочей силы. Кривая рыночного предложения труда является возрастающей функциейот реальной заработной платы. Равновесие рынка труда обеспечивается благодаря реальной ставке заработной платы (w/p). При данной ставке заработной платы вынужденная безработица отсутствует: все, кто согласен работать по этой ставке, будут заняты. | Ее основные предпосылки: неоднородность спроса и предложения, снижение степени взаимозаменяемости продавцов, монополизм на товарном рынке и рынке труда. Спрос на труд зависит не от уровня заработной платы, а от объема производства в обществе, к-й определяется величиной совокупного спроса. (Y) Ориентиром для предложения труда служит номинальная ставка заработной платы (w). Предложение труда не будет меняться в условиях роста цен, т.е. при снижении реальной заработной платы. Номинальная ставка может меняться только в сторону повышения. Существует вынужденная безработица, обусловленная недостаточным совокупным спросом. Увеличение спроса на рабочую силу является результатом мероприятий государства, стимулирующих рост совокупного спроса в стране. |
|
Формы безработицы
В современной экономической теории в качестве причин безработицы выделяются причины потери работы, затруднений в поиске работы, трудоустройстве. Эти причины лежат в основе выделения различных форм безработицы.
Форма безработицы | Проявления | Причины |
Вынужденная (безработица ожидания) | работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу | нарушение равновесия на рынке труда из-за негибкости заработной платы (вследствие законов о минимуме заработной платы, работы профсоюзов, поднятие заработной платы для улучшения качества труда и т. п. |
- циклическая | разница между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы, вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе. | |
- сезонная | зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики | |
- технологическая | связанна с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней, либо нуждается в более высоком уровне квалификации. | |
Добровольная | связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы | усиливается во время экономического бума и снижается при спаде |
Структурная | обусловлена структурным несовпадением между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. | Научно-технический прогресс и глобализация |
Фрикционная | добровольный поиск работником нового места работы | неудовлетворенность рабочим местом и стремление найти более интересную или лучше оплачиваемую работу, семейные обстоятельства, смена места жительства |
Скрытая | формально занятые, но фактически безработные лица, наличие лиц, желающих работать, но не зарегистрированных в качестве безработных | в результате спада производства рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется; скрытая безработица представлена людьми, переставшими искать работу |
Д/з: Особенности Российской безработицы стр. 414-416 С.Ф.Серегина
|
Характер инфляционных процессов в российской экономике стр 426-428
Антиинфляционная политика стр. 435-437
Полная занятость. Естественный уровень безработицы. Закон Оукена.
Выяснение форм безработицы позволяет подойти к определению понятий «полная занятость» и «естественный уровень безработицы».
Полная занятость предполагает определенный социально приемлемый уровень безработицы, связанный с наличием фрикционной и структурной форм безработицы, но с отсутствием циклической безработицы.
Естественный уровень - это уровень безработицы, формируемый условиями рынка, означающий непременное условие свободы хозяйственной деятельности и контроля над инфляцией.
Довольно трудно точно определить величину естественного уровня. Она постоянно пересматривается. Например, после окончания Второй мировой войны естественный уровень безработицы составлял в США 3%, в 60-е годы XX столетия— 4%, в конце 70-х годов — уже 6,3%, в начале 80-х годов — 6,1%, в 90-е годы снова снизился до 4%, а начале нового века уже поднялся до 5,2%.
|
Рассчитывается естественный процент на основе усреднения уровней фактической безработицы за предшествующие 10 лет и прогнозных оценок на предстоящее десятилетие. При этом эксперты опираются на результаты выборочных обследований, которые в определенной степени искажают масштабы фактической безработицы (следовательно, и естественный уровень безработицы), поскольку с их помощью не удается выявить неформальную занятость, скрытую безработицу и т.п.
Оценить экономические последствия безработицы можно с помощью закона Оукена - отрицательной зависимости между динамикой безработицы и колебаниями ВВП. А мериканский ученый Артур Оукен в 60-е гг. прошлого века установившего эту зависимость на основе эмпирических исследований по материалам американской экономики.
Существуют различные трактовки этого закона:
1-я трактовка закона связывает отклонение фактического уровня безработицы от ее естественного уровня с отклонением фактического ВВП от потенциального, т.е. с разрывом ВВП:
где Y — фактический объем производства; Y* — потенциальный ВВП; и — фактический уровень безработицы; и* — естественный уровень безработицы; ß — эмпирический коэффициент чувствительности ВВП к изменению циклической безработицы.
Коэффициент ß определяется эмпирическим путем, рассчитывается для каждой страны и каждого периода времени.
Так, для США в 1945—1960 гг. на каждый процент уменьшения безработицы приходилось 3% прироста реального ВВП (в дальнейшем для США этот коэффициент стали рассматривать в интервале от двух до трех). Если же использовать закон Оукена для характеристики спада в экономике, то можно сформулировать его так: каждый процент циклической безработицы уменьшает фактический ВВП на 3% по сравнению с потенциальным ВВП. Оукен объяснял это тем, что не все потерявшие работу из-за спада регистрируются в качестве безработных; из-за перевода на сокращенный рабочий день растет скрытая безработица и снижается производительность труда.
Эмпирические исследования связи динамики безработицы и ВВП в США в 60—70-е гг. прошлого века показали, что если уровень безработицы не изменяется, то темп прироста реального ВВП составляет 3%. Или иначе: для сохранения безработицы на неизменном уровне необходим ежегодный прирост ВВП около 3%.
2-я трактовка закона связана с соотнесением ежегодных изменений уровня фактической безработицы и ежегодных изменений реального ВВП:
где Y - фактический ВВП в текущем году; Y-1 - фактический ВВП в прошлом году; и - фактический уровень безработицы в текущем году; и-1 — фактический уровень безработицы в прошлом году.
3% - среднегодовой темп роста потенциального ВВП в развитых странах, обусловленный увеличением количества ресурсов (труда и капитала) и технологическим прогрессом;
2 – коэффициент, показывающий, на сколько процентов сокращается фактический ВВП при росте уровня безработицы на 1 процентный пункт при отсутствии экономического роста и поэтому являющийся коэффициентом чувствительности изменения ВВП к изменению ежегодного фактического уровня безработицы.
Не существует единого значения коэффициента Оукена для всех стран и временных периодов. Оукен отмечал, что открытая им закономерность характерна именно для США при уровне безработицы от 3 до 7,5%. Коэффициент Оукена показывает, что выпуск зависит не только от технологии, но и от экономической активности, а также от специфических особенностей рынка труда в каждой стране.
Полная занятость в экономике допускает «естественный уровень безработицы», которая держится на уровне 3-5 % в различных странах в зависимости от степени их развитости и структуры экономики.Для количественной характеристики безработицы применяется показатель её уровня.
Уровень безработицы = Б / ТР *100 %,
где Б – число безработных, ТР – численность трудовых ресурсов.
Факторы, влияющие на динамику безработицы:
Демографические – изменение доли экономически активного населения в результате сдвигов в уровне рождаемости, смертности, половозрастной структуре населения, средней продолжительности жизни, в направлениях и объемах миграционных потоков.
Технико-экономические - темпы и направления НТП, обусловливающие экономию рабочей силы.
Экономические - состояние национального производства, инвестиционной активности, финансово-кредитной системы, уровень цен и инфляции.
Организационно-экономические - изменения организационно-правовых форм предприятий в ходе приватизации объектов госсобственности, акционирования предприятий, структурной перестройки существенно влияют на безработицу, так как усиливают трудовую мобильность.
Социально-экономические последствия безработицы:
- недополученный выпуск продукции — отклонение фактического ВВП от потенциального в результате неполного использования совокупной рабочей силы;
- сокращение доходной части федерального бюджета в результате уменьшения налоговых поступлений и снижения выручки от реализации благ;
- прямые потери в личных располагаемых доходах и снижение уровня жизни лиц, ставших безработными, и членов их семей;
- рост затрат общества на защиту работников от потерь, вызванных безработицей: выплату пособий, профессиональную переподготовку и трудоустройство безработных и т. д.
- обесценивание, недоиспользование человеческого потенциала общества,
- формируются контингенты лиц склонных к поступкам, противоречащим принятым социальным нормам и ценностям.
Политика занятости
Осуществляемые государством при проведении политики занятости меры:
- прямого воздействия - различные программы создания рабочих мест, программы образования, профессиональной подготовки и переподготовки, мероприятия региональной политики, изменения в трудовом законодательстве и
- косвенного воздействия - налоговая, кредитно-денежная политика, субсидирование предпринимателей для трудоустройства безработных и организации производственного обучения и переподготовки, а также другие меры общеэкономического характера.