ЮЖНО-УРАЛДЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Кафедра «Журналистика и массовые коммуникации»
Дисциплина «Экономика и организация рекламы и связей с общественностью»
ТЕМА: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РЕКЛАМНОГО И PR- МЕНЕДЖМЕНТА.
Реклама и PR как бизнес требуют управления и имеют определенную структуру. Реклама и PR – многоуровневая организационная структура, сложный процесс взаимодействия участников рекламной и и PR-деятельности, которые заинтересованы в ее эффективности.
Рекламная и и PR-деятельность – особый вид деятельности, процесс взаимодействия её участников, результатом которого является производство, продвижение и исследование рекламного продукта с целью стимулирования потребителя. Специфика рекламной деятельности определяется многими факторами – целями, средствами, участниками, местом в структуре экономической деятельности системы рынка.
PR-менеджмент - процесс управления в сфере связей с общественностью, направленный на поддержание благоприятной внешней среды развития организации, а также на создание внутренней корпоративной атмосферы.
Рекламный менеджмент – система элементов, участников, процессов и приемов по определению целей, организации, контролю и информационному обеспечению рекламы в единой системе с другими элементами маркетинга коммуникатора.
Группы функций рекламного и PR-менеджмента:
1. Общие (универсальные) – функции определяющие содержанием управленческой деятельностью и не зависят от специфики ее объектов. Сюда входит: планирование, организация, координация, контроль, стимулирование (мотивация).
2. Специфические – базируются на особенностях объекта управления, т.е. самой рекламы или рекламной кампании. Сюда входят такие функции как: экономические, информационные, коммуникативные, функция стимулирования сбыта, функция регулирования сбыта.
Сфера рекламной и PR - деятельности:
· изучение потребителей продвигаемых товаров и услуг и потенциального рынка;
· стратегическое планирование, определение границ рынка, разработка бюджета;
· принятие тактических решений по смете расходов при выборе средств рекламы и PR, разработка графика;
· производство рекламы (создание телевизионных и радиороликов, печатных объявлений);
· исследование эффективности рекламы.
Субъекты рекламного и PR менеджмента – высшее руководство фирмы-рекламодателя, руководители ее маркетинговой службы, сотрудники рекламных подразделений.
Объекты рекламного и PR менеджмента – потенциальные потребители, торговые посредники, широкое общественное мнение и др.
Основные участники рекламной деятельности:
· рекламодатели – юридические или физические лица, являющиеся заказчиками рекламной деятельности и оплачивающие рекламу (рекламодатель – источник рекламной информации);
· рекламные (PR) агентства – независимые учреждения, выполняющие рекламные функции (рекламное агентство – рекламопроизводитель);
· СМИ или средства размещения рекламы (распространители рекламы) – организации, занимающиеся посредническими услугами в сфере размещения рекламы;
· потребители рекламы и PR – юридические или физические лица, до сведения которых доводится реклама.
Вспомогательные участники рекламной и PR деятельности
· поставщики, фото- и киностудии, художники, типографии и так далее, то есть те, кто помогает изготавливать рекламные материалы;
· исследовательские организации;
· контролирующие учреждения (функции контроля и регулирования рекламной деятельности (государство, конкуренты).
Таким образом, в процесс управления рекламной деятельностью вовлечены не одна фирма – производитель, но и рекламные агентства и СМИ и так далее. Естественно, что система этих отношений сложна. Управление предполагает больший объем действий по проведению и координации работ, в результате которых должен быть получен совокупный продукт, удовлетворяющий все стороны. Поэтому вопросы эффективного управления в области рекламной деятельности весьма актуальны, тем более что уровень потерь в результате промахов в сфере рекламного менеджмента значителен.
Сущность рекламного и PR менеджмента может быть рассмотрена на основе различных концептуальных подходов.
Во-первых, системный подход, в рамках которого реклама и PR рассматриваются как одна из функций подсистем маркетинга. Маркетинг, в свою очередь, является одной из составляющих более крупной системы – общей системы функционирования фирмы в целом. Следовательно, управление рекламой определяется в рамках такого системного подхода как неотъемлемый элемент системы управления маркетингом во взаимосвязи с другими элементами.
Во-вторых, в рамках структурного подхода рекламный и PR менеджмент рассматриваются как процесс взаимодействия основных участников рекламной и PR деятельности (рекламодатель, рекламное агентство, СМИ, потребители).
В-третьих, функциональный подход, основанный на следующих основных функциях: информационное обеспечение процесса управления; целеполагание или планирование; организация и руководство практической реализацией; контроль.
Систему рекламного и PR менеджмента - сложный комплекс элементов, участников процессов и приемов по определению целей, организации, контролю и информационному обеспечению рекламы и PR в единой системе с другими элементами маркетинга коммуникатора. Это системный подход.
Авторы фундаментального учебника по рекламному менеджменту Батра, Майерс, Аакер, сторонники функционального подхода, утверждают, что рекламный и PR менеджмент сконцентрирован на анализе, планировании, контроле и принятии решений центром всей этой деятельности – рекламодателем (базисным субъектом).
Ряд авторов (Гольман, Семенов, Феофанов, Пономарев) различают широкое и узкое понимание рекламного и PR менеджмента.
Рекламный и PR менеджмент – процесс взаимодействия основных участников рекламной и PR деятельности – рекламодателей, производителей, распространителей и потребителей, т.е. рассматривают рекламный и PR менеджмент как управление рекламным и PR процессом в полном объеме. Субъектами рекламного менеджмента считаются руководство фирмы – рекламодателя, руководители ее маркетинговых и рекламных служб, менеджеры по рекламе.
Объектом рекламного и PR менеджмента выступают потребители.
Более узкое понимание – процесс управления рекламной и PR деятельностью ее субъектами.
Б. Д. Семенов в книге «Рекламный менеджмент»[4] акцентирует внимание на координации усилий, согласовании действий всех участников рекламной деятельности. Этот момент является спецификой управления в сфере рекламной деятельности. Рекламный менеджмент – процесс согласования интересов основных участников. Ключевая фигура – менеджер по рекламе.
Требования, предъявляемые к менеджеру по рекламе и PR:
1. Профессиональные навыки:
· умение принимать административные решения;
· коммуникабельность;
· способность (дар) убеждать;
· знание психологии;
· авторитетность;
· организаторские способности;
· способность к координаторской деятельности;
· эрудиция;
· знание современных технологий, что позволяет успешно сотрудничать с творческим контингентом – художники, постановщики, режиссеры и так далее.
2. Личностно-деловые качества:
· способность генерировать идеи;
· умение быть социологом, воспитателем, коллегой и партнером по работе;
· лидерские позиции в коллективе;
· способен разрядить обстановку и уладить конфликты.
Главная задача рекламного менеджера – совместить партнерскую обстановку в коллективе с жесткими требованиями к качеству и срокам реализации каждого конкретного проекта.
Условно рекламный менеджмент можно разделить на следующие виды.
1. Внутренний менеджмент – управление деятельностью рекламного и PR агентства, обеспечивающее его эффективное устойчивое функционирование, целью которого является получение прибыли.
Внутренний менеджмент
Организационный менеджмент | Финансовый менеджмент |
Определение стратегии фирмы. Реализация функций рекламного агентства. Обеспечение эффективного взаимодействия работников. Контроль выполнения задач. | Обеспечивает управление финансовыми потоками. |
2. Внешний менеджмент.
Управление взаимодействием с рекламодателем, СМИ, контролирующими органами, обеспечение устойчивого положения в конкурентной среде.
3. Менеджмент рекламной и PR кампании – управление рекламной и PR деятельностью рекламодателя. Особый вид, успешная реализация которого возможна при условии согласования решений в сфере внутреннего и внешнего менеджмента.
Функции рекламного и PR менеджмента:
1. Функция планирования, причем рекламное и PR агентство планирует как свою собственную деятельность, так и рекламную и PR деятельность клиентов.
2. Функция организации. Она реализуется при формировании структуры рекламного и PR агентства, обеспечении его персоналом, материалами, оборудованием, помещением, средствами, то есть всем необходимым для достижения целей, при руководстве и распределении обязанностей. Очень важна данная функция при организации рекламной и PR кампании.
3. Функция мотивации рекламодателя, собственного персонала.
По сути это система Sales promotion – материальные и моральные стимулы для оптимизации взаимодействия.
4. Функция всеобщего контроля:
· рекламодатель и рекламное и PR агентство;
· рекламное (РR) агентство и СМИ.
5. Функция координации обеспечивает согласованность, непрерывность действий.
В рекламном и PR менеджменте возможно применение различных подходов к управлению. В зависимости от ситуации цели, способы, акценты в управлении могут быть:
- управление по результатам основано на анализе предыдущих решений;
- управление по целям основано на моделировании, прогнозе будущей ситуации с заранее заданными параметрами;
- управление поддерживающее или стимулирующее: создание рекламы – творческий процесс, поэтому основа подхода – активизирование, стимуляция творческого потенциала всех субъектов;
- управление организацией рекламной и PR кампании;
- управление в условиях повышенной конкуренции;
- управление на основе систематического контроля;
- управленческие концепции, соответствующие концепциям управления маркетингом.