Теоретическое занятие о пасхальной аранжировке.




«Пасхальная аранжировка» - декоративная композиция к Пасхе, цветочно-декоративная композиция из живых и сухих растений. Но этот разряд аранжировочных работ, для которых даже самого большого мастерства и вкуса мало, необходимы еще знания исторических национальных традиций, обрядов. Сказанное в полной мере относится к аранжировкам пасхального цикла.

Праздник этот родился у древних иудеев в честь исхода их из египетского рабства, и его название Пейсах дословно обозначает «прохождение». С библейских времен и до сегодняшних дней он отмечается очень торжественно по красивому и строгому ритуалу. В книгах об израильской аранжировке приводится такое указание: стол покрывают голубой скатертью (цвет звезды Давида), а на белой салфетке в графине или в кувшине с вином ставят четыре розы. Ведь большая часть обрядов пасхального ужина основана на принципе многократного сотворения благодарности за четыре проявления Божьего милосердия. От пейсаха произошло греческое слово «Пасха». У Христиан этот праздник Воскресения спасителя. Отмечать его начинают за неделю – с того момента, как состоялся торжественный въезд Иисуса в Иерусалим на молодом осле. «Желая выразить чувства свои, одни бросали древесные ветви на пути, другие постилали одежды свои по дороге. Многие же взяли пальмовые ветви (знак царской власти) и вышли на встречу, возглашая: «Осанна!» - читаем мы в одной из старых книг. До сих пор во многих христианских странах воскресенье перед пасхой называют пальмовым, но чаще все же праздник носит имя тех местных растений, из которых народ собирает в этот день букеты для освящения в церкви: День олив – в Италии, Самшитовая пасха – во Франции, Вербное воскресенье – в России. Обычай отмечать въезд Христа в Иерусалим пришёл к нам из Палестины еще в 16 в. Он называемся «Шествие на осляти», а 6-я неделя Великого поста педелей ваий (т.е. пальмовых ветвей). Первоначально всё действо происходило только за стенами Кремля, но с 17 в. Торжественный ход стали совершать от Успенского собора, за Спасские ворота на Лобное место и в церковь Вход в Иерусалим, что у Покрова на рву (Собор Василия Блаженного). В воскресенье с самого утра здесь расставляли в расписных кадочках «ручные вербы – всякого рода ветви, украшенные деланными цветами, плодами, ягодами, стручьями и даже орехами». На Флоровском мосту водружали самую большую и богато оформленную царскую вербу, перила покрывали английским червчатым сукном, а само Лобное место – коврами и «золотым бархатом, подбитым сукном».

Патриарх с Лобного места осенял народ на все четыре стороны крестным знамением, а затем подносил Государю вайю финиковой пальмы и царскую вербу. Ветки попроще раздавали собравшемуся на площади люду. Затем патриарх садился на осла, которого вели под уздцы два дьяка, и под ноги животному в память о евангельском событии все бросали ветки. В Москве к этому времени появлялись пушистые комочки ивы на ярких побегах, ими народ и запасался. С 1700 года шествие на осле уже не совершалось, но ещё в первой половине 18 в. на исходе 6-й недели Великого поста в субботу люди сходились на Красную площадь полюбоваться царской вербой.

Изготовлением разукрашенных веток занимались искусные государевы мастера, а также монахини Вознесенского монастыря, продававшие «ручные вербы» и «деланные цветы» прямо в кельях. С середины 19 в. торговля стала проходить уже с участием московских цветочниц. Их палатки выстраивались вдоль Кремлёвской стены за неделю до Пасхи в два ряда. К сожалению, от всего этого трогательного ранневесеннего обряда у нас осталось лишь освящение вербных букетиков в церкви. Во многих странах, особенно в провинции, праздничное шествие сохранилось и поныне. Во Франции в собор несут ветки распустившихся деревьев и кустарников, а где и целые «деревья», украшенные цветами, лентами, бумажными игрушками, фруктами, сластями. Голландская «пасхальная пальма» представляет собой палку с самшитовым венком, декорированным цветными флажками, сахарными кольцами, апельсинами, печеньями, яйцами; на верху сооружения красуется выпеченный из теста петушок, иногда всадник на лошади.

Все знают обязательные атрибуты пасхальных аранжировок. Но откуда взялись эти традиции и в чём их смысл? Что касается яиц, то у многих народов – египтян, римлян, персов, греков, галлов – они играли большую роль в весенних обрядах ещё до нашей эры, т.к. считались символом плодородия, возникновения новой жизни. В христианской религии яйцо стало знаком таинства Воскресения, а окрашенное в красный цвет знаменует возрождение нашей кровью Иисуса. Уже в середине века «крашенки» фигурировали в церковных церемониях, их освящали и считали святым подарком. С начала они были одноцветными. Ещё до употребления специальных красок получили широкое распространение естественные средства: луковая шелуха, сено, листья капусты, можжевельник и т.д. Постепенно во многих странах перешли к орнаментальному декору, при этом каждый народ вносил в него свой национальный колорит и символику. Чаще всего изображали крест (вера, верность), солнце (жизнь), сердце (любовь). Интересно, что в хозяйственных отчётах двора английского короля Эдуарда 1 есть записи о 450 яйцах, розданных на пасху в церкви.

К 18 в. роспись яиц стала настоящим искусством – изображались сцены из истории христианства, жития святых, а скандинавы, например, писали даже изречения из Библии, стихи. В России вошла в традицию надпись «ХВ» (Христос Воскрес). Всё чаще на Пасху стали дарить яйца из дерева, фарфора, металла, самоцветов, шоколада, папье-маше. Пасхальные шедевры нашей знаменитой ювелирной фирмы Фаберже и сейчас выставляют лучшие музеи мира.

В праздничных аранжировках крашеные яйца кладут в корзиночки с цветами и зеленью, подвешивают к веткам и «вербным деревьям».

В России непременным элементом пасхальною стола была зеленеющая горка. В книге «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» Валентин Катаев так вспоминает об этих днях своего детства в Одессе: «На кухне зеленела горка, приготовленная для пасхального стола, - пирамидка из щепочек, обтянутая сукном; на это сукно намазывали, как икру, липкие семена кресс-салата, поливали три раза в день, и они вдруг начали произрастать, выпуская из себя сначала бесцветные червячки первых ростков, затем горка зеленела, как хорошо ухоженный газон, и во всей красе и свежести наполняла кухню острым растительным запахом, как бы ждала того дня, когда её окружат крашенными пасхальными яйцами». В северных районах горку «засевали» овсом и другими хлебными злаками, как бы призывая плодородие на поля.

В европейских пасхальных аранжировках, в витринах магазинов, на открытках часто можно увидеть фигурку зайца. Какое отношение он имеет к данному торжеству?

По свидетельству крупного исследователя Д. Фрэзера, заяц упоминается в Ветхом завете в определённом смысле. Известна легенда о том, как луна послала быстро бегающего ушастого утешить мать, потерявшую сына. Вестник должен был передать, что сын воскреснет, как умирает и воскресает луна. Заяц же по дороге несколько раз перепутал текст сообщения, за что и был наказан рассечением губы. Есть и другие трактовки участия зайца в пасхальном ритуале – его плодовитость, раннее потомство, что (как и злаки) якобы призывает урожай на поля. В европейских странах веками существовал обычай прятать перед Пасхой крашеные яйца в саду или ближайшем лесу под кустами. Маленькие дети верили, что их сносит заяц и утром в светлое Христово Воскресенье отправлялись на поиски. При этом большую роль играл цвет найденных яиц, считалось, например, что красные - на счастье.

В некоторых местах бытовали поверья, что пасхальные яйца приносит петух (Бавария), аист (Тюрингия), лиса (Ганновер), а также кукушка, голубь, журавль, глухарь, ягнёнок и т.д. Вот почему обрядовый хлеб и различное печенье часто пекут в виде животных и птиц (в России «жаворонки»). Из цветов, несмотря на круглогодичную ныне культуру многих видов, традиционно используют весенние: белую сирень, ландыш, гиацинты, нарциссы (в старину их даже называли пасхальными лилиями).
В России самым любимым, пожалуй, были гиацинты. «Скоро Пасха с гиацинтами меж окорока, кулича, крашенных яиц, треугольной творожной башни», - писал В.Катаев. Упоминал их, описывая светлый праздник, и поэт Саша Чёрный: «Гиацинты ярки, гиацинты пьяны...».

Вообще до Революции пасхальная флористика у нас была представлена букетами, корзинами, настольными и подвесными «страусиными яйцами». Часто композиции нёс забавный заяц или голубь, а корзиночки напоминали яйца или гнёзда, в которые укладывались крашенки и фигурки птиц.

Ещё один атрибут этого праздника – колокольцы. Согласно легендам многих европейских народов церковные колокола, замолкающие на страстной неделе, улетают за благословением в Рим и, возвращаясь в субботу, приносят пасхальные яйца. Субботняя служба отмечалась церковными звонами, и дети верили, что колокола «сеют крашенные яйца в садах». В аранжировках колокольцы, как и вестники Воскресения, подвешивают на деревянных позолоченных палочках или разноцветных лентах.

Надо отметить, что освящённые вербные букетики и яйца хранились затем в домах как талисманы, защищая от грозы, болезни и других несчастий. У многих народов их относили па кладбище. В России было принято вешать на могильные кресты пасхальные веночки из хвои, вербы, живых и искусственных цветов. Во Франции и ныне сразу после мессы направляются к семейным могилам, монументам погибших возложить освящённую веточку самшита. Нельзя не сказать о ритуальных игpax и обрядах. Кроме известного катания яиц с горки, очень распространёнными были обливания водой и хлестанье друг друга ветками. Считалось, что это может увеличить урожай.

Для «усиления плодородия» в некоторых районах Германии яичную скорлупу с налитой в ней святой водой подвязывали к срезанным древесным побегам и расставляли на пашне. Голландцы устраивали театрализованные представления на природе: разжигали костры, на пасхальной горке устанавливали крашеный столб или шест. Англичане убирали церковь перед Пасхой зелёными ветками и цветами, а в самый канун её в деревнях мальчики и мужчины ходили о дома к дому, исполняя простые драматические сценки на евангельские сюжеты, за что жители награждали их крашеными яйцами и деньгами.

В Австрии существовал обычай перед Пасхой «будить шумом траву». В праздничную ночь выезжали верхом на поля, кормили лошадей молодыми всходами, приносили их домой. Затем этими травами и цветами украшали пасхальный стол. Перед церковью в субботу складывали костёр из старых крестов и венков, а в некоторых районах – из деревьев девяти пород. В ряде стран, видимо как отголоски древнего культа деревьев, совершались пасхальные шествия к старым дубам, а затем весёлые хороводы вокруг них. Знания таких, на первый взгляд далёких от аранжировки, деталей расширяет арсенал пасхальной флористики, позволяет создавать композиции с умётом национального и местного колорита.

Светлый праздник Христова Воскресенья ассоциируется у нас с картинами пробуждающейся природы: залитые солнцем поля, усыпанные фиалками журчащие ручьи, бледно-голубые барвинки на ещё голой коричневой земле, лёгкий запах цветущих верб и орешника. Всё это нашло отражение в пасхальной флористике. Её основные атрибуты: венок, корзина, пирамида, пасхальное дерево (пальма).

Венок изготавливают на обычной основе (лоза, проволока, пластик) и декорируют вечно-зелёными растениями (самшит, туя, можжевельник, рускус, рододендрон). Можно использовать основу из лозы без листового декора, выдержав пропорции изделия. Необходимо придерживаться определённого соотношения толщины и диаметра отверстия. Если оно чрезмерно большое, визуально венок «разрывается», а при слишком малом — сливается в сплошной круг. Наружный диаметр выбирается в зависимости от назначения венка. Так у настольных он составляет 25-40 см. Украшения размещают равномерно в четырёх точках, где в этих целях крепится оазис или мешочки с перлитом, а для неживых растений – куски пенопласта. Главная деталь декора, конечно, крашеные яйца. Их готовят заранее: прокалывают небольшую дырочку, содержимое выпускают, а в отверстие вставляют палочку, укрепляя её клеем ПВА, затем скорлупа раскрашивается разнообразными способами. Одно или несколько яиц ставят в центре, а все остальные компоненты (растения, ленты, бусы, сладости) — вокруг розеткой. По мнению мастеров-флористов, этот праздник — радость для всех, здесь не должно быть каких-либо запретов и декретов.

Надо делать то, чего душа просит.

 

Подготовила педагог дополнительного образования Е.А.Лантратова



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: