ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЙ




Пути формирования грамматически правильной речи определяются на
основе знаний общих закономерностей становления речи, изучения
грамматических навыков детей данной группы и анализа причин их
грамматических ошибок.

Пути формирования грамматически правильной речи:

1. Создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной
речи; повышение речевой культуры взрослых;

2. Специальное обучение детей трудным грамматическим формам,
направленное на предупреждение ошибок;

3. Формирование грамматических навыков в практике речевого общения;

4. Исправление грамматических ошибок.

Успешное формирование грамматически правильной речи возможно
при условии понимания причин детских ошибок в обрасти грамматики и
учёта их при выборе методов и приёмов работы.
Грамматические ошибки дошкольников определяются разными
факторами:

- общими психофизиологическими закономерностями развития ребёнка
(развитие внимания, памяти, мышления, состояния нервных процессов);

- трудностями овладения грамматическим строем языка и уровнем его
освоения;

- запасом знаний об окружающем мире и объёмом словаря, а также
состоянием речевого аппарата и уровнем развития фонематического
восприятия речи;

- неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды;

- педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской
речи.

Создание благоприятной языковой среды – одно из условий
грамотной речи детей. В силу большой подражательности ребёнок
заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов,
речевые обороты, стиль общения в целом.
Е.И. Тихеева, требуя абсолютной грамотности воспитателя, призывала
к повышению культуры речи всех окружающих ребёнка людей.

Формирование грамматически правильной речи осуществляется
двумя путями
: в непосредственно образовательной деятельности (НОД) и в
воспитании грамматических навыков в повседневном общении.
В НОД дети усваивают те грамматические формы, которые
невозможно усвоить в повседневном общении. В основном это самые
трудные, нетипичные формы изменения слов: образование повелительного
наклонения глаголов (езжай, ляг, беги, ищи, рисуй), изменение
существительного в родительном падеже множественного числа (сапог,
этажей, медведей)
, употребление разноспрягаемого глагол а хотеть и др.
В НОД дети учатся изменять слова (морфология), строить предложения
(синтаксис) и образовывать формы слов (словообразование). Эти задачи
реализуются в комплексе, во взаимосвязи и взаимодействии с решением
других речевых задач.

Системой словоизменения овладевают в младшем и среднем
возрасте, системой словообразования
– начиная со средней группы. В
средних и старших группах процесс формирования словообразовательных
умений характеризуется интенсивностью, творчеством. В подготовительной
к школе группе начинает складываться знание норм словообразования.
В усвоении грамматических средств и способов языка выделяют
несколько этапов: вначале перед детьми ставится задача понимать смысл
сказанного (ориентируясь на окончание существительного, различать, где
один предмет, а где много). Далее – использовать то или другое
грамматическое средство в своей речи, говорить так, как говорят другие,
заимствовать грамматическую форму из речи окружающих. Более сложная
задача – самостоятельно образовывать формы нового слова по аналогии со
знакомым (жеребята, медвежата по аналогии словоформой – котята). И,
наконец, более трудная задача – оценивать грамматическую правильность
своей и чужой речи, определять, можно или нельзя так сказать.
При планировании НОД важно правильно определять программное
содержание. Рекомендуется отбирать те формы и те способы их образования,
которые затрудняют детей. Наряду с трудной формой следует брать и лёгкие,
хорошо усвоенные детьми (блюдце - блюдец, матрёшка – матрёшки –
матрёшек). Обучая детей способу образования слов, обозначающих
детёнышей животных, следует давать не только форму именительного
падежа множественного числа (у кошки – котята), но и форму
именительного падежа единственного числа (у кошки – котёнок; кошка –
котёнок – котята), а также формы родительного и творительного падежей
(кошки, котёнка, котят).
Материал для упражнений подбирается так, чтобы были представлены
не только слова одной грамматической формы, но и близкие им, уже
известные детям.

Для прочного усвоения словоизменения, для выработки
динамического стереотипа на различные грамматические конструкции
необходимо многократное повторение трудных форм.
МЕТОДЫИ ПРИЁМЫ

К методам относятся дидактические игры, игры-драматизации,
словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов
и сказок. Эти методы могут выступать и в качестве приёмов при
использовании других методов.
Дидактические игры и игры-драматизации проводятся с детьми
младшего и среднего возраста. Упражнения – преимущественно с детьми
старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления
грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности
проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз
упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры
могут проводиться с игрушками, предметами и картинками, а также в форме
словесных игр. К каждой дидактической игре чётко определяется
программное содержание. Обязательные требования к наглядному
материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать
конкретные образы, будить мысль.
Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сценки
(мини-спектакли) с игрушками. Вначале режиссёром бывает сам
воспитатель, позднее – ребёнок (День рождение куклы).
Специальные упражнения направлены на формирование
грамматических навыков в области морфологии, синтаксиса и
словообразования. К.Д. Ушинским были разработаны образцы упражнений
для «первоначального учения родному языку».
Словообразование:

· гнездо птицы или птичье гнездо,

· хвост лошади или…

· хвост лисицы или…

· верность собаки или…

· лапка лягушки или…

· лапа медведя или…

Морфология:

· железо тяжело, но свинец ещё тяжелее,

· лошадь высока, но верблюд ещё…(выше),

· белка хитра, но лисица ещё…(хитрее) и пр.

Е.И.Тихеевой были разработаны упражнения для развития речи
дошкольников, в том числе и для развития её синтаксической стороны: на
распространение предложений, на добавление придаточных предложений.
Рассматривание картин, в основном, сюжетных, используется для
формирования умения строить простые и сложные предложения.
Пересказ коротких рассказов и сказок – ценное средство для
обучения детей построению предложений, так как само художественное
произведение является образцом правильной в грамматическом отношении
речи.

А.М. Бородич выделяет активные приёмы обучения,
предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на
правильной словоформе, словосочетании. На первоначальном этапе ведущую
роль играет образец речи педагога. Возможно прямое указание,
выделяющее трудное слово из контекста, предложение его запомнить,
поучиться правильно говорить. В старших группах уместно дать
мотивировку учебного задания: «Придумайте предложения со словом
пианино. Напомню вам, что это слово всегда говорится одинаково: около
пианино, два пианино. Запомните это. Ведь каждый хочет скорее научиться
говорить правильно, без ошибки».

В работе над правильной речью используется и такой эффективный
приём, как сравнение. Используются и такие приёмы, как исправление и
подсказ.

Используются и такие приёмы, как создание проблемных ситуаций;
вопросы подсказывающего и оценочногохарактера; привлечение детей к
исправлению ошибок, напоминание о том, как сказать правильно и пр.
В морфологии, синтаксисе и словообразовании используют типичные
только для этого раздела приёмы работы с детьми. В словообразовании,
например, используется приём раскрытия словообразовательного значения
слова: «Сахарница так называется потому, что это специальная посуда для
сахара».

ИСПРАВЛЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК

Методика исправления ошибок в достаточной степени разработана
О.И. Соловьёвой, А.М. Бородич. Основные её положения:

· Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают
осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить
правильно.

· Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление
неправильных условных связей как у того ребёнка, который говорит,
так и у тех детей, которые его слышат.

· Не повторять за ребёнком неправильную форму, а предлагать ему
подумать, как сказать правильно. Нужно сразу дать ребёнку образец
правильной речи и предложить повторить его.

· Ошибки следует исправлять тактично, доброжелательно.

· С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок
заключается в основном в том, что воспитатель, исправляя ошибку, подругому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребёнок
сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков». –
«Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и
поставили много чашек».

· Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и
самостоятельно исправлять их.

· В качестве образца используется пример правильной речи одного из
детей.

· При исправлении детских ошибок не следует быть слишком
навязчивым, необходимо учитывать обстановку, быть внимательным и
чутким собеседником.

Домашнее задание:

1. Составить картотеку дидактических игр по граммстрою (не менее трёх на возрастную группу, в которой проходите практику), используя предложенную литературу.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева М.М. Яшина В.И..Методика развития речи и обучения языку
дошкольников, М., «Академия», 1997 г.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей, М., «Просвещение», 1981 г.

3. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей
дошкольного возраста, М., ВЛАДОС, 2003 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: